Лев Николаевич Толстой1828 – 1910 |
|
Л.Н. Толстой |
…не зная Толстого, М. Горький Юность. Первые произведения Всему миру известна Ясная Поляна, старинное родовое имение, в котором 28 августа 1828 г. родился будущий художник слова. «Без своей Ясной Поляны, – писал Толстой, – я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В этой дворянской усадьбе прошли первые годы жизни Льва Николаевича. Он родился в одном из самых знатных русских дворянских семейств. Дальний его предок – Петр Андреевич Толстой – был сподвижником Петра I и получил от него графский титул. Мать происходила из древнего рода князей Волконских. Когда Льву Толстому было 5 лет, его брат Николенька придумал игру в «муравейных братьев» и историю о чудесной зеленой палочке. Николай объявил, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями… Слово «муравейные» особенно всем нравилось, напоминая муравьев в кочке. Братья Льва Николаевича были тогда еще совсем маленькими: Митеньке – 6, Сереже – 7 лет. Игра состояла в том, что все они забивались под стулья, загораживая их ящиками, завешивая платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к дружке. Таким образом, муравейное братство было открыто, а тайна записана на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого заказа. В 1836 г. Толстые переехали в Москву. Будущий писатель рано осиротел и остался на попечении своих теток. Одна из них жила в Казани, где и прошла юность Толстого. Там в 1844 г. он поступил на восточное отделение философского факультета университета, намереваясь стать дипломатом. Потом он перешел на другой факультет – юридический, но в основном образование свое расширял и углублял интенсивной самостоятельной работой. 12 апреля 1847 г. Толстой, не удовлетворенный университетским образованием, подал прошение об исключении. Он отправился в родовое имение Ясная Поляна, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных. Но те отказывались от его советов и помощи: они не понимали барина. Так Толстой в первый раз остро ощутил непреодолимую пропасть, разделяющую его – помещика, господина – и простой народ. Свой первый неудачный опыт хозяйствования он опишет спустя несколько лет в рассказе «Утро помещика» (1856 г.), герой которого, Нехлюдов, наделен чертами самого автора. Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Петербурге и в Москве. Он обдумывает, как достигнуть успехов в различных сферах жизни. В своем дневнике (1847–1852 гг.), отражавшем его напряженную внутреннюю жизнь, он набрасывает программу поведения, намечает план ближайших занятий:
1. Изучить весь курс юридических наук. Любопытно, что среди намеченных им правил было такое: «Всякое приращение к своему имению употребляй не для себя, а для общества». В своих дневниках писатель подробно анализирует свои поступки и переживания. Напряженные поиски привели к тому, что в 1851 г. Толстой вместе со старшим братом Николаем отправляется на Кавказ, где вступает в армию и принимает участие в военных действиях против горцев. На Кавказе он пробыл с 1851 по 1854 гг. Испытания военной жизни дали писателю богатый материал, отразившийся в его ранних рассказах. Об одном из мелких эпизодов войны на Кавказе идет речь в рассказе «Набег» (1852). В неоконченном рассказе «Рубка леса» (1855) впервые возникает тема, пронизывающая все творчество классика: нет в жизни ценностей выше простоты и естественности. Находясь на Кавказе, Толстой приступает к созданию романа о становлении личности человека. Писателем была задумана трилогия о детстве, отрочестве, юности и молодости человека. Она открывается повестью «Детство». Она была напечатана в петербургском журнале «Современник» и сразу принесла Толстому славу одного из самых талантливых русских писателей. Спустя два года появляется продолжение – «Отрочество», а в 1857 г. – «Юность». Очерки «Севастополь в декабре месяце» (1855 г.), «Севастополь в мае» (1855 г.), «Севастополь в августе 1855 года» (1856 г.) продолжает спор с «парадным», красивым изображением войны. Подлинную правду Толстой находит не в гуще сражений, а в буднях солдат и матросов, сестер милосердия, офицеров, горожан. Путешествие в Европу. Школа для крестьянских детей 19 ноября 1855 г. Толстой приезжает в Петербург. Его имя овеяно славой. Но литературная среда, дух кружковщины и соперничества отталкивают молодого писателя. Интересы новых знакомых кажутся ему мелкими и ничтожными, а жизнь – суетливой