Высокопетровский монастырьПетровка и Неглинная |
|
Апрель 2007 г. Среди московских достопримечательностей монастыри играют основную роль. Не познакомившись с ними, нельзя понять Москву – набожную, суетливо-строгую, с поджатыми губами неодобрительно покачивающую головой: не суйся, мол, с чужим уставом. Что ж, отложив чужой устав в сторону, посетим с подобающим почтением один из монастырей-сторожей, доминирующих в своем возвышенном положении над окружающей местностью – Высоко-Петровский. Название его частью происходит от высокого, крутого берега Неглинной, протекавшей когда-то рядом, а другой частью воздает дань своему основателю, митрополиту московскому Петру. В свою очередь, улица Петровка, проходящая рядом с его стенами поверх заключенной в трубы речки, обязана своим именем монастырю. Таков круговорот имен в природе! Митрополит Петр – личность настолько важная в отечественной истории, что упомянуть его мимоходом было бы непростительным пренебрежением. Думаю, не будет преувеличением сказать, что именно этому религиозному деятелю Москва обязана своим столичным статусом. Дело в том, что в те годы на Руси не было патриарха, а митрополиты назначались из далекой Византии (лишь после падения Константинополя русская православная церковь стала автокефальной). Разумеется, статус города, где пребывал глава русской церкви, был несоизмеримо выше иных городишек, даже и с кремлями, князьями и монастырями. Таким городом был Владимир, столица сильнейшего русского княжества. Именно владимирский князь величался Великим. В 1325 году Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Он же считается основателем Высоко-Петровского монастыря. Ему и посвящен старейший собор монастыря, построенный в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Фрязиным. Боголюбская церковь Расцвет монастыря приходится на время рождения другого Петра, лишившего впоследствии Москву столичного статуса, а Русь – патриарха. В честь рождения сына у царя Алексея Михайловича в 1672 году монастырь был "обновлен". После стрелецкого бунта 1682 года царица Наталья Кирилловна похоронила здесь двух своих братьев, Ивана и Афанасия, убитых стрельцами. Здесь же, в Боголюбской церкви, в 1691 году был погребен и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин. Так монастырь стал усыпальницей Нарышкиных. Обустраивал монастырь и сам царь Петр: в память о его спасении в Троице-Сергиевой Лавре во время известного заговора царевны Софьи была построена церковь преподобного Сергия Радонежского. Позднее здесь появилась церковь Толгской иконы Божией Матери, празднуемой в тот день, когда Петр укрылся в стенах Лавры. Все эти постройки, выполненные в вычурном стиле нарышкинского барокко, несут, тем не менее, явственный итальянский след: что монастырский дворик, что церковь Сергия Радонежского (как когда-то и Боголюбская) – все окружено аркадами и галереями. Излюбленный прием итальянских архитекторов! В 1812 году наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, выносил здесь смертные приговоры москвичам: перед монастырской стеной по обвинению в поджогах французы расстреляли 13 человек.
* * * Монастырь был изрядно разорен в годы Советской власти. Сейчас идет восстановление, но продлится оно, судя по всему, еще долго. В целом, впечатление остается тяжкое – сколько не удалось уберечь, и сколько сил надо еще приложить, чтобы поднять из руин то немногое, что каким-то чудом сохранилось! Выйдя из ворот монастыря, мы свернули на Крапивенский переулок. Над ним гордо реял флаг ислама, зеленый с полумесяцем – здесь, прямо под стенами православного монастыря расположилось алжирское посольство. Оригинально! Дальше по переулку – Церковь Сергия в Крапивниках. В ней хранится христианская святыня – никоновский крест-мощевик, содержащий 300 частиц мощей святых. Интересна колокольня, выступающая за красную линию переулка. Из-за нее поребрик (ой, простите, бордюр) делает плавный изгиб, деликатно обходя строение. Но удивительно не это – к причудливой расстановке московских зданий мы уже привыкли. Удивительно, что строители новой Москвы не снесли колокольню, чтобы выпрямить линию. Мучимый подозрениями, прошерстил Интернет. Действительно, колокольню в советское время разобрали... оставив нижнюю часть! М-да, выпрямление бордюров явно не было первопричиной разрушений! Церковь окружают дома Константинопольского патриаршего подворья, привлекающие внимание разноцветной крипичной кладкой. Флигель, выходящий на Петровский бульвар, так и блещет новизной! А остальная часть подворья пребывает в запущенном состоянии. Так часто бывает на Руси – красивые фасады скрывают неаккуратность и небрежение к старине. Выходим на Петровский бульвар... Но о нем мы расскажем в следующей прогулке!
Другие монастыри Москвы и Подмосковья: Троицко-Мариинский монастырь в Егорьевске. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Знаменский монастырь на Варварке. Москва, Подмосковье и однодневные поездки вокруг. Все путешествия на сайте trassa.narod.ru. |
© trassa.narod.ru |