Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»Комментированное чтение, аналитическая беседа |
|
|
Сегодня я – гений!
Поэма «Двенадцать» явилась откликом на события 1917 года. Отношение к революции определилось через ожидание очистительной бури, сметающей старый, ненавистный поэту мир. Сохранилась «Записка» Блока о поэме: «В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 и в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией. Поэтому те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой – будь они враги или друзья моей поэмы». «“Двенадцать” – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение и много вопросов. Вопрос Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия? Ответ Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, герои поэмы – двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока. Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». «Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющихся одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передает неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Поэма построена как ряд сменяющих друг друга сцен из жизни ночного Петрограда начала 1918 года. Здесь нет ничего похожего на прославление революции, напротив, – «злоба, грустная злоба», стрельба, грабежи, вымерший черный город. «Безродный пес» – образ, который точнее всего передает состояние обитателей Петрограда, связанных со «старым миром» и вчера еще чувствовавших себя хозяевами жизни. «Барыня в каракуле», «товарищ поп» и «буржуй на перекрестке» робко прячутся от непонятных для них событий и изображены Блоком с нескрываемой иронией. На фоне разоренного города совершают свое победное шествие двенадцать красногвардейцев «без креста»: «В зубах – цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!». Бубновый туз – лоскут с ромбом – прикрепляли к спине каторжников и бандитов. С появлением отряда в поэме возникает тема революции:
Революционный держите шаг!»
Вопрос Как проявляет себя автор в этой поэме? Ответ Автор не является героем поэмы. Его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Двенадцать бойцов «вдаль идут державным шагом» под развевающимся «кровавым флагом». В их хозяйской поступи Блоку слышится музыка рождающегося нового мира. Композиция отражает стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», – призывает Блок. Вопрос Как передает Блок «музыку революции»? Ответ Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерам, иногда с нерифмованным стихом. Вопрос Какие ритмы вы услышали? Ответ В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется
(Гл. 11) Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше – пошел разгул:
Не слышно шуму городского,
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи,
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Кроме музыки в поэме заметно выделяются лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:
…И у нас было собрание…
Разноголосица, какофония, треск выстрелов сливаются в единое целое. Язык поэмы был непривычен для читателей. «В согласии со стихией» – звучали совершенно новые ритмы: частушка («Эх, эх, попляши!/ Больно ножки хороши!»), городской романс («Не слышно шуму городского…»), солдатская песня («Как пошли наши ребята…»), озорная речь улицы («Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи!»). Вопрос Какая лексика встречается в поэме? Ответ Строй лексики разнообразен. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:
Нежной поступью надвьюжной,
Вопрос Как изображает Блок образы героев поэмы? Ответ Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель – / Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый – / Сторонкой за сугроб… / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?». Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Среди них Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча…». Вопрос В чем особенность сюжета поэмы? Ответ Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати», Один из центров поэмы – конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Вопрос Проследите, где и как меняется мотив ненависти? Ответ Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
Злоба, грустная злоба
И как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Вопрос Какие мотивы еще увидели в поэме? Ответ Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!». Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11 главе:
… Идут без имени святого
И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной. Вопрос Какие образы-символы заметили в поэме? Ответ Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число двенадцать, «пес безродный», Христос. Вопрос Каково же значение образа Христа в поэме? Ответ Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого». Возможно, появление Христа означало возможность будущего преображения, а, следовательно, и одобрение революции. «Христос» в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, – самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л.Долгополов). «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: “К сожалению, Христос”. Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» – писал сам Блок. Литература Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001 Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002 Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005 Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999
|
|
К содержанию |