Содержание

Абрамцево

Ноябрь у двора

 

 

Октябрь 2007 г.

Попытка 1

В первый раз посмотреть на знаменитое Абрамцево мы выехали достаточно поздно. Несмотря на субботний день, 3-е кольцо довольно плотно стояло, и мы поехали через центр города на проспект Мира.

По дороге наблюдали парадное шествие ретро-автомобилей – сплошь кабриолеты. С ними и протолкались к Ярославскому шоссе.

Пересечь МКАД оказалось делом нелегким – потратили около часа драгоценного времени. Было 16:00, и смысла ехать в Абрамцево уже не было: мы знали, что музей-усадьба закрывается в 17:00, но рассчитывали погулять по парку.

Хотьково. Покровский монастырь

Сразу за Голыгино ушли с "ярославки" по указателю на Радонеж, проехали через Хотьково, где юный отрок Варфоломей принял постриг. Помните, в Третьяковке есть картина Нестерова "Явление отроку Варфоломею"? На ней изображен юный Сергий Радонежский, святой, которому судьбой было уготовано напутствовать Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Сама картина была написана именно в абрамцевской усадьбе, месте, оставившем свой уникальный след в русской культуре. Впрочем, приобщиться к прекрасному на этот раз нам удалось лишь отчасти: прибыв в Абрамцево без нескольких минут пять, мы были довольно твердо отправлены охраной восвояси – все уже было закрыто. Удалось взглянуть лишь на расположенную рядом гостиницу "Галерея" – ее стены украшены майоликой совершенно в абрамцевском духе.

Уехали в Сергиев Посад, сделали несколько фотографий и кругов по городу. Вернулись в Москву несолоно хлебавши.

Попытка 2

Осень уже сбросила свои цветастые платья... Задумался, откуда ассоциация с одеждой. Вспомнил: мой ребенок как раз учил стихотворение А.Плещеева:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

При упоминании этих строк мне всегда приходит на память пародия А.Иванова:

Осень наступила, всюду листопад,
На меня уныло голые глядят...
Голенькая ветка, голая сосна,
Голая соседка, голая жена.

Ни куста, ни травки – голая земля,
Голые прилавки, нет нигде белья...
И дома и школы – все обнажены,
Дворник ходит голый, он пропил штаны...

Все поэты тоже ходят нагишом,
От моих пародий всем нехорошо.
Голые поэты шепчут как мольбу:
"Чтоб ты был одетый... Но лежал в гробу!"

Ладно, шутки (и пародии) в сторону – на самом деле, в то утро я открыл путеводитель по Подмосковью, и первое, что прочитал, было "Послание к А.Н. Майкову" С.Т. Аксакова, написанное в Абрамцеве в октябре 1857 г.:

Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
Опять осенняя погода!
Но мягкой влажности полна,
Мне сердце веселит она –
Люблю я это время года!

Была последняя суббота октября, и стало очевидно – пора, наконец, познакомиться с Абрамцевом!

Выехали вовремя, довольно-таки быстро, без пробок, выскочили на Ярославское шоссе, по нему до Голыгино, на Радонеж – дорога уже известная. В Абрамцево приехали в 16:00. На кассе несколько удивили цены на билеты – 130 рублей all inclusive: прогулка по парку, главный дом, мастерская, кухня, выставка в доме Поленова, баня-теремок и церковь. При такой, в общем-то, почти европейской цене на вход (~4 евро) не разрешено даже фотографирование в парке, нужно купить дополнительный билет за 50 рублей (цена становится уже совсем европейской!). Если желаете фотографировать внутри, извольте еще 300 рублей (ого-го!). Но помните, что не разрешается "прицельная фото- и видеосъемка интерьера и отдельных экспонатов, съемка со штативом". А за что тогда 300 рублей хотите взять, дорогие товарищи?

В общем, по совокупности с часами работы (касса открыта до 16:30) и подобной тарифной политикой отнести этот музей в разряд дружественных к посетителю я бы не рискнул.

Впрочем, времени у нас немного – всего час на шесть экспозиций, поэтому не будем предаваться грустным размышлениям и заглянем внутрь. К сожалению, моему любезному читателю придется довольствоваться лишь словесным описанием – при такой грабительской цене и запрете на прицельный снимок (интересно, что бы это значило?) я, естественно, билет на фотосъемку интерьеров покупать не стал.

