Содержание

Именины в доме Ростовых

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

 

Л.Н. Толстой
Жизнь и творчество
Роман «Война и мир»
Вечер в салоне Шерер
Именины у Ростовых
Семья Болконских
Война 1805–1807 годов
Шенграбен и Аустерлиц
Отечественная война
Бородино


Сцены именин перемежаются с главами о смерти графа Безухова (VII–XI – именины у Ростовых, XII–XIII – болезнь графа, XIV–XVII – опять Ростовы, XVIII–XXI – смерть Безухова). Чередуя эти главы, Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость. Глава XVIII начинается словами: «В то время, как у Ростовых танцевали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безуховым сделался шестой удар».

Контраст этих сцен – шестой англез и шестой удар – закрепляется словами «в то время, как», которые будут часто повторяться у Толстого, передавая его мысль о многообразии единой жизни.

Вместе с тем эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. И здесь и там – гости. Фактически вся первая часть первого тома показывает прием гостей: гости у Шерер, и у Ростовых, и у Болконских (князь Андрей с женой – тоже гости в доме старого князя), даже распадающийся «дом Безуховых» испытывает натиск новых для него людей.

Вопрос

В чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и у Шерер?

Ответ

Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность.

Сопоставление именин в доме Ростовых и салона Шерер позволяет резче оттенить сильные качества одних героев и углубить толстовское разоблачение других.

Вопрос

С какими аналогичными фактами из жизни петербургского света сопоставляются сцены из жизни Ростовых?

Опишите сбор гостей у Ростовых, цели их приезда, семейный и радостный характер праздника, в противоположность светскости и чопорности вечера у Шерер.

Ответ

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и Анна Павловна, – это сорокалетняя женщина. Но та – «общественная энтузиастка», старая дева, не пускающая никаких корней в жизни (это важно для Толстого), а эта – глава семьи, жена и мать двенадцати детей. Это маленький, но показательный для Ростовых факт.

Вопрос

Одинаково ли принимают гостей у Шерер и у Ростовых?

Ответ

Для хозяина дома, графа Ильи Ростова, а, следовательно, и для всего дома характерна следующая сцена – прием графом «поздравителей», которым он, всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher… за себя и за дорогих именинниц». Уже эта сцена контрастирует с той «иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке».

Его жена и старшая дочь Вера занимали гостей разговором. Разговор был такой, «который затевают ровно настолько, чтобы при первой же паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee» и т.д. и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать». Здесь те же условности светского такта.

И в эту светскую обстановку как «луч солнца», врывается молодое поколение Ростовых.

Вопрос

Расскажите о внешности героев (например, Наташи Ростовой), об их поведении, интересах и взаимоотношениях.

Ответ

«Видно было что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine».

Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер. (Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой (гл. X и XI).

Вывод

Это мир светлых и чистых чувств. Поведение молодых Ростовых контрастно показано Толстым в сравнении с петербургской молодежью (компания Долохова – Курагина), где время проходит в кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (сравните историю с медведем и венчание куклы).

Задание

Приведите примеры искренности и простоты Ростовых.

Перескажите эпизод, как графиня Ростова дает Анне Михайловне Друбецкой деньги на обмундирование Бориса.

Ответ

Анна Михайловна ни о чем не просит приятельницу, как просила у Шерер князя Василия. Там ей пришлось унижаться перед князем, а тут сама графиня, ее старая приятельница, смущается, предлагая ей деньги.

Этой сценой заканчивается описание утренних приемов в доме Ростовых. Затем идут сцены вечернего празднования именин.

Вопрос

Кто «главный гость» у Шерер? У Ростовых?

Ответ

Один из главных гостей у Ростовых – Марья Дмитриевна Ахросимова. Ее ждут, из-за нее не начинают обеда.

Вопрос

Что же она собой представляет?

Ответ

В обществе ее зовут «le terrible dragon» – драгуном; она знаменита «не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее» (гл. XV). В обществе же Анны Павловны, главное лицо – утонченный виконт-эмигрант. Появление подобной Марье Дмитриевне фигуры невозможно в салоне Шерер так же, как невозможны ее разговоры:

«Имениннице дорогой с детками… Ты что, старый греховодник… чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде?…».

За столом у Ростовых так же, как и там, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. «И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом?..» «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – говорит еще один друг дома, «дяденька» Шиншин, двоюродный брат графини.

Выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых, Наташа танцует с Пьером, который чувствует себя здесь проще, граф-отец и Марья Дмитриевна в конце вечера танцуют Данилу Купора, похожего «на развеселого трепачка», а во всех дверях зала появились «улыбающиеся лица дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

Вывод

Эпизод именин в доме Ростовых позволяет судить об их простоте и радушии, естественности поведения, сердечности, взаимной любви в семье, благородстве и чуткости, близости в языке и обычаях народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы.

Литература

Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982.

Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999.


 

К содержанию Яндекс.Метрика