trassa.narod.ru: Содержание сайта

Штучки-дрючки в Новый Год

Часть 1: Санкт-Петербург – Котка – Хельсинки – Турку – Стокгольм

 

Подготовка

Котка
Хельсинки
Турку
Стокгольм
Гамла Стан
Юнибакен
Корабль Васа

Брюссель
Grand' Place
Atomium
Сакре-Кер
Дом короля

Антверпен
Амстердам
Шарлеруа
Стокгольм
Королевский дворец
Домой


Январь 2010 г.

Маршрут: СПб – Котка* – Хельсинки – Турку – (паром*) – Стокгольм – (самолет) – Шарлеруа – Брюссель** – Амстердам* – Шарлеруа* – (самолет) – Стокгольм – (паром*) – Хельсинки – СПб

* Звездочками отмечены места и количество ночевок

Экипаж: Ворчун, жена Ворчуна, дети Ворчуна (14 и 9 лет)

Транспорт: автомобиль Dodge Caravan, паромы Silja Line, самолеты Ryanair, прокатная машина Mercedes-A180, трамвай в Амстердаме

Продолжительность: 8 дней


Подготовка

Идея новогоднего путешествия возникла еще в сентябре – в соответствии с народной мудростью, сани надо готовить летом. Традиционно залезли на сайт авиа-дискаунтера "Райанэйр" в поисках чего-нибудь вкусненького на новогодние праздники – и с сожалением обнаружили, что из ближайшего к нам Тампере лететь-то особо некуда. Расширили географию поиска… Вспомнили, что наш друг Румир недавно летал "Райанэйром" из Стокгольма в Прагу. Решили, что такой вариант заслуживает личного тестирования, и выбрали для него близкую нам франкофонную область, а именно Бельгию (направление Стокгольм – Брюссель относится к одному из наиболее выгодных предложений авиакомпании).

К маршруту добавился Амстердам – туда непременно хотел зарулить наш сын.

Из Петербурга до Стокгольма можно добраться на пароме. Основных вариантов два:

1) из Турку. Такой паром идет быстрее (отправляясь в 20–21 и прибывая в 6–7 утра) и дешевле. Кроме того, остается больше времени для культурной программы на берегу.

2) из Хельсинки. Такой паром идет дольше, отправляясь в 17–18 часов и прибывая в Стокгольм после 9 утра. Самое то для любителей поесть и поспать.

Расписание ночных паромов из Финляндии в Стокгольм:

Источник:
www.tallinksilja.ru
www.vikingline.fi

Решили опробовать оба варианта: в Стокгольм плыть из Турку, а возвращаться сразу в Хельсинки, чтобы хоть немного отоспаться во время новогодних каникул. Билеты бронировали через Ирину scandcom (scandcom@mail.ru).

Таким образом сформировался маршрут: из Москвы едем в Петербург, там отмечаем Новый Год, затем (традиционно) в Финляндии грузимся на паром в Стокгольм, оттуда самолетом Брюссель, оттуда быстро метнемся в Амстердам – и обратно через Брюссель/Шарлеруа летим в Стокгольм, морем возвращаемся в Хельсинки – Петербург – Москву. Путешествие грозило быть нескучным!

Изначально предполагалось избегать автомобильных поездок по крупным городам: сложности в ориентировании, парковке и пробки – все это не располагало к автомобилю. Решили прокатиться из Брюсселя в Амстердам на поезде. Полазил по сайтам, убедился в бюджетности данного перемещения (123 евро на четверых туда и обратно), начал бронировать гостиницы в Брюсселе и в Амстердаме поближе к железнодорожным вокзалам.

В Брюсселе поезда на Амстердам уходят с Южного вокзала (Gare du Midi), сюда же приходит автобус из аэропорта Шарлеруа – вполне удобно! Забронировал недорогой для Брюсселя "Hotel de France" в непосредственной близости от вокзала.

В Амстердаме тоже удачно подвернулся "A-Train Hotel" прямо напротив железнодорожного вокзала Amsterdam Centraal по какой-то невероятно низкой для такого отеля (и такого номера) цене в 105 евро. Немедленно забронировал (а они, в свою очередь, немедленно списали предоплату).

