Главная страница

В Ломбардию Ryanair’ом

Путешествие в Италию через Финляндию

Главная страница

Наши путешествия

Италия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 



Подготовка
Дорога
Ломбардия
Бергамо
Нижний город
Верхний город

Милан
Duomo
Террасы собора
Площадь Дуомо
Castello Sforzesco
Тайная вечеря
Rent-a-car
Палаццо Брера
Вечер

Брешия
Циднейский замок
Римский форум
Штраф
«Гардаленд»
Дорога обратно

 

К началу поездки

Часть II: Милан

В Милан поехали на поезде.

Вокзал в Бергамо.

Поездка длится около часа. Электрички ходят часто, но советую узнать расписание заранее, чтобы не оказаться на вокзале через пять минут после отправления поезда и не ждать следующего почти час так, как это неумно сделали мы.

Впрочем, мы сильно не скучали и по дороге что туда, что обратно коротали ожидание поглощением замечательного итальянского мороженого: Gelato al cioccolato E’ dolce ma un po’ salato…

Электрички двухэтажные. Разумеется, идем наверх, где размещаемся с комфортом: по два сидения друг напротив друга, как раз для семьи из четырех человек. Особенно понравились подголовники с боковой поддержкой – задремав, можно не бояться, что голова упадет на плечо соседа.

Милан

Знакомство со столицей Ломбардии началось у нас с Миланского вокзала.

Milano Centrale, Центральный вокзал Милана, один из крупнейших железнодорожных узлов в Европе, был создан по замыслу Муссолини. Монументальная архитектура должна была прославлять мощь и силу фашистского режима. По иронии судьбы, в 1945 году тело расстрелянного партизанами диктатора было повешено за ноги на площади Лорето, что неподалеку отсюда.

Выйдя с вокзала, сразу нырнули в метро, чтобы ехать на площадь Дуомо.

К встрече с прекрасным приготовились загодя, но все равно обалдели от открывшегося нам вида. Этим воспользовался прыткий арапчонок, подскочивший к сыну и насыпавший ему в руку зерна. На руку сел голубь, а арапчонок затребовал за этот трюк 2 евро. Я ему дал один, и он отошел, что-то бормоча.

Кафедральный (Домский) собор Санта-Мария Нашенте (по-нашему – Рождества прсвт. Богородицы) – главная достопримечательность Милана.

Строительство началось в 1386 году и продолжалось почти пять столетий. Впрочем, этот факт был бы не столь примечательным – человечество знало много долгостроев, если бы архитекторам не удалось остаться на протяжении всего строительства в мейнстриме готики.

В итоге получился целый лес уходящих в небо шпилей и остроконечных башенок, сплетенных вместе паутиной парящих опор и мраморных колонн, обильно украшенный самой разнообразной скульптурой:

тут и средневековые химеры, напоминающие о грешности бытия,

и обнаженные дамочки (заставлявшие, наверное, монахов все яростнее звонить в колокола),

и стыдливо отвернувшиеся к стене дядьки.

Внутреннее убранство собора, как часто бывало с готическими храмами, было доделано позже всего: затянувшиеся работы начал подгонять Наполеон, который вбил себе в голову, что регалии короля Италии он должен получить именно в Миланском кафедральном соборе. И ведь получил-таки!

Сейчас интерьеры украшают шедевры скульптуры на могилах выдающихся людей своего времени, богатый орнамент и витражи.

Витражи Дуомо создавались на протяжении всего строительства: первые датируются XV веком, а последний был преподнесен собору благодарными прихожанами в 1988 году.

Статуя св. Бартоломео (Варфоломея), христианского мученика, с которого живьем содрали кожу. Кожа, между прочим, висит у него на плече. Весьма анатомичная скульптура!

Путеводители также обращают внимание на надгробие Джан-Джакомо Медичи, миланского полководца. Левая нога выставлена вперед и искусно задрапирована складками мантии – кондотьер был с детства хром.

Террасы собора

Билеты на крышу продаются в другом здании, за углом. Нашли не сразу, помогли добрые люди. (Нужно обогнуть собор слева и зайти в соседний дом, также слева, что-то вроде tourist information). Цена: 7 евро на лифте, 5 евро пешком.

Человек всегда стремится в небо… И этим часто пользуются в корыстных целях, предлагая подняться на любые возможные доминанты. И, говоря откровенно, далеко не с каждой высоты удается увидеть нечто прекрасное… Мне, например, вспоминается кельнский собор – виды совершенно никакие, но подъем длится полдня. Что-то сродни альпинистскому покорению вершины, подъем ради подъема.

А сюда стоит подняться совсем не ради видов с собора – они интересны, но не более. Сюда, как ни парадоксально это звучит, поднимаются ради видов самого собора.

Поднимаемся все выше. На новом уровне каждый раз хочется стирать отснятое и начинать фотографировать заново.

Над собором парит золотая статуя покровительницы города. Миланцы называют ее "La Madonnina" (Мадоннушка).

