Изображение войны 1805–1807 годовв романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (I том, чч. II–III) |
|
Л.Н. Толстой |
Каждая из частей романа начинается обозначением точных дат. «В июле 1805 года» собирала свой вечер Анна Павловна Шерер (ч. I), «в октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского». Исторический жанр романа требовал предельной достоверности, оттого в тексте так много дат. Во второй части романа Толстой перешел непосредственно к описанию столкновения России с Западом. Вопрос Как в связи с этим расширяется место действия, и какие новые герои входят в роман? Ответ Повествование переносится на поля сражения в Австрию, в роман вливается целый поток новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон; командующие армиями Кутузов, Мак; другие большие военачальники (Багратион, Вейротер); рядовые командиры; штабные офицеры, как Несвицкий и др.; дипломат Билибин, интендант Телянин, врачи в госпитале и, наконец, основная масса – солдаты: и русские, и австрийские, и французские; гусары (полк Денисова), пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность – одна из особенностей стиля Толстого. Вопрос Почему Россия оказалась участницей этой войны? Ответ Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Задание Толстой очень удачно выбрал для начальных глав о войне сцену смотра в Браунау. Что он покажет? Готова ли к войне русская армия? Считают ли солдаты цели ее справедливыми, понимают ли они их? Проанализируем сцену, где после смотра солдаты рассуждают о «международной обстановке». Ответ Из этой сцены выясняется полнейшее непонимание цели войны и взаимоотношений с союзниками и даже с противником. Толстой придает сцене подчеркнуто обобщенный характер; в ней нет указания на то, кому принадлежат реплики, нет ни намека на индивидуализацию – просто говорят солдаты. «Со всех сторон переговаривались солдатские голоса» (там же, гл. II). Массовая сцена более всего передает общность настроения среди солдат. Но Толстой все время выделяет и крупные первые планы – лица отдельных участников войны, среди них, в первую очередь, – Кутузова. Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака, как это предписывало ей союзническое командование. Кутузов не считал выгодным для русской армии это соединение и в числе прочих доказательств подчеркивал печальное положение с обувью. После тысячеверстных переходов из России она износилась, а союзническое ведомство не позаботилось отпустить новой для солдат. Вопрос Каково отношение Кутузова к этой войне? Ответ Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом. Поэтому его основная цель – удержать армию от вступления в бой. Вопрос Как мог бы поступить в этом случае другой главнокомандующий? Ответ Не будь у полководца понимания солдатской массы, не будь он столь опытен, как Кутузов, и, главное, обладай он честолюбием и желанием отличиться (как позднее будет показан Александр I и вся «партия молодых») – русская армия была бы разбита гораздо раньше Аустерлица. Сцена смотра в Браунау позволяет судить о многих качествах Кутузова как полководца и человека. Вывод Анализ сцены в Браунау дает нам следующее: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи. Вопрос Как сам автор относится к войне? Ответ Большое число сцен, раскрывающих отношение Толстого, связано с образом Николая Ростова. Почему именно с ним? Да потому, что он еще не успел стать настоящим военным. Вот он, обыкновенный молодой человек, впервые будет принимать участие в войне. Как он ее воспримет – это и будет выражением естественных, непосредственных человеческих взглядов. Поэтому-то и характерно, что большая часть сцен, иллюстрирующих мысль Толстого о жестокости, бесчеловечности и бессмысленности войны, связана с Николаем Ростовым. Обратимся к тексту ч. II, гл. IV. Утром перед боем Николай Ростов здоровается с немцем, хозяином дома, в котором он живет. Эта сцена – ключ к пониманию Толстым проблем мира и войны. К чему война, как бы говорит эта сцена, если военный и штатский – оба люди, если люди разных наций – братья, если «да здравствует весь мир!». Доп. пример Сцена разговоров французских и русских солдат во время перемирия (ч. II, гл. XV). Прочитаем и прокомментируем. Ответ Люди везде люди. Человек человека поймет всегда. Человек не должен убивать человека. Война не есть способ решения споров между людьми. Видя, как падают убитые снарядами солдаты, морщась, «будто от жгучей боли», офицер Несвицкий, друг Андрея Болконского, говорит, что если бы он был царем, то никогда бы не воевал. Так словами одного из героев Толстой еще раз подчеркивает свое осуждение войны. Вывод Наблюдая за отношением Толстого к войне, нужно понять главную особенность изображения войны в романе. Писатель сознательно показывает войну не в романтически-героическом плане, «с развевающимися знаменами и гарцующими генералами»; он акцентирует внимание на «крови, страданиях, смерти» (т. 4, с. 9), сопутствующих будничной страде войны. Столкновение романтического представления о войне с ее реальным лицом, жестокостью, бесчеловечностью ярко проявляется и в других эпизодах, и особенно в сценах переживаний Николая Ростова в первом бою. Прочитаем и прокомментируем Толстой пишет: «Ростов… остановился на мосту, не зная, что ему делать. (Т. I, ч. II, гл. VIII). В приведенном отрывке важно все: и то, что раньше Ростов воображал сражение как нечто возвышенно-героическое – рубить врагов налету, а на деле оказалось, что нужен жгут соломы, и то, что носилки, стоны раненого, смерть кругом противоречат красоте земли и спокойствию природы. Даже в этом небольшом бою гибнут люди. Вывод Противопоставляя красоту мирной природы ужасам войны, Толстой еще раз свидетельствует о своем неприятии войны как способа решения споров между людьми. Однако не нужно думать, что Толстой был пацифистом. Тема войны получит новое решение в изображении событий 1812 года, где Толстой по-прежнему, не отказываясь от подчеркивания кровавости войны, утверждает необходимость данной войны. Если на тебя напал враг, если он посягает на твое отечество, на жизнь людей, – бери первую попавшуюся в руки дубину и бей своего врага, потому что он преступник: такова позиция Толстого, существенно отличающаяся от пацифистской. Вопрос Вы, наверное, обратили внимание на сложность построения фразы у Толстого. Откройте II часть IX главу. Прочитаем первое предложение. Как вы думаете, почему Толстой не стал разбивать эту фразу на несколько простых. Ответ Тем самым Толстой передает взаимосвязанность и одновременность действий. Сложная синтаксическая конструкция, так называемый период, рождается у Толстого тогда, когда ему надо передать ряд взаимосвязанных, часто одновременно происходящих событий. Периоды в языке Толстого – это принципиальная особенность его стиля. К ней надо привыкнуть, вдуматься, и тогда она поможет войти в толстовский мир. Чехов давно заметил, что громоздкость фразы Толстого отнюдь не является недостатком. «Это искусство, – писал он, – и оно дается после труда. Эти периоды производят впечатление силы». Самый стиль Толстого направлен на то, чтобы передать сложность жизненных обстоятельств, в данном случае сложность обстановки, в которую попала русская армия в войне 1805 года. Литература Т.Г. Браже. Система уроков по целостному изучению романа «Война и мир». // Л.Н. Толстой в школе М., 1965. – С. 301–323. Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. |
|
К содержанию |