Пока все складывалось удачно… Но, как иногда бывает, гладко было на бумаге…

При финальной шлифовке маршрута уже накануне выезда выяснилось, что стоимость билетов на поезд Брюссель – Амстердам и обратно из планируемых 123 евро превратилась уже в 339 евро… Вот так! А на некоторых сайтах написано, что "нет нужды заранее покупать билеты, если едете из Брюсселя – а при движении из Амстердама можно нарваться на нехилую очередь в кассах…" Кто ж знал, что купленные заранее билеты на поезд дешевле?

При такой цене на поезд (держим в уме еще и трансферт из Шарлеруа и обратно) прокатный автомобиль кажется не роскошью, а средством передвижения. Бронируем его в "Ависе".

К поездке готовы!

* * *

Перед новогодними праздниками из Москвы мы переместились в Петербург, но этот маршрут мы оставим за рамками нашего повествования.

День 1, пятница, 1 января: Петербург – Котка

Традиционно, на следующий день после встречи Нового Года поехали к бабушкам-дедушкам на Гражданку (район на самом севере Петербурга, оттуда удобно выдвигаться в сторону Финляндии). В очередной раз поели (пообедали и заодно поужинали) и в районе 8 часов вечера отправились в путешествие.

На заправке в Огоньках иду покупать "гринкарту". Долго притоптываю у киоска. Холодно! Наконец, удается проникнуть внутрь. Там ребята из машины с 76 номерами – Ярославль. Страховщица говорит, что и москвичей сегодня много. А ведь только 1 января! Трезвый Новый год становится нормой жизни. С одной стороны, это радует. С другой, нервирует – что ждет нас на границе?

На границу приезжаем к 11 часам вечера. Декларации, бланки которых прихватил у страховщицы, успеваю заполнить, пока нас держат на первом светофоре. Дальше – быстро. Вот только ожидание у окошек паспортного контроля кажется неимоверно долгим – еще бы, на улице минус 20!

У финнов одно хорошо – допрашивают в тепле. Традиционно: "Куда едете?" А я, также традиционно, ему бронь гостиницы в Котке. "Надолго?" – "На неделю". Шлеп-шлеп! Штамп в паспорт, путь в Финляндию свободен. Обе границы проходим за час.

Котка

В гостиницу заваливаемся уже за полночь. Оформляемся, заселяемся, удивляемся: я заказывал семейный номер – в "Кумулюсе" это, как правило, 2 комнаты и 4 полноценные кровати – а здесь нам почему-то предложили двуспальную кровать и разложенный диванчик. Детям предстоит спать вдвоем (а они уже большие!). Сын вообще повыше папы-мамы будет, диванчик ему явно коротковат. В общем, пришлось на диванчике спать нам с женой, всю ночь ворочались…

Hotel "Cumulus"
Address: Tiilikuja 9, Kotka, 48600
Phone: +358 (0)5 269 3100
Site: www.cumulus.fi

Забронируйте отель по этой ссылке и получите 1000 рублей от www.booking.com!

День 2, суббота, 2 января: Котка – Хельсинки – Турку

Завтрак в гостинице включен в цену. Традиционно похвалю – финны умеют потчевать дорогих гостей вкусно и сытно. На завтраке полно соотечественников. Русские за границей стали вести себя чинно, тихо, как вареники в банке… Впрочем, не все: некоторые говорят громко и отчетливо, с гордостью поглядывая на окружающую их "чухню". Все узнали, как классно они вчера прошли границу (очевидно, совсем не так, как другие), и что на стоянке одни московские, ну, и там питерские машины. (На парковке из трех десятков машин только две из Москвы, остальные – из Петербурга). Посмеялись.

При выписке из гостиницы – второй уже за поездку прикол: мне называют сумму на 10 евро большую, чем было заявлено при бронировании. Я удивился, полез в сумку, достал бронь… Ха-ха, а суммы-то в брони и нет! Что ж, ничего не поделаешь, отдаю карту оплачивать счет. Увидев мое недоумение, женщина-портье засуетилась, заизвинялась, подарила мне в подарок скребок для очистки стекла ото льда и шоколадку… Но сумму списала ту, что больше. Смешанные чувства…

Отскребли машину (эх, замолаживает!), решили ее чуть-чуть прогреть, да какой-то "сородич" на дизельном джипе выпустил такое облако сажи, что пришлось сваливать со стоянки не прогреваясь… И куда только финны смотрят?