* * *

Вид с террас Дуомо

Сверху увидели ресторанчик на одной из соседних крыш и решили там отобедать. Перешли через площадь, поднялись на самый верх – закрыто. Зато рядом – замечательная столовая со скромными ценами, но отличной итальянской кухней. Налил себе пива – видимо, со дна бочонка – полный стакан пены. Кассир увидел, позвал повара, тот прибежал взволнованный и, что-то укоризненно лопоча, набрал мне по-новой настоящего напитка. Вы можете представить себе такую ситуацию в России? Мне, скорее, смеялись бы вслед: «Вот лошара, не потребовал отстоя пены!»

Площадь Дуомо

Памятник Виктору Эммануилу II

Почти в каждом городе Италии есть две улицы, названные в честь объединителей страны – Джузеппе Гарибальди и первого итальянского короля.

На площадь выходит галерея Виктора Эммануила II – торговый комплекс, тип которого прижился у нас под названием «пассаж».

Здесь – множеством элегантных ресторанов, баров и модных магазинов. Галерея была построена во второй половине ХIХ века в форме креста как символа объединения Италии.

Капитолийская волчица. Мозаика на полу галереи.

Через галерею можно выйти к площади делла Скала.

Памятник Леонардо да Винчи.

«Ла Скала» – знаменитый оперный театр. Был построен императрицей Марией Терезией во время австрийского господства над Северной Италией, которое во всех местных путеводителях описывается самыми мрачными красками.

Архитектурными изысками фасады театра не блещут – и не удивительно, главные достоинства внутри. Но время отпуска было ограничено, да и дети вряд ли смогли бы оценить сей порыв любви к искусству, поэтому решили оставить посещение «Ла Скалы» на будущее.

По Милану ходят трамваи. Кто-то из наших знакомых, разглядывая фотографии, обратил внимание на несоответствие старинного образа трамвая обилию рекламы на нем (и уж тем более «Нивеи»). Но думается, что несоответствие это живет лишь в умах советских людей, которые до 90-х годов и рекламы-то не видели. А что касается «Нивеи», то первый ее рекламный модуль был создан еще в 1915 г.

Большой дом напоминает одновременно Петербург и Париж.

Мимо традиционного памятника Гарибальди выходим к замку Сфорцезе.

Castello Sforzesco

Замок принадлежал местным суверенам, миланским герцогам. История их восхождения на престол весьма показательна: Франческо Сфорца, будучи кондотьером (предводителем) наемного войска, посчитал свое жалованье несоответствующим занимаемой должности. И сменил ее, став герцогом миланским!

Замок был построен в середине XV века. Форму башен и венчающих стены зубцов – ласточкиных хвостов – взяли за образец миланские архитекторы, работавшие впоследствии над московским Кремлем.

Центральную башню миланской крепости спроектировал Антонио Филарете, коллега Аристотеля Фиораванти.

Во время Революционных войн Кастелло Сфорцеско, символ ненавистного миланцам самовластия, должен был разделить судьбу Бастилии, но вместо уничтожения замка Наполеон велел разбить перед ним просторную площадь.

Ныне в Кастелло Сфорцеско музей, и даже не один. Но мы довольствовались лишь прогулкой по замку да созерцанием выставленной под открытым небом современной скульптуры.

Дочке перед поездкой купили фотоаппарат, и она сделала снимки всех работ на этой выставке. Не удержался, чтобы не сделать небольшую фотогалерею:

* * *

Пешком пошли к церкви Санта-Мария делле Грацие.

В трапезной этой церкви находится знаменитая роспись Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Увидеть ее нам не удалось – еще в Москве, составив культурную программу, я попытался записаться на просмотр, но уже тогда запись была на 9 мая. Значит, придется смотреть на нее в следующий раз.

Телефон для записи + 39 028 942 11 46. В автоматическом режиме предлагают переключиться на английский язык.
Цена билета 8 евро (6,50 + 1,50 евро за резервирование).
В трапезную пускают группами по 25 человек 1 раз в 15 минут.
Часы работы с 8:15 до 18:45. Закрыто по понедельникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Впрочем, путеводитель немного подсластил горечь неудачи:

«Часто упускают из виду неоспоримые достоинства самой церкви XV века, крупнейшими из которых являются изящный купол храма и другие архитектурные инновации одного из известнейших архитекторов Ренессанса Донато Браманте».

Мы – не упустили!

* * *

Еще одна интересная церковь: дель Кармине. Стиль называется «ломбардской готикой». Разглядывая фотографию, обратил внимание на расположение скульптуры – одна из роз над порталом служит в некотором роде ее головой. И сдается мне, что так поставили статую не случайно!

* * *

После столь длительной прогулки доползли до вокзала Чентрале интеллектуально удовлетворенными и эстетически оплодотворенными. Там, в ожидании поезда, снова поглощали gelato italiano.

От вокзала в Бергамо добирались на городском автобусе. Долго… Дети, впрочем, мужественно пережили этот насыщенный впечатлениями день и до гостиницы дошли на своих двоих.

