Шедевры Филадельфийского художественного музея
Главная страница

Modern Times в Тель-Авиве:

Шедевры Филадельфийского художественного музея

Главная страница

Израиль

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

728*90

Ноябрь 2018 г.

Соскучившись по культурно-музейному отдыху, едем в Тель-Авив – там открылась выставка импрессионистов. Конечно, мы не можем пройти мимо такого события.

Modern Times, впечатляющая коллекция из 50 шедевров из Филадельфийского художественного музея, открывается сегодня вечером в Тель-Авивском художественном музее. Экспозиция, в хронологическом порядке охватывающая период почти в 90 лет с конца XIX до середины XX века, будет работать в павильоне Сэма и Айалы Закс с 12 октября 2018 года по 2 февраля 2019 года. Она знакомит зрителей с творчеством признанных ныне мастеров, которых в свое время считали бунтарями.

По материалам MidnightEast

Про выставку эту уже сложилась легенда: первоначально созданная для показа исключительно в миланском Палаццо Реале, она – достаточно неожиданно и очень быстро для такого рода событий – развернулась в Тель-Авиве. Говорят, она так впечатлила директора Тель-Авивского художественного музея Сюзанна Ландау, что та сочла делом чести показать ее израильтянам.

Tel Aviv Museum of Art / Тель-Авивский художественный музей
Address: Sderot Sha'ul HaMelech 27, Tel Aviv-Yafo
Internet: www.tamuseum.org.il
Страница о выставке: Modern Times

Начнем обзор в хронологическом порядке. На выставке было представлено, как уже сказано, 50 работ, но в наши объективы попало чуть меньше половины – что-то прошло мимо, а что-то было сложно сфотографировать... К слову, часто слышим странный вопрос: зачем фотографировать картины? Ну вот хотя бы затем, чтобы поделиться ими с читателями – отправлять людей на англоязычный сайт Филадельфийского музея было бы жестко... Впрочем, извольте:

Philadelphia Museum of Art / Филадельфийский музей искусств
Address: 2600 Benjamin Franklin Pkwy, Philadelphia, PA 19130, USA
Internet: www.philamuseum.org

Материалом для подписей послужили музейные аннотации – в вольном авторском пересказе, разумеется. Знали бы вы, сколько воды льют велеречивые искусствоведы в своих рецензиях! Впрочем, довольно вводных – начинаем наш обзор.

Первая работа принадлежит кисти патриарха импрессионизма Эдуарда Мане (при том, что он себя никогда к импрессионистам не причислял, в их выставках не участвовал и всю жизнь страдал от недостатка признания со стороны официального Парижского салона).

Edouard Manet / Эдуард Мане
(1832–1883)
Marine in Holland / Яхтенная пристань в Голландии
1872. Холст, масло. Приобретено у Фонда В. П. Вильстаха

Мане всегда восторгался морем. В семнадцать лет он чуть было не стал моряком, проведя четыре месяца на корабле, но потом все же избрал стезю художника. Морские сюжеты представлены в более чем сорока его полотнах и многочисленных акварелях.

В этой работе художник подчеркивает бодрящие ветры северных широт в отличие от теплой воздушности его французских морских пейзажей.

Картина произвела впечатление на Поля Гогена, который в то время промышлял биржевой торговлей. Впрочем, это не мешало ему быть и поклонником творчества импрессионистов. Он приобрел эту картину. Впоследствии она поддержала карьеру художника – когда Гоген отошел от дел и вплотную занялся живописью, полотно приобрел Александр Кассатт из Филадельфии. С этим именем мы познакомимся чуть позже.

Вспомнив шутливое утверждение о том, что "Моне – пятна, а Мане – люди" (а как еще отличить художников со столь совпадающими фамилиями?), убедимся в его неуниверсальности.

