Главная страница

Путешествие в Тунис

Часть 2: Монастир

Главная страница

Наши путешествия

Турция

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Перелет
Деньги
Отель
Махдия
Туристическая зона

Город

Монастир
Железная дорога
Медина
Мавзолей Хабиба Бургиба
Рибат

Прокат машины
Дороги
Столица Туниса
Музей Бардо

Карфаген
Термы Антонина Пия
Квартал римских вилл
Холм Бирса
Сиди-бу-Саид

Эль-Джем
Кайруан

Сусс
Аквапарк
Маяк
Катакомбы
Музей современного искусства

 

К началу поездки

Я совершил семь путешествий, и про каждое есть удивительный рассказ, который смущает умы.

"Тысяча и одна ночь"

Монастир находится в 45 км к северу от Махдии. Города связаны железнодорожной линией, которая почему-то называется здесь "метро". Она проложена по побережью, но на значительном расстоянии от отелей, так что любители тишины могут быть спокойны – поездов не видно и не слышно.

Электрички курсируют примерно раз в час. Железнодорожная станция равноудалена от двух концов туристической зоны и расположена где-то в 15 минутах ходьбы от нашего отеля. Стоимость поездки от Махдии до Монастира – 1,600 динара. Дешевле не придумаешь!

В Интернете есть сведения о кондиционированных вагонах, сам сайт Тунисских железных дорог производит приятное впечатление. Решили изведать этот вид местного транспорта.

Дети остались в отеле, мы поехали вдвоем.

В гостинице нам любезно предложили расписание электричек... аж 2008 года! Впрочем, даже в устаревшем расписании есть смысл – можно считать станции до пункта назначения: в электричке остановки не объявляют.

Рекомендуем распечатать расписание с сайта SNCFT: ссылка Telecharger les Horaires de la banlieue du Sahel (hiver/ete/ramadhan) – скачать расписание пригородов Сахель (зима/лето/рамадан).

Указатель на железнодорожную станцию "Махдия – Туристическая зона".

До станции недалеко, да по жаре ноги еле передвигаются. В стареньком расписании до отправления поезда минут 10, но идти 500 метров. Не успеем! Поднимаю руку, торможу такси (благо, что их здесь неисчислимое множество – так и снуют туда-сюда). Человек хочет 3 динара. Предлагаю один. Он отказывается. Недоумеваю – до Махдии (5 км) они берут 5, а до станции – полкилометра – 3 динара. Где логика?

Останавливается следующий (с пассажиром на переднем сидении – я уже говорил, что здесь не действует правило единственности ездока). Тоже хочет 3 динара. Я ему говорю – да здесь 500 метров-то всего! Давай за динар? Его пассажир не выдерживает: "Слушай, ты – француз? – а весь диалог идет на французском. – Я – араб, и то плачу три динара!"

В общем, он меня пристыдил. Хорошо хоть, я не выдал ему свое гражданство, не опозорил великую нацию!

Когда остановилась третья машина, мы сели в нее, не торгуясь.

На станции в кассе купили билеты. Кассир крайне любезен, посмотрел расписание, сказал, когда поезд туда и когда обратно. Он отправляется через 3 минуты. Хорошо, что взяли такси!

Билет на электричку Махдия – Монастир.

Железнодорожная линия Махдия – Сусс – однопутная узкоколейка, лишь на станциях она делится на два пути. На сайте SNCFT написано, что железные дороги Туниса включают пути "стандартной" ширины (евростандарт – 1435 мм) и т.н. "метровой колеи" (1000 мм). Вот именно из-за своей ширины электричка Сусс – Махдия и называется "метро".

Довольно зачуханный тепловоз подтащил состав к станции. Внутри кондиционерами и не пахнет. В целом, не жарко, но фотографировать можно только через открытые форточки – окна, похоже, не мыли годами. Впрочем, фотографировать особо нечего: вдалеко виднеется лишь море с прибрежной полосой, застроенной отелями, небогатая растительность и снова мусор...

