Содержание

Москва. Пречистенка

 

 

Июнь 2012 г. (а также более ранние фотографии)

Наша прогулка по Пречистенке стала логическим продолжением темы "Булгаковской Москвы" – на этой улице сосредоточено огромное количество объектов, имеющих непосредственное отношение как к русской литературе в частности, так и к искусству вообще. Начнем знакомство с этой улицей со стороны Садового кольца.

Пречистенка, № 39 – доходный дом Лихутина (архитектор А.А. Остроградский, 1892).

В этом доме в 1899–1900 гг. снимал квартиру М.А. Врубель, написавший здесь картины «Пан» и «Царевна Лебедь».

Художника навещал приезжавший из Петербурга композитор Н.А. Римский-Корсаков.

В.А. Серов. Портрет Н.А. Римского-Корсакова.

Здесь же в 1881–1897 гг. останавливался философ В.С. Соловьев.

Иван Крамской. Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва.

Декор дома № 39.

Арка дома № 38.

В несохранившемся доме на месте № 38 с 1898 по 1900 годы жил художник В.А. Серов.

Пречистенка, № 32 – городская усадьба Охотниковых, крупных пензенских помещиков.
Сейчас в здании размещаются музыкальная и художественная школы.

Дом был построен вскоре после пожара 1812 года и много раз перестраивался впоследствии. В 1868–1917 его занимала частная мужская гимназия Льва Поливанова, видного педагога и общественного деятеля. Здесь учились дети Льва Толстого и Александра Островского, будущий философ Владимир Соловьев, поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Вадим Шершеневич, Сергей Шервинский, Сергей Эфрон, Николай Позняков, шахматист Александр Алехин.

Чемпион мира по шахматам Александр Алехин (1892–1946).
Его также называют первым чемпионом РСФСР, но свои победы он одержал уже после того, как покинул Советскую Россию в 1920.

Позади школы находится парадный двор городской усадьбы Степановых «с циркумференцией», XIX век.

Во флигелях, поставленных полукругом, находятся мастерские художников.

Живность.

Где-то здесь, в несохранившемся доме № 1 по Малому Лёвшинскому переулку, прожил последние годы литературовед Леонид Гроссман, автор биографий Пушкина и Достоевского из серии «Жизнь замечательных людей».

Памятник Василию Ивановичу Сурикову.

Памятник художнику установлен с намеком на то, он был выпускником Академии художеств, расположенной напротив, как-то упуская из виду, что закончил он Императорскую Академию в Санкт-Петербурге. Впрочем, его дом когда-то стоял в самом начале Пречистенки, на "стрелке" с Остоженкой, у Пречистенских ворот. На месте же безликого многоэтажного дома за памятником художнику когда-то находился дом № 2 по Малому Лёвшинскому, где в 1926–1927 гг. жил Михаил Булгаков. Впрочем, иные источники уверяют, что жил он в доме № 4, на месте которого сейчас разбит сквер с побеленными деревьями. Но – "чего не знаем, того не знаем"...

Пречистенка, № 24 – доходный дом (архитектор С.Ф. Кулагин, 1904).

Этот дом послужил прототипом для «калабуховского дома», в котором разворачивается действие повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». До революции здесь жил родной дядя Булгакова Николай Михайлович Покровский, известный в Москве врач-гинеколог (один из прототипов профессора Преображенского). Его квартира оказалась первым московским пристанищем молодого Булгакова: в 1916 он приезжал сюда с женой погостить на неделю.

Врач Н.М. Покровский, дядя М.А. Булгакова.
Фото из архива Е.А. Земской

Профессор Ф.Ф. Преображенский в исполнении Е.А. Евстигнеева.
Кадр из к/Ф "Собачье сердце"

Впрочем, несмотря на довольно точное указание местоположения "Калабуховского дома", в повести дано описание интерьеров другого пречистенского особняка (до которого мы доберемся чуть позже).

Чистый переулок, № 5 – усадьба Офросимовых.

Городская усадьба ХVIII века, отстроенная после пожара 1812 года по проекту Ф. К. Соколова: деревянные главный дом и флигель, большой сад. Это владение, самое крупное в переулке, принадлежало полковнику А.А. Обухову, а к концу ХVIII века перешло к супруге обер-кригскомиссара Анастасии Дмитриевне Офросимовой, известной в Москве благодаря своему решительному, властному, прямому характеру.

