Из Москвы по Боровскому шоссе

Переделкино – Наро-Фоминск – Каменская – Первомайский



Март 2007 г.

Был один из тех серых, ничем не примечательных денечков, которые нередко случаются в начале марта. Снег уже почернел, земля была мокрой, а в воздухе носился такой резкий запах весны, что поневоле тянуло куда-то вдаль, «за поля, туда, куда бежит электричка»…

Захотелось прокатиться. Куда угодно. Настолько неожиданно пришло это желание, что бороться с ним не было никаких сил – и мы прыгаем в машину, невзирая на относительно позднее послеобеденное время.

Куда ехать? За город, прямо и побыстрее. Сложно придумать что-то иное, чем Боровское шоссе, если живешь на Мичуринском проспекте. Недолго думая, пересекаем МКАД и листаем путеводитель (его мы все же успели прихватить в стремительном бегстве из бетонной коробки городской квартиры).

Спонтанно намечаем маршрут. Первая остановка – Переделкино.

Достаточно плотный поток сопровождает нас через Солнцево, редеет в Ново-Переделкино, и мы расстаемся с ним на развилке в аэропорт Внуково/поселок Рассказовку, решительно повернув направо на улицу Федосьино (странное название для улицы, не правда ли?). Доезжаем до железнодорожного переезда, разворачиваемся по круговому движению и оказываемся на той стороне железной дороги – мы в Переделкино.

Когда-то Переделкино было писательским поселком – здесь жили писатели. Кое-кто из них продолжает здесь жить и сейчас. Иных уж нет – они похоронены здесь же, на переделкинском кладбище. Поскальзываясь на отполированном мартовском льду, идем к могиле Пастернака. Недавно какие-то гопники устроили на последнем пристанище поэта настоящий костер, сложив сюда венки с соседних захоронений и запалив их. Черная копоть изуродовала надгробие, подставив суровым зимним ветрам оголенный профиль человека, совсем не избалованного властью при жизни и не дающего кому-то покоя и после своей смерти.

Рядом – могила семьи Чуковских. Аскетичные серые плиты с лаконичными надписями. В самом поселке в доме Корнея Ивановича открыт мемориальный музей. Надо будет обязательно наведаться туда, но не сейчас – пора двигаться дальше.

Возвращаемся к припаркованной у церкви машине. Церковь, кстати, примечательная – говорят, главок у нее больше, чем у храма Василий Блаженного – целых 12. Я не пересчитывал, но очень похоже.

Высокая каменная ограда, отделяющая пространство за церковью от всего мирского, скрывает за собой усадьбу Колычевых. Путеводители рассыпаются в комплиментах в адрес этой усадьбы, стыдливо сообщая в конце, что вас туда не пустят – резиденция Патриарха РПЦ, однако!

Место, действительно, серьезное – достаточно обратить внимание на обильное строительство по соседству – и храм, и какое-то двухэтажное здание… Но стоит объехать резиденцию патриарха по кругу, диву даешься – как могут соседствовать лачуги-хрущобы с дворцами отцов церкви?

Едем отсюда!

Смотрим карту. Если долго ехать по Боровскому шоссе, можно приехать во Внуково (а зачем нам аэропорт? Проезжаем мимо), выехать на Киевское шоссе (ничего себе, развязки! Очевидно желание предстать перед гостями города европейской столицей) и ехать по нему в Наро-Фоминск. А что там можно увидеть?

В путеводителе написано немножко об истории (в частности, о том, что через этот город прошла вся армия Наполеона), упоминается одна церковь (построенная в честь изгнания того самого Наполеона) да художник Грабарь, написавший в Наро-Фоминске индустриальный пейзаж (картины с таким названием в перечне работ художника обнаружить не удалось, зато пейзаж – вот он!). Пейзаж был дополнен молодой особой с ярким фонарем под глазом (в кадр не попала).

Мрачный город! Неуютным и неинтересным показался нам этот рабочий райцентр. И мы поспешили вернуться на трассу.

Следующим пунктом была деревенька Каменская с Никольской церковью XIV века – редким для того времени каменным храмом, невесть зачем построенным в этом месте, вдалеке от дорог и крупных населенных пунктов. Некоторые исследователи находят в ней следы влияния болгарской и сербской архитектуры. И почти единодушно признают эту церквушку старейшим храмом Подмосковья. Как будто в противовес промышленному Наро-Фоминску веет от нее деревенским уютом и спокойствием. Выстояла она ни много ни мало – почти 600 лет, и ни войны, ни смуты ей не страшны. А на стенах звонницы – мемориальные плиты с именами тех, кто уж не вернулся в свою деревню с последней войны.

Речка Нара, вдоль которой пролегает наш маршрут, особенно живописной оказывается у подножия холма, на котором разместилась городская свалка. Но если об этом не знать – вид получается очень даже симпатичный.

Пытаемся выехать на Калужское шоссе и бодренько летим по пустынной дороге. Чуть дальше, в Новоселках – руина Никольской церкви. А вокруг – тихо и пусто. Даже жутко!

В Зиняево упираемся в сугроб – дальше дороги нет. Возвращаемся на Киевское шоссе, едем обратно, в Москву. По дороге заезжаем в Первомайский, поселок при одноименном сельскохозяйственном предприятии. Здесь – просто средоточие дворянских усадеб. Во всяком случае, так обещают нам путеводители: "Ампирный домик с флигелем, ворота усадьбы и церковь возвышаются на высоком берегу Десны".

Друзья! Видели бы вы этот сохранившийся усадебный дом с флигелем! Превращенный коммунистами в невнятную хрущобу, он еще сохранил остатки ампирной лепки, но, поверьте, ехать это специально смотреть не стоит.

По грубому мостику переходим грязный овраг. Здесь – Духовская церковь, "интересная смешением стилей", если верить путеводителю, разумеется.

Что ж, желание выбраться за пределы МКАД утолено. Пора ехать в Москву.

Назад Яндекс.Метрика

Дальше