Выехали из Котки в 10 утра, направились в Хельсинки. Дорога заняла полтора часа. На подъезде к столице Финляндии случился небольшой конфуз: обычно при подготовке к поездке мы составляем план маршрута, куда включаем данные о гостиницах, достопримечательностях, описания, адреса, телефоны, всякие полезности и детали. Как уж так получилось, ума не приложу, но когда при подъезде к Хельсинки мы достали эту распечатку, обнаружилось, что я умудрился забыть окончательную версию, именно ту, куда были вписаны координаты научно-развлекательного центра.

Хельсинки

Успокаиваю себя тем, что на 3-ем транспортном кольце (Kehä III) указатель на "Эврику" неоднократно попадался мне на глаза во время предыдущих поездок.

Kehä III – третье транспортное кольцо по-фински.

Как часто бывает в таких случаях, указатель этот я не заметил… Заехал в аэропорт. Что делать? Спросить-то не у кого, на улицах в пригородах Хельсинки днем, как правило, ни души. Выручил случайно оказавшийся под рукой путеводитель "Финляндия" серии "Вокруг Света": там был адрес "Эврики". Как только ввели его в навигатор, нам, конечно же, сразу стали попадаться указатели.

Научно-познавательный центр "Эврика" / "Heureka", the Finnish Science Centre
Адрес: Tiedepuisto 1, Tikkurila, Vantaa
Сайт: www.heureka.fi

Припарковав машину, через тоннель под железной дорогой идем в "Эврику".

В центре гардероба в нашем понимании нет – лишь обычные вешалки, на которые можно повесить одежду "на свой страх и риск". Либо заабонировать ячейку в камере хранения (за доп. плату).

Сам развлекательный центр состоит из двух ключевых разделов: выставки и планетария. В планетарии показывают научно-познавательные мультфильмы, рассчитанные на детей не старше 10 лет (во всяком случае, нам так показалось). Сложилось также впечатление, что вполне хватит просмотра одного мультфильма.

Билеты в планетарий продаются на строго фиксированные по времени сеансы. Некоторые мультфильмы переведены на русский. Перевод можно слушать через наушники (весьма раздолбанные), которые выдают при входе в кинозал.

Цены (выставка и 1 фильм в планетарии):
Взрослые (с 16 лет) – 20,50 €
Дети (6–15 лет) – 14,00 €
Всего на семью из 4 человек с 1 фильмом: 20.5*2+14*2=69 евро

Вместо билетов выдают круглые наклейки, которые надо прилепить прямо на одежду в районе груди. Этими наклейками декорированы все стены на подходе к развлекательному центру.

Для начала пошли в планетарий, где показывали мультик с весьма неторопливо развивающимся сюжетом. Решили поначалу, что он финский. Оказался немецким. Мне показалось – скучно, детям понравилось. Понятно, что после 4D-кинотеатра в итальянском "Гардаленде" сложно чему-то удивляться, но все равно ожидал большего.

После фильма мы разбежались по аттракционам, делая все, что только можно. А в "Эврике" можно многое.

Например, можно нажимать на кнопки и слушать звуки, издаваемые человеческим организмом. Звуки описаны, кстати, вполне научно. Например, "звук, издаваемый испускаемыми из кишечника газами". Надо ли говорить, что нажимавшие эту кнопку посетители смеялись каким-то смущенным смехом (который, в свою очередь, имеет свое описание, что-то насчет модифицированных дыхательных движений).

За колечко в анусе манекена можно вытянуть весь кишечник и узнать его длину. Познавательно!

На особом (цирковом?) велосипеде можно прокатиться по канату, закрепленному на уровне 2-го этажа. Вообще, довольно страшно, но, зная, что в нижней части велосипеда закреплен груз весом более 100 кг, который исключает переворачивание шайтан-машины, страх ощущается не так остро.

Еще можно почувствовать себя маленьким (в том возрасте, когда пешком под стол ходил) среди предметов, увеличенных в полтора (если мне не изменяет память) раза.

Для фанатов лингвистики устроен языковой глобус: прикладываешь трубку к месту расселения какого-нибудь народа и слышишь, как тебя приветствуют, считают до 10 и еще что-то лопочут непонятное.