Claude Monet / Клод Моне
(1840–1926)
The Zuiderkerk, Amsterdam (Looking up the Groenburgwal) /
Зюйдеркерк, Амстердам (вид на Гренбургвал)
1874. Холст, масло. Приобретено у Фонда У. П. Уилстаха

Моне нарисовал этот солнечный вид на Зюйдеркерк (Южную церковь), скорее всего, с баржи на Биннен Амстел – одной из самых оживленных водных артерий города. Вид на канал Гренбургвал описывает будни Старого города. Толпа валит через мост, слева – маленький дом паромщика с баржами, ожидающими погрузки. Эта сцена была знакома современникам по бесчисленным гравюрам, фотографиям и иллюстрациям Амстердама. Впрочем, беспокойный мерцающий мазок Моне акцентирует внимание не столько на архитектуре или жителях города, сколько на цвете и отражении дневного света в водах канала.

Pierre-Auguste Renoir / Пьер Огюст Ренуар
(1841–1919)
The Grands Boulevards /Большие бульвары
1875. Холст, масло. Коллекция Генри П. Макллхенни

Эта картина была создана через год после того, как в Париже состоялась первая выставка импрессионистов. На ней изображен один из Больших бульваров, широких новых проспектов, проложенных во время масштабной реконструкции города бароном Османом в 1850-х – 1860-х годах.

Возможно, это – один из самых знаменитых видов Парижа 1870-х. Ренуар явно наслаждается городской суматохой, движением экипажей, бойкой торговлей и игрой света, проникающего сквозь верхушки деревьев.

Mary Cassatt / Мэри Кассатт
(1844–1926)
Woman with a Pearl Necklace in a Loge/
Женщина с жемчужным ожерельем в ложе
1879. Холст, масло. Завещание Шарлотты Дорранс Райт

Мэри Кассатт – единственная американка, принявшая участие в движении импрессионистов. В 1871 году, после завершения курса Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии, она переехала во Францию, где и провела большую часть своей жизни. Была дружна с Эдгаром Дега и другими художниками. Интерес Кассатт к ночной жизни Парижа проявился в серии театральных сцен, созданных в конце 1870-х.

«Женщина с жемчужным ожерельем в ложе» выставлялась на четвертой выставке импрессионистов, где получила массу положительных откликов. По мнению экспертов, в роли модели выступила сестра художницы Лидия. Она сидит перед зеркалом с отраженными за ней балконами Парижской оперы. Очевидно, ее привлекает не сколько происходящее на сцене, сколько желание себя показать и людей посмотреть...

Искусствоведы причисляют картину к лучшим работам Кассатт. Игра художницы с искусственным светом – в частности, сильными тенями, которые он отбрасывает, его влиянием на тона кожи и одежды – демонстрирует влияние друга Кассатт Эдгара Дега.

Edgar Degas / Эдгар Дега
(1834–1917)
The Ballet Class / Урок балета
ок. 1880. Холст, масло. Приобретено у Фонда У. П. Уилстаха

Эдгар Дега более всего известен изображением артистов парижского балета XIX века.

На первый взгляд, на этой картине Дега запечатлел мимолетную сцену: танцовщицы репетируют под бдительным взором наставницы, читающей газету. На самом же деле, это – тщательно продуманная композиция, в которой нет ничего случайного. Просветка картины лучами рентгена показывает, что почти каждая фигура была каким-то образом переработана и усовершенствована. Последние изменения Дега внес перед продажей картины Мэри Кассатт.

Работа стала первым серьезным приобретением для коллекции ее брата Александра, вице-президента Пенсильванской железной дороги. Отправленная в Филадельфию в июне 1881 года, картина оставалась в коллекции семьи Кассатт до ее покупки Филадельфийским художественным музеем в 1937 году.

Henri Rousseau / Анри Руссо
(1844–1910)
Carnival Evening / Карнавальный вечер
1886. Холст, масло. Коллекция Луи Э. Стерна

Для сюжетов своих образных картин Руссо часто черпал вдохновение в иллюстрированных книгах. Его работы вызывают ощущение невинного чуда, прерываемого ожиданием скрытой угрозы.