О ней много писали в мемуарах и даже сатирических куплетах начала прошлого века. Обессмертили же ее два гения нашей литературы. Грибоедов в списке действующих лиц «Горя от ума» обозначил ее так: «Старуха Хлестова, свояченица Фамусова». Толстой в «Войне и мире» вывел ее под именем Марьи Дмитриевны Ахросимовой.

До июня 1941 года усадьба служила резиденцией германского посла Вернера фон Шуленбурга. Здесь в ночь на 22 июня 1941 года Шуленбург получил из Берлина телеграмму с текстом ноты об объявлении войны Советскому Союзу. В половине шестого утра, через два часа после начала военных действий, он был принят в Народном комиссариате иностранных дел и вручил её Вячеславу Молотову. Советник германского посольства Хильгер потом записал: «Мы распрощались с Молотовым молча, но с обычным рукопожатием». Переводчик советской стороны Павлов записал, что Шуленбург от себя лично добавил, что считает решение Гитлера безумием.

В 1943 году по решению Сталина особняк был передан Московской Патриархии, которая располагается здесь и поныне. Об этом, впрочем, несложно догадаться по зеленому знамени, развевающемуся у входа.

Чистый переулок, № 7 – детская музыкальная школа им. С.И. Танеева.

До революции этот дом принадлежал адвокату В.И. Танееву; здесь в 1866–1889 годах проживал и его младший брат композитор С.И. Танеев.

С.И. Танеев в Ясной Поляне в 1906 г.

Во дворе деревянного дома под № 9 когда-то находился ветхий флигель, прозванный «голубятней». На его втором этаже в 1924–26 годах жили М.А. Булгаков и Л.Е. Белозерская, его вторая жена. Здесь была написана пьеса «Дни Турбиных». Отсюда Булгаковы переехали по соседству в Малый Левшинский.

В этом доме жил до своего ареста в 1937 г. писатель Варлам Шаламов.

Чистый переулок, № 4 – усадьба бригадирши Софьи Волконской (1821).

В 1896 г. особняк приобрел Александр фон Мекк, потомок "железнодорожного короля" Карла фон Мекка. Многие представители этой предпринимательской династии оставили свой след в культурной жизни России. Сам Александр был известен современникам как библиофил, меценат и коллекционер. Будучи председателем Русского горного общества, он стал одним из основоположников альпинизма в России.

Его мать, Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская), любительница музыки, была другом Чайковского и оказывала ему в течение многих лет материальную поддержку. Именно ей Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту, а также подарил рукопись «Евгения Онегина» (наверное, все-таки нотную, а не пушкинскую).

Пречистенка, № 21.

Главный дом усадьбы, построенный в 1770-х гг., был восстановлен после пожара 1812 г. В 1871 г. особняк радикально перестроен по проекту московского архитектора Петра Кампиони.

Известный пушкинский адрес Москвы. Сюда Александр Сергеевич любил захаживать в гости. Хозяина дома – Сергея Павловича Потемкина называли «московским Лукуллом» за хлебосольство и радушие. Член общества любителей русской словесности обожал искусства, особенно, театр, сам писал пьесы.

Его супруге Елизавете Петровне (сестре декабриста С.П. Трубецкого) Пушкин посвятил шутливый экспромт “Когда Потемкину в потемках я на Пречистенке найду...” Хозяйка была не только дружна с Пушкиным, но и стала посаженной матерью на его свадьбе.

На рубеже XIX–XX веков усадьбу купил меценат и собиратель И.А. Морозов и оборудовал его для своей картинной галереи. В доме бывали Верхарн, Матисс, Маринетти – их работы были в числе шедевров собрания Морозова.

В.А. Серов написал его портрет на фоне натюрморта Матисса.

В 1919 г. в доме открылся “2-й музей новой западной живописи”, заместителем директора которого был пожизненно назначен его бывший владелец. Однако Морозов в том же году уехал за границу и умер в 1921 г. в Карлсбаде.