Кстати, около вокзала видели вот такую табличку:

На итальянском, испанском, французском, английском, арабском и русском здесь написано: «Пожалуйста, не бросайте своего ребенка! Здесь вы можете абсолютно анонимно оставить его в любое время суток».

* * *

На следующий день решили-таки взять на прокат автомобиль. Девушка с ресепшн по моей просьбе вызвонила rent-a-car (почти все они базируются в аэропорту). Остановились на «Avis», 100 евро в день + 20 евро подогнать к гостинице. Потребовался паспорт, национальные права и кредитная карта. Номера всех этих документов она терпеливо диктовала в телефон, и через 30 минут нам подогнали машинку. Несколько подписей, прокатка кредитки через импринтер – и ключики у нас в руках.

Lancia Ypsilon. Фиатовское чудо – маленькое снаружи и просторное внутри, оснащенное климат-контролем и автоматической коробкой-типтроником. Какая прелесть! – думали мы, с комфортом размещаясь в машине. Легко паркуется! Дизель, почти ничего не ест! И не разгоняется…

Хм… Убить надо создателя этой «автоматической» коробки! Из-за медлительного переключения передач машина всякий раз «клевала носом» при разгоне. Такая сильнейшая продольная раскачка приводила к тому, что сидящих сзади детей укачивало при движении по городу.

Но самым страшным было выезжать в плотном потоке на круговое движение: морду высовываешь и, узрев просвет, давишь газ. А тип-троник, с-с-собака, начинает переключать передачу. С первой уходит, а вторую не включает. Стоишь, как дурак, мотор ревет, миланцы ждут… Пока не сообразил, что при переключениях надо газ сбрасывать, все время на круговых развязках застревал. Вот «Лянча»-клянча!

Итак, мы поехали в Милан.

На указателях – до боли знакомые названия. Горгонзола, например, известный итальянский «голубой» сыр.

Зачем-то выбрали бесплатную дорогу и, кажется, целую вечность добирались до Милана.

Светофоров и круговых развязок очень много, да и скорость всюду ограничена (70) км/ч.

Целью был дисконт-центр "Серавалле". Но без карт, без навигатора, да по долгим бесплатным дорогам, пыл свой растратив, в конечном счете ограничились шоппингом в торговом центре «Вулькано» где-то на окраине Милана, в местечке под названием Сесто-Сан-Джованни. Не бог весть что: стандартный европейский торговый центр.

Отобедали в «Жопице». Поехали гулять по Милану.

* * *

До центра доехали по указателям.

Арена почему-то отмечена путеводителем как "интересный объект". На самом деле, легкоатлетический стадион. Ничего особенного.

Триумфальная арка была заложена в честь Наполеона, но к моменту завершения строительства слава императора безвозвратно померкла, поэтому ворота назвали пресно и без выдумки – Аркой Мира.

Палаццо Брера

Еще одно напоминание о пребывании Наполеона в Милане – во дворе Палаццо статуя бога Марса с лицом императора. Кстати, на ум приходит сравнение с еще одним полководцем, изображенным скульптором в обличье этого же божества: таков памятник Суворову в Петербурге. Правда, там достоинства полководца прикрыты доспехами. И это – интересная аналогия: дело в том, что войска Наполеона были выбиты суворовскими богатырями из Милана во время австро-итальянского похода.

Собственно во дворец Брера мы пришли, чтобы посетить знаменитую миланскую Пинакотеку… Но не успели – вот действительная цена бесплатных итальянских дорог!

Впрочем, помимо Пинакотеки, в Палаццо Брера находится библиотека, обсерватория и академия изящных искусств. Зашли в академию.

Скульптуры – пруд пруди! И расставлено все это в длинных коридорах между аудиториями, на которых написаны расписания лекций. Занятия давно закончились, никого нет, гулкие шаги разносятся среди статуй, бюстов и рельефов… Жутко и немного романтично!

* * *

Вечер застал нас на пьяцца Дуомо. Занимались ночной съемкой, сделали много отстойных кадров. На некоторых, впрочем, можно разглядеть кое-какие детали:

Галереи на пл. Дуомо.

В сгущающихся сумерках пытались найти королевский дворец, Palazzo Reale. Случайно вышли к церкви Санта-Мария у Сан-Сатиро.

Королевский дворец оказался в итоге прямо рядом с собором. Он настолько скромен снаружи, что не сразу и признали. Если верить путеводителю, достаточно аскетичны и его интерьеры. Убранство и фрески погибли во время адской бомбардировки 1943 г.

* * *

В расчете на малый трафик поздним вечером в Бергамо решили возвращаться по бесплатной дороге – наша гостиница находилась как раз около трассы Милан – Бергамо, и плутать в ночи не хотелось. Зато пришлось вдоволь покрутиться на круговых развязках, высматривая нужные указатели! В отель вернулись уже за полночь.

На следующий день в планах была Брешия, дети выпросили «Гардаленд», и, конечно, нас ждал торжественный ужин по случаю дня рождения возлюбленной моей супруги.


Продолжение: Брешия и «Гардаленд»

 

Назад Яндекс.Метрика

Дальше