Содержание

"Мосфильм, -фильм, -фильм"

Привычно ответило эхо…

 

 

Июнь 2014 г.

Все, что было с нами,
Был всего лишь сценарий.
Съемки студийных камер
Отражались в глазах твоих карих.

Боже мой, сколько раз, проезжая мимо павильонов на Мосфильмовской, я мечтал хотя бы глазком заглянуть внутрь! Однако часы, когда на киностудии готовы встретить праздных экскурсантов, оставляют желать… вернее, недвусмысленно рекомендуют оставить надежду оказаться "всяким входящим". Короче, они работают:

Музей "Мосфильма"
Москва, Мосфильмовская ул., д. 1
Тел.: (499) 143-91-18
Вторник – 15.00;
Четверг – 15.00 и 18.30
Сайт: www.mosfilm.ru

Понятно, что брать отгул (или хотя бы отпрашиваться с работы) ради экскурсии на "Мосфильм" не стоит (и, забегая вперед, скажу, что это действительно так). В общем, когда экскурсионное бюро "Лавка экскурсий" прислало предложение посетить такую экскурсию во вменяемое время (суббота, 13:15) – мы сразу же согласились.

Лавка Экскурсий
Тел.: (967) 199-88-86
Сайт: lavkaexkursii.ru

Отчитываюсь о потраченном времени.

Встречаемся у памятника Евгению Леонову на Мосфильмовской, после оплаты экскурсии и долгой толчеи на проходной, наконец, оказываемся на территорию "киноконцерна".

В голове моей кричал режиссер
Говоря, что наша игра – откровенный позор.
Наши лица рисовали гримеры,
Сделав, наверное, что-то странное, злое.
Свет разрывал нашу кожу до крови –
Да, никто еще не знал такой боли!

В ожидании экскурсовода нам предлагают посидеть в странном "трамвайчике" при входе – такое ощущение, что попал на детскую площадку, не хватает только качелей и горки… Погода мерзкая, сильный ветер, моросит, холодно.

Наконец, перед нами распахиваются двери – и мы ждем встречи с волшебством по имени кинематограф.

Угу. Мы – в гараже, где нестройными рядами стоят те самые (или не совсем те) автомобили из тех самых (или не совсем тех) фильмов.

Мотоколяска. Модель А-СЗД (1988 г.в.)

Надпись на табличке у экспоната: Подобная мотоколяска принимала участие в съемках кинокартины "Операция "Ы" или* другие приключения Шурика".

* – Да-да, так и написано!

ГАЗ-21 "Волга" (СССР, 1964 г.в.)
Кинофильмы:
"Берегись автомобиля", "Три тополя на Плющихе", "Бриллиантовая рука", "Яды" (режиссера Карена Шахназарова) и др.

Трактор "Фордзон" (США, 1913 г.в.)
Кинофильмы: "Вечный зов", "Хлеб и розы" и др.

Знаменитый "Мерседес-Бенц" Штирлица (Германия, 1938 г.в.)

Мотоцикл из фильма "Берегись автомобиля" (или похожий).

Автобус ЗИС-8, он же "Фердинанд" из фильма "Место встречи изменить нельзя".

Из гаража нас проводят через коридор с какими-то печатными станками и множительными машинами начала XX века, видно, оставшихся от фильмов про нелегальные большевистские типографии, где в нечеловеческих условиях под одной только лампадкой борцы за всеобщее равенство и братство доносили правду ("Правду") и "Искру" (из которой-таки разгорелось пламя) до передовых отрядов спартаковцев-смелых-рабочих-бойцов – или как-то так.

Здесь – еще один гараж, совмещенный с сараем – для хранения несамоходных транспортных средств, и складом – для хранения фрагментов декораций и костюмов. Всего понемножку.

В этой витрине выставлены мундиры немецких генералов, подписавших акт капитуляции Германии во Второй Мировой войне.

Декорация конюшни.

Декорация к к/ф "Андерсен. Фантазия на тему".

Карета (середина XIX века)
Кинофильмы: "Война и мир", "Анна Каренина", "Формула любви" и др.

Декорация к к/ф "Яды, или Всемирная история отравлений".
Режиссер: К. Шахназаров.

Еще немного "Войны и мира".

Что ж, чудес пока нет, и все мы – немного дети – еще ждем встречи с волшебством по имени кинематограф…

Вспышки камер, клочья света,
Настоящего тут нету.
Мы старались без конца,
Нами правила игра.
Наша публика зато была очень рада.
Ведь никто из них не знал, что съемки хуже ада.