Музей просуществовал здесь до 1948 года, после чего его фонды были разделены между ГМИИ на Волхонке и Эрмитажем.

С 1948 года главный дом усадьбы занимает Академия Художеств.

Прилагательное "Императорская" соседствует с гербом Р.С.Ф.С.Р. "Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой."

Пречистенка, № 19 – дом А.Н. Долгорукова.

Особняк построен в 1780-х годах, предположительно, М. Ф. Казаковым. В 1812 г. дом сгорел и отстраивался до 1847 г.

Сын первого хозяина дома офицер Илья Андреевич Долгоруков (1798–1848) был членом Союза благоденствия, играл там весьма заметную роль. Впоследствии он отошел от движения, став адъютантом великого князя Михаила Павловича. Благодаря заступничеству последнего роль Долгорукова в обществе удалось затушевать. Пушкин в Х главе «Онегина» называет его «осторожным Ильей».

В 1880-х годах в доме открылось Александро-Мариинское женское училище, основанное «кавалерственной дамой» генеральшей Чертовой. Москвичи тут же шутя прозвали его «чертовским училищем». В советское время бывший институт был занят учреждениями военного ведомства.

В 2000 г. в нем открыт новый выставочный комплекс – Галерея искусств Зураба Церетели.

Пречистенка, № 17 – городская усадьба Бибиковых – Давыдова.

В 1770-х годах усадьба принадлежала московскому обер-полицмейстеру Николаю Петровичу Архарову (1740–1814 гг.), брату И.П. Архарова, владельца дома № 16 (Дома учёных). В подчинении Н.П. Архарова был полицейский полк, который держал в страхе весь город. Видимо, отсюда пошло слово «архаровец» в его негативной каннотации. Сам же Николай Архаров снискал себе славу легендарного сыщика.

В начале ХIХ века усадьба принадлежала генералу Бибикову. Он был большим любителем музыки, в доме устраивали концерты и балы.

Карикатура на Дениса Давыдова с выставки "Пречистенка и ее обитатели".

В 1835 году особняк купил знаменитый поэт и гусар генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов (1784–1839). Здесь его посещали Е.А. Баратынский, Н.М. Языков, И.И. Дмитриев. Частым гостем Давыдова был и А.С. Пушкин. Однако такой дом содержать было трудно, и уже в следующем году Давыдов пишет директору Комиссии для строения Москвы А.А. Башилову шуточную «Челобитную»:

Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой пречистенский дворец.

В 1861 г. в правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий – «художника императорской Академии фотографа И. Я. Красницкого». Позднее в усадебный дом вселилась женская гимназия. В советское время здесь размещались партийные структуры, сейчас – коммерческие организации.

Пречистенка, № 22 – Пречистенская полицейская и пожарная часть.

Когда-то этот дом принадлежал семье генерала Ермолова (но о нем – чуть позже). В 1835 г. здание купила городская казна для размещения пожарного депо. Особняк был надстроен каланчой (разобранной в 1930-х). На кольцевом балконе день и ночь дежурили сигнальщики. Выезд пожарных расчетов в то время отличался своеобразной красотой: для тушения пожара в каждом квартале запрягали лошадей определенной масти, пожарные были облачены в белую форму (практично, да?), днем сверкали медные каски, ночью пылали факелы. Зрелище было фантастическое!

С тех пор и поныне в здании располагается противопожарная служба города Москвы.

Пречистенка, № 20 – жилой дом XIX века.

А.П. Ермолов Фрагмент портрета работы Дж. Доу.

Здесь жил и в 1861 умер герой Отечественной войны 1812 г., "усмиритель" Кавказа генерал А.П. Ермолов, человек, чьим именем кавказские женщины еще долго после его смерти пугали своих детей. В этом доме генерала Ермолова навестил плененный Шамиль, руководитель восстания на Кавказе. У них состоялась четырехчасовая беседа, содержание которой так и осталось тайной.

В 1873 г. здание приобрел чаеторговец А.К. Ушков. По желанию своей жены, балерины Большого театра Александры Балашовой он превратил скромный дом в роскошный особняк (архитектор А. Каминский, 1910). Для ее домашних репетиций был устроен зал с зеркалами во всю стену.

