Бородинов романе Л.Н. Толстого «Война и мир» |
|
Л.Н. Толстой |
Описание Бородинского сражения занимает двадцать глав третьего тома. Это – центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев книги. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила: народ. Вопрос Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Ответ Ч. II, гл. XIX Толстой доказывает, что Бородинское сражение было лишь нравственной победой русских. Он вводит в роман публицистически описанный план сражения. Бородинское сражение произошло на случайной, неудобной и невыгодной для русских позиции. Задача Толстого была показать настроение воинов как причину победы и оспорить роль тактики ведения боя. Вопрос Почему описание сражения показано глазами Пьера? Ответ Для описания сражения Толстой выбрал самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле Пьера. Он воспринимает войну с психологической точки зрения. Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса, ужаснуться трезвым подсчетам доктора. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы всего этого: они оба – профессиональные военные, привыкшие и к потерям, и к голосам солдат. Но Пьеру все внове, его неискушенное зрение остро. Вопрос Докажите справедливость слов старого солдата «всем народом навалиться хотят»? Приведите примеры, рисующие настроение русских накануне боя. Ответ Встреча Пьера под Можайском с обозом раненых и мужиками-ополченцами (гл. XX), разговор его с Борисом Друбецким, Кутузовым и Долоховым (гл. XXII), настроение князя Андрея, Тимохина и их солдат (гл. XXIV–XXV). Это целый цикл глав, объясняющих необходимость и справедливость войны против захватчиков и показывающих единство настроения людей. Вопрос Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) уверены в победе? Ответ Князь Андрей, «Тимохин и вся армия» уверены в исходе боя, так как успех сражения зависит «от того чувства, которое есть во мне. В нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате» (гл. XXV). Князь Андрей высказывает ключевую для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, на которой живут дети и близкие. За эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях, говорят князь Андрей и Тимохин, нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. «Я бы не брал пленных… Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Вопрос Справедливы ли слова князя Андрея, что французов «надо казнить»? Ответ Толстой вкладывает в уста князя Андрея странные на первый взгляд мысли. Он не только оправдывает, но и призывает к жестокости расправы над врагом, он, осуждавший ужасы войны. Но это все справедливо. «Война так война, а не игрушка». Т. IV, Ч. III, гл. I «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это «самое гадкое дело с жизни» (т. III, ч. II, гл. XXV), завещает Толстой устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага. Великая мудрость книги Толстого заключается в том, что, осуждая ужасы войны, он призывал не складывать оружия, когда нельзя было избегнуть войны. Вопрос Опишите состояние природы во время сражения Ответ Через все описание боя проходит замечательный пейзажный образ солнца, освещающего битву: утреннего солнца, только что брызнувшего из-за тучи и рассеивающего туман, смешанный с дымками выстрелов; солнца, застланного дымом и стоящего еще высоко, – в середине сражения, когда «гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали. Но усиливались до отчаянности. Как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил» (гл. XXXII; солнце льет «косыми лучами прямо в лицо Наполеона» (гл. XXXIII); а в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делает?» На поле стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови» (гл. XXXIX). Вопрос Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского? Ответ Гл. XXXI и XXXII. Прочитать. Возникшее сначала на батарее «чувство недоброжелательного недоумения к нему стало переходить в ласковой и шутливое участие»; вместе с солдатами батареи мы чувствуем душевную силу, возникшую и разгорающуюся в Пьере. Все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с напряженным щегольством. И все время все оживлены, как и Тушин и его батарейцы при Шенграбене. Все шутят: над Пьером, над гранатой, над собой. Однако это не свидетельство их легковесности. Это проявление их необыкновенной стойкости. Выносливости и жизненной силы. В этих обстоятельствах Пьер, сначала наблюдавший за «разгоранием внутреннего огня». Захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов (ч. III, гл. IX). Вопрос Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою? Ответ Гл. XXXIII–XXXIV и XXXV Наполеону посвящены семь глав из двадцати, описывающих Бородинскую битву. Кутузову – только одна. Наполеон во всех этих главах напряженно-деятелен: он одевается, переодевается, принимает посланцев из Парижа и Мадрида, отдает распоряжения, диктует приказ по армии, дважды объезжает позицию, заботится о рисе, который должны выдать гвардейцам… Кутузов сидит на одном месте и как бы дремлет. Ему тоже привозят донесения. Но он выслушивает их и не отдает никаких приказаний. Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Наполеону впервые некогда думать о впечатлении, какое он производит. Желтый, опухший, с красным носом (накануне он простудился, и теперь его мучит насморк), он уже не заботится о том, что солдаты увидят его в таком непривлекательном виде. Теперь ему пришлось вернуться к действительности; пришлось понять, что в этой войне Кутузов превзошел его как полководец; им одержана «победа нравственная», потому что на французов «в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». Литература Т.Г. Браже. Система уроков по целостному изучению романа «Война и мир». // Л.Н. Толстой в школе М., 1965. – С. 301–323. Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. |
|
К содержанию |