По-фински обстоятельно показано, что будет с телами этих юных панк-рокеров в случае, если а) их похоронят или б) кремируют. Это так запало в душу впечатлительному ребенку, что она даже описала эту сцену в своем школьном сочинении на тему "Как я провела каникулы".

Удалось пострелять из звуковой пушки, поговорить по параболическому звуковому транслятору, поднять тросом "Мини", посмотреть, как крысы играют в волейбол, поднять в воздух игрушечный пропеллерный самолет, с научными целями покатать разные шарики, походить по канату и сделать еще массу познавательных дел.

Не удалось покататься на автосимуляторе – толпа народу. Из-за какого-то детского праздника был закрыт кабинет химии (жаль – по слухам, там проводят совершенно потрясающие опыты). Что-то еще прошло мимо нас, но пора было обедать и ехать в Турку.

В общем, с трудом уложившись в 4 часа, детей мы все-таки вытащили.

Про обед в "Эврике" слышал негативные отзывы, но их не разделяю: было очень вкусно и дешево (40 евро за семейный комплексный обед). Возможно, нам просто повезло.

На улице, однако, -17 по Цельсию.

Пообедав, поехали в Турку.

Переезд Хельсинки – Турку (165 км) занял 2 часа (16:00 – 18:00).

Новую автомагистраль, по которой мы ехали в Турку, навигатор не знает. Финны не поленились прорубить в скалах приличное количество туннелей (я насчитал восемь), чтобы сделать достойной дорогу между двумя крупнейшими городами Финляндии. Ее строительство заняло 3 года (с октября 2005 по март 2009, специально проверил по пресс-релизам). Интересно, сколько еще десятков лет потребуется, чтобы сделать четырехполосной на всем протяжении трассу Москва – Петербург?

Турку

В Турку планировали короткую культурную программу, но не успели – плутанули в поисках терминала "Сильи" из-за овладевшей драйвером шизофрении: знаки показывали в одну сторону, навигатор вел в другую, и я не знал, кого же слушаться. В итоге, оказавшись на каких-то задворках Турку, предназначенных, судя по всему, для грузового транспорта, решили все-таки слушаться навигатор, который в итоге вывел нас в центр города и радостно возвестил о том, что мы прибыли в пункт назначения. Позже выяснилось, что я дал неправильный адрес (вместо Linnankatu 91 ввел Linnankatu 1, за что и поплатился стрессом). По счастью, в Турку полно указателей на паром, так что из центра мы довольно уверенно проследовали в порт в плотной веренице петербургских автобусов.

До отправления парома оставалось немногим более часа, что как раз и соответствовало предписаниям билета: Passangers with a vehicle must be at car check-in at the latest 1 hour before depature.

Паром "Europa" компании Silja-Line
Турку – Стокгольм, 20:15 – 6:10
Адрес терминала: Linnankatu 91, Turku, 20100

Каюта "В" маленькая, чуть больше вагонного купе (за счет пары шкафов и туалета), есть телевизор.

Вид на Туркский замок с верхней (открытой) палубы "Европы".

Вид на терминал Viking Line и их "Изабеллу".

Во время плавания на борту устраиваются всякие дискотеки/караоке/песни под гитару, но мы не пошли – завтра нас ожидал ранний подъем. Прогулялись по палубе с магазинами-ресторанами, купили нехитрую снедь к ужину, которую и вкусили в своей каюте – обильно наедаться после новогоднего застолья не хотелось. Легли спать.

День 3, воскресенье, 3 января: Стокгольм – Нючепинг – Шарлеруа – Брюссель

Завтрак на пароме начинается в 5 утра, впрочем, по шведскому времени, которое на 2 часа отстает от московского. В общем, не страшно.

Позавтракав, быстро тащим чемоданы на автомобильную палубу – водителю не следует пропускать время прибытия, иначе может случиться затык при выезде с парома. Не все расторопны – несколько машин так и застряли на палубе. Их пришлось объезжать. К сожалению, на них были российские номера...

Стокгольм

В 6:10 прибыли в Stockholm Vartahamnen. Поехали по знакам на Centrum. Впереди – плотный поток российских автомобилей. У каждой второй – багажник "Туле" на крыше. Лыжники, наверное…

Стокгольм. Велосипеды в снегу.

Навигатор демонстрирует полное незнание центра Стокгольма. Загруженная карта Швеции была обозначена буквами МРЕ. Может, здесь порылась собака? А может быть, мы не понимаем, что центр и "старый город" – разные понятия. В итоге долго катаемся кругами. На улицах ни души.