Художник-самоучка, за прямоту своего стиля Анри Руссо получил признание многих именитых художников-авангардистов начала ХХ века. Точно так же коллекционеры современного искусства того времени приобретали его картины, чтобы выставить их среди работ Пабло Пикассо, Анри Матисса, Пола Клее, Жоана Миро и других.

Vincent van Gogh / Винсент Ван Гог
(1853–1890)
Портрет мадам Августин Рулен и малышки Марсель
1888. Холст, масло. Завещание Лизы Норрис Элкинс

В декабре 1888 года Ван Гог пишет своему брату Тео: "Я сделал портреты всей семьи почтальона: мужа, жены, ребенка, маленького мальчика и сына шестнадцати лет, все персонажи очень французские."

На этой работе жена почтальона держит на руках дочь Марсен, родившуюся в июле 1888 года. Лицо мадам Рулен остается в тени, и на первый план выходит ребенок.

Vincent van Gogh / Винсент Ван Гог
(1853–1890)
Portrait of Camille Roulin / Портрет Камиля Рулена
1888. Холст, масло. Дар мистера и миссис Рудольф Мейер де Шауензее

На этой работе из той же серии изображен одиннадцатилетний сын почтальона Камиль.

Ван Гог подарил этот портрет Жозефу Рулену в благодарность за дружбу, а предыдущая картина стала подарком художнику Эмилю Бернару. Работы случайно оказались в 1940-х годах в Филадельфии, где и были приобретены коллекционерами.

Claude Monet / Клод Моне
(1840–1926)
Японский пешеходный мост, Живерни
1895. Холст, масло. Дар Ф. Отто Хааса и Кэрол Хаас Граваньо

В 1893 году Моне начал обустраивать участок земли около своего дома в Живерни. Это станет его увлечением на протяжении трех десятилетий. «Для удовольствия глаз и художественных сюжетов» (так было сказано в заявке на производство работ, поданной в муниципалитет) Моне углубляет пруд и выращивает в нем экзотические лилии. Дубовый мост в японском стиле служит отличной точкой для наблюдения за водными растениями.

Этот вид на нарциссы и лилии, выстилающие берега пруда, Моне рисует весной 1895 года. Он только что вернулся после двухмесячного пребывания в Норвегии, и свежие весенние краски, возможно, вдохновили его яркую палитру. Это – один из почти трехсот холстов с изображен любимого сада художника.

В 1935 году работу приобрел Отто Хаас, владелец химической компании в Филадельфии. Он собрал впечатляющую коллекцию работ импрессионистов, которая теперь украшает Филадельфийский музей искусств.

Paul Cezanne / Поль Сезанн
(1839–1906)
Winter landscape, Giverny / Зимний пейзаж в Живерни
1894. Холст, масло

В 1894 году Сезанн принял приглашение посетить Клода Моне в Живерни и поселился в отеле неподалеку. Другие художники (в том числе Мэри Кассатт, Пьер Огюст Ренуар и Огюст Роден) приехали из Парижа и устроили Сезанну торжественный прием. Тот, отчего-то чувствуя себя неловко и приняв происходящее за насмешку, внезапно распсиховался и неожиданно уехал в Париж. Недописанная картина осталась в отеле в качестве компенсации за неоплаченный счет Сезанна. Ее обнаружили лишь несколько лет спустя на чердаке гостиницы американские художники, приехавшие учиться у Моне...

Честно говоря, если бы на аннотации не было сказано о незавершенности работы, мы бы этого не поняли без подсказки. Вот что значит рука мастера!

