Содержание

Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Сон и явь в жизни Обломова

 

 

Домашнее задание к уроку

1. Перечитать I часть и IX главу IV части романа «Обломов».
2. Найти в тексте места, где дана портретная и социально-психологическая характеристика героя.
3. Знать суть «сна Обломова». Уметь кратко пересказать его.

Вопрос

Как вы думаете, где следует искать корни лени и апатии героя?

Ответ

Корни лени и апатии героя следует искать в деревне Обломовка, в которой он провел свое детство.

Вопрос

Расскажите, что же приснилось Илье Ильичу Обломову?

Ответ

Смысловым ядром романа «Обломов» следует считать «Сон Обломова».

«Сон» – образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественное средоточие романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича.

В «сонное царство» практически невозможно проникнуть, а из него – выбраться.

По степени своей обособленности, закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает или приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Нам почти некого вспомнить: разве лишь забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за страшного змея-оборотня.

Потрясение это настолько серьезно, что его даже не решаются разбудить, чтобы узнать, откуда он забрел и зачем.... Мужик так и остается лежать в канаве...

Но если приехать или прийти в Обломку крайне трудно, то покинуть ее пределы – действие, в понимании обломовцев, еще более несуразное, дикое, едва ли не кощунственное! Каждый знает точно – никогда с Обломовкой ничего худого не произойдет, как спала извека, так и будет спать себе мирно до самого избытка времен. Даже сама смерть (!) ленится навещать Обломовку, «а если кто от старости или от какой-нибудь застарелой болезни почил вечным СНОМ, то там долго после этого не могли надивиться такому необыкновенному случаю».

Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действования, делания. Соответственно этому закону и Обломовка – мир принципиального, возведенного в абсолют БЕЗДЕЛИЯ. Единственный освященный традицией вид труда здесь – изготовление и поедание пищи. Апофеоз насыщения в Обломовке – вкушение громадного пирога. Он поглощается в течение пяти (!) дней, то есть почти до следующего пирога. Нужен ведь и отдых, хоть небольшой.

Таково это сонное царство, где почти никто не работает и не умирает. Это «царство» Обломовки можно изобразить графически в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Обломова и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, «обло» значит «круг», «окружность» (отсюда «облако», «область – округ»). Такой смысл как будто вполне соответствует мягкокруглому, шароподобному человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине.

Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в виду автор. Это значение обломка. Что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» – обломок Эдема?

Вопрос

Корни лени и апатии Обломова лежат в детстве, а чем они подпитываются? Найдите подтверждение в тексте.

Отыщите место, где Обломов обличает жизнь, которой предлагает ему жить Штольц. (2 часть, 4 глава, стр. 193–194)

«– Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там. Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?
–​ Это все старое, об этом тысячу раз говорили, – заметил Штольц. – Нет ли чего поновее?
–​ А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! А посмотри, с какою гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет, как они, не носят их имени и звания. И воображают несчастные, что еще они выше толпы: "Мы-де служим, где, кроме нас, никто не служит; мы в первом ряду кресел, мы на бале у князя N, куда только нас пускают"... А сойдутся между собой, перепьются и подерутся, точно дикие! Разве это живые, не спящие люди? Да не одна молодежь: посмотри на взрослых. Собираются, кормят друг друга, ни радушия.. ни доброты, ни взаимного влечения!
Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтоб похвастать поваром, салоном, и потом под рукой осмеять, подставить ногу один другому. Третьего дня, за обедом, я не знал, куда смотреть, хоть под стол залезть, когда началось терзание репутаций отсутствующих: "Тот глуп, этот низок, другой вор, третий смешон" – настоящая травля! Говоря это, глядят друг на друга такими же глазами: "вот уйди только за дверь, и тебе то же будет"... Зачем же они сходятся, если они таковы? Зачем так крепко жмут друг другу руки? Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии! Стараются залучить громкий чин, имя. "У меня был такой-то, а я был у такого-то", – хвастают потом... Что ж это за жизнь? Я не хочу ее. Чему я там научусь, что извлеку?»