После очередной серии кругов пришлось брать языка. Спрашиваем у таксиста: где, мол, старый город? "Да вот же!" – тычет тот на указатель прямо над нами. Действительно, Гамла Стан (старый город). Наконец, добираемся до цели.

В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон.

А.Линдгрен "Малыш и Карлсон"

Парковку находим прямо у королевского дворца, вдоль главного фасада которого выстроились автобусы с петербургскими номерами.

Парковка платная. Не очень вдумчиво прочитав надпись на паркомате (видимо, сказывалось раннее время), зачем-то заплатил 25 центов с карты за 15 минут парковки. Потом прочитал внимательно, понял, что платной стоянка становится лишь с 9 утра. Закрыли машину, пошли гулять вокруг королевского дворца.

Холодно, -11 и пронизывающий ветер. Русские группы периодически загораживают объект съемки. И валят, валят – одна за другой.

Путеводители обещают смену караула как любопытное зрелище. Нам достался лишь небольшой отрывок спектакля – развод, происходящий каждые два часа. Процедура не самая красочная, зато короткая. Самое то на стокгольмском морозе.

Заметили, что соотечественники за границей стали приветливее друг к другу. В поисках туалета обратились к гиду одной из групп, та объяснила весьма любезно. С туалетом все же вышел облом – стоит копейки, 5 крон (пол-евро), да вот незадача: он автоматический. А где ж я возьму монетку в пять крон в 7 утра в Стокгольме? (Кроны, конечно, у нас есть, но все они бумажные, других в России не купить).

Совет: собираясь в Швецию, загляните на нумизматический рынок, купите железных монеток!

В итоге поехали на железнодорожный вокзал. (Там, правда, цена аналогичной услуги в 4 раза выше). Вокруг – одни русские тетки!

* * *

Первым пунктом в культурной программе по Стокгольму – "Юнибакен". До его открытия еще 2 часа, и мы нарезаем круги по старому городу.

Благородное собрание – Риддархюсет (Riddarhuset).

В современном Шведском королевстве насчитывается порядка 600 дворянских фамилий, а последнее присвоение титула состоялось в Риддархюсет в 1974 году. Путеводители называют здание одной из наиболее изысканных архитектурных работ в северной Европе (по каким критериям отбирали?) и рассказывают про стены зала заседаний, украшенные тысячами гербов шведской аристократии. Проверить не удалось.

Bondeska palatset.

Некогда резиденция министра финансов Густава Бунде сейчас занята Верховным судом Швеции.

Городская ратуша на острове Кунгсхольмен – один из образцов "национального романтизма"
(1923 год, что удивительно).

Церковь Риддерхольм, усыпальница шведских королей.

В первый и последний раз мы были в Стокгольме 14 лет назад в составе автобусного тура. Из всей той поездки запомнился лишь пронизывающий холод и жуткое желание спать. Сейчас ощущения почти те же. Тем не менее из памяти порой вылезают преудивительнейшие подробности: "самая узкая улочка" и некий маленький мальчик, которого надо обязательно погладить по голове.

Пользуясь случаем (отсутствием запрещающих знаков до 9 утра), едем по старому городу.

Кто не фотографировался с памятником поэту Эверту Тобу, тот не был в Стокгольме.

По Гамла Стану болтаются и организованные группы, и самостоятельные туристы. Все – русские. Выясняю у них, где "самая узкая улочка" и тот маленький мальчик, которого надо обязательно погладить по голове. Экскурсовод одной из групп мне все любезно объясняет, и мы возвращаемся обратно к королевскому дворцу, чтобы исполнить этот священный для туриста ритуал.

Маленький мальчик сидит за финской церковью, желтое здание которой находится справа от королевского дворца. Безошибочно находим его, следуя за толпой соотечественников. Статуэтка эта уже успела обрасти экскурсоводческой байкой – якобы это фигурка Нильса, пролетевшего над Швецией вместе с дикими гусями.

Гладим его по голове – куда ж деваться?

10 утра. Направляемся на остров Юргорден, облюбованный стокгольмскими музеями.

Направо за мостом Djurgardsbron, в 100 метрах от "Юнибакена" есть платная парковка примерно на 100 мест, плата – 25 крон в час.