и бессмысленной. В мае 1856 г. Толстой покинул столицу и поселился в Ясной Поляне. А в 1857 г. уехал за границу. В швейцарском городе Люцерне он стал свидетелем того, как постояльцы дорогой гостиницы ничего не подали бедному певцу, которого они с удовольствием слушали. Этот эпизод описан в рассказе «Люцерн. Из записок Д. Нехлюдова» (1857 г.). Бессердечие туристов автор «записок» считает происшествием, более достойным внимания, нежели все так называемые великие исторические события. Простой певец чище и нравственно выше богатых и праздных путешественников. Вернувшись в Россию, Толстой открывает (с осени 1859 г.) в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподает в ней. Выводы из своего педагогического опыта писатель сформулировал в статье с вызывающим заглавием: «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». По мысли писателя, крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Лев Николаевич считал, что обучая крестьянских ребят, сам оказался в роли учащегося. «Казаки». «Война и мир» В 1863 г. Толстой печатает повесть «Казаки», работать над которой начал еще в середине 50-х гг. Произведение, как и многие другие у него, автобиографично. В его основе – кавказские воспоминания, прежде всего – история неразделенной любви к казачке. Эта повесть была объемнее прежних произведений автора. С 1856 по 1863 гг. он писал роман о семье декабристов. Но в процессе работы стало ясно, что корни восстания 14 декабря 1825 г. надо искать в событиях Отечественной войны 1812 г. – времени духовного пробуждения русского народа, единения дворянства и простых людей в борьбе с иноземным врагом. Так возник замысел «Войны и мира». «Анна Каренина» В 1877 г. Толстой закончил свой второй роман – «Анна Каренина». В первоначальной редакции он носил ироническое название «Молодец баба», главная героиня Анастасия (будущая Анна Каренина) была изображена женщиной бездуховной и безнравственной, а ее муж – симпатичным и несчастным человеком, заслуживающим только сострадания. Но в процессе работы замысел изменился. В окончательной редакции Анна – натура тонкая и совестливая, ее связывает с любовником, графом Вронским, настоящее, сильное чувство. Муж же Анны, высокопоставленный чиновник, хотя порой и способен к глубоким, истинно христианским чувствам, по большей части ведет себя как человек, для которого условности важнее судьбы близких. В романе соединены три сюжетные линии – истории трех семей. Анна выбирает любовь, губя семью. Жена ее брата Долли ради счастья и благополучия детей примиряется с изменившим ей мужем. Константин Левин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли Кити Щербацкой, стремится к истинно духовному и чистому браку, в котором муж и жена становятся одним, сходно чувствующим и думающим существом. Духовный кризис. Последние произведения В 1869 г. Толстой отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал чрезвычайно выгодно купить. По дороге он заночевал в гостинице, заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет. Свои переживания и мысли Толстой описал в незаконченной повести «Записки сумасшедшего» (1885–1886 гг.). Страх смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни преследовали писателя на протяжении нескольких лет. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере и в других религиях. Но не получил ни от философов, ни от богословов понятного и близкого ему ответа. Философия и все существующие религии представились Льву Николаевичу бессодержательными и ненужными. Его неоднократно посещали мысли о самоубийстве. Кризис был преодолен на рубеже 70–80-х гг. Толстой, как ему казалось, нашел ответ на мучившие его вопросы. Смысл жизни он отныне видел в немудрствующей народной религиозности, в опрощении, уподоблении себя людям из народа, крестьянам. Лев Николаевич считал, что простые люди глубоко постигли нравственные заветы Христа. Писатель был убежден в превосходстве народной нравственности и жизни над моралью и поведения высших слоев общества. Но народной веры в чудесное и потустороннее Толстой не понимал и не принимал. Он не верил в религиозные чудеса, отрицал воскресение мертвых, существование ада и рая. Новая вера, которой учил Толстой в своих религиозно-философских сочинениях, была прежде всего нравственным учением. Бог для писателя теперь – высшее, чистое нравственное начало в душе человека. Он считал, что все существующие христианские религии, в