Содержание

Новогодний автопробег

Вокруг Балтики и Рождество в Праге

Часть I: Хельсинки

 

Идея
Петербург
Финляндия
Хельсинки
Kiasma

Паром
Швеция
Стокгольм
Moderna Museet
Паром
Дания

Копенгаген
Христиания
Каналы
Паром
Германия

Берлин
Музейный остров

 

Январь 2014 г.

Маршрут: Москва – Санкт-Петербург* – Хельсинки* – (паром*) – Стокгольм – Хельсинборг – (паром) – Хельсингер – Копенгаген* – Гедсер – (паром) – Росток – Берлин* – Прага* – Вроцлав* – Москва

(* Звездочкой отмечены места ночевок)

Экипаж: Ворчун, жена Ворчуна, дочь Ворчуна (13 лет)

Транспорт: автомобиль Mazda MPV, паромы и прогулочные катера в Стокгольме и Копенгагене, трамвай в Праге

Продолжительность: 8 дней, 4 800 км


Идея

Родители, вдохновленные прошлогодним путешествием в Париж (здесь когда-нибудь появится ссылка на рассказ о нем), высказали пожелание посмотреть Хельсинки и Прагу. Что ж, заявка принята, составляем культурную программу. В конце концов, маршрут получается таким:
• традиционное новогоднее застолье в Петербурге;
• столь же традиционное посещение Финляндии с погрузкой на паром в Хельсинки;
• обзорная экскурсия по Стокгольму с последующим переездом в Копенгаген;
• кратчайшим маршрутом в Берлин, оттуда в Прагу;
• возвращение домой через Вроцлав – Варшаву – Брест.

Были забронированы гостиницы на всем маршруте через сайт www.booking.com, билеты на паромы приобретались заранее через www.paromy.ru.

За неделю до старта родители поняли, что здоровье не отпустит их в столь долгую поездку. Жаль! Хорошо хоть брони отелей были отменяемые. Пришлось ехать втроем, в 101-ый раз смотреть Хельсинки и Стокгольм… Впрочем, оглядываясь назад, нельзя не признать, что все, что ни делается – к лучшему: не знаю, как мама-с-папой справились бы с программой, столь насыщенной поздними переездами и интенсивными забегами по городам. Путешествие получились отнюдь не скучным!

Подготовка. Необходимые вещи

По прежнему опыту зимних автопутешествий сформировали список необходимых вещей:
• Паспорта (с «открытыми» греческими визами);
• Медицинские страховки и «зеленая карта» (приобретались за неделю до поездки);
• Теплое белье (уберечься от пронизывающего холода в северных столицах);
• Легкие куртки для машины и на случай теплой погоды;
• Обязательно по две пары обуви!
• Купальные костюмы для аквапарков/купален/саун (не пригодились);
• Фонарик и комплект батареек – в машину на всякий случай;
• Фотоаппарат, зарядка, доп. SD-карта, штатив (ни разу не достали, про sd-карту напишем отдельно);
• Бинокль (наблюдать за пейзажем с паромов и высотных точек);
• Парковочные часы (для Финляндии);
• Мелочь в евро, шведских кронах и злотые в любом виде, а также белорусские рубли.

Подготовка автомобиля включала проверку ходовой, замену пары лампочек в задних фонарях, а также обтяжку болтов ступиц колес и подкачку шин. Некоторую проблему представлял запрет на шипованную резину в Германии/Польше, поэтому я запасся длинноносыми пассатижами-утконосами. Впрочем, в замечательной китайской резине «Federal» за три сезона шипов практически не осталось.


30-31 декабря 2013, понедельник-вторник. Переезд в Петербург, дневной пробег – 350 км

Первой частью нашего марлезонского балета было добраться до Петербурга в достаточное для встречи Нового года время. Отпросившись с работы на последний практически уже нерабочий день, выехали из Москвы вечером 30 декабря. В половине первого ночи разместились на ночлег в высшей степени достойной гостинице «Оникс» в Торжке.

