Содержание

Петербургские зарисовки

Мойка и Фонтанка

 

 

Как-то довелось побродить с фотоаппаратом по городу (а то все на машине, да на машине). Удивительные впечатления – замечаешь то, на что никогда не хватает времени в слаломе между рядами, постоянном пристальном наблюдении за пешеходами, "козлами" в шапках и без стоп-сигналов, светофорами, лазейками и внезапными ямами на дороге.

Небольшая безавтомобильная прогулка по городу будет посвящена двум рекам Петербурга и нескольким зданиям, попавшим в объектив нашего фотоаппарата.

Часть 1: Мойка

Здание Почтового Двора в Санкт-Петербурге было построено в 1799 году императорским архитектором князем Львовым. Так называемый «фонарь» (остекление двора, в котором сейчас находится главный зал почтамта) появился лишь в 1905 году. Именно здесь, в вестибюле почтамта, находится нулевой верстовой столб – точка отсчета всех расстояний дорог, берущих свое начало в Петербурге. А когда-то этот столб служил началом всех дорог необъятной Российской империи.

К 300-летию города здание Главпочтамта отреставрировали. Именно тогда на застекленной галерее появилась надпись с давно отмененным твердым знаком на конце.

Почтамт (от нем. Postamt), крупное предприятие связи, обслуживающее население, учреждения и предприятия всеми видами почтовой, телеграфной и телефонной связи. (БСЭ)

Вообще, связисты дано облюбовали эту часть Петербурга – совсем рядом, во дворце Безбородко, расположился музей связи, на Большой Морской нашли свое место первая в городе телефонная станция и первый российский оператор сотовой связи "Дельта Телеком". Впрочем, к петербургским связистам мы еще вернемся в каком-нибудь из следующих фотоальбомов.

А пока завернем за угол и выйдем на Мойку. Мойка – одна из рек Петербурга, образующих дельту Невы. Ее название, как полагают исследователи, имеет финно-угорские корни, хотя среди горожан более распространена версия о том, что в далеком XVIII веке прачки стирали здесь белье. Народная этимология, ничего не поделаешь.

На углу Почтамтской и Мойки возвышается на редкость уродливое здание в стиле конструктивизма, а когда-то это было изящной немецкой реформаторской церковью, удачно завершающую перспективу реки. Сейчас мало что осталось от былой красоты. Здание опять же принадлежит связистам – здесь находится Дом Культуры работников связи. По вечерам под сводами церкви звучит музыка дискотеки...

Дореволюционная открытка взята здесь: http://piterart.spb.ru/hronog/1800/1862.htm

На другом берегу Мойки – печально знаменитый дворец князя Юсупова. На могиле князя на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем написано: "Князь Юсупов, освободивший Россию от Распутина". "Освобождение" состоялось именно здесь: в 1916 году заговорщики во главе с Юсуповым убивали Григория Распутина. Убивали долго, и, так и не добив, бросили с моста в Мойку... Впрочем, обо всем этом ужасе лучше всего узнать непосредственно в стенах зловещего дворца, потрясающих, тем не менее, роскошью.

 

Часть 2: Фонтанка

Еще одна река, столь важная сегодня в облике Санкт-Петербурга, когда-то не имела никакого названия. На картах ее так и обозначили – "безымянный ерик". Ериками в те времена называли те речушки, которые вытекали из более крупной реки и в нее же впадали. Своему нынешнему названию Фонтанка обязана сооружению фонтанов в Летнем саду. Фонтаны смыло наводнением еще в XVIII веке, а Фонтанка так и сохранила свое новое название.

Ломоносовский мост через Фонтанку когда-то был типичным мостом, построенным по единообразному шаблону. Две башенки с цепями служили подъемным устройством для пропуска высоких судов. Сейчас таких мостов осталось всего два – этот и Старо-Калинкин в устье Фонтанки – и давно уже перестала подниматься их средняя часть.

Сегодня с трудом можно представить себе центр города без этой некогда безымянной речки. Дворцы, банки и театры давно уже облюбовали ее берега. Здесь, на заднем плане, видна тыльная часть некогда блистательного Императорского Драматического театра – Александринки. Сейчас, правда, его слава несколько померкла... Впрочем, фотографировали мы не столько театр, сколько улицу, выходящую к Фонтанке – один из шедевров знаменитого классика петербургской архитектуры Карла Ивановича Росси. Улица была им спроектирована в классических пропорциях – ее ширина равна высоте фасадов расположенных на ней зданий. Улица и названа именем зодчего. Кстати, о народной этимологии: у известного петербургского филолога Льва Успенского описан такой анекдотический случай – бабушка из провинции долго пытается заставить таксиста отвезти ее на улицу Заячьей Рощи. После долгой дискуссии выяснилось, что она имела в виду улицу Зодчего Росси.

На этой фотографии – один из лучших, на наш взгляд, драматических театров России – БДТ им. Товстоногова. Его сцена знает Басилашвили и Фрейндлих, Лаврова и Лебедева, и много, и много других талантливых имен.

Напротив БДТ – Лештуков мост, соединяющий берега Фонтанки. Переулок за ним когда-то назывался аналогично, но после войны был переименован в честь казахского поэта Джамбула, "воспевшего подвиг ленинградцев во время блокады" (так написано на мемориальной доске). В 1990-х название Лештуков переулок стало вновь появляться на картах города, но к 300-летию город получил от Казахстана в подарок памятник акыну Джамбаеву (Джамбулу), который и был установлен в сквере у переулка. С названием улицы, наконец, определились.

 

Другие прогулки:

Петербург. Пригороды. Окрестности. Автомобильные прогулки и поездки выходного дня.

 

Назад Яндекс.Метрика

К содержанию