Camille Pissarro / Камиль Писсарро
(1830–1903)
Fair on a Sunny Afternoon, Dieppe / Ярмарка солнечным днем, Дьепп
1901. Холст, масло. Завещание Лизы Норрис Элкинс

В июле 1901 года Писсарро остановился в Hotel du Commerce в Дьеппе. Художнику семьдесят один год, он страдает хронической инфекцией правого глаза и больше не может с легкостью писать на пленере. Скрываясь от губительной для его глаз пыли, он рисует в гостиничном номере: отсюда ему открывается вид на рынок рядом с церковью Св. Якова. На картине находят свое отражение шум и цвета августовской ярмарки. Внимание художника сосредоточено отнюдь не на зданиях или элементах городского пейзажа – его привлекает движение пульсирующей толпы.

За лето Писсарро написал девять холстов с изображением этой площади. Картина выставлялась ​​вместе с работой Клода Моне. Ее приобрела Лиза Норрис Элкинс в 1944 году для своей филадельфийской коллекции импрессионистов.

Pierre-Auguste Renoir / Пьер Огюст Ренуар
(1841–1919)
Girl Tatting / Девушка, плетущая кружево
1906. Холст, масло

Высокотехничный рисовальщик, Ренуар более других импрессионистов следовал неоклассическим традициям живописи. Эта жанровая картина – продолжение идей, заложенных в XVIII века французами Франсуа Буше и Жаном-Симеоном Шарденом, а также (возможно, даже в большей степени) – голландцем Яном Вермеером. Как и они, Ренуар показывает сосредоточенность своей героини на сложной задаче, требующей полного внимания – в данном случае на плетении кружева.

Для демонстрации своего мастерства художник использовал тонкий прерывистый мазок, чтобы изобразить тонкую шелковую нить в руках девушки, а ее вышитое шелковое платье переливается яркими оттенками, создавая эффект мерцания.

Pablo Picasso / Пабло Пикассо
(1881–1973)
Man with a Violin / Человек со скрипкой
1911–12. Холст, масло. Коллекция Луизы и Уолтера Аренсбергов

Работа мастера в стиле кубизма. Для этого стиля живописи характерна неясность изображения физических предметов. Зрение собирает их из образов. Различимы части человеческой фигуры: волосы, усы и уши. В нижней части картины видны f-образные прорези на корпусе и контуры скрипки, а похожие на свитки формы внизу слева вызывают ассоциации с подлокотником кресла, на котором сидит человек. В совокупности художник передает тонкость отношений формы и структуры, которая позволяет интуиции представлять вещи, не изображая их такими, какими они являются наяву.

Constantin Brancusi / Константин Бранкузи
(1876–1957)
The Kiss / Поцелуй
1916. Известняк. Коллекция Луизы и Уолтера Аренсбергов

Эта работа стала частью обширной коллекции работ Бранкузи в голливудском доме Уолтера и Луизы Аренсберг в 1932 году. К середине 1940-х художник поставил статую на постамент в окружении шести скульптур доколумбовых времен. Это должно было подчеркнуть стремление Бранкузи к ранним неевропейским традициям как источникам свежего и мощного современного самовыражения. К сожалению, до выставки Modern Times доколумбовые скульптуры не дехали :-(

Pierre-Auguste Renoir / Пьер Огюст Ренуар
(1841–1919)
Bather / Купальщица
1917. Холст, масло. Коллекция Луизы и Уолера Аренсбергов

Возможно, работа эта кому-то покажется интересной, но лишь в том случае, если не знать, что в Филадельфийском музее хранится более масштабное полотно. Вот оно (фото из Википедии):

«Большие купальщицы» (1884–1887)

Его почему-то американцы не сочли должны показать широкой европейской и ближневосточной публике. Прям обидно! А работа эта куда более значима. И дело не только в любовно выписанных обнаженных женских телах, и даже не в том, что одна из натурщиц станет женой Ренуара... Просто "Большие купальщицы" четко демонстрируют отказ мастера от импрессионизма и его тяготение к более академической живописи.

