Путешествие из Петербурга в Москву

По дороге, которой нет...

Сентябрь 2006 г.

Я лечу по своей земле,
По дороге, которой нет

"Алиса" "Трасса Е-95"

1) Поиски альтернативы

Дела заставили нас съездить из Москвы в Петербург буквально на пару дней. Поехали на машине – конечной целью поездки был поселок Солнечное, что на берегу Финского залива, и завязываться с "трансфером" совершенно не хотелось.

График движения:

Москва – СПб: выезд с Пресни в 15:00. На МКАД были в 15:30. Петербургскую кольцевую пересекли почти в 01:00. Итого: 9 часов 30 минут от МКАД до СПбКАД (с ужином в Новгородской области).

СПб – Москва: Выезд из города (КАД) ровно в 12:00. Прибытие в Москву (МКАД) ровно в 23:00. Итого: чисто 11 часов от СПбКАД до МКАД.

Маршрут:

Из Москвы ехали почти банально. Почти – потому, что два десятка светофоров на Ленинградском шоссе от Москвы до Клина объехали через Новорижское шоссе, затем по "второй бетонке" (А-108) повернули на Клин, там и выехали на М-10 (это и есть сама трасса Москва-Петербург). Похоже, "Новорига" становится уже традиционным вариантом выезда из Москвы в сторону СПб.

Многочисленные поездки по дороге Москва-Петербург каждый раз вызывали у нас неудовольствие и недоумение – как магистраль федерального значения между двумя крупнейшими городами страны может быть в таком состоянии? В этот же раз прежнего отторжения по поводу М-10 мы не испытывали – возможно, тому причиной была красота "пышного увядания" природы. Действительно, богатая на краски осень расцветила обочины унылой дороги и радовала глаз даже в минуты утомительных обгонов бесконечных верениц грузовиков.

По дороге в Петербург заметили огромную, на несколько километров, очередь из фур в сторону Москвы перед ремонтом мостов на новгородской объездной. По сути, сегодня новгородская объездная – это самое противное место на дороге Москва-Петербург. Все остальные участки находятся либо в приличном, либо в умеренно-раздолбанном состоянии.

Не нарушая разметку, мы спокойно, без штрафов и остановок на постах ГАИ, но с остановками на обеды и туалеты, доехали до Петербурга к часу ночи. И если бы точно так же мы ехали назад, то писать об этом путешествии было бы нечего. Однако обратная дорога из Петербурга в Москву получилась достаточно интересной – мы помнили о длиннющих пробках на новгородской объездной, заторах в Едрилово и Вышнем Волочке – и решили попутешествовать в поисках менее загруженного альтернативного маршрута.

В сущности, нам уже были известны три варианта объезда неприятного участка под Новгородом. Два из них начинались в Спасской Полисти (если ехать из СПб, здесь надо повернуть налево). На стандартных двухкилометровых картах, выпускаемых небезызвестной картографической фабрикой при Министерстве Обороны России, на дороге Спасская Полисть – Малая Вишера через Волхов перевозить автомобили должен паром. На самом деле, здесь давно уже построен мост. А данные местности, используемые Министерством обороны в атласах для незадачливых туристов, приводятся по состоянию на 1995–97 гг. Свежайшие данные десятилетней давности! Впрочем, дальше нас ожидал еще бОльший картографический сюрприз, но обо всем по порядку.

Итак, в первом варианте объезда новгородской объездной можно сразу же по пересечении этого моста-призрака в Селищах уйти направо и двигаться параллельно трассе М-10 по другой стороне Волхова. Красотища неописуемая, но 4 км грунтовки немного портят впечатление и снижают скорость.

Во втором варианте объезда после того же моста надо ехать прямо, а в Папоротно повернуть направо. Этот вариант объезда как раз накануне протестировал наш друг RustamZ. Судя по его отзыву, дорога там не очень...

Третий вариант – непосредственно через Новгород – особых преимуществ по сравнению с новгородской объездной не дает: те же разбитые дороги, светофоры, да и дорога через город проходит вдали от каких-либо интересностей. Так что путник вновь окажется на новгородской объездной, не вполне осознав, что же он выиграл.

Как быть? После недолгих раздумий было принято небанальное решение – в Спасской Полисти уйти налево. А дальше... как карта ляжет.

Потянулись было за картой – а карты-то и нет! Что делать? Неожиданно вспоминаю, что случайно прихватил с собой "двухкилометровку" Тверской области все того же издательства. Разворачиваю – и, о! радость – на форзаце изображена схема дорог Новгородчины. Примерно так:

Внимательно вглядевшись в эту схему, можно понять, что дороги все же есть. Но как именно по ним проехать – загадка. И все же (то ли из-за неприятия новгородской объездной, то ли дух первооткрывателя взыграл не по-детски, то ли красота увядающей природы подействовала) мы, переглянувшись, поворачиваем в Спасской Полисти налево по указателю на Малую Вишеру.

2) Спасская Полисть – Малая Вишера – Любытино

По мосту через Волхов (на этом фрагменте карты он обозначен как паром) переезжаем на правый берег. В Селищах можно, конечно, уйти направо – дорога известна. Наверное, именно по этой причине ехать туда не хочется. Поэтому смело проезжаем мимо развалин аракчеевских казарм и едем прямо.

Развалины в Селищах – потрясающе-романтичные и загадочно-восхитительные – достойны упоминания в отдельном отчете, поэтому я лишь (в очередной раз!) фотографирую их – теперь в желтых красках наступающей осени – и мы продолжаем свой путь по неизведанной дороге. Она практически пустынна – лишь немногочисленные дачники (с петербургскими, как правило, номерами) изредка попадаются навстречу. Вполне сносный асфальт позволяет держать высокую скорость, и мы достаточно быстро оказываемся в Малой Вишере.

В Малой Вишере едем по главной, после мостика над речкой (ориентир: деревянная пирамидка непонятного назначения) – налево под железнодорожный виадук – и поворачиваем направо по указателям на Любытино (на карте – на Дору). Из достопримечательностей на глаза попадется лишь памятник Великой Отечественной войне на въезде в город да новодельная деревянная церковь в веселенькой расцветке у железной дороги (за нею и нужно поворачивать на Любытино).

Карта Малой Вишеры – здесь.

Из левого верхнего угла (Дора) едем через Бургу, Мстинский Мост в правый нижний угол (Дубровка).

Дорога не проходит через населенные пункты (они в нескольких сотнях метров в сторону от трассы), знаков, ограничивающих скоростной режим, нет. В Бурге возникает желание уходить направо – вроде бы ниточка дороги ведет к М-10. На всякий случай уточняем дорогу у выехавшего нам навстречу водителя "Жигулей": "Нет, – говорит, – здесь дороги на Московскую трассу". (Позднейшее изучение подробного атласа Новгородской области подтвердило его мнение, хотя мое доверие к картам после этой поездки было подорвано). Едем дальше.

Из нижнего левого угла (Дубровка) едем до Быково, там направо, в Ярцево.

В Ярцево указатель – на Любытино налево, на Окуловку – направо. На Окуловку не надо, едем налево.

Из нижнего левого угла (Великуша) едем в Любытино.

При въезде в поселок, в селе Бор, красивая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Поставлена здесь в XIX веке в память о войне 1812 года. Архитектура очень напоминает церковь святой Екатерины в Мурино (близ Петербурга), которую построил небезызвестный Львов. Автор церкви в Любытино мне неизвестен, но как похоже!

Фотографировать церковь лучше с другого берега реки, но заходящее солнце лишило нас такой возможности.

Церковь в селе Бор под Любытино
(фото: ноябрь 2006 г.)

По мосту через Мсту мы въехали в поселок. Наше внимание привлекло очень необычное сооружение, перед которым стоял стенд с надписью о том, что в мае 2006 года поселок Любытино отметил 1060 лет со дня основания. И цитата из "Повести временных лет": "иде Ольга к Новугороду и ставя по Мсте погосты и дани".

Было очевидно, что это местный дворец культуры. Так же очевидно, что ничем иным, как храмом, это здание быть не может. К сожалению, ни один из интернет-ресурсов не смог дать ответ на вопрос, что же это такое. На выручку неожиданно пришел Eeyore: "Это – церковь Рождества Богородицы. Видимо, конец XIX – начало XX. Ну, это и так понятно. Больше пока ничего не скажу."

Дом культуры в Любытино. Культовое происхождение постройки очевидно!
(фото: ноябрь 2006 г.)

Чтобы в полной мере оценить красоту этого здания, надо обойти его кругом и посмотреть на замечательные изразцы, которыми выложены его стены.

Последний интересный объект встретил нас уже на выезде из Любытино – трактор 20-х годов поставлен на высокий постамент. Приняло ли Любытино на себя первый удар коллективизации или здесь жили особо умелые механизаторы – мне неведомо. Но сам памятник, безусловно, интересен – где еще можно увидеть такие машины?

3) Любытино – Боровичи – Бологое

Из Любытино выезжаем по знакам на Боровичи. На фрагменте карты путь лежит направо-вниз, на Артем.

Едем из верхнего левого угла карты в нижний правый.

Из верхнего левого угла (Хвощная Горка) едем в Боровичи.

Перед въездом в город – чудная картина – висячий пешеходный мостик перекинут через реку. Во всем ощущается деревенский покой и умиротворение.

Въезжаем в Боровичи. В рейтинге Eeyore этому городу поставлен высший балл: "Плотная большая по площади малоэтажная застройка XVIII – XX вв., каждый дом имеет своё лицо. Наверное, на полный обход нужен день – у меня его не было, так что есть повод вернуться, а оценка в какой-то мере авансом."

Я предвкушал уже встречу с необычным – и даже приготовил фотоаппарат для съемки – как вдруг мы уперлись в развилку. На знаке были указаны направления на Крестцы, Пестово и на Опеченский Посад. Здесь мы и остановились, вперив взор в ставший, наконец, полезным атлас автодорог Тверской области. Было очевидно, что Пестово лежит совсем не в той стороне, а за Опеченским Посадом дороги нет. Ехать в Крестцы значило бы сделать крюк в пару сотен километров – ничего себе, объехали Новгородскую объездную!

Озадаченные, сидим, листаем атлас. Неожиданно к нам подходит местный житель и предлагает помощь. Оказывается, если ехать на Крестцы, можно выехать на московскую трассу в более выгодном месте (аж в самом Валдае!), но суть от этого не изменится – часа два мы точно потеряем.

За Опеченским Посадом, с его слов, действительно нет дороги. Благодарим нашего неожиданного помощника и, обескураженные, едем в Крестцы.

Как проехать Боровичи: по указателю на Крестцы (направо) по мосту пересекаем Мсту и едем по главной до упора. В упоре – налево и до пересечения с главной дорогой (ориентир – бензозаправка). Там – налево и сразу направо по знакам на Валдай. Если все правильно – через пару километров после Боровичей первый населенный пункт будет называться Лукой.

Гоню так, что машина начинает взлетать на неровностях – шутка ли, 140 км/ч! Когда голова пытается пробить потолок, приходится сбрасывать до 110 км/ч. Иными словами, дорожное покрытие позволяет держать приличную скорость. Хотя, конечно, и не идеал.

Опечаленные перспективой нешуточного крюка, из Боровичей едем вниз, на Пирусс-Поречье.

Церковь в Лыкошино
(фото: ноябрь 2006 г.)

В Лыкошино неожиданно начинается самое интересное – после проезда под железной дорогой внезапно появляется знак на Бологое (налево). Можете вообразить себе нашу радость? Это означает выход к искомой точке – трассе Москва-Петербург в районе Куженкино! Это означает, что нам не придется возвращаться назад, к Валдаю, до которого ехать всего 4 часа по традиционной М-10 (а к этому времени шел уже шестой час нашего путешествия)! Это означает решение головоломки, учиненное не без участия картографической фабрики – дорога есть! Остается лишь выяснить, насколько она проезжаема...

На карте, как мы видим, дороги нет. Но это не так: соединим воображаемой линией Лыкошино и Алешинку по левую сторону от железной дороги – и вот вам дорога! Вполне даже асфальтированная и относительно ровная. Не автобан, конечно, но и без колдобин. В общем, абсолютно такая же, как и на всем предыдущем пути.

Из Алешинки (левый верхний угол) дорога ведет в Березайку (еще одна воображаемая прямая).

В Березайке дорога выводит нас прямо к берегу речки и делает левый поворот. Проезжаем под железнодорожным мостом и едем прямо, в Дубровку. в Дубровке по указателям на Бологое – направо (по белой, якобы грунтовой, но на самом деле вполне асфальтированной дороге). На развилке выезжаем на отмеченную красным дорогу – и вниз, на Бологое.

