Содержание

Лев Николаевич Толстой

1828 – 1910

 

Л.Н. Толстой
Жизнь и творчество
Роман «Война и мир»
Вечер в салоне Шерер
Именины у Ростовых
Семья Болконских
Война 1805–1807 годов
Шенграбен и Аустерлиц
Отечественная война
Бородино

 

…не зная Толстого,
нельзя считать себя знающим свою страну,
нельзя считать себя культурным человеком.

М. Горький

Юность. Первые произведения

Всему миру известна Ясная Поляна, старинное родовое имение, в котором 28 августа 1828 г. родился будущий художник слова. «Без своей Ясной Поляны, – писал Толстой, – я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В этой дворянской усадьбе прошли первые годы жизни Льва Николаевича. Он родился в одном из самых знатных русских дворянских семейств. Дальний его предок – Петр Андреевич Толстой – был сподвижником Петра I и получил от него графский титул. Мать происходила из древнего рода князей Волконских.

Когда Льву Толстому было 5 лет, его брат Николенька придумал игру в «муравейных братьев» и историю о чудесной зеленой палочке. Николай объявил, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями… Слово «муравейные» особенно всем нравилось, напоминая муравьев в кочке. Братья Льва Николаевича были тогда еще совсем маленькими: Митеньке – 6, Сереже – 7 лет. Игра состояла в том, что все они забивались под стулья, загораживая их ящиками, завешивая платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к дружке. Таким образом, муравейное братство было открыто, а тайна записана на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого заказа.

В 1836 г. Толстые переехали в Москву. Будущий писатель рано осиротел и остался на попечении своих теток. Одна из них жила в Казани, где и прошла юность Толстого. Там в 1844 г. он поступил на восточное отделение философского факультета университета, намереваясь стать дипломатом.

Потом он перешел на другой факультет – юридический, но в основном образование свое расширял и углублял интенсивной самостоятельной работой.

12 апреля 1847 г. Толстой, не удовлетворенный университетским образованием, подал прошение об исключении. Он отправился в родовое имение Ясная Поляна, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных. Но те отказывались от его советов и помощи: они не понимали барина. Так Толстой в первый раз остро ощутил непреодолимую пропасть, разделяющую его – помещика, господина – и простой народ.

Свой первый неудачный опыт хозяйствования он опишет спустя несколько лет в рассказе «Утро помещика» (1856 г.), герой которого, Нехлюдов, наделен чертами самого автора. Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Петербурге и в Москве. Он обдумывает, как достигнуть успехов в различных сферах жизни. В своем дневнике (1847–1852 гг.), отражавшем его напряженную внутреннюю жизнь, он набрасывает программу поведения, намечает план ближайших занятий:

1. Изучить весь курс юридических наук.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.
4. Изучить историю, географию и статистику.
5. Овладеть курсом математики.
6. Написать диссертацию.
7. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи и т.д.

Любопытно, что среди намеченных им правил было такое: «Всякое приращение к своему имению употребляй не для себя, а для общества». В своих дневниках писатель подробно анализирует свои поступки и переживания.

Напряженные поиски привели к тому, что в 1851 г. Толстой вместе со старшим братом Николаем отправляется на Кавказ, где вступает в армию и принимает участие в военных действиях против горцев. На Кавказе он пробыл с 1851 по 1854 гг. Испытания военной жизни дали писателю богатый материал, отразившийся в его ранних рассказах. Об одном из мелких эпизодов войны на Кавказе идет речь в рассказе «Набег» (1852). В неоконченном рассказе «Рубка леса» (1855) впервые возникает тема, пронизывающая все творчество классика: нет в жизни ценностей выше простоты и естественности.

Находясь на Кавказе, Толстой приступает к созданию романа о становлении личности человека. Писателем была задумана трилогия о детстве, отрочестве, юности и молодости человека. Она открывается повестью «Детство».

Она была напечатана в петербургском журнале «Современник» и сразу принесла Толстому славу одного из самых талантливых русских писателей. Спустя два года появляется продолжение – «Отрочество», а в 1857 г. – «Юность».

Очерки «Севастополь в декабре месяце» (1855 г.), «Севастополь в мае» (1855 г.), «Севастополь в августе 1855 года» (1856 г.) продолжает спор с «парадным», красивым изображением войны. Подлинную правду Толстой находит не в гуще сражений, а в буднях солдат и матросов, сестер милосердия, офицеров, горожан.

Путешествие в Европу. Школа для крестьянских детей

19 ноября 1855 г. Толстой приезжает в Петербург. Его имя овеяно славой. Но литературная среда, дух кружковщины и соперничества отталкивают молодого писателя. Интересы новых знакомых кажутся ему мелкими и ничтожными, а жизнь – суетливой и бессмысленной.

В мае 1856 г. Толстой покинул столицу и поселился в Ясной Поляне. А в 1857 г. уехал за границу. В швейцарском городе Люцерне он стал свидетелем того, как постояльцы дорогой гостиницы ничего не подали бедному певцу, которого они с удовольствием слушали. Этот эпизод описан в рассказе «Люцерн. Из записок Д. Нехлюдова» (1857 г.). Бессердечие туристов автор «записок» считает происшествием, более достойным внимания, нежели все так называемые великие исторические события. Простой певец чище и нравственно выше богатых и праздных путешественников.

Вернувшись в Россию, Толстой открывает (с осени 1859 г.) в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподает в ней. Выводы из своего педагогического опыта писатель сформулировал в статье с вызывающим заглавием: «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». По мысли писателя, крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Лев Николаевич считал, что обучая крестьянских ребят, сам оказался в роли учащегося.

«Казаки». «Война и мир»

В 1863 г. Толстой печатает повесть «Казаки», работать над которой начал еще в середине 50-х гг. Произведение, как и многие другие у него, автобиографично. В его основе – кавказские воспоминания, прежде всего – история неразделенной любви к казачке. Эта повесть была объемнее прежних произведений автора.

С 1856 по 1863 гг. он писал роман о семье декабристов. Но в процессе работы стало ясно, что корни восстания 14 декабря 1825 г. надо искать в событиях Отечественной войны 1812 г. – времени духовного пробуждения русского народа, единения дворянства и простых людей в борьбе с иноземным врагом. Так возник замысел «Войны и мира».

«Анна Каренина»

В 1877 г. Толстой закончил свой второй роман – «Анна Каренина». В первоначальной редакции он носил ироническое название «Молодец баба», главная героиня Анастасия (будущая Анна Каренина) была изображена женщиной бездуховной и безнравственной, а ее муж – симпатичным и несчастным человеком, заслуживающим только сострадания. Но в процессе работы замысел изменился.

В окончательной редакции Анна – натура тонкая и совестливая, ее связывает с любовником, графом Вронским, настоящее, сильное чувство. Муж же Анны, высокопоставленный чиновник, хотя порой и способен к глубоким, истинно христианским чувствам, по большей части ведет себя как человек, для которого условности важнее судьбы близких.

В романе соединены три сюжетные линии – истории трех семей. Анна выбирает любовь, губя семью. Жена ее брата Долли ради счастья и благополучия детей примиряется с изменившим ей мужем. Константин Левин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли Кити Щербацкой, стремится к истинно духовному и чистому браку, в котором муж и жена становятся одним, сходно чувствующим и думающим существом.

Духовный кризис. Последние произведения

В 1869 г. Толстой отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал чрезвычайно выгодно купить. По дороге он заночевал в гостинице, заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет. Свои переживания и мысли Толстой описал в незаконченной повести «Записки сумасшедшего» (1885–1886 гг.).

Страх смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни преследовали писателя на протяжении нескольких лет. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере и в других религиях. Но не получил ни от философов, ни от богословов понятного и близкого ему ответа. Философия и все существующие религии представились Льву Николаевичу бессодержательными и ненужными. Его неоднократно посещали мысли о самоубийстве.

Кризис был преодолен на рубеже 70–80-х гг. Толстой, как ему казалось, нашел ответ на мучившие его вопросы. Смысл жизни он отныне видел в немудрствующей народной религиозности, в опрощении, уподоблении себя людям из народа, крестьянам. Лев Николаевич считал, что простые люди глубоко постигли нравственные заветы Христа. Писатель был убежден в превосходстве народной нравственности и жизни над моралью и поведения высших слоев общества. Но народной веры в чудесное и потустороннее Толстой не понимал и не принимал. Он не верил в религиозные чудеса, отрицал воскресение мертвых, существование ада и рая.

Новая вера, которой учил Толстой в своих религиозно-философских сочинениях, была прежде всего нравственным учением. Бог для писателя теперь – высшее, чистое нравственное начало в душе человека. Он считал, что все существующие христианские религии, в частности православие, извращают дух и сущность заповедей Христа.