В аннотации искусствоведы еще немного подразнили зрителей: Приобретенная Луизой и Уолтером Аренсбергами картина нашла своей место в нью-йоркской гостиной коллекционеров прямо под "Обнаженной, спускающейся по лестнице, №3" Марселя Дюшана (1916, Филадельфийский музей искусств), создавая игривое сопоставление ню". Дюшана, ясное дело, нам тоже не привезли...

Henri Matisse / Анри Матисс
(1869–1954)
Woman Seated in an Armchair / Женщина, сидящая в кресле
1920. Холст, масло. Коллекция Луи Э. Стерна

Композиция из серии женских портретов, созданных Матиссом в Ницце, где в отеле de la Mediterranee он прожил большую часть времени между 1917 и 1921 годами.

В этой работе проблема перспективы совсем не беспокоит художника. Он рассматривает пространство как разноцветное лоскутное одеяло. Его задача – вписать женскую фигуру в богатое убранство комнаты: мягкие стулья, стол, драпированный тканью, узорчатые поверхности складных ширм, обоев и ковров.

Vasily Kandinsky / Василий Кандинский
(1866–1944)
Circles in a Circle / Круги в кругу
1923. Холст, масло. Коллекция Луизы и Уолтера Аренсбергов

Работа демонстрирует отличительный стиль Василия Кандинского, сложившийся в начале 1920-х. В это время он преподает в школе искусств, архитектуры и дизайна "Баухауз" в Веймаре (Германия). Интересно, что костяк архитекторов этой школы после прихода нацистов к власти перебрался в Палестину, и в стиле баухауз был застроен почти весь центр Тель-Авива.

Вернемся же, впрочем, к Кандинскому. Художник считал, что определенные цвета и формы означают эмоции, которые можно кодифицировать и объединять в одно целое, отражая гармонию космоса. Круг был для него самой элементарной фигурой, символизирующей синтез противоположностей в единую, сбалансированную форму.

В своем письме к Галке Шейер, немецко-американскому торговцу произведениями искусства, Кандинский назвал эту работу «первой моей картиной, которая выдвинула тему кругов на первый план». В том же году Шейер продал ее Луизе и Уолтеру Аренсбергам, коллекционерам из Лос-Анджелеса.

Henri Matisse / Анри Матисс
(1869–1954)
Still Life on а Table / Натюрморт на столе
1925. Холст, масло. Подарок Генри П. Маклленни

В этой работе Матисс продолжает разрабатывать тему визуальных эффектов, возникающих при помещении натуральных объектов (фруктов, цветов) в искусственную среду с природными рисунками: ткани, картины, обои... Яркость лимонов и слив оттеняет нежные тона скатерти и вазы. Анемоны визуально рифмуются с цветочным мотивом на богато украшенной ширме и таким же рисунком на керамической чашке и блюдце.

В противовес ярким краскам переднего плана на задней стенке – два черно-белых изображения в стиле фоторепродукций того времени. Работа слева – возможно, классическая афиша выступления певца кабаре Аристида Брюана, выполненная Анри де Тулуз-Лотреком в 1890-х годах. А на правой искусствоведы разглядели обнаженное женское тело.

Joan Miro / Жоан Мирo
(1893–1983)
Nude / Обнаженная
1926. Холст, масло
Коллекция Луизы и Уолтера Аренсбергов

На картине мы видим женщину в виде разрозненных предметов, соединенных между собой пунктирными линиями. Ее тело – белая рыба, форма которой напоминает длинное узкое платье, расширяющееся к низу. Фрукты по сторонам – яблоко справа и репа (в эскизе – груша) слева – символизируют женскую грудь, лист ниже прикрывает ее лоно. Голова – яичница с одним рыжевато-красным глазом и прядью отброшенных назад волос.

Такие часто произвольные аналогии Миро создали уникальный тип визуальной поэзии. Смещая акцент с сексуального желания на гастрономическое, Миро предлагает замену одного чувственного опыта другим.