Ставим машину на парковку. Никаких знаков о ее платности не наблюдаем, но видим, как местные гуськом идут к паркомату. Я к ним – нужно ли платить? Подтвердили и на собственном примере показали, как:
- провести карточкой по считывающему устройству;
- комбинацией клавиш "20", "10" и "5" набрать нужное количество крон к списанию;
- нажать кнопочку с надписью про "билет" – он вылезет из прорези.

(Наличными платить тоже можно, но я не пробовал).

Повторяя их действия, засунул в паркомат карточку и я. Но от жадности набрал всего лишь 25 крон – это только один час парковки! Доплатить прямо сейчас не выйдет: время стоянки отсчитывается от момента платежа, и новый чек получится точно таким же. Наблюдавший за моими действиями швед аж крякнул!

Делать нечего, решили оплатить позже, когда из "Юнибакена" пойдем в музей "Васы".

У входа в "Юнибакен" – толпа народа. Воскресенье, конечно же! Все шведы решили именно сегодня показать Юнибакен своим детям. Не знают, что ли, что у русских новогодние каникулы? Тут же толпы взрослых соотечественников – напуркуа им детский музей? Включено в тур, значит, надо? В общем, прорвались с трудом…

Музей "Юнибакен"
Адрес: Stockholm, Galärvarvsvägen 8
Тел. 08-587 230 00
E-mail: info@junibacken.se
Сайт: www.junibacken.se

Часы работы (в январе 2010): вт–вс 10.00–17.00
Цены: взрослые – 125 крон; дети (3–15 лет) – 110 крон

Когда Астрид Линдгрен предложили устроить музей имени ее самой (редкий случай: при жизни писателя!), знаменитая сказочница поступила иначе – она решила открыть музей сказочных героев.

Чтобы получить максимум впечатлений, конечно, неплохо почитать не только Линдгрен, но и книги других шведских писателей: их герои тоже водятся в "Юнибакене" с избытком. Художественно оформленный путеводитель на русском языке продается уже на выходе, поэтому мы позволим себе несколько подробнее остановиться на описании экспонатов.

Здесь, конечно же, живут муми-тролли (родным языком финской писательницы Туве Янссон был шведский). В Муми-доме все по-настоящему: посуда, мебель, книги…

Это – дом некоей Гуниллы. По незнанию своему мы решили, что речь идет о подружке Малыша из сказки о Карлсоне. Оказалось, Гунилла Бергстрем – широко известная в Швеции писательница.

Фото из Интернета

Корова здесь тоже не случайно – это Мама Му, главная героиня недавно переведенных на русский язык книг Джуджи Висландер ("Мама Му на горке","Мама Му на качелях", "Мама Му на санках" и т.д.).

Почему-то хочется окрестить этого персонажа на декадентский лад: недотыкомкой. Кто это, мы не догадались. Дочка считает, что это – Мимла из "Муми-троллей".

Далее – домик героев Джоржда Юхансона и Йенса Альбома. Об этих писателях мы практически ничего не знаем. Правда, их самый известный персонаж Мулле Мекк нам немного известен по компьютерным играм. Странным образом этот герой в каждой стране обретает новое имя. В немецком переводе это Вилле Веркель, в английском – Фредди Фиксер, а в русской развивающей компьютерной игре – Петрович; его неразлучная собака Буффа трансформировалась при этом в Пирата.

По материалам статьи Ю. Линде "Самый нескучный музей".

Главная часть музея – сказочный поезд. К аттракциону безумная очередь (преимущественно из великовозрастных дядь и теть из российских туристических автобусов). Стояли долго, но оно того стоило: очень интересно и на удивление динамично.

Сопровождающий путешествие рассказ звучит также и на русском: о том, какой язык предпочитаете, спросит девочка при посадке в люльку. Рассказывают интересно, но порой смешно: такое впечатление, что текст написан не носителем языка. Порадовала фраза (про жилище Карлсона): "Что за беспорядок, штучки-дрючки!"

К сожалению, во время прогулки на "сказочном поезде" фотографировать и снимать на видео запрещено. Так что лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. И после посещения аттракциона могу понять тех взрослых, которые стояли с нами в очереди. Даже наш 14-летний сын согласился – интересно!