Гостиница «Оникс»
Адрес: Торжок, ул. Медниковых, 4
Телефон: +7 (4822) 614141
Сайт: www.onix-hotels.ru/torzhok/

Правда, в России всегда происходят какие-то приколы – на этот раз ресторан закрыли на подготовку к новогоднему застолью, и для завтрака нам выделили один из номеров на первом этаже. Пришлось завтракать практически в постели, причем чужой:-). Впрочем, вкус и ассортимент завтрака это нисколько не умалило, и, подкрепившись, мы бодро продолжили наш путь в Питер. Трафик был минимальный, даже Волочек не отнял ни одной лишней минуты (объездную тогда еще не запустили), в СПб мы приехали в 17:00.

Там наши интересы разделились – сын отправился тусить со сверстниками (с нами в путешествие он не поехал, его ждал обратный билет на поезд в Москву на следующий день), жена с дочкой осталась помогать родителям, а кое-кому пришлось мыть машину – после дороги между двумя крупнейшими городами России ехать на таком транспорте за границу – себя не уважать. Найти мойку, впрочем, оказалось нелегко – никто не хотел въезжать в следующий год на грязном автомобиле, но методичный объезд привел-таки к успеху.

Отметили Новый Год.


1 января 2014, среда. Переезд в Финляндию, дневной пробег – 400 км

18:00 – выезжаем из Санкт-Петербурга по Выборгскому шоссе. Снега нет, но и не видно ничего – тусклая разметка и соль, мутью остающаяся на лобовом стекле и фарах. Эти 180 км до Выборга – всегда самая неприятная часть пути что в ту, что в другую сторону.

В России вообще всегда крайности – на трассе полно тех, кто несется (куда, блин! Не видно же ни фига) и тех, кто еле тащится. Особенно неприятно, кстати, последнее: «тошноты» ломают стройный пелетон; постоянно приходится вылезать на встречку для обгона – довольно-таки рискованный маневр в условиях плохой видимости, невнятной разметки и мысли о том, что не все воздерживались накануне от возлияний. Когда же, наконец, в нашей стране появятся нормальные дороги?

Наконец, уходим на Выборгскую объездную, там хорошо, пусто, спокойно… Традиционная заправка на «Лукойле» – впрочем, традиции надо менять, слишком много народу здесь стало толкаться в последнее время, лучше уж терпеть до Кондратьево, там есть «Несте», да и Финляндия с ее дорогущим бензином ближе.

21:00 – переходим границу на п/п Торфяновка – Ваалимаа. На формальности уходит полчаса. В дьюти-фри (у которого, кстати, толпа сородичей) даже не заглядываем – ввоз алкоголя в Финляндию в нашем случае запрещен, а косметику и парфюмерию лучше покупать на паромах: и выбор богаче, и цена интереснее.

«Куда?» – единственный и традиционный вопрос финского пограничника. Штампы шлеп-шлеп. Понеслись в Хельсинки.

Финляндия
Валюта – евро. Курс 44,50 руб/ 1 евро
Время: Мск –2 ч

Из-за ремонтов на трассе Хельсинки-Ваалимаа (там сейчас строят автобан) дорога заняла немного больше времени, чем обычно, и через два с чем-то часа мы пытаемся припарковаться у гостиницы. Наматываем пару кругов в поисках свободного места – все занято. Приходится спускаться в подземный гараж (25 евро), что практически вдвое дороже уличной парковки. Впрочем, в таком случае машину можно не полностью разгружать, оставив часть вещей в салоне.

Фото с сайта отеля.

Scandic Grand Marina
Address: Katajanokanlaituri 7 Helsinki, 00160 Finland
Телефон: +35 8 91 66 61

Отель находится прямо возле паромного терминала Viking Line. В наших планах завтра погулять по центру, оставив машину на гостиничной парковке. Расположение очень удобное – после культурной программы или шопинга не нужно психовать, если ненароком заплутаешь в городе или угодишь в пробку. Добрел до гостиницы пешочком, завел мотор – и ты уже в очереди на паром.

На сайте www.booking.com отельеры обещают виды с террасы на город и бухту. На ресепшн интересуемся, где, мол, эта замечательная терраса. Ни о чем подобном персонал гостиницы, впрочем, слыхом не слыхивал, но из окна нашего номера открывается вполне симпатичный обзор на гавань.