Кстати, удивило, что кожаные сидения – целые. В российских электричках уже давно стоят деревянные скамьи, чтобы высокодуховный народ не порезал кожу ножами...

Поезд идет 55 минут. Приехали на вокзал Монастира. Расспросив дорогу у местных, направились в медину.

В страхе быть атакованными торговцами углубились мы в центр. Но – чудо! – никто не приставал, не дергал за рукав и не кричал: "Только пасматри!". И вообще, город произвел впечатление чего-то особенного... Типа, культурной столицы Туниса.

Монастир вообще позиционируется как образцово-показательный город, место рождения основателя государства. (Что, впрочем, не помешало навалить перед входом в медину кучу мусора).

Вывешенные на балконах ковры, видимо, символизируют не только любовь к чистоте, но и определенный достаток хозяев.

Композиция с "Зингером".

Говорят, медина была основательно перестроена в 1960-х, когда создавали город-музей Хабиба Бургибы.

"Я верю – город будет.
Я знаю – саду цвесть.
Когда такие люди..."

Нет, не то! О, вспомнил: "Здесь каждый камень Хабиба знает..."

Пошли к мавзолею...

Вид на мавзолей Хабиба Бургибы.

Хабиб Бургиба (1903 – 2000) – лидер движения за независимость французских колоний, первый президент Туниса, основатель нынешней республики.

Будучи президентом, Бургиба некоторое время экспериментировал с построением социализма, однако в начале 1970-х отказался от социалистической модели в пользу либеральной. Существенно расширив права частной собственности в стране, Бургиба провел ряд крупных экономических и политических реформ (в частности, крупномасштабное расширение прав женщин, что было необычно для мусульманской страны, повышение уровня среднего и высшего образования, и др.) Бургиба запретил многоженство и ввел законодательную процедуру развода.

В 1987 году премьер-министр Зин эль-Абидин Бен Али отстранил Бургибу от власти «по состоянию здоровья», в дальнейшем тот находился «под защитой правительства».

Похоронен с почестями в мавзолее в Монастире.

Строительство усыпальницы началось задолго до кончины Бургибы; тот, очевидно, был человеком предусмотрительным и обо всем позаботился заранее: мавзолей был готов еще в 1963 году, до смерти заказчика (2000 г.) оставалось еще 37 лет... За это время здесь нашли последнее пристанище родители президента и его жена.

Рядом с мавзолеем находится и второе сооружение, имеющее отношение к Бургибе – мечеть, названная его именем. Это – относительный новодел, построенный в 1963 г. по образцу мечети Хаммуди-паши в Тунисе.

Про нее написано много чего интересного, но – "неверным" вход воспрещен, поэтому это не имеет никакого значения.

Покончив с памятными местами Хабиба Бургибы, идем в рибат.

Хотя, признаться, все было как раз наоборот – просто для логики повествования в своем стремлении раскрыть суть этого города я несколько нарушил последовательность событий... На самом деле, сначала мы пошли в рибат – и только потом в мавзолей Бургибы. Еле вписались перед закрытием! Впрочем, какое это имеет значение?

Еще одна мечеть находится прямо рядом с крепостью.

Афиша при входе в крепость:
30 июля выступает Ballet de Rovesnic (Russie), ансамбль танца "Ровесник" (из Воронежа, если верить Интернету). Забавно!

Монастирский рибат представляет собой оборонительное сооружение конца VIII в., которое позднее вошло в состав мощной крепости – касбы. Последующие перестройки привели к тому, что первоначальный план почти уже невозможно представить. В последнее время кинематографисты взяли за правило использовать крепость в качестве декорации для киносъемок.

Если верить путеводителям, здесь снимались такие фильмы, как «Анжелика и султан», «Иисус из Назарета» с Клаудией Кардинале (кстати, уроженкой Туниса), «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» с Харрисоном Фордом, «Житие Брайана по Монти Пайтону» и еще что-то...