После "волшебного поезда" экспозиция не кончается – там находится вилла Пеппи-Длинный чулок, которую путеводители упорно называют "Вверх тормашками", но только что прочитавшая книгу дочь уверила меня, что правильное ее название "Курица". Проверил в подлиннике: вилла называется Villekulla. Ничего общего с курицами и тормашками! Кому верить?

Прогулку по "Юнибакену" завершили перекусом в кафе тут же. Побаловались плюшками c замечательными названиями: småkaka, morotskaka... Их так любили Карлсон, Малыш и фрекен Бок!

В сувенирном магазине есть несколько книг на русском: "Карлсон" и уже упомянутый путеводитель по "Юнибакену". Стоят недешево.

* * *

После "Юнибакена" направились в музей "Васы" – он находится рядом. По дороге заглянули на парковку, увидели, что оплаченный на один час талончик вполне со своей функцией справился – несмотря на то, что прошло уже три часа, никакого штрафа на лобовом стекле нет. Я самонадеянно решил, что по воскресеньям шведы дают поблажку русским автотуристам, и не стал доплачивать. Как впоследствии выяснилось – напрасно!

Музей корабля "Васа" (Vasamuseet)
Адрес: Stockholm, Galärvarvsvägen 14
Сайт: www.vasamuseet.se

Часы работы: с сентября по май с 10:00 до 17:00, по средам с 10:00 до 20:00.
Цены в 2010 г.: взрослые 110 SEK (по средам 80 SEK), дети (до 18 лет) бесплатно.

Шведский королевский фрегат "Васа" затонул в 1628 году в стокгольмской гавани на глазах у тысячи зрителей почти сразу же после спуска на воду, совсем недалеко от берега. В 1961 году "Васу" подняли со дна и отреставрировали.

Сегодня это – единственный в мире корабль такого возраста, дошедший до нас в первозданном виде. И не важно, как долго он находился в плавании. Как ни парадоксально, наверное, именно благодаря его неспособности отплыть далеко мы можем познакомиться с жизнью на корабле в те времена.

Экспозиция о жизни на корабле, действительно, наглядна.

Фрегат находится в центре огромного зала, вокруг – галереи на разных уровнях, с которых "Васу" можно рассматривать со всех сторон. Интересно воочию увидеть, чем фок-мачта отличается от грот-мачты, ощутить себя вахтенным на марсе (страшно!), а также узнать, как моряки справляли нужду.

Видите ящик за бушпритом? Это – корабельный туалет, самое опасное место на судне в шторм.

Гальюн (швед. galjon — нос корабля) — первоначально свес в носу парусного судна для установки носового украшения. На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.

Примечательно, что для иллюстрации этой статьи в "Википедии" использовалась фотография "Васы".

Заманивают на просмотр фильма, в котором обещают раскрыть тайну гибели "Васы". Ничего подобного, никакой тайны они не раскрывают. Фильм на английском с достаточно скудной анимацией. Признаться, я рассчитывал увидеть какое-то компьютерное моделирование с пояснениями, гипотезами, прениями и т.п. А мне рассказали детали следствия 350-летней давности и в конце заявили, что никто так и не был наказан за гибель корабля.

В общем, фильм смотреть – только время терять. Тайна гибели "Васы" давно уже сгинула на дне Балтики.

"Васа", имеющий статус "королевского" судна, был огромен и богато украшен скульптурой. Вот только плавать не мог...

"Уважаемые пассажиры! Добро пожаловать на борт нашего комфортабельного авиалайнера! На первой палубе нашего самолета находится ресторан, два бара и бассейн. На второй палубе – казино, бильярд и боулинг, на третьей находятся салоны первого, бизнес и эконом-классов. А теперь со всей этой фигней мы постараемся взлететь!"

Судьба этого судна, действительно, странная – не проплывший и мили, он сегодня дает нам возможность понять, каким был парусный флот четыре столетия назад. И корабль, на самом деле, чудесен... По сравнению с "Титаником" – да. Ему удалось затонуть сразу же, не обременяя пассажиров утомительным плаванием. (Ехидный комментарий штурмана). В общем, мужскую часть компании из музея было не вытащить. Порой до нас доносились реплики наших соотечественниц типа: "Дорогой, ты уже тут третий круг нарезаешь, ну пошли уже..."

