Главная страница

Манавгат

Селевкия

К началу поездки

Химера — страшное чудовище с головой льва, туловищем козы, хвостом дракона, порождение Тифона и Ехидны. Обреталось в Ликии (в древности страна на юге Малой Азии, находилась на территории современной турецкой провинции Анталья).

Древнегреческий герой Беллерофонт жестоко расправился с Химерой – сначала застрелил ее из лука, а потом его крылатый конь Пегас затоптал несчастное животное в землю. Там она и лежит до сих пор, извергая пламя.

Страшная Химера изображена на логотипе государственной нефтегазовой компании.

Ворчун: Это все я прочитал дочке, которая с недоверием рассматривала картинку в путеводителе: маленький мальчик сидит на корточках у выходящего из-под земли огня и жарит на вертеле кусок мяса. Видимо, довольный вид ребенка успокоил ее. Она взяла путеводитель в руки и сама начала читать: "Ныне этим местом считают район близ турецкой деревни Чиралы (Çirali), где находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения".

Добравшись до объяснения этого феномена, дочка заявила, что посмотреть на дракона ей было бы интересно, а смотреть, как горит газ – скучно… М-да, а я боялся, что она испугается. Пришлось заливать про то, что это, действительно, газ, но не обычный, а тот, благодаря которому Химера и дышит огнем. «А почему здесь написано, что газ – природный?» – спросили меня с ленинской хитринкой в глазах. «А какой же? Не искусственный же! Если Химера живая, значит, она – часть природы. Значит, и газ, на котором горит ее огонь, природный...» – «Папа, ты ничего не знаешь о драконах!» – и ребенок объяснил мне процесс образования пламени во рту у мифических существ, который, очевидно, был почерпнут ею из книжки «Драконоведение».

В общем, младшую уговорить ехать с нами удалось. Осталось убедить старшего. Не обошлось без волшебного педагогического пендаля – и вот все в сборе. Продлеваем аренду вчерашнего Хъюндая – и вперед, на запад!

Накануне, листая путеводитель, мы составляли планы осмотров турецких достопримечательностей на следующей день. Не скажу, что излишне религиозен, но мне очень хотелось посетить Миру, где в свое время служил святой Николай, покровитель путешественников. К Мире было бы недурно добавить что-нибудь еще...

В итоге остановились на следующем варианте: едем в Миру, а на обратном пути, если останется время, посмотрим на вечные огни Химеры.

Выехали, как всегда, после обеда. Для пробега под 250 км (в один конец) несколько поздно. К тому же я при расчете маршрута не знал о том, что половина дороги – горный серпантин, и в итоге в Миру мы приехали уже под вечер.

До Антальи ехали по знакомой нам широкой трассе. Город проскочили по объездной и следовали знакам на Кемер, Кумлуджу, Финике, Демре. После Антальи началась живописнейшая часть пути: справа горы, на которых буйно растут сосны, слева море... Повороты, подъемы и спуски... Красота, аж дух захватывает!

Вскоре дорога ушла с побережья. Доехали до Кумлуджи (Kumluca). Туристические места кончились, а вместе с ними и знаки. Сразу же заблудились. Обратились за помощью на подвернувшуюся под руку заправку (для приличия я плеснул в бак 5 литров).

Турок с бензоколонки оказался на редкость разговорчивым. Сначала он не поверил, что я – не турок. Похлопывая меня по плечу, он показал на номера с кодом региона провинции Анталья и подмигнул. По-английски он почти не говорил, пришлось подбирать слова из скудного запаса немецкого (хенде хох, Гитлер капут и все в таком духе). В общем, пообщались. Наверное, я смог его убедить, что не турок, для убедительности спросив его, как дела – зря, что ли, упражнялся накануне с официантами в нашем отеле?

Полезные турецкие фразы:
Здравствуйте! – Мераба!
Как дела? – Насылсын?
Спасибо! – Тешеккюр эдерим!

На заправке ребенок напомнил нам, что мы собираемся ехать к огням Химеры, на которых вполне можно было бы что-нибудь приготовить. Я предложил сделать "копченыши" – подпаленные куски хлеба (не шашлыки же там жарить!). Дочка согласилась. Осталось купить хлеб. Спросил об этом нашего заправщика (кстати вспомнил про бутерброд: брод – хлеб по- немецки). Тот показал – за углом, мол. Попросил его разрешения оставить на заправке машину: "Да без проблем!" Пошли в магазин "за угол". Где там хлеб, непонятно. Обращаюсь к продавцу: "Брэд?" Не понимает. "Брод?" Та же реакция. Да, в Кумлудже туристы – нечастые гости. Разворачиваемся озадаченные – а тут в лавку приходит наш заправщик. Специально пришел, видимо, вспомнив, что в магазине с языками совсем беда.

Помог купить хлеб, добрый человек! И дорогу объяснил. Искренне его поблагодарив, тепло распрощались.

Впрочем, объяснения не помогли – я все же проглядел знак и уехал куда-то совсем на задворки Кумлуджи. Правда, руководствуясь советом турка "держаться правее", я все же выбрался на D400 какими-то местными дорожками (при этом пришлось дважды прибегнуть к помощи аборигенов). На обратном пути я понял свою ошибку – знак висит как-то неудачно-незаметно. В общем, если будете в тех же краях, следуйте вместе с потоком.