В 1921 г. в особняке открыла детскую хореографическую студию известная американская балерина Айседора Дункан. По иронии судьбы, бывшая хозяйка дома уехала вместе с мужем в Париж и поселилась там на рю де Помп в доме, где раньше жила Айседора. Когда та узнала об этом, она со смехом назвала этот обмен «кадрилью».

Осенью того же 1921 года балерина познакомилась с Сергеем Есениным. Их свадьба состоялась через полгода, и Есенин поселился в студии Айседоры. Они прожили здесь до 1924 года. Расставшись с балериной, поэт поселился рядом с Пречистенкой – в Померанцевом переулке, который стал его последним московским пристанищем...

Пречистенка, № 13 – доходный дом Я.А. Рекк (архитектор Г.А. Гельрих, 1911)

В верхнем этаже размещаются напротив друг друга квартиры: 11 и 12. До революции их занимал Александр Карлович Фаберже, сын основателя прославленной ювелирной фирмы, руководитель и художник ее московского отделения. После революции он покинул Россию. Его квартиры были преобразованы в коммуналки. В одной из них поселиласьгруппа московских художников "Бубновый валет". С некоторыми из них был дружен Михаил Булгаков.

Имя Фаберже то и дело всплывало в застольных беседах; осматривалась старинная мебель, говорилось о том, что в доме могут быть тайники с ценностями. В квартире Фаберже в огромной комнате с высоты 7,5 метров свисала на цепи большая люстра. Был и камин с прекрасной чугунной решеткой. На лестничных площадках стояли деревянные диванчики.

Все это нашло свое отражение в описании квартиры ювелирши Анны Францевны Фужере в романе «Мастер и Маргарита».

Более детально дом № 13 описан в «Собачьем сердце» – самом «пречистенском» произведении Булгакова: широкая стеклянная парадная дверь, около которой всегда дежурил швейцар, ступени серого мрамора в вестибюле, ковровая дорожка, дубовая вешалка, галошная стойка – всего этого не было в доме № 24, а было в доме № 13. Профессор живет в бельэтаже, который есть в доме 13 и которого нет в доме № 24. Он говорит: «Заметьте, здесь 12 квартир». В доме № 13 так и было, а в доме № 24 их было 8.

Пречистенка, № 11 – музей Л.Н. Толстого, усадьба А.В. Лопухина – Е.И. Станицкой (архитектор А. Григорьев, 1822).

Внутри хорошо сохранились парадные комнаты и антресоли (своего рода второй этаж), в которых протекала повседневная жизнь владельцев.

Во дворе находится памятник Л.Н. Толстому, перенесенный в 1972 году из сквера Девичьего поля.

Пречистенка, № 9 – доходный дом (архитектор Г.А. Гельрих, 1910).

В этом доме жил друг Булгакова, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников. Обе русские столицы были обязаны ему великолепными музеями: в Петербурге он устроил музей в последней квартире Пушкина на Мойке, а в Москве – интереснейший музей дворянского быта в доме А. С.Хомякова на Собачьей площадке (уничтожена при строительстве проспекта Калинина).

Булгаков описал этот дом в повести «Собачье сердце»: на первом этаже был магазин «Центрохоза», в котором профессор Преображенский купил краковской колбасы «с райским запахом чеснока и рубленой конины». “Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула и из нее показался гражданин... Какого же лешего, спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза?.. Что это он мог покупать в дрянном магазинишке, разве ему мало Охотного ряда? Что такое?! Кол-ба-су...”

Сам же Шарик, судя по описанию, сидел у ворот напротив, то есть, у Дома ученых.

Сейчас в здании располагается Центральная энергетическая таможня ФТС России.

Пречистенка, № 16 – дом Коншиной (архитектор А.О. Гунст, 1910-е).

В начале XIX века дом был знаменит своим гостеприимством. До 1815 года здесь жила семья Ивана Петровича Архарова, генерала от инфантерии, военного губернатора Москвы. Хозяйка – Екатерина Александровна (урожденная Римская-Корсакова), знатная и весьма уважаемая в свете кавалерственная дама, до конца жизни придерживалась старомодных и строгих правил. И, конечно же, любила вкусно поесть, поиграть в карты и посплетничать – как и многие московские статс-дамы елизаветинской поры, она знала «все и про всех». Родственные связи признавала до едва заметных степеней и всегда покровительствовала тем, кто умел счесться с ней родством или свойством. Была дружна с матерью Пушкина…

С конца 1820-х дом принадлежал И.А. Нарышкину, дяде Натальи Николаевны Гончаровой и ее посаженному отцу на свадьбе с А.С. Пушкиным.