Все-таки выбрались. Пошли на парковку. А под дворниками – лист бумаги. Штраф за парковку от какой-то Traffikkontoret. 475 шведских крон (47,5 евро) извольте к оплате!

* * *

По Е-4 поехали в аэропорт "Скавста", что рядом с Нючёпингом (Nyköping), в 110 км от Стокгольма.

Трасса не понравилась: темная и грязная. Ехал почти на ощупь, приклеившись к какому-то медленному аборигену с прицепом. Неужели шведы тоже стали дороги солью посыпать? А вообще, знали бы вы, какое дерьмо фары на "Додже"!

Ехали чуть более 2 часов, включая обед (весьма недурственный) в кафе на заправке.

Заправились сами, заправили машину. Обратили внимание, что на одной из колонок вместо бензина разливают незамерзайку. Эстетично!

Доехали до Нючепинга, далее по указателям на аэропорт. Все же скандинавы молодцы – умеют грамотно расставлять указатели!

Stockholm Skavsta Airport
www.skavsta.se

Аэропорт "Скавста" относительно небольшой, но разобраться, где у него long-term parking, нам оказалось не под силу. Как часто бывает в таких случаях в Европе, на улице ни души, спросить не у кого (а говорят, у них такая плотность населения, что яблоку негде упасть). Случайно увидели какую-то тетку-служительницу аэропорта, обратились к ней за помощью. Она уверенно показала на самый дальний паркинг – туда, мол. А оттуда идти с чемоданами по сугробам ох как не хотелось! Но делать нечего, припарковались. Когда шли к аэропорту, волоча за собой чемоданы, обратили внимание на невесть откуда взявшихся местных, шедших через ангар посреди парковки. Оказалось, там тоже есть паркинг под крышей. Машину переставлять не стали, но изрядно расстроились – крытый паркинг ближе, и машину чистить от снега по приезду не надо было бы...

На регистрации пришлось судорожно распихивать вещи по разным сумкам – та, что запланирована к сдаче в багаж, весит поболее допущенных 15 кг, а за перевес Райанэйр не стесняется рубить капусту.

Встали в очередь в первых рядах – для Райанэйра это актуально, ибо посадочные талоны дают без места. А нам хотелось сесть вместе.

Вылет, однако, задержали почти на час. Прослушав эту информацию, мы послушно сели на скамеечки, но оказалось – зря: вся очередь как стояла, так и осталась стоять. А мы автоматически утратили стратегически важное место поближе к выходу. Правда, в итоге нам достались отнюдь не плохие места в конце салона.

Ryanair, flight-9566
Depart Stockholm (Skavsta) (NYO) 19:05
Arrive Brussels (Charleroi) (CRL) 21:15

Отставание от графика пилоты немного сократили, и в 10 вечера мы приземлились в Шарлеруа.

Brussel South Charleroi Airport
www.charleroi-airport.com

Несмотря на название (Южно-Брюссельский аэропорт), от него до Брюсселя 50 км.

Прокат автомобилей в аэропорту самостоятельно обнаружить не удалось, пришлось обращаться за справкой в информационную службу. Оказалось, прокатчики сидят в соседнем здании.

"Авис" не требует МВУ (чем мне и нравится). Девушка за стойкой попросила какой-нибудь документ, где прописан домашний адрес. Дал ей национальный паспорт. "А, это что-то вроде национального ID?" – спросила она. Кириллица ее не смутила, но адрес в контракте она попросила написать меня самостоятельно. Выразив восхищение Петербургом (надо полагать, авансом, ибо никогда там не была), девушка "прокатала" документы на ксероксе и выдала нам документы и ключи от машины и сказала, где ее искать. Несмотря на то, что я бронировал "Мазду-3", нам достался "Мерседес-А180" (дизель).

Машина оказалась заваленной снегом. Щеток-сметок нет. В бардачке с трудом нашли маленький скребок – им и отряхнулись. И вот тут-то выяснилось, что в шведском аэропорту мы забыли вытащить из "Доджа" навигатор! И ни одной карты с собой, как на грех! Пришлось заезжать на заправку, выяснять дорогу.

Покрутились в поисках выезда на магистраль. Дважды проехали мимо лежащей на крыше "БМВ". Наконец, нашли дорогу, помчались. Приехали в Брюссель уже за полночь.


Часть 2: Брюссель


 

К содержанию Яндекс.Метрика

Дальше