частности православие, извращают дух и сущность заповедей Христа. Толстой не мог принять в богословии того, что не поддавалось пониманию разумом. Упрекал церковь в примирении с насилием или даже его оправданием. По мысли Льва Николаевича, победа над злом и осуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодаря нравственному совершенствованию каждого человека. О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере писатель рассказал в своей «Исповеди» (1878–1882 гг.). Толстой мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 г. Личный труд, прежде всего физический, отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, писатель считал нравственным долгом состоятельных людей. Идеи позднего Толстого во многом напоминают социалистические. Но в отличие от социалистов Лев Николаевич был убежденным противником революции. Путь к человеческому счастью он видел прежде всего не в социальных и экономических переменах, а в личном, нравственном усилии каждого. Толстой приобрел огромную известность не только в Росси, но и во всем мире. Ясная Полена стала местом подлинного паломничества. Сюда за советом приходили люди разных сословий, из многих стран. 22 февраля 1901 г. Святейший Синод (высший церковный орган в России), указав на антиправославный дух толстовского учения, вынес определение об отпадении Толстого от Церкви. По существу, это было отлучение писателя от Православной Церкви. Но решение Синода не поколебало огромного авторитета Толстого в России. Его последователи – толстовцы – селились в деревенской местности и создавали коммуны, сообща обрабатывая землю. Стремление к простоте и проповедь нравственных принципов не могло не сказаться на творчестве Толстого двух последних десятилетий XIX в. Это многочисленные произведения, написанные в подражание народным легендам и сказкам. В них он выразил собственное понимание учения Христа, представления о достойной и праведной жизни и об идеальном обществе. В 1885 г. написана повесть «Холстомер», в 1881–1886 гг. – «Смерть Ивана Ильича». В 1886 г. вышла пьеса «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть». С 1889 по 1899 гг. писатель работал над своим последним романом «Воскресение» – о нравственном возрождении богатого дворянина Дмитрия Ивановича Нехлюдова. Уход из Ясной Поляны и смерть Толстой мучительно переживал разлад между учением, призывающим к отказу от богатства, и собственной жизнью помещика. Писатель хотел раздать нуждающимся все свое имущество, но его супруга Софья Андреевна пригрозила объявить Льва Николаевича сумасшедшим и учредить над ним опеку. Толстой составил завещание, в котором предоставлял всем издателям право на безгонорарное издание своих произведений, написанных после 1880 г. Но это еще более обострило его отношения с женой. Ощущая невозможность сохранить мир в семье и желая в полной мере соответствовать идеалу опрощения и трудовой жизни, Толстой в пять часов утра 28 октября (по старому стилю) 1910 г. втайне от домашних покинул Ясную поляну. Он намеревался ехать на юг, чтобы начать крестьянствовать. 31 октября поезд, следовавший в Ростов-на–Дону, прибыл на станцию Остапово. У Толстого поднялась температура, и он был вынужден остановиться в домике начальника станции. Врачи определили воспаление легких. В шесть часов пять минут 7 ноября Толстого не стало. Как и завещал Лев Николаевич, его похоронили на краю яснополянского оврага Старый Заказ, в том самом месте, где будто бы семьдесят с лишним лет назад брат писателя Николенька зарыл зеленую палочку с тайной человеческого счастья. Замечательный русский писатель-эмигрант Владимир Набоков, тонкий ценитель толстовского творчества, однажды на лекции для американских студентов своеобразно проиллюстрировал значение Толстого в русской и мировой литературе. Набоков погасил все лампы в зале и опустил шторы. «Зал погрузился в темноту… Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. «На небосводе русской литературы, – объявил он, – это Пушкин!» Вспыхнула лампа в дальнем левом углу… «Это Гоголь!» Вспыхнула лампа посередине зала. «Это Чехов! Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх… Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. «А это Толстой!» – прогремел Набоков. Вопросы по биографии 1. Как называется родовое имение Л.Н. Толстого? Расскажите о детстве писателя. Литература Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. |
|
К содержанию |