Особенности лирики Блока |
|
|
В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, В начале урока учащиеся читают наизусть стихи Блока и делятся своим восприятием его поэзии. Вопрос Для многих из вас своеобразие стихов Блока заключается прежде всего в музыкальном звучании. Чем достигается музыкальность блоковской лирики? Ответ Обилием гласных – ассонансами. Гласные в стихах Блока – это целый оркестр, хорошо слышный, сильно действующий на читателя, даже если он и не понимает, в чем дело. Каждая гласная у Блока – музыкальный инструмент, ведущий свою партию: Ветер принес издалека Песни весенней намек – здесь и «е» [э], и «ё» [о] после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты.
Где-то светло и глубоко
Звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой.
В этой бездонной лазури,
И на фоне этого оркестра с новой силой возникает и все заглушает уже знакомое «е» [э] – «ё» [o]: Реяли звездные сны. Метафориченость и символизм поэзии Блока Язык блоковской лирики метафоричен. Его поэтические образы наделены символическим смыслом. Обычные детали жизни приобретают в его произведениях второй, скрытый смысл: белое платье, весло («Мы встретились с тобой на закате…»); желтый закат («Унижение»). Слова в стихах Блока приобретают скрытый смысл и дополнительное значение благодаря способности вступать в непривычные для читателя сочетания: «пергаментные речи», «красный смех» («Сытые», «беззвездная тоска», «трепет жизни бедной» («Все это было, было, было…») Интересна символика красок в лирике Блока. «Белое» и «светлое» – чистое, гармоничное, совершенное, высокое (часто недостижимое); «черное», «лиловое» – катастрофическое, тревожное, гибельное; «красное», «пурпурное», «пунцовое» – цвета полнокровной жизни, страсти (манящие и горячие); «желтое» – цвет увядания, тления. Вся поэзия Блока – это напряженный поиск гармонии, идеала в мире, где происходят «неслыханные перемены» и «невиданные мятежи». Однако при жизни поэта в его поэзии ценилась прежде всего «красивость». Как вспоминал К.И. Чуковский: «Каждое его стихотворение было полно многократными эхами, перекличками внутренних звуков, внутренних рифм, полурифм, рифмоидов. <…> И кто же из нас не помнит того волнующего, переменяющего всю кровь впечатлении, когда после сплошного «а» в незабвенной строке: Дыша духами и туманами, – вдруг это «а» переходит в «е»: И веют древними поверьями… И его манера читать свои стихи вслух еще сильнее в ту пору подчеркивала эту безвольную покорность своему вдохновению:
Что быть должно – то быть должно,
Эти опущенные безвольные руки, этот монотонный, певучий, трагический голос поэта, который как бы не виноват в своем творчестве и чувствует себя жертвою своей собственной лирики, – таков был Александр Блок полвека назад, когда я впервые познакомился с ним». Чуковский говорит, что в пору его молодости поэзия Блока опьяняла больше, чем вино. Так она действовала не только на современников Блока. Литература Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001 Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002 Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005 Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999
|
|
К содержанию |