В 1865 году усадьбу приобрели серпуховские фабриканты Коншины, при них она дважды перестраивалась. После революции в ее роскошных интерьерах обосновался Дом ученых.

О нем мы уже подробно говорили в нашей экскурсии по булгаковской Москве.

Пречистенка, № 12 – усадьба Хрущевых – Селезневых, литературный музей А.С. Пушкина.

Городская усадьба Хрущевых – Селезневых выстроена в 1814–16 гг. в стиле «русский ампир» на месте пожарища 1812 года. В 20-е годы XIX века дом славился гостеприимством на всю Москву – отобедать и потанцевать у «новых богачей Хрущевых» съезжались многие московские старожилы. Со второй половины XIX века усадьба сменила несколько хозяев, пока в 1957 году здесь не получил окончательную прописку Государственный музей А.С. Пушкина.

Пречистенка, № 10/2.

Этот особняк конца XVIII века имеет интересную историю. В середине XVIII века усадьба принадлежала князю И. М. Одоевскому. В 1839 г. дом был куплен генералом М.Ф. Орловым, одним из героев Отечественной войны 1812 года. Орлов был в числе основателей Союза благоденствия и активным участником движения декабристов. Он был под следствием по этому делу, но, поскольку следствие вел его брат Алексей Федорович, М.Ф. Орлову с 1831 года было разрешено жить в Москве под надзором полиции.

Он и его жена Екатерина Николаевна, старшая дочь генерала Н.Н. Раевского, были друзьями Пушкина. Е.Н. Орловой посвящено стихотворение “Увы! зачем она блистает минутной, нежной красотой?”. В 1825 году Пушкин писал П. А. Вяземскому о “Борисе Годунове”: “Сегодня кончил я 2-ую часть моей трагедии – всех, думаю, будет четыре. Моя Марина славная баба: настоящая Катерина Орлова! знаешь ее? Не говори однако ж этого никому”.

В середине 1880-х годов в доме были меблированные комнаты, где одно время жил художник И.И. Левитан.

Перед революцией домом владел француз, купец-галантерейщик М. Филипп, крупный коллекционер живописи и фарфора. Домашним учителем его сына был студент Борис Пастернак, живший в доме.

Пречистенка, № 7 – городская усадьба Всеволожских.

Усадьба принадлежала богачу и меломану В. А. Всеволожскому. У него был один из лучших крепостных оркестров, часто устраивались концерты и балы. Сыну хозяина – Никите – посвящено стихотворение А.С Пушкина "Прости, счастливый сын пиров...”.

В 1812 г. усадьба Всеволожских сгорела. Восстановить дом хозяева оказались не в состоянии, и в 1867 г. усадьба перешла в руки купца М.В. Степанова, который перестроил дом в формах псевдоклассицизма. В 1872 – 1877 годах во дворце помещался Политехнический музей. Когда он переехал в новое здание на Новой площади, дом был приобретен военным ведомством, и в нем поместился штаб Московского военного округа.

В l917 г. дом был оплотом белых, и за овладение им шел жестокий бой. Во всяком случае, об этом информирует мемориальная табличка на стене здания. При попытке ее сфотографировать на меня накинулся молодой солдатик с синими погонами и требованием удалить отснятое. Пришлось подчиниться грубой силе и стереть столь таинственную мемориальную доску. Эти неумные игры в секретность несколько испортили впечатление от прогулки и вызвали желание выяснить, что скрывается за этим классическим фасадом. Впрочем, чего тут выяснять? Известно, какое ведомство нынче в фаворе и упивается властью и безнаказанностью...

Связанные прогулки:

Пречистенка – государева дорога к Новодевичьему монастырю.

Мастер и Маргарита. Булгаковская Москва.

 

 

Назад Яндекс.Метрика

К содержанию