Итак, начнем с главного усадебного дома. В 1843 году имение приобрел известный славянофил Сергей Аксаков, писатель, более всего известный нам по замечательной сказке "Аленький цветочек". Помните: "Батюшка, привези мне из-за моря чудище страшенное!"? Сказку эту, как и другие свои произведения, Аксаков написал здесь, в усадьбе на берегу реки Вори. Так уж сложилось, что благодаря незаурядной личности хозяина Абрамцево стало местом встреч выдающихся людей того времени. Здесь бывали Тургенев, Тютчев, Гоголь и многие другие. Одна из комнат дома называется гоголевской.

Через 11 лет после смерти писателя аксаковский дом приобрел известный меценат и покровитель искусств Савва Мамонтов. Уникальный случай – миллионер Мамонтов не только сохранил "дух старика Аксакова", но и сделал Абрамцево центром, "где значительнейшие русские художники находили себе необыкновенно отрадный, полезный и приятный приют" (В.В. Стасов). Художник Нестеров писал: "У Мамонтова все рисуют, играют или поют. Семья артистов и друзья артистов". Эта "семья артистов" и ее друзья образовали в Абрамцеве "мамонтовский кружок", объединивший многих творческих людей России. Среди гостивших у Мамонтовых были художники Репин, Врубель, Васнецов, Поленов, Серов, Суриков, Коровин, Нестеров, Остроухов.

Старый еловый лес, березовые перелески, живописная речка Воря – все это вдохновляло собиравшихся здесь людей искусства. Купание, охота и пикники были прекрасным дополнением творческих поисков.

Для художников Мамонтовым была построена специальная скульптурная студия – художественная мастерская. Здесь работал сам Савва Иванович, скульптор Антокольский, художники Васнецов, Серов, Поленов и Репин. Здесь гениальный Врубель смог воссоздать технологию изготовления традиционных русских изразцов – и облицевал керамической плиткой и майоликой скамью в парке.

"Скамья Врубеля"
Абрамцевская керамическая мастерская
Нач. ХХ в.

Скамья закрыта стеклянным футляром – сделать приемлемую фотографию удается далеко не всем. Может быть, срабатывает запрет на "прицельную фотосъемку"?

Свет золотой в алтаре,
В окнах – цветистые стекла.
Я прихожу в этот храм на заре,
Осенью сердце поблекло...
Вещее сердце – поблекло...

Владислав Ходасевич

Главной постройкой Мамонтовых в Абрамцеве стала церковь Спаса Нерукотворного, возведенная в стиле псковско-новгородского зодчества архитектором Самариным по эскизам Васенцова и Поленова. Церковь получилась очень удачной. Ее интерьер завораживает: над ним трудились Репин, Васнецов, Антокольский, хозяйка усадьбы Е.Г. Мамонтова и др. Церковь стала фамильной усыпальницей Мамонтовых: здесь похоронен сам Савва Иванович и его сын Андрей.

В русском духе была построена баня-теремок и сказочная беседка для детей хозяина усадьбы "Избушка на курьих ножках". Эскиз для нее выполнил В.М. Васнецов.

Древние половецкие идолы, каменные бабы, были привезены Саввой Мамонтовым из украинских степей – он строил там железные дороги. Увлечение железнодорожными авантюрами дорого обошлось его семье: в 1899 году хозяина Абрамцева постигла финансовая катастрофа. Мамонтов попал под суд за растрату. Он был оправдал, но разорен.

Савва Мамонтов, впрочем, успел переписать Абрамцево на свою жену, так что ему удалось дожить до своей кончины в собственном доме. Е.Г. Мамонтова завещала имение своим внукам, детям дочери, бывшей замужем за Самариным (тем самым архитектором, который построил Спасскую церковь). Так что последними владельцами Абрамцева были Самарины. Правда, недолго. В 1920 году Абрамцево стало государственным историко-художественным и литературным музеем, а Александра Саввишна Мамонтова-Самарина стала его первым директором.

Время нашей прогулки приблизилось к концу – в шесть часов вечера в парке уже не было ни души. На выходе из музея в качестве сувениров продается керамическая посуда – наверное, местные жители смогли сохранить секреты заложенного Врубелем начинания. Пока выбирали чашечки-чайники, солнце стремительно скатилось за горизонт: "Стоял ноябрь уж у двора".

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

С.Есенин

Полезная информация (со стендов в музее-усадьбе):

Литература:

Низовский А.Ю. Усадьбы России. Москва, 2007.

Иванов Ю.Г. Памятные места Подмосковья. Смоленск, 2005.

 

Другие литературные места Подмосковья:

- Мега-Блок: Шахматово;

- Мелихово. Чехов;

- Остафьево.

 

 

Назад Яндекс.Метрика

К содержанию