Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов;
С горстью россиян всё побеждать?
Быть везде первым в мужестве строгом,
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и Богом,
Скиптры давая, зваться рабом,
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?
Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, снигирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами! – что воевать?
<Май 1800>
|
Флейте подобно, милый снигирь – «У автора в клетке был снигирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении сего героя возвратился в дом, то, услыша, что сия птичка поет военную песнь, написал сию оду в память столь славного мужа» (Объяснения Державина).
С кем мы пойдем войной на Гиену? – «Гиена, злейший африканский зверь, под коей здесь разумеется революционный дух Франции» (Объяснения Державина). В конце жизни Суворов командовал русско-австрийской армией, действовавшей против наполеоновской Франции.
Кто перед ратью будет, пылая, ездить на кляче, есть сухари – «Суворов, воюя в Италии, в жаркие дни ездил в одной рубашке пред войском на казачьей лошади или кляче, по обыкновению своему был неприхотлив в кушанье и часто едал сухари; в стуже и в зное без всякого покрова, так как закаливал себя подобно стали. Спал на соломе или на сене, вставал на заре, а когда надобно было еще и прежде делать ночные экспедиции на неприятеля, то сам кричал петухом, дабы показать, что скоро заря и что надобно идти в назначенный им марш. Тогда он в приказах своих отдавал, чтоб по первому крику петухов выступали. Обыкновенно он предводительствовал небольшим числом войск, и горстью россиян побеждал превосходное число неприятелей» (Объяснения Державина).
Быть везде первым в мужестве строгом – «Никто столько не отличался истинным мужеством, как он, и побеждал шутками зависть, потому что притворялся, нарочно делая разные проказы, чтобы над ним смеялись и, считая его дураком, менее бы ему завидовали. Ибо почти до самой смерти, когда случился разговор о Наполеоне при нем, когда называли его великим полководцем, то он слабым голосом сказал: «Тот не велик еще, кого таковым почитают». (Объяснения Державина).
Злобу штыком – «Он более всего употреблял в военных действиях сие орудие, так жестоко поступая с неприятелями, что его почитали варваром; но он свои на то имел причины, которые, может быть, более в нем означали человеколюбие, нежели в других пощада и мягкосердие, он говорил, что надо в неприятеля вселить ужас, и он скорее покорится и тем пресечется кровопролитие, а поступая с снисхождением, продолжишь только войну через многие годы, в которые более прольется крови, нежели в одном ужасном поражении» (Объяснения Державина).
Рок низлагать молитвой и Богом – «Он весьма был благочестивый человек и совершенно во всех своих делах уповал на Бога, почитая, что счастье не от кого другого происходит, как свыше». (Объяснения Державина).
|