4) Бологое – Куженкино – Москва

В Бологом проезжаем под железнодорожным мостом, по главной дороге – налево, на Т-образном перекрестке направо (объезжаем озеро по дорожке, нарисованной на карте красным цветом).

Бологое. Перед озером приютилась часовенка.

Бологое производит на удивление приятное впечатление. Возможно, потому, что я ожидал увидеть лишенный активной жизни станционный поселок, но обнаружил вполне живой городишко с обилием молодых мам, довольно-таки активным движением в центре и наличием интересных построек.

И все же при виде столь яркой церкви у меня захватило дыхание! Настолько неожиданно появляется она перед глазами и удивляет своим присутствием в этом месте, что невольно останавливаешься и ищешь лучшую точку для фотографии.

Дальше – все время прямо до Куженкино (указателей нет. Альтернатив – тоже).

Церковь в Куженкино.

А вот и она, М10. Выезжаем прямо к посту ГАИ, направо – Петербург, налево – Москва. Нам, разумеется, налево.

В Куженкино, перед выездом на трассу, указатель "Санкт-Петербург – 361 км". На одометре – 440 км. Таким образом, к традиционному маршруту Москва-СПб добавляется 80 км, вполне укладываясь в определение крюка для бешеной собаки.

Итак, основные преимущества маршрута:

Везде асфальт (пусть и неровный). Везде нулевой трафик. Везде скорость была 110–120 км/ч.

Почти нет ГАИ (был замечен один гаец в Любытино). Проезд через 3 города (Любытино, Боровичи и Бологое) вопросов не вызывает и доставляет эстетическое наслаждение.

Результат – объезд почти всей трассы Москва-Петербург (она же М-10) в Новгородской области с потерей не больше получаса относительно стандартного маршрута.

Стандартный же маршрут по Новгородчине плох по нескольким причинам:

Первая – обилие ГАИ. Можно, конечно, и не нарушать. Но ехать 60 км/ч по населенным пунктам на этой трассе у меня лично не получается.

Вторая причина – это объездная Новгорода. Ничего не буду говорить о ней – "съездите сами, и поинтересуйтесь, кем был Голый в Мордовии до революции". В смысле, оцените на свой вкус. Если ваш вкус отличается от моего – не будем спорить, ибо это – моветон.

Ну и третья, самая существенная причина искать пути объезда Новгородчины – нежелание стоять в пробках на подъезде к этой самой новгородской объездной. Разумеется, не факт, что там обязательно будет пробка. И даже не обязательно в ней стоять: можно попытаться протиснуться по обочине, встречке или, в конце концов, выехать часика в 4 утра...

Актуальность этого маршрута, я думаю, возрастет, когда совсем уж серьезно возьмутся за новгородскую объездную – пробки там будут не на час и не два. (Подтверждение моих слов ищите в последних новостях: во время снегопада 31 октября 2006 г. пробка под Валдаем растянулась на 25 км).

Все вышесказанное проверено методом полевого обследования и является мнением авторов. Претензии не принимаются, но дискуссии с удовольствием поддерживаются:-)

Развалины церкви в Хотилово.

На подъезде к Москве уперлись в хвост перед первым же светофором в Клину. Сразу же решили ехать по "Новориге", но в темноте это оказалось делом нелегким – пришлось обращаться за помощью к местным жителям. Те подсказали, и мы выехали на "вторую бетонку". Дорога достаточно сложная (видели последствия двух ДТП), и туман в придачу. На этом участке я устал, пожалуй, больше, чем на всей предыдущей трассе. Слава Богу, там небольшое расстояние (45 км), и вскоре мы выехали на Новорижское шоссе, по нему относительно быстро (100 км/ч в левом ряду) доехали до Красногорска – и началась толчея до самой кольцевой.

В общем, 11 часов дороги Петербург-Москва для вечера в воскресенье – пожалуй, не самый плохой результат.

В качестве приложения к отчету предлагаю читателю:

– перейти на страничку о Финском заливе в Солнечном – точке, послужившей целью этого небольшого путешествия;

– прочитать отзыв читателя, вдохновленного этим маршрутом на свое путешествие.

 

К содержанию Яндекс.Метрика

Назад