Содержание

Федор Иванович Тютчев

Основные мотивы лирики

 

 

О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует,
тем самым доказывает, что он не чувствует поэзию.

И.С. Тургенев

Детство

Ф.И. Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) в семье потомственного русского дворянина Ивана Николаевича Тютчева. В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи. Из троих детей мать поэта, урожденная Толстая, особо выделяла сына Федора. Необыкновенная одаренность его обнаружилась рано: на тринадцатом году он уже успешно переводил оды Горация, соревнуясь со своим первым учителем и другом, поэтом Семеном Егоровичем Раичем. Родители ничего не жалели для образования сына. Уже в детстве французский язык он знал до тонкостей и в дальнейшем пользовался им как родным.

Отрочество. Москва

Подростком Тютчев с родителями переехал в Москву. В столице будущий поэт начал посещать лекции по теории поэзии и истории русской словесности известного тогда поэта, критика и профессора Московского университета А.Ф. Мерзлякова. Упражнения в стихотворстве считались в то время естественной частью гуманитарного образования. Однако пробы пера Федора Тютчева обратили на себя внимание его наставников. В 1818 году его стихотворение «Вельможа (Подражание Горацию)» было прочитано Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности, что стало поэтическим дебютом четырнадцатилетнего поэта. К сожалению, текст этого стихотворения утрачен.

В 1919 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, куда уже два года ходил в качестве вольнослушателя.

В ноябре 1821 года Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук и был определен на службу в Государственную коллегию иностранных дел, находившуюся в Петербурге. На семейном совете было решено, что блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата. О поэзии всерьез никто не помышлял...

Служба на дипломатическом поприще. Знакомство с немецкими философами и поэтами

В середине 1822 года Тютчев поступил на дипломатическую службу и уехал в Германию. В Мюнхене молодой поэт жил напряженной духовной жизнью, ревностно изучая философию, увлекаясь романтическим искусством. Уже тогда он приобрел широкую известность как человек разносторонне образованный и необычайно остроумный. В Мюнхене близко сошелся с философом-романтиком Фридрихом Шиллером и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

Познакомившись в России с идеями Шеллинга, в Германии поэт мог общаться с самим философом, утверждавшим, что царство природы и царство духа (история) родственны друг другу и что понимание того и другого дается через созерцание и искусство. Философия Шеллинга оказала решающее влияние на мировоззрение Тютчева.

За границей (последние годы в Италии, в Турине) он пробыл в общей сложности двадцать два года. Не случайно среди первых произведений Тютчева так много переводов (особенно немецких поэтов). Вернувшись в Россию, Тютчев служил в Министерстве иностранных дел, был цензором и председателем Комитета иностранной цензуры. Карьеры дипломата он не сделал, лишь в 1828 году ему дали место младшего секретаря при русской миссии. Сам Тютчев спустя годы признает, что служить он «не умел». Не просто не умел, но и не мог. По той простой причине, что был рожден поэтом, а не чиновником.

Публикации в «Современнике»

Увы, во время своего мюнхенского жития Тютчев не был известен как поэт ни среди своих соотечественников, ни за рубежом. Напечатанные в эти годы на родине в журнале Раича «Галатея», его стихи прошли незамеченными. Пока на них обращали внимание лишь близкие друзья Тютчева, а их было немного...

Наконец в 1836 году копии некоторых стихотворений Тютчева с помощью Жуковского и Вяземского попали к Пушкину, который, по свидетельству современников, «пришел в восторг». Пушкин в третьем номере своего журнала «Современник» поместил (неслыханное дело!) сразу шестнадцать стихотворений под общим заглавием: «Стихотворения, присланные из Германии» за подписью «Ф.Т.». В следующем четвертом номере добавилось еще восемь стихотворений. Стихи Тютчева продолжали печататься в «Современнике» уже после гибели Пушкина вплоть до 1840 года. Эта публикация, которую можно считать событием в литературе того времени, прошла мимо сознания большинства соотечественников.

Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь стараниями друзей лирические шедевры его могли увидеть свет. По возвращении в Россию из Германии, в 40-х годах, Тютчев вовсе не печатался. И вдруг в 1850 году молодой поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник», опубликовал статью, в которой полностью привел двадцать четыре его старых стихотворения из пушкинского «Современника» с восторженным отзывом! Четыре года спустя писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Федора Тютчева и тоже написал о нем похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже перевалило за пятьдесят! В XIX веке случай едва ли не единственный.

Стихи о России

Поэтическая деятельность Тютчева, длившаяся полвека, с 20-х до 70-х годов, пришлась на время крупных политических событий в России и Западной Европе – бурных революционных потрясений. До конца дней оставалась у поэта надежда на Россию («В Россию можно только верить»), вера в ее исключительную историческую роль, мечта о ней как о стране, несущей миру начала единения и братства, мечта, покоящаяся теперь на доверии к народу. Тютчев, как Тургенев, Достоевский, Лев Толстой, верил в особое нравственное сознание русского народа. Немало стихов Тютчева проникнуто горячей любовью к родине и народу.

Стихотворения: «Славянам», «14 декабря 1825 г.», «Эпитафия Николаю I».