Salvador Dali / Сальвадор Дали
(1904–1989)
Agnostic Symbol / Агностический символ
1932. Холст, масло. Коллекция Луизы и Уолтера Аренсбергов

Метаморфоза между твердым и мягким повторяется в качестве основной темы многих работ Сальвадора Дали. Его манипуляции с физическими свойствами в равной степени применимы к природным объектам, таким как яйца и человеческие тела, а также к рукотворным вещам – часы, архитектура...

Для Уолтера Аренсберга, который приобрел "Агностический символ" в 1937 году, картина имела личное значение. Уолтер был известным агностиком, а также одержимым криптографом, который искал скрытые сообщения в письменных текстах. В том же году чета коллекционеров приобрела еще одну картину Дали "Мягкая конструкция с вареными бобами", две картины Ива Танги, в том числе «Параллели», и две картины Макса Эрнста.

Yves Tanguy / Ив Танги
(1900–1955)
The parallels / Параллели
1929. Холст, масло. Коллекция Луизы и Уолтера Аренсбергов

В «Параллелях» Ив Танги создает такой пейзаж, в котором невозможно понять, где вода, а где – суша, и что реально, а что существует лишь в воображении художника. Холст изобилует абстрактными элементами.

Художник-самоучка Танги присоединился к сюрреалистическому движению в 1925 году после того, как увидел картины итальянского художника Джорджо де Кирико. Возможно, самый последовательный из всех художников-сюрреалистов, Танги быстро разработал свой особый стиль, суть которого – в приостановке разума и самоконтроля, позволяющей освободить поток изображений из подсознания. В отличие от чувственных иллюзий некоторых из его коллег-сюрреалистов композиции Танги, похоже, затрагивают более темную, неопределенную сферу разума.

Marc Shagall / Марк Шагал
(1887–1985)
In the night / Ночью
1943. Холст, масло. Коллекция Луи Э. Стерна

Место действия – родной город Шагала Витебск (современная Беларусь), где в 1909 году художник встретил свою будущую жену Беллу Розенфельд.

"Ночь" была написана во время Второй мировой войны, когда художник и его семья жили в Нью-Йорке. Там Шагал подружился с адвокатом и коллекционером Луи Э. Стерном, который тоже родился в России (Балта, современная Украина). Он завещал свою богатую коллекцию Филадельфийскому музею искусств, в том числе несколько работ Шагала с дарственными надписями от художника.

Pablo Picasso / Пабло Пикассо
(1881–1973)
Woman and children / Женщина и дети
1961. Холст, масло. Дар миссис Джон Уинтерстин

Отношения между матерью и детьми были постоянной темой работ Пикассо. Здесь изображена вторая жена художника, Жаклин Рок. Картина создана через несколько недель после женитьбы Пикассо на Жаклин, с которой к этому времени он жил уже несколько лет. Она сидит на стуле с высокой спинкой, напоминающим трон. По сторонам от него, в роли пажей – двое детей от прошлых отношений пары: Палома Пикассо, двенадцатилетняя дочь художника от Франсуазы Жило (слева) и Кэтрин Хутин-Блей, пятнадцатилетняя дочь Жаклин от предыдущего брака.

Ой, это не оттуда... Показалось! Значит, пора завязывать с модерном и его временами...

На секундочку заглянули в отделы основной коллекции Тель-Авивского художественного музея. Впрочем, она настолько обширна, что достойна отдельной экскурсии.

* * *

К культурной программе прилагалась трапеза в городском парке Тель-Авива Яркон.

Tel Aviv Park Yarkon/ Тель-Авивский парк Яркон
Телефон: 03-642-2828
Сайт: park.co.il

Что ж, завершим этот во всех отношениях приятный день небольшой фотогалерейкой.

Дома нас ждут свежие дыньки, поэтому время вернуться...


Книжный магазин в Хайфе


Полезные ссылки:

Metropolitan Museum of Art

MoMA – The Museum of Modern Art


Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Поездки по России

Израиль

Яндекс.Метрика