Я почему-то представлял себе, что фильм снимают как-то так: режиссер что-то орет в рупор, ассистентка отпаивает его корвалолом, девушка с кудряшками хлопает хлопушкой, сценарист ругается с кинодивой, а главная героиня едет на велосипеде, аппетитно виляя формами... За всем этим на платформе едет оператор и бежит звукач с "удочкой". Где-то должно найтись место осветителям, гримерам, массовке и всему, что способствует созданию живых синематографических картинок…

Съемки фильма "Лакомый кусочек" в Кусково.

Что же, небольшой кусочек этого действа нам все же показали. Сначала была показана площадка для натурных съемок (главная завлекалочка музея "Мосфильма").

В углу "натурной площадки" нашлось место и для тяжелой техники.

Действующий макет немецкого танка Т-IV H "Тигр".
Изготовлен для кинокартины "Белый Тигр" режиссера Карена Шахназарова.

Потом была показана площадка для интерьерных съемок в виде картонной часовенки без крыши для удобства работы осветителей.

И вот, наконец, нас ведут в павильоны. Чудо встречи с волшебством проходит мимо – все двери закрыты, а экскурсовод издевается над нами, рассказывая, что за этими (закрытыми!) дверями снимали "Волгу-Волгу" и еще что-то оскароносное. Круто!

Эскиз к фильму "Любовь и голуби".

Впрочем, в коридоре, где находятся гримерные, нам представлено что-то немного большее, нежели двери с табличками – здесь оборудована витрина, в которой в виде фотографий и силиконовых частей тела показано, как из актрисы Ардовой сделать вредную старуху Серафиму Аркадьевну, а Дюжева – беременным.

"Минуточку, я вам сейчас кое-что попробую показать!" – девочка-экскурсовод скрылась за дверями гримерного цеха и через какое-то время торжественно вынесла оттуда силиконовую кисть человеческой руки. "Вот!" Народ даже потрогал (и сказал "ого-го!"). А ведь как можно было бы развлечь экскурсантов, если бы девочка вынесла оттуда не руку, а нечто другое, но тоже силиконовое… Гкхм!

В подвальных помещения студии нам показали... даже затрудняюсь сказать, что именно. В общем, всякую всячину, которой не нашлось места в тематических залах.

Костюмы знаменитого трио.

Работы студентов-декораторов.

Ты говорила, что скоро будет реальность –
Снять восемь дублей нам всего лишь осталось.
Титры так близко – мне показалось,
Но чувствовал я только усталость.
Я хотел бы покинуть это кино,
Но ты просила – я остался все равно.
Все говорили: "вам так повезло".
Ведь никто из них не знал, что кино – это зло.

Ну, и финалочкой всего этого действа была инсталляция, выполненная по мотивам старого советского ужастика "Вий" 1967 года с Натальей Варлей в роли панночки. Экскурсовод предложил нам посмотреть, "что было бы, если бы в кино играли роботы".

Не знаю, о каких роботах думали создатели этой инсталляции, но одна из этих кукол может лишь зажечь красные глаза, а другая – переместиться по прямой на пару метров. Остальные остаются недвижимыми. Зачем, почему и что нам хотели показать – неясно… Сложилось впечатление, что сюда поставили какую-то дипломную работу студентов-аниматоров (или декораторов) с очень простым посылом: есть подвал, есть фигуры, чего добру пропадать? И надо же что-то показать дурикам-турикам, заплатившим по 500 рублей с носа…

Жаль было смотреть на детишек, которые с затаенным интересом и страхом ждали чего-то, а тут... Как в старом фильме "Сережа", когда один неумный человек дал ребенку аккуратно сложенный в виде конфеты фантик – и очень веселился своей шутке.

Интересно, что буквально накануне моя коллега рассказывала про поездку на студии Голливуда, где ради экскурсантов там чуть ли не железнодорожную катастрофу имитировали…

Вспышки камер, клочья света
Настоящего тут нету.
Мы старались без конца,
Нами правила игра
Наша публика зато была очень рада –
Ведь никто из них не знал, что съемки хуже ада. **

 

** – Выше процитирован текст песни группы 3 Days 'Till Friday "Кино – это зло"

 

Другие прогулки по Москве:

- Измайловский кремль;

- Петровский подъездной дворец;

- Мастер и Маргарита. Булгаковская Москва;

- Варварка. Старинная улочка Москвы.

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика

Оглавление сайта