Философская лирика

И все-таки наиболее глубокая связь Тютчева с эпохой, с ее горячими ключами сказалась не в откликах на социальные проблемы, а в философских раздумьях поэта о мироощущении современного ему человека. В русской литературе Тютчев принадлежит к поэзии мысли. Традиции ее были заложены еще в XVIII веке в философских одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. Учитывал поэт и философскую лирику Пушкина. В лирике Тютчева человек сознает немыслимую прежде и пугающую его свободу: он понял, что над ним нет бога, что он один на один с природой – утрачена надежда на «сочувствие небес», на личное бессмертие. Человек «жаждет веры, но о ней не просит», так как «смысла нет в мольбе». Это сознание порождало настроение пессимизма даже у сильных людей (например, у тургеневского Базарова). И Тютчев нередко скорбит по поводу недолговечности человеческого рода.

Стихотворения: «Любовь земли и прелесть года...», «Весенняя гроза», «Я помню время золотое...», «Так, в жизни есть мгновенья...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Есть в осени первоначальной...»

Лирика природы и ее связь с внутренним миром человека

Тютчев постоянно сравнивает человека с природой и часто, казалось бы, не в пользу первого: человек слаб, уязвим, он всегда в муках за прошлое, в тревогах о будущем – природа «знать не знает о былом», она живет всей полнотой сиюминутной, непосредственной жизни; человек раздвоен, противоречив – природе свойственна внутренняя гармония, «невозмутимый строй во всем». Но никто в русской поэзии так, как Тютчев, не ощущает единства мирового бытия.

Природа у Тютчева помогает человеку понять самого себя, оценить в себе значение чисто человеческих качеств: сознания, воли, индивидуальности, увидеть, что душевные стихии зависят от них. Само сознание вроде бы усиливает «беспомощность» человека, но дисгармония, порожденная мыслью, не унижает, а возвышает его. Так, человек у Тютчева мучается от того, что не способен реализовать себя вполне, от противоречия между замыслом и осуществлением его, чувством и словом.

Тютчев – признанный мастер лирического пейзажа. Но его пейзажные стихи трудно отделить от философских. У него нет чисто описательных зарисовок утра в горах или осеннего вечера, хотя есть стихи, носящие такие названия.

Двумя-тремя емкими штрихами он умеет создать пейзаж символический, выражающий одновременно и внутреннюю жизнь природы, и важное духовное состояние человека.

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид...», «Поток сгустился и темнеет...», «Слезы людские, о слезы людские...»

Любовная лирика

Состояние влюбленности было для Тютчева столь же естественным, как и напряженные размышления над проблемами бытия. Обретя внутреннюю чистоту и ясность, оказывается, очень нелегко. В «освобожденной душе» обнаруживаются и хаотические, разрушительные силы – начала индивидуализма и эгоизма. Тютчев считал эгоизм болезнью века, и он испытывал на себе его отравляющее действие. Он писал об этом в цикле стихов, посвященных Елене Александровне Денисьевой – женщине, с которой его связывала долгая, страстная и «незаконная» любовь, перед которой он испытывал постоянную вину.

Четырнадцать лет длилась «последняя любовь» Тютчева. В 1864 году его возлюбленная умерла от чахотки. Тютчев винил в ее смерти себя одного: ведь он, не расставшись с семьей, поставил любимую женщину в двусмысленное положение. Аристократический круг, к которому принадлежала Денисьева, отвернулся от нее.

Стихи Тютчева, посвященные Денисьевой, вошли в сокровищницу мировой любовной лирики и тем как бы вознаградили эту женщину за ее страдания.

Последняя любовь

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,
– Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Между серединой 1851 и началом 1854

Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о поразительных метаморфозах чувств: пристрастие к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством, «роковым поединком». Но он утверждает своей лирикой высокие нормы отношений: важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, соответствовать всей жизнью своей надеждам, пробуждаемым любовью, бояться не только низких, но даже посредственных поступков в отношениях с любимым. Все это не только декларируется, но и раскрывается характером героини – женщины редкого мужества и красоты, и удивительной исповедью поэта, который просит, как благодетеля, мучительной памяти о рано ушедшей подруге:

О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне доставь по ней.

«Денисьевский цикл» Тютчева предваряет многими перипетиями философско-психологические романы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Стихотворения: «К Н.», «Как ни бесилося злоречье...», «Не говори: меня он как и прежде любит...».

***

Лирика Тютчева рождает напряжение чувств и мысли, она захватывает звукописью, в которой слышны голоса самой жизни: ритмы и перебой ветра, волн, лесного шума, растревоженного человеческого сердца. В поэтическом стиле Тютчева сочетаются мотивы музыкальные, мелодические и приемы ораторские, риторические.

Строй его речи поражает соседством славянизмов, мифологических образов с непривычными неожиданными формами и словосочетаниями:

Вот тихоструйно, тиховейно,
Как ветерком занесено,
Дымно-легко, мглисто-лилейно
Вдруг что-то порхнуло в окно.

Тютчев в особенности близок нашим современникам своей верой в бесконечные возможности человека – и как отдельной личности, таящей в своей душе «целый мир», и как всего человечества, способного творить новую природу.

Литература

Л.М. Лотман. Ф.И. Тютчев.// История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 403–427.

Д.Н. Мурин. Русская литература 2-ой половины XIX века. Тематическое поурочное планирование для 10 класса. СПб.: Смио Пресс, 1998. С. 57–58.

Нина Сухова. Федор Иванович Тютчев // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999 С. 505–514.

Г.К. Щенников. Ф.И. Тютчев // Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Хабаровское книжное издательство, 1982. С. 5–14.

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика