Содержание

Футуризм

 

 

Гениальные дети современности.

Из манифеста футуристов

В 1909 году итальянский литератор Филиппо Маринетти в Парижской газете «Фигаро» (20 февраля 1909 года) опубликовал «Манифест о футуризме», в котором он провозглашал смерть старого искусства и рождение нового, призванного спасти мир. Ключевой лозунг, выдвинутый Маринетти, – «Parole in liberta!» («Слова на свободе»!). Новое искусство называлось футуризм.

Футуризм (от лат. Futurum – будущее) – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Русский футуризм родился в 1910 году, когда в Петербурге вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей». Название для него придумал тогда никому неизвестный поэт Велимир (повелевающий миром) Хлебников. Ставка при выборе названия делалась на очевидную смысловую невнятность, а также на эффектное звуковое сходство слов «садок» и «судей». Книга была напечатана на обратной стороне обоев – «на мещанских кожах обывательских квартир», как выразился Давид Бурлюк.

Кроме упомянутых поэтов, в число авторов сборника входил Василий Каменский. Вместе с Владимиром Маяковским и Алексеем Крученых эти поэты скоро составили наиболее влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи. Кубофутуристами их называли потому, что большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью. В живописи они придерживались направления кубизм (разложение сложных объемных форм на простые и плоские, приверженность к геометрическим фигурам). Гилея (по-древнегречески «лесная») – название местности в Таврической губернии, где у отца Давида Бурлюка было имение, и куда в 1911 году приезжали футуристы.

Кроме того, заметными группами были «эгофутуристы» (Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Василиск Гнедов и др.) и объединение «Центрифуга» (Борис Пастернак, Николай Асеев, Сергей Бобров и др.)

В качестве философских предпосылок русского футуризма были восприняты идеи Анри Бергсона, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, которые провозглашали интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной культуры, идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов.

Русские футуристы (будетляне) пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Он понимался ими как макрокосм, а человек – как микрокосм. Современный мир по футуристам – это движение, устремленность в будущее. Они буквально жили им.

Свое творчество футуристы противопоставили символизму. Они отказывались от мистицизма, недосказанности, присущих символизму, воспевали пользу, а не тайну, и человека поставили в центр мира. Футуристы провозгласили антиэстетизм, а тезису «Искусство для искусства» – лозунг «Искусство для масс». По мнению футуристов, искусство призвано преобразовать мир и человека. Но наследие прошлого они полностью отвергали, считая его «собранием окаменелых ценностей».

В своей первой декларации «Пощечина общественному вкусу» футуристы заявляли: «Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…».

В манифесте из сборника «Садок Судей II» было заявлено отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы, рифмы, размеры стиха» новые слова и новые темы; презрение к славе.

Футуристы постоянно намеренно эпатировали, шокировали публику своим поведением, вызывающей одеждой. Все их выступления неизменно сопровождались скандалами.

«Перед выходом нашим на эстраду сторож принес поднос с двадцатью стаканами чая. А когда вышли мы (Маяковский – в желтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк – в сюртуке и желтом жилете, с расписным лицом, я – с желтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу), когда, прежде всего, сели пить чай, аудитория гремела, шумела, садилась, хлопала в ладоши, веселилась», – вспоминал Василий Каменский.

Футуристы культивировали образ поэта-хулигана. В их стихах специально нагнетались шокирующие безобразия: «дохлая луна», «звезды – черви, пьяные туманом» (Бурлюк), улица провалилась, как нос сифилитика» (Маяковский).

Футуризм делал установку на обновление поэтического языка.

Обратимся к поэзии футуристов. Проанализируем стихотворение Велемира Хлебникова «Заклятие смехом» (1910).

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных –
Смех усмейных смехачей!

Задание:

Попробуйте расшифровать значение неологизмов и оттенков однокоренных слов.

Ответ

Хлебников обратил внимание на корень слова и при помощи различных приставок и суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянские. Этим он пытался «найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов их одного в другое – свободно плавить слова». Языковой эксперимент превращался в эстетический факт.

Вопрос

Каковы корни стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом»? На что оно похоже?

Ответ

Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.

Не менее неожиданным было стихотворение Маяковского «А вы могли бы?» (1913).

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?

Футуристы также сделали попытку придумать новый язык. В декларации «Слово как таковое» они заявляли: «Живописцы будетляне не любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определенной семантикой (смыслом).

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиэээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Это стихотворение Хлебникова. Как вы думаете, каково значение звуков в этом стихотворении? Что они вам напоминают?

Ответ:

Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой символ – птиц. (Отец Хлебникова был орнитологом). Этот символ, считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. Такой язык должен был в будущем объединить людей на планете.

Обратимся еще к одному стихотворению Хлебникова «Кузнечик» (1908 – 1909).

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» – тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Вопрос

Назовите неологизмы и определите, как они созданы?

Ответ

«Крылышкуя» образовано от существительного «крылышко» и имеет признаки деепричастия – сравним: «рисуя», «воркуя»;

«золотописьмо» – сложное слово, образованное слиянием слов «золото» и «письмо»;

«лебедиво» сочетает в себе слова «лебедь», «лебединый» и «диво».

«зинзивер» явно существительное, хотя не совсем понятного происхождения, его значение выступает из фонетического образа.

Вопрос

Что еще можно сказать о звуковых образах этого стихотворения?

Ответ

В стихотворении много ассонансов.

«у» встречается 5 раз;

«и» – 11 (в словах «тончайших», «жил», «уложил» буква «и» обозначает звук «ы»);

Аллитерации «з», «ж» и «ш», «х» передают жужжание насекомых и шорох травы; «л» и «р» создают образ живой природы.

Заключительное слово

Бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. Но футуризм послужил и созидательным художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.

Литература

Олег Лекманов. Футуризм // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

В.Альфонсов. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма. Серия: Новая библиотека поэта. СПб., 2001

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика