Роман И.А. Гончарова «Обломов»Сон и явь в жизни Обломова |
|
|
Домашнее задание к уроку
1. Перечитать I часть и IX главу IV части романа «Обломов». Вопрос Как вы думаете, где следует искать корни лени и апатии героя? Ответ Корни лени и апатии героя следует искать в деревне Обломовка, в которой он провел свое детство. Вопрос Расскажите, что же приснилось Илье Ильичу Обломову? Ответ Смысловым ядром романа «Обломов» следует считать «Сон Обломова». «Сон» – образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественное средоточие романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича. В «сонное царство» практически невозможно проникнуть, а из него – выбраться. По степени своей обособленности, закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает или приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Нам почти некого вспомнить: разве лишь забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за страшного змея-оборотня. Потрясение это настолько серьезно, что его даже не решаются разбудить, чтобы узнать, откуда он забрел и зачем.... Мужик так и остается лежать в канаве... Но если приехать или прийти в Обломку крайне трудно, то покинуть ее пределы – действие, в понимании обломовцев, еще более несуразное, дикое, едва ли не кощунственное! Каждый знает точно – никогда с Обломовкой ничего худого не произойдет, как спала извека, так и будет спать себе мирно до самого избытка времен. Даже сама смерть (!) ленится навещать Обломовку, «а если кто от старости или от какой-нибудь застарелой болезни почил вечным СНОМ, то там долго после этого не могли надивиться такому необыкновенному случаю». Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действования, делания. Соответственно этому закону и Обломовка – мир принципиального, возведенного в абсолют БЕЗДЕЛИЯ. Единственный освященный традицией вид труда здесь – изготовление и поедание пищи. Апофеоз насыщения в Обломовке – вкушение громадного пирога. Он поглощается в течение пяти (!) дней, то есть почти до следующего пирога. Нужен ведь и отдых, хоть небольшой. Таково это сонное царство, где почти никто не работает и не умирает. Это «царство» Обломовки можно изобразить графически в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Обломова и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, «обло» значит «круг», «окружность» (отсюда «облако», «область – округ»). Такой смысл как будто вполне соответствует мягкокруглому, шароподобному человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине. Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в виду автор. Это значение обломка. Что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» – обломок Эдема? Вопрос Корни лени и апатии Обломова лежат в детстве, а чем они подпитываются? Найдите подтверждение в тексте. Отыщите место, где Обломов обличает жизнь, которой предлагает ему жить Штольц. (2 часть, 4 глава, стр. 193–194)
Ответ Обломов категорически осуждает ту жизнь, которую ему предлагают его посетители и лучший друг Штольц. Высказывания Обломова о своих гостях – последовательная критика неполного, узконацеленного, функционального существования. О Волкове: «Десять мест в один день – несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» О Судьбинском: «А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое...» О Пенкине: «Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина...» «Человека, человека давайте мне!» Вопрос А не напоминает ли вам Илья Обломов некоего сказочного персонажа? Ответ Сначала он напоминает героев русских былин, эдакого Илью Мурломца, который 30 лет пролежал на печи. И все же Обломов скорее напоминает нам сказочного Емелю-Дурака. Обломова будут дурачить, морочить, водить за нос и надувать все, кому не лень, – начиная с обломовского старосты, с явных негодяев Тарантьева и Мухоярова и кончая даже преданным лакеем Захаром, даже лучшим другом – Штольцем. Но перед нами не просто лентяй и дурак. Это мудрый лентяй, мудрый дурак. Как и положено сказочному дураку, Обломов не умеет, да и не хочет предпринимать ничего активно-наступательного для того, чтобы стяжать земное счастье. Как истый дурак, он стремится никуда не стремиться, знает, что ничего нового не надо ему узнавать, заботится лишь о том, чтобы прожить без забот. За внешним дурачеством сказочного персонажа, за житейской беспомощью и неприспособленностью обнаруживается человек, который всем своим существом укоряет суетный, узкопрактичный, фальшиво-деятельный мир, укоряет прежде всего тем, что наотрез отказывается от участия в делах такого мира. И это ему, Обломову, судьба напоследок пошлет в жены красавицу Выборгской стороны Агафью Матвеевну... Вопрос Как вы относитесь к лени и апатии героя? Ответ Возможно, что один из главных выводов, который можно вывести из романа, заключается в том, что предназначение Ильи Ильича Обломова в жизни – просто быть хорошим человеком. Если глубоко вдуматься в это определение, получается, что свое предназначение в жизни Обломов выполнил сполна. При всей своей внешней лени, ничегонеделанье, он тем не менее живет одним главным чувством – любовью к миру и людям. Он любит и свой дом, и усадьбу своего детства с ее патриархальным и каким-то волшебным бытом, любит он и Ольгу Ильинскую, отказываясь от возможности жить с нею опять же из любви, считая себя не вправе обмануть ее ожидания. Он любит и своего друга Штольца, и слугу Захара, и Агафью Матвеевну, и своего сына, которого называет Андреем в честь Штольца. Собственно, роман Гончарова «Обломов» – именно о всеобъемлющей любви, то есть о том, чего нам всем не хватает. Вопрос В каком месте романа с наибольшей силой проявляются отголоски сна Обломова? Когда сон становится явью? Ответ Сказочная атмосфера, сконцентрированная в «Сне Обломова», постепенно охватывает все пространство романа. Домик на Выборгской стороне также попадает в зону действия «сонного царства». Именно здесь в сознании нашего петербургского Емели реальность и сказка окончательно теряют свои границы. Вымышленное и действительное совпали, настоящее и прошлое перемешались. И вот: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли...» Вопрос В чем принципиальная разница между сном Обломова и его воплощением на Выборгской стороне? Ответ На Выборгской стороне сон обернулся явью в своем плотском, материальном воплощении, без поэзии, то есть с утратой духовного начала. Гармония не состоялась. Домашнее задание
1. Найти в романе страницы, посвященные детству и воспитанию Штольца, их дружбе с Обломовым. Литература Игорь Кузнецов. Великий труженик. // Гончаров И.А. Обломов / Книга для ученика и учителя. М.: Аст Олимп, 1997. Ю.М. Лошиц. Гончаров / Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 1977 * Текст цитируется по книге: Гончаров И.А. Обломов/ Книга для ученика и учителя. М.: Аст Олимп, 1997.
|
|
К содержанию |