Ответ

Обломов категорически осуждает ту жизнь, которую ему предлагают его посетители и лучший друг Штольц.

Высказывания Обломова о своих гостях – последовательная критика неполного, узконацеленного, функционального существования.

О Волкове: «Десять мест в один день – несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

О Судьбинском: «А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое...»

О Пенкине: «Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина...»

«Человека, человека давайте мне!»

Вопрос

А не напоминает ли вам Илья Обломов некоего сказочного персонажа?

Ответ

Сначала он напоминает героев русских былин, эдакого Илью Мурломца, который 30 лет пролежал на печи. И все же Обломов скорее напоминает нам сказочного Емелю-Дурака.

Обломова будут дурачить, морочить, водить за нос и надувать все, кому не лень, – начиная с обломовского старосты, с явных негодяев Тарантьева и Мухоярова и кончая даже преданным лакеем Захаром, даже лучшим другом – Штольцем. Но перед нами не просто лентяй и дурак. Это мудрый лентяй, мудрый дурак.

Как и положено сказочному дураку, Обломов не умеет, да и не хочет предпринимать ничего активно-наступательного для того, чтобы стяжать земное счастье. Как истый дурак, он стремится никуда не стремиться, знает, что ничего нового не надо ему узнавать, заботится лишь о том, чтобы прожить без забот.

За внешним дурачеством сказочного персонажа, за житейской беспомощью и неприспособленностью обнаруживается человек, который всем своим существом укоряет суетный, узкопрактичный, фальшиво-деятельный мир, укоряет прежде всего тем, что наотрез отказывается от участия в делах такого мира.

И это ему, Обломову, судьба напоследок пошлет в жены красавицу Выборгской стороны Агафью Матвеевну...

Вопрос

Как вы относитесь к лени и апатии героя?

Ответ

Возможно, что один из главных выводов, который можно вывести из романа, заключается в том, что предназначение Ильи Ильича Обломова в жизни – просто быть хорошим человеком. Если глубоко вдуматься в это определение, получается, что свое предназначение в жизни Обломов выполнил сполна. При всей своей внешней лени, ничегонеделанье, он тем не менее живет одним главным чувством – любовью к миру и людям. Он любит и свой дом, и усадьбу своего детства с ее патриархальным и каким-то волшебным бытом, любит он и Ольгу Ильинскую, отказываясь от возможности жить с нею опять же из любви, считая себя не вправе обмануть ее ожидания. Он любит и своего друга Штольца, и слугу Захара, и Агафью Матвеевну, и своего сына, которого называет Андреем в честь Штольца.

Собственно, роман Гончарова «Обломов» – именно о всеобъемлющей любви, то есть о том, чего нам всем не хватает.

Вопрос

В каком месте романа с наибольшей силой проявляются отголоски сна Обломова? Когда сон становится явью?

Ответ

Сказочная атмосфера, сконцентрированная в «Сне Обломова», постепенно охватывает все пространство романа. Домик на Выборгской стороне также попадает в зону действия «сонного царства». Именно здесь в сознании нашего петербургского Емели реальность и сказка окончательно теряют свои границы. Вымышленное и действительное совпали, настоящее и прошлое перемешались. И вот: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли...»

Вопрос

В чем принципиальная разница между сном Обломова и его воплощением на Выборгской стороне?

Ответ

На Выборгской стороне сон обернулся явью в своем плотском, материальном воплощении, без поэзии, то есть с утратой духовного начала. Гармония не состоялась.

Домашнее задание

1. Найти в романе страницы, посвященные детству и воспитанию Штольца, их дружбе с Обломовым.
2. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?
3. Отчего Штольцу небезралична судьба Обломова?
4. Какое впечатление у вас сложилось об Ольге, как создается ее образ?

Литература

Игорь Кузнецов. Великий труженик. // Гончаров И.А. Обломов / Книга для ученика и учителя. М.: Аст Олимп, 1997.

Ю.М. Лошиц. Гончаров / Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 1977

* Текст цитируется по книге: Гончаров И.А. Обломов/ Книга для ученика и учителя. М.: Аст Олимп, 1997.

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика