Содержание

Отечественная война 1812 года

(Анализ III тома романа «Война и мир»)

Философия истории по Л.Н. Толстому

 

Л.Н. Толстой
Жизнь и творчество
Роман «Война и мир»
Вечер в салоне Шерер
Именины у Ростовых
Семья Болконских
Война 1805–1807 годов
Шенграбен и Аустерлиц
Отечественная война
Бородино


Слово учителя

Прежде чем перейти непосредственно к анализу III тома, хотелось бы обратить внимание на то, что тома III и IV были написаны Л.Н. Толстым позднее, чем первые (в 1867–1869 годах). К этому времени произошли изменения в мировоззрении писателя, которые нашли отражение в анализируемом нами произведении. Вы помните, что как раз в это время Л.Н. Толстой интересуется народной жизнью, делает шаги к сближению с патриархальными крестьянами. Поэтому естественно, что на страницах романа все чаще появляется народ. Новые взгляды Толстого отразились и во взглядах отдельных героев.

Изменения в мировоззрении писателя несколько изменили и структуру романа. В него включены публицистические главы, которые предваряют и объясняют художественное описание событий, подводят к их пониманию.

Для того чтобы приблизиться к пониманию творчества Л.Н. Толстого, необходимо разобраться в некоторых понятиях присущих непосредственно ему. В частности, у Толстого было свое понимание философии истории. Обратимся к тексту (том III, часть I, глава I, а затем часть III, гл. I). Прочитаем и ответим на вопрос: каковы причины Отечественной войны 1812 года по Толстому?

Ответ

«Совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Что же произвело это необычайное событие? Каковы были причины его?

1. Нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей.

2. Чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин», т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а совокупность их, народ. Таким образом, исторические события происходят при совпадении интересов народной массы.

3. А почему совпадают бесконечно малые величины отдельных человеческих желаний? «Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие». «Человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». «…Событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться», – пишет Толстой. «Фатализм в истории», по его мнению, неизбежен.

4. Фатализм Толстого связан с его пониманием стихийности. История, пишет он, есть «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества». Любой совершенный, казалось бы, бессознательно поступок стихийно «делается достоянием истории». И чем более бессознательно будет жить человек, тем более, по Толстому, он будет участвовать в совершении исторических событий. Проповедь стихийности, отказ от сознательного, разумного участия в событиях составляет одну из особенностей Толстого.

5. Толстой утверждает, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. По Толстому, стихийность движения массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиниться предписанному свыше направлению событий. «Царь есть раб истории». Так Толстой приходит к мысли о покорности перед судьбой и видит задачу исторической личности в следовании за событиями. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

При анализе III тома романа «Война и мир» нам нужно будет доказать, что Отечественная война 1812 года подняла на борьбу с врагом весь русский народ. Нам важно будет увидеть общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества, народа и большей части дворян в борьбе с захватчиками.

Задание

Проанализируем эпизод переправы Наполеоновской армии через Неман (ч. I, гл. II).

Ответ

Толстой в сцене переправы через Неман рисует Наполеона и его армию в самом начале похода в Россию. Во французской армии тоже существует единство – и среди самих солдат, и между ними и их императором. «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе».

Вопрос

На чем же основано это единство?

Ответ

Слава покорителя мира вела Наполеона. Несколько ранее Толстой отмечал, что здесь имела место «любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребности таких выгод, которые бы окупили эти расходы…» (ч. I, гл. I).

Но это единство непрочное. Потом Толстой покажет, как оно распадется в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должного. Не отыскивая брода, уланы бухнулись в воду, тонули и все-таки «старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, причиняющим им горе и разорение, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней.

Литература

Т.Г. Браже. Система уроков по целостному изучению романа «Война и мир». // Л.Н. Толстой в школе М., 1965. – С. 301–323.

Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982.

Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999.


 

К содержанию Яндекс.Метрика