В центральном здании рибата, бывшем молельном зале размещена экспозиция Исламского музея, где представлены древние рукописи, ткани, изделия из стекла, глиняная посуда эпохи Аббасидов и коллекция предметов первых веков эпохи Ислама. Интерес представляет также и древняя астролябия, изготовленная в Кордове в 927 г.

Местный хранитель, узнав, что мы говорим по-французски, вызвался в гиды. Старался нас всячески развлечь: давал потрогать экспонаты, фотографировал нас так и эдак – в итоге дали ему динар на чай. Судя по тому, как он расспрашивал нас о том, где мы работаем, старик явно ожидал большего. Позже, в Суссе, мы выяснили, что местные гиды требуют куда более значительных сумм. В общем, обидели мужика ни за что ни про что – прямо хоть обратно возвращайся, доплачивай!

После музея полезли на дозорную башню.

Вид на город.

Пляжи Монастира представляют собой довольно плотный муравейник.

Вид на медину и мечеть Хабиба Бургибы.

Вид на марину.

Долго можно блуждать по подземельям, бастионам, стенам и переходам. Раздолье искателям приключений (до тех пор, пока не надоест)! Заблудились...

Фотографируемся у очередного живописного перехода, вдруг откуда-то сзади высовывается очередной турист-одиночка. Мы – к нему: "How to get out of there?" – "Черт его знает... I don't know". Предлагаем перейти на родной язык...

Состоялся культурный обмен познаниями – мы рассказали парню, где находится вход на сторожевую башню, а он – как нам выбраться отсюда!

Монастирская живность.

Надпись на табличке: старинный (древний) туристический ресторан. Впрочем, это видно невооруженным глазом.

Двери Туниса.

* * *

Вокзал Монастира.

На обратном пути в наш вагон набились толпы арабских подростков. Видимо, жители окрестных деревень возвращались "с городу" после тусовки. А может, класс какой-нибудь школы. Для умственно отсталых.

Коля пел. Борис молчал. Николай ногой качал. Ахмед дико ржал (на все лады). Махмуд открывал токоприемник, заглядывал туда (видимо, в поисках электричества), потом закрывал. Потом повторял. И так всю дорогу. Мустафа после каждой удачной шутки со всей силы стучал по перегородке. Ибрагим курил. В общем, дело было вечером, пассажирам было весело.

Разумеется, электричка битком. Разумеется, жарко. Да еще и сигаретный дым. Недолго думая, ребята расклинили двери так, чтобы те не закрывались.

Поезд мчится (в чистом поле). По вагону между ног взрослых пролезают юркие дети и выбегают в тамбур, как раз к открытым дверям. Их вроде как придерживают (но поди ж ты удержи сорванца!). В общем, в их сторону стараюсь не смотреть, сердце кровью обливается!

Наконец, молодежь вышла. В вагоне остались лишь многодетные семьи, неизвестно по какой причине на ночь глядя едущие в Махдию.

Вдоль дороги растут кактусы. Мне они напоминают те самые мексиканские, которые вечно (не без умысла мышонка Джерри) прилипали к заднице бедняги Тома. Но откуда здесь мексиканские кактусы?

Обращаюсь к сидящей напротив пожилой туниске, не говорит ли она по-французски. Она качает головой, а потом обращается к своей дочери (на арабском) в том контексте, что этот белый совсем, мол, того-сь, думал, что я по-французски парлекаю. На него посмотри!

Кактусы все же покоя не дают, и я спрашиваю туниску: "Это кактусы?" (по-русски). "Нет, – отвечает она мне на своем. – Махдия – зон туристик еще через две остановки." "Да я знаю, бабушка, мне б понять, что это..." "Когда надо будет выходить, я предупрежу!"

И на том спасибо!


Продолжение: Столица Туниса и музей мозаики в Бардо


 

Назад Яндекс.Метрика

Дальше