После Кумлуджи дорога – супер! Нависая над морем, позволяет драйверу показать мастерство.

Демре

Наконец, приехали в Демре. По указателям на храм св. Николая въехали на площадь, где обратились с вопросом к турку, хозяину кафешки. "Да, – говорит, – вам туда. А машину вы можете оставить здесь". Вот спасибо!

Церковь Св. Николая

Иконный центр св. Николая.

Идем к церкви. Вдоль улицы продают иконы. Уже 6 часов вечера, торговцы сворачивают свои лотки.

Вход в храм платный, 10 лир.

Мира — столица древней Ликии. Город располагался рядом с современным Демре, в 5 км от берега Средиземного моря на реке Андрак.

В 300 году н. э. Николай из Патары, известный в православной традиции как Николай-Чудотворец, стал епископом Миры, где он проповедовал вплоть до своей смерти в 343 г.

Церковь, где был погребен святой, неоднократно разрушалась во время арабских набегов, особенно сильно пострадала в 1034 году. Византийский император Константин IX Мономах и его жена Зоя приказали окружить храм крепостной стеной, превратив его в монастырь. Большая часть сохранившихся фресок и мозаик на полу относится именно к этому периоду.

Напольная мозаика.

В 1087 году итальянские купцы похитили мощи святого и перевезли их в Бари, где Николая-Чудотворца объявили покровителем города. Святыня с тех пор хранится в одноименном соборе, переданном ныне русской православной церкви.

Разбитый саркофаг св. Николая.

В 1863 году Александр II купил монастырь и выделил немалые средства на его восстановление. Помешала русско-турецкая война 1877–1878 годов. Позже эти земли были признаны Турцией бесхозными и отчуждены в пользу государства.

Куда делись выделенные Александром II деньги, путеводители постыдно умалчивают (руины церкви красноречиво свидетельствуют о том, что до нее они не дошли). Зато выплескивают неудовольствие по поводу итальянцев, расхитителей христианских святынь (в мусульманской-то Турции!).

А вообще, место это – сильнейшее по ауре и энергетике. Наверное, важно осознать это в полной тишине, наедине с самим собой.

Мы оказались в церкви перед самым ее закрытием – на часах было около семи. Служитель уже несколько раз с озабоченным видом прошел мимо нас, как бы намекая, что пора бы уж...

Статуя св. Николая, дар России.

Ликийские гробницы

Покинув храм под недовольное бормотание смотрителя, решили взглянуть на ликийские гробницы. Они находятся чуть в стороне от города, есть указатели (по-моему, на Миру).

Здесь нас несколько сбил с толку путеводитель информацией о том, что в некрополь не пускают. Информация неверная. Пускают!

Гробницы находятся на отвесном срезе скалы. С внешней стороны они отделаны богато и причудливо. В скале камнетесы вырубали портики по типу древнеримских и пышно украшали их барельефами и резьбой.

Ликийцы верили, что чем ближе покойный к небесам, тем проще духам забрать его. Благодаря этому обычаю хоронить мертвых на возвышенных местах нам в наследство достался уникальный и своеобразный некрополь.

Пока мы с почтительного расстояния рассматривали гробницы в бинокль, подъехала машина, из нее вышел какой-то музейный работник и вошел в калитку. Тщетно я просил его пустить нас внутрь – он был непреклонен: "Приезжайте завтра!" Впрочем, его тоже можно понять – десяти минут нам бы явно не хватило, а ждать нас несколько часов ему не хотелось.

Судя по всему, для посещения гробниц неплохо бы иметь соответствующую экипировку. По крайней мере, обувь, пригодную для лазания по горам.

Что ж... отложим посещение ликийских гробниц на следующий заход: очень много интересностей осталось за рамками нашего путешествия. Будет повод вернуться!

Руины театра древней Миры.

Поехали обратно. Постепенно сгущались сумерки. Я очень переживал, как осилю горную дорогу в темноте. Напрасно! В Турции хорошо заметны усилия государства по содержанию своей дорожной сети: отбойник, отличная разметка, указатели, маркировка поворотов – скажу честно, езда по основным магистралям не доставляет излишнего напряжения даже ночью в горах.

Этот участок дороги D400 был построен относительно недавно: трассу в буквальном смысле выдолбили в скале над самым морем!

Чиралы: вечные огни Химеры

Итак, после посещения Миры мы возвращались в отель. Меня разрывали противоречия – с одной стороны, своего рода паломничество состоялось, св. Николаю поклонились... С другой стороны, ради руинированной церкви мы отмахали 500 верст... Это время можно было потратить с большей пользой. Хотелось чего-то еще, но было поздно.

А вообще, как вы помните, я начал свой рассказ с планов посмотреть на Химеру. И вот, в раздумьях ехать – не ехать, мы подъезжаем к повороту на Чиралы. На часах уже 9 вечера и совсем темно. Путеводитель сообщает, что Чиралы находятся в 7 км от трассы, да еще оттуда 4 километра грