Шлиссельбург

Наша прогулка в Орешек

http://trassa.narod.ru/piter/schliss/schliss1.htm

В Шлиссельбург на автомобиле из Петербурга можно попасть по двум дорогам: по Мурманскому шоссе (расстояние от Петербурга 55 км) или по Шлиссельбургскому тракту (расстояние от Петербурга 75 км). Обе дороги имеют свои прелести – «мурманка» шире, короче, покрытие лучше. Древний Шлиссельбургский тракт, дорога каторжан-народовольцев и всех тех ссыльных, чей тяжкий путь проходил через мрачную государеву тюрьму на острове, подлиннее, подразбитей и поуже. Но открывающиеся с нее виды на Неву, острова, мосты и гавани – интересны и достойны того, чтобы выбрать ее как дорогу в крепость (или в одну лишь сторону).

Выберем, пожалуй, Шлиссельбургский тракт для дороги «туда» - и вернемся в город по Мурманскому шоссе.

Некогда магистраль была частью почтового тракта на Архангельск, идущего через Шлиссельбург. Сегодня название Шлиссельбургского проспекта осталось лишь на небольшом участке этой дороги в районе села Рыбацкого. Сам проспект в 1952 году был переименован в проспект Обуховской Обороны и прошел по оригинальной части Шлиссельбургского проспекта (от пл. Ал. Невского до Б. Смоленского пр.), по главным улицам села Смоленского (до ул. Крупской), пос. Михаила Архангела (до Фарфоровской ул.), села Фарфорового завода (до Леснозаводской ул.), села Александровского (до улицы бр. Грибакиных) и деревни Мурзинки (до сегодняшнего Рыбацкого пр.) 

После Финляндского железнодорожного моста (постр.

Часовня церкви Божьей Матери – чудотворной Иконы всех скорбящих радости (Скорбященская часовня) – арх. А.И. Гоген, худ. В.А. Фролов, 1906-1909 гг. Остаток былого великолепия, построенного знатоками древнерусского зодчества А. И Гогеном и А.В. Ивановым.

Паровик идет до Скорбящей,

И гудочек его щемящий

Откликается над Невой

- писала Анна Ахматова, имея в виду эту живописную церковь, некогда открывавшую своеобразный ансамбль храмов по тракту, из которых до наших дней уцелел всего один. Сама Скорбященская церковь снесена в 1932 году; сохранилась лишь часовня при ней, да и то в изуродованном виде. Часовня эта называется среди верующих «часовней с грошиками»: 23 июля 1888 года после удара молнии в нее деньги из кружки для подаяний были рассыпаны по полу, а двенадцать грошиков прилепились к иконе Богоматери.

Сейчас чудотворный образ находится в Троицком храме («Кулич и Пасха»), расположенном дальше по нашему пути. Скорбященская часовня приписана к подворью Зеленецкого монастыря.

Городские имена вчера и сегодня. Ленинградская топонимика. Л., 1990.

Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. Каталог выставки. Л., 1988

Спутник паломника. М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Ковчег», 2002.

 Другие церкви:

Божьей Матери Смоленской (между домами 83 и 85), в селе Смоленском nohram3.htm № 87

Петропавловская церковь (д. 120) – при Александровской мануфактуре. nohram2.htm №20

Св. Ал-дра Неского (д. 125), Куракина дача (при Сиротском институте императора Николая I) nohram2-2.htm №54 – вторая версия – Михаила Архангела при Ал-дровском механическом заводе

Преображенская церковь (напротив д. 151) – при Фарфоровом заводе nohram.htm №2

Троицкая («Кулич и Пасха») – д. 235

Св. Николая, при приюте (за Троицким полем)

Успенская (дерев.) на Успенском кладбище – в р-не Мурзинской ул. Вариант – Запорожская улица nohram6.htm №165

 Шлиссельбургский тракт

(ныне это проспект Обуховской Обороны, переходящий в Шлиссельбургский проспект в районе Рыбацкого) там же, где сейчас начинается проспект Обуховской Обороны – у площади Александра Невского.

 Раньше Шлиссельбургский проспект представлял собой своеобразный ансамбль храмов, расположенных при 

Церкви вдоль проспекта – см. churches

Шлиссельбург (в просторечии - Шлюшин) - уездный гор. С.-Петербургской губ., при истоке Невы из Ладожского оз., в 60 в. от гор. С.-Петербурга (по Неве). Собственно город расположен на левом берегу Невы, при соединении ее с Приладожскими каналами, в низменной песчаной местности, открытой холодным ветрам с озера; на низменном песчаном о-ве (у самого истока реки, дл. до 200 и шир. ок. 100 саж.) крепость, ныне обращенная в государственную тюрьму. На противоположном, прав. берегу Невы подходит ветвь Ириновской узкоколейной жел. дор., станция которой называется Шереметьевкой (от приг. Охты в 39 в.). Жит. в 1897 г. 5 285 (3 102 мжч. и 2 183 жнш.), 3 православные црк.. из которых одна, построенная при Петре Вел., в крепости; в 2 в. от города, на Преображенской горе, единоверческая црк.; гостиный двор; обширная ситценабивная фбр., основ. при Екатерине II на Екатерининском о-ве Невы, на месте разобранного деревянного дворца Петра Вел.; рабочих свыше 1000 чел. и производство ее оценивается в 2 милл. р. в год. Торговое значение Ш. ничтожно; город бывает оживлен только в навигационное время, когда проходят караваны судов, идущие в Петербург с Мариинской системы и с Ладожского оз. Летом Ш. соединен срочными рейсами пароходов с Петербургом (ежедневно по нескольку раз) и с пристанями по приладожским каналам, по Ладожскому и Онежскому озерам. 2 минист. училища - мужское трехклассное и женское одноклассное; учащихся 112 мальч. и 67 девоч.; больница. Доходы города в 1900 г. составляли 33 950 р., расходы 34 364 р. На гор. общ. управление город расходует около 10%, на народное образование - не более 2,5% (свед. 1897 г.). История. Ш. (бывший Орешек), по расположению своему при истоке Невы из Ладожского озера, представлял в прежние времена важный в торговом и военном отношениях пункт, служивший постоянным предметом раздора между русскими и шведами. В 1323 г. вел. князь Георгий Данилович заложил в стане Зарецком, на ове Орехове, крепость, названную им Ореховым или Орешком. Шведы немало были встревожены этим и, воспользовавшись борьбой новгородцев с Иоанном Калитой, успели обманом захватить вновь построенную крепость, которая, однако, уже в начале 1349 г. была отнята у них новгородцами. Последние заменили деревянные стены каменными. В 1555 г. Орешек был, в середине сентября, осажден шведскими войсками, после 3-х недельной осады шведы предприняли штурм, но были отбиты. За это время Орешек вел значительную торговлю; из грамоты 1563 г. видно, что сюда съезжались торговые люди из Новгорода, Твери, Москвы, Рязани, Смоленска, Пскова, из Литвы, Ливонии и Швеции. В 1582 г. Орешек подвергся новой осаде со стороны шведов, во главе которых стоял знаменитый полководец Делагарди. Когда часть крепостной стены была взорвана (8 октября), они пошли на приступ, но были отражены. В 1611 г. шведам, после двух отбитых приступов, удалось взять Орешек обманом. В 1655 г. воеводы царя Алексея Михайловича снова овладели крепостью, но по Кардисскому договору 1661 г. она была возвращена шведам, которые переименовали ее в Нотебург. Петр I, приступив к завоеванию Ижорской земли, первоначально (зимою 1701 - 1702 гг.) предполагал атаковать крепость по льду, но этому помешали наступившие оттепели. Летом 1702 г. в г. Ладоге устроен был провиантский магазин, собрана осадная артиллерия и инженерный парк; организована транспортная служба водою и сухим путем от Новгорода к Ладоге и Нотебургу; приняты меры к отвлечению внимания шведов в сторону Польши и Лифляндии оживлением деятельности Августа II и войск Шереметева; изготовлена флотилия для действия против шведов на Ладожском оз. и Неве; на р. Назии собран был отряд войск силою до 16,5 тыс. В конце сентября начаты были осадные работы против югозап. части крепости, а для полного обложения ее приняты следующие меры: из Ладожского оз. отправлено волоком 50 лодок, которые поставлены на Неве, ниже Нотебурга; особый отряд (1 тыс.) переправлен на правый берег и, овладев находившимся там укреплением, прервал сообщения крепости с Ниеншанцом, Выборгом и Кексгольмом; флотилия блокировала ее со стороны Ладожского оз.; на самолете устроена связь между обоими берегами Невы. С 1 по 11 октября производилось бомбардирование и бреширование крепости; команды охотников, снабженные штурмовыми лестницами, были 9 октября распределены по судам, а 11-го предпринят штурм. Хотя обвалы оказались неудобовосходимыми, лестницы - короткими, огонь противника - недостаточно ослабленным, но после нескольких отбитых приступов крепость сдалась, благодаря введению в дело лучших войск (гвардия) и личному примеру начальников штурмовых колонн, кн. М. Голицына и Карпова. Нотебург переименован в Ш. и укрепления его были восстановлены. О взятии Нотебурга или Орешка, как продолжали называть его русские, Петр писал: "Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж , слава Богу, счастливо разгрызен". Важное стратегическое значение Ш. имел только в ближайшие годы Северной войны; при овладении Невой (1703) он играл роль передовой базы; затем, до 1710 г. обеспечивал правый фланг невской линии, а во время осады Кексголдьма (1710) служил базой для отряда Брюса. По взятии Кексгольма и Выборга и с постройкой укреплений Петербурга и Кронштадта, значение Ш., как крепости, пало. При имп. Александре I укрепления Ш. были переделаны; в 1810 г. крепость была окончательно упразднена. Местом заключения Шлиссельбургская крепость служит издавна; в ней, между прочим, был заключен (1756 - 64) и убит Иоанн VI Антонович. В государственную тюрьму крепость обращена в 1882 г. и в нее в настоящее время никто из посторонних без особого разрешения не допускается. Сооружения ее (непрерывная каменная ограда, усиленная башнями) находятся в распоряжении министерства внутр. дел. Местность, где ныне расположен собственно Ш., была заселена почти одновременно с Орешком и называлась погостом Спас-Городенским или Спасом на Неве; поселок мало-помалу разросся, превратился в посад, а в 1755 г. сделан был уездным городом и назван по имени крепости, Ш. Д. Р.

 

Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 

У истока Невы

Вторым по величине (и, возможно, первым по известности) в Кировском районе является город Шлиссельбург. С 1944 по 1992 гг. он носил название Петрокрепость. Место его расположения - у истоков реки Невы, на её левом берегу, в 42 км к востоку от Санкт-Петербурга.

Город возник в начале XVIII века как крупный порт на пути к столице Российской империи. В 1730 году был утверждён герб города: на голубом поле - серебряная городская стена, а над ней - золотой ключ с императорской короной. В 1780 году, согласно указу Екатерины II, Шлиссельбург получил статус уездного города Санкт-Петербургской губернии.

В те времена, по описаниям современников, "город раскинулся каким-то клином: три улицы в нем мощеные, а по остальным в иную пору опасно пройти... в глинистой грязи увязнешь. Проезд же в экипаже по таким улицам и в летнюю пору небезопасен. Уличных фонарей город не имеет, тротуаров не существует, одним словом, цивилизация, судя по городской чистоте и удобствам обывателей, сюда еще не проникла".

На лучшем месте в городе располагалась ведомственная больница путей сообщения. Торговля в Шлиссельбурге не играла ведущей роли, и горожане зарабатывали себе на жизнь, в основном, на ниве судоходства и за счет рыбной ловли.

Изначальной проблемой города было, как это ни парадоксально, отсутствие чистой невской воды. Чтобы ее набрать, необходимо было выехать на лодке к середине реки, поскольку вблизи городского побережья вода была вся "красная, густая и сорная" за счет многочисленных шлюзов. К чистой воде Ладожского озера доступ перекрывал один из рукотворных каналов.

Город-крепость

Центр Шлиссельбурга расположен в сети Ладожских обводных каналов. У выхода в Неву Староладожского канала сохранились уникальные инженерные сооружения - четырёхкамерный гранитный шлюз, построенный в 1836 году, и мост на гранитных колоннах (1832 г.). Достойны внимания и другие городские постройки XVII-XIX веков: Благовещенский собор с 50-метровой колокольней, Никольская церковь, часовня Казанской Богоматери, а также Гостиный двор. К 250-летию Петербурга в городе был установлен памятник Петру I (скульптор М.М. Антокольский).

8 сентября 1941 года город был захвачен немецко-фашистскими войсками. При прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года город был практически полностью разрушен, в послевоенное время его восстановили.

Рядом со Шлиссельбургом, на острове в истоке Невы возвышаются стены и башни крепости Орешек, которая в XIV-XVII веках не раз выдерживала ожесточённые атаки шведских войск. Только за одно из многочисленных сражений по крепости было выпущено свыше 15 тысяч ядер и бомб. В 1612 году Орешек перешёл под власть Швеции, сменив название на Нотебург, что в переводе означает "Орех-город". Но в ходе Северной войны крепость была возвращена России и с 1702 года носит название Шлиссельбург - "Ключ-город". В XVIII-XIX веках крепость использовалась как государственная политическая тюрьма.

В годы Великой Отечественной войны советские войска почти 500 дней героически обороняли крепость. Обстрелы вражеской артиллерии причинили Орешку значительные разрушения, и с 1966 года здесь ведутся реставрационные работы. Между Шлиссельбургом и крепостью через Неву осуществляется регулярное сообщение на катерах.

Современный город Шлиссельбург разделяет на две части Староладожский канал, открытый в 1731 году для движения судов в обход Ладожского озера. Он связывает устье Невы с устьем Волхова у города Новая Ладога. В городе работает Невский судостроительный и судоремонтный завод, строящий буксиры и сухогрузы, а также ремонтирующий пассажирские теплоходы и грузовые суда типа "река-море".

 http://bn.bsn.ru/articleshow.shtml?472_2

Мозаика недвижимости Кировского р-на в «Бюллетене недвижимости»

(там же о Кировске)

Расписание теплохода. Переправа Пос. Морозова - Орешек - Шлиссельбург

(теплоход "Айгюн")

 Пос. Морозова - Орешек - Шлиссельбург

Отправление от Орешка +5мин.

 8:15
10:45
11:40
12:20
14:40
15:50
16:55
Шлиссельбург - Орешек - пос. Морозова

Отправление от Орешка +5мин.

 7:30
 8:30
10:20
11:00
12:00
13:50
15:00
16:10
17:15 (без заплыва к Орешку).
Расписание записано 8 августа 2001 года

 

http://www.mccme.ru/~kondr/river/oreshek.html

 

О суровом нраве Ладоги

Издревле плавание по озеру было связано с большим риском. Тысячи судов погибли в его волнах. Дошло до того, что ни одно страховое общество России не страховало суда, идущие с грузом по Ладоге. Сказывались не только слабая оснащенность судов и отсутствие хороших навигационных карт, но и природные особенности Ладоги. "Озеро бурно и наполнено каменьями", - так писал известный исследователь А. П. Андреев.
Причина сурового нрава Ладоги кроется в особенностях строения ее котловины, распределения глубин и очертаниях озера. Резкий перелом в профиле дна при переходе от больших глубин северном части к малым глубинам южной препятствует образованию "правильной" волны - по всей длине озера. Такая волна может возникнуть лишь в северной части. Когда ветры гонят ее к югу, она сохраняет свою форму только над большими глубинами. Стоит ей попасть в район с глубинами в 15 - 20 метров, как волна ломается. Она становится высокой, но короткой. Ее гребень опрокидывается. Возникает сложная система волн, идущих в разных направлениях, так называемая "толчея". Она особенно опасна для небольших судов, которые испытывают неожиданные довольно сильные толчки. Известен случай, когда исследовательское судно, работавшее при волнении 3 - 4 балла и высоте волны 0.8 метра, испытало на себе удар, в результате которого сорвало с петель дверцы стенного шкафа, а вылетевшая на пол кают-компании посуда разбилась вдребезги.
В старину, по-видимому, во время таких неожиданных ударов выходило из строя рулевое управление или причинялись разрушения корпусу судна, что вело к неминуемой гибели его.

http://www.skitalets.ru/books/ozlenobl/2.htm

Ссылки:

http://www.around.spb.ru/history/pyljaev/pyljaev4.php

Пыляев, «Забытое прошлое окрестностей Петербурга». Глава IV, как раз о Шлиссельбурге. Классика жанра!

Город:

http://www.mojgorod.ru/leningr_obl/shliselburg/index.html

Город Шлиссельбург в энциклопедии «Мой город»

http://www.dialogspb.ru/lenob/reg/reg6/petrokrep.html

Шлиссельбург, Ленинградская область (что-то официальное)

http://oblmuseums.spb.ru/rus/museums/14/info.html

Музей истории города Шлиссельбурга

Крепость:

http://www.nortfort.ru/shlissel/index.html

Шлиссельбург на сайте «Северные Крепости»:

история, фотографии, мемуары, планы, ссылки, впечатления

 

http://www.towns.ru/other/oreshek.html

Несмотря на то, что сайт называется «Малые города России», речь здесь идет только о крепости. Впрочем, очень достойный ресурс.

 

http://www.around.spb.ru/guide/east/oreshek.php

Описание самостоятельной экскурсии в Шлиссельбург на сайте «Окрестности Петербурга»

 

Рейтинг Eeyore

http://www.around.spb.ru/guide/eeyore/eeyore.php

id= 105, 106, 107, 108, 109, 111, 301, 303

 

http://history.tuad.nsk.ru/Guest/NarodVola/schliss.htm

«Выжить в Шлиссельбурге» - народовольцы об ужасах заточения в крепости.

 

Фотоальбомы:

 

http://www.enlight.ru/camera/151/index.html

Бродячая Камера», альбом 151. г. Шлиссельбург

 

http://www.enlight.ru/camera/74/index.html

Бродячая Камера», альбом 74. Крепость «Орешек»

 

http://www.ex-travel.ru/izhora/index.html

Фотогалерея EX-TRAVEL, «Ижорская и Ладожская земля»

 

Окрестности Шлиссельбурга:

http://morozovka.by.ru/

«Морозовка» - сайт поселка им. Морозова

http://nescafe.afisha.ru/petersburg-page?section=17&subsection=5

Вокруг Петербурга Мурманское шоссе ("Кола") 

http://oblmuseum.spb.ru/kirovsk/kirovsk.htm

Музей-диорама «прорыв блокады Ленинграда»

 

Моя любимая фотография Орешка (найдена где-то в Интернете)

C:\Documents and Settings\kossobok\My Documents\Pers\photo\pix\oreshek.jpg

 

Еще кое-что (для маршрута «вдоль Невы»):

http://sadki.narod.ru/vrangel/vr147.htm

(о увядании усадеб в конце XIX века)

Hosted by uCoz