Разместившись в довольно просторном семейном номере, мы решили отужинать в местном ресторане. Там было весьма оживленно, однако, несмотря на то, что на табличке у входа часы работы были обозначены «до 22.30», нам объяснили, что точка общепита уже час как закрыта. Пришлось питаться, чем Бог послал, то есть сэндвичами из бара и тем, что заботливо собрали нам в дорогу мамы.

Сон в финских гостиницах практически всегда изумительный. Наверное, дело в каких-то особо удобных кроватях. Мы даже задумались, не прикупить ли нам здесь что-нибудь подобное.


2 января 2014, четверг. Прогулка по Хельсинки, паром в Стокгольм. Дневной пробег – 1 км

Спустившись к завтраку, мы удивились обилию народа в ресторане. С местами была напряженка. С большим трудом отыскали свободный столик, на котором оставалось, как мы поняли, два стакана с чьим-то недопитым соком, а оставшуюся посуду как раз убирала официантка. Поставили тарелки с едой и отправились за напитками. Нашему недоумению не было предела, когда вернувшись, обнаружили за столиком двух как ни в чем не бывало трапезничающих француженок. «Наверное, здесь так принято», – подумали мы, хотя с подобной непринужденностью в Европе столкнулись впервые. Проблемы бы никакой не было, но нас трое, а столик рассчитан на четверых. Пришлось искать другое место, тогда как франкоговорящие дамочки продолжали о чем-то трепаться, даже не поведя бровью.

Отель, в котором мы разместились, находится рядом с русской церковью Успения Богородицы. Сколько раз мы бывали в Хельсинки, но в нее как-то ни разу не попадали. А тут – сам Бог велел.

Поднявшись наверх, мы уж было подумали, что нам снова не повезло, так как все солидные врата, похожие на вход в храм, оказались закрыты. Внутрь вела маленькая, ничем не примечательная дверца.

Не успели мы переступить порог довольно пустынного храма, как следом за нами устремилась целая толпа паломников, которые стали истово прикладываться ко всем иконам, а потом неожиданно построились и запели псалмы. «Вот это да!» – подумали мы и устремились в храм современного искусства. Свой выбор мы остановили на музее Kiasma.

Наш маршрут на плане.

Вид на центр Хельсинки от Успенской церкви.

Старая ратуша. Трамвай огибает Сенатскую площадь.

Кафедральный собор.

Продвигаясь по Алексантеринкату, мы не могли не запечатлеть барельефы, прославившиеся благодаря рекламе одной известной черно-желтой телекоммуникационной компании. Словно вторя им, надписи на желтом фоне «Ale» (распродажа/скидки) в витринах магазинов призывали пошире открыть свои кошельки.

Аллё! Возьми трубку!

Здание страхового общества «Похьола» (Pohjolan talo)
Aleksanterinkatu, 44

Здание предназначалось для штаб-квартир двух финских страховых обществ – Pohjola и Kullervo (названия обеих происходят из эпоса «Калевала», что было вполне в духе того времени; в частности, Похьёла – далекая суровая северная страна, а Куллерво – герой-мститель).

Внимание привлекает каменная резьба, украшающая фасад: гримасничающие тролли, стилизованная финская флора и фауна. Автор скульптурного декора из стеатита, т.н. «мыльного камня» – Хильда Флодин (Флоден?), финская художница, скульптор и график, подруга и ученица Родена.

Арка дома в лучших традициях северного модерна

Универмаг «Aleksi 13», архитектор Селим А. Линдквист (Selim A. Lindqvist), 1900
Aleksanterinkatu № 13, на углу с Mikonkatu

Это одна из первых в Финляндии построек, спроектированная исключительно под торговые и офисные помещения. Интересны башни с яркими мозаичными сценами и скульптуры. Главный вход украшают аллегорические фигуры Прядения и Охоты. В руках у женщины, символизирующей Охоту, – верёвка и копье; у аллегории Прядения в руках моток шерсти, из которого она делает пряжу. Выбор данных аллегорий олицетворял финские ремесла и традиционные занятия.