Толстой не мог принять в богословии того, что не поддавалось пониманию разумом. Упрекал церковь в примирении с насилием или даже его оправданием. По мысли Льва Николаевича, победа над злом и осуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодаря нравственному совершенствованию каждого человека.

О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере писатель рассказал в своей «Исповеди» (1878–1882 гг.).

Толстой мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 г. Личный труд, прежде всего физический, отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, писатель считал нравственным долгом состоятельных людей.

Идеи позднего Толстого во многом напоминают социалистические. Но в отличие от социалистов Лев Николаевич был убежденным противником революции. Путь к человеческому счастью он видел прежде всего не в социальных и экономических переменах, а в личном, нравственном усилии каждого.

Толстой приобрел огромную известность не только в Росси, но и во всем мире. Ясная Полена стала местом подлинного паломничества. Сюда за советом приходили люди разных сословий, из многих стран. 22 февраля 1901 г. Святейший Синод (высший церковный орган в России), указав на антиправославный дух толстовского учения, вынес определение об отпадении Толстого от Церкви. По существу, это было отлучение писателя от Православной Церкви. Но решение Синода не поколебало огромного авторитета Толстого в России. Его последователи – толстовцы – селились в деревенской местности и создавали коммуны, сообща обрабатывая землю.

Стремление к простоте и проповедь нравственных принципов не могло не сказаться на творчестве Толстого двух последних десятилетий XIX в. Это многочисленные произведения, написанные в подражание народным легендам и сказкам. В них он выразил собственное понимание учения Христа, представления о достойной и праведной жизни и об идеальном обществе.

В 1885 г. написана повесть «Холстомер», в 1881–1886 гг. – «Смерть Ивана Ильича». В 1886 г. вышла пьеса «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть».

С 1889 по 1899 гг. писатель работал над своим последним романом «Воскресение» – о нравственном возрождении богатого дворянина Дмитрия Ивановича Нехлюдова.

Уход из Ясной Поляны и смерть

Толстой мучительно переживал разлад между учением, призывающим к отказу от богатства, и собственной жизнью помещика. Писатель хотел раздать нуждающимся все свое имущество, но его супруга Софья Андреевна пригрозила объявить Льва Николаевича сумасшедшим и учредить над ним опеку. Толстой составил завещание, в котором предоставлял всем издателям право на безгонорарное издание своих произведений, написанных после 1880 г. Но это еще более обострило его отношения с женой.

Ощущая невозможность сохранить мир в семье и желая в полной мере соответствовать идеалу опрощения и трудовой жизни, Толстой в пять часов утра 28 октября (по старому стилю) 1910 г. втайне от домашних покинул Ясную поляну. Он намеревался ехать на юг, чтобы начать крестьянствовать.

31 октября поезд, следовавший в Ростов-на–Дону, прибыл на станцию Остапово. У Толстого поднялась температура, и он был вынужден остановиться в домике начальника станции. Врачи определили воспаление легких. В шесть часов пять минут 7 ноября Толстого не стало.

Как и завещал Лев Николаевич, его похоронили на краю яснополянского оврага Старый Заказ, в том самом месте, где будто бы семьдесят с лишним лет назад брат писателя Николенька зарыл зеленую палочку с тайной человеческого счастья.

Замечательный русский писатель-эмигрант Владимир Набоков, тонкий ценитель толстовского творчества, однажды на лекции для американских студентов своеобразно проиллюстрировал значение Толстого в русской и мировой литературе. Набоков погасил все лампы в зале и опустил шторы. «Зал погрузился в темноту… Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. «На небосводе русской литературы, – объявил он, – это Пушкин!» Вспыхнула лампа в дальнем левом углу… «Это Гоголь!» Вспыхнула лампа посередине зала. «Это Чехов! Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх… Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. «А это Толстой!» – прогремел Набоков.

Вопросы по биографии

1. Как называется родовое имение Л.Н. Толстого? Расскажите о детстве писателя.
2. Расскажите историю «муравейного братства».
3. Где в разные годы учился Л.Н. Толстой?
4. Назовите наиболее крупные произведения Л.Н. Толстого.
5. Расскажите о школе для крестьянских детей, созданной Л.Н. Толстым.
6. Каковы нравственные принципы Л.Н. Толстого в последние годы жизни?
7. Что такое «толстовство»?
8. За что Л.Н. Толстого отлучили от церкви?
9. Расскажите о последних годах жизни Л.Н. Толстого.


Литература

Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982.

Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999.


 

К содержанию Яндекс.Метрика