На площади Трех кузнецов развернулась Рождественская ярмарка. Неунывающие итальянцы продавали сыры и колбасы. Финны разложили изделия народных промыслов. Здесь же поджаривали каштаны: без них в Европе Рождество – не Рождество.

Музей современного искусства Kiasma находится рядом с памятником Маннергейму, напротив Парламента.

Музей современного искусства KIASMA
Адрес: Mannerheiminaukio 2, 00100 Helsinki
Телефон: +358 (0)294 500 501
Сайт: www.kiasma.fi

Kiasma занимает современное здание, где стекло, кажется, преобладает над камнем. В качестве билетиков выдают цветные наклейки с буковкой К, которые следует наклеить на одежду. Гардероб работает, и это радует.

Говорящая голова.

Marianna Uutinen "Posing"

Olav Christopher Jenssen "Panorama / Begonia"

Инсталляций в музее не так много. На малых и больших экранах тут и там мелькают видеоролики. Сюжет этих оживших картин пересказать можно, но, наверное, незачем. Важнее, пожалуй, настроение, которое попытались передать их создатели. У каждого экрана – табличка, на которой указано время просмотра и краткое содержание (идея).

Карандашная скульптура Jacob Dahlgren "Item 18: subject of art"

Диалоги бородатых покрышек (Himo Teimo "Dialogi")

Kimmo Schroderus "Expander"

Markus Copper "Archangel of Seven Seas"

Кит собран из труб старого органа, некогда находившегося в храме города Котки. Вроде как можно услышать "угрожающее бормотание".

Silja Rantanen "Burano"

Очевидно, веселенькая раскраска домиков на одноименном венецианском островке навеяла... Почему только автор расположила кубики перед импровизированным экраном, осталось загадкой. Может быть, она все это видела по телевизору?

Jacob Dahlgren "Чудесный мир абстракции"

Понравилась инсталляция с кучей густо свисающих ленточек, через которые можно проходить туда-сюда. Главное при этом не столкнуться с другими искателями свежих ощущений.

Инсталляция-провокация предлагает испытать тактильное удовольствие от ощупывания разных предметов, насыпанных в деревянные ящички. В одном из них – аккуратненькие оленьи экскременты. Так что лучше сначала вникнуть в прилагаемые подписи.

В целом музей оставляет веселящее ощущение и приятное послевкусие. Тем более это было неожиданно, что ничего особенного мы не ждали.

Обед в музее сильно экономит время и деньги, тем более что финны знают толк в приготовлении блюд из рыбы. Pollock (рыба, а не художник!) удался!

К 16.00 мы встали в очередь на паром "Викинг Лайн".

M/s «Gabriella»
Отправление из Хельсинки в 17.30
Прибытие в Стокгольм в 10:00

Поднявшись в каюту, спохватились, что закрыли машину с брелока. А вдруг будет качка, и сработавшая сигнализация в ноль разрядит аккумулятор? Пришлось молнией метнуться на автомобильную палубу, отключить сигнализацию и покинуть отсек до того, как его закроют на замок – во время путешествия доступ к машинам закрыт. Палубу откроют минут за сорок до прибытия парома в порт Стокгольма.

Главное удовольствие от путешествия на ночном пароме, курсирующем в водах зимней Балтики, – гастрономическое. Бесконечный шведский стол (или буфет) вызывал чувство сожаления о наличии лишь одного отчаянно маленького человеческого желудка. Эх!

С трудом отвалившись от яств, затеяли моцион по палубам. Постояли на корме – мерцающие вдали маяки завораживают – ждешь нового отсвета – не оторваться. Забрались на верхнюю палубу над носом. Там темнотища и никого. Морской ветер, плеск волн, ночное небо. Семь футов под килем!

Часть 2: Стокгольм

Еще почитать:

Первомай в Хельсинки

Штучки-дрючки в Новый Год: Хельсинки – Стокгольм – Брюссель – Амстердам

Еще про Хельсинки: Катаянокка

Наше первое транс-европейское турне тем же "северным путем"

Новогодняя Прибалтика опять же через Хельсинки


 

К содержанию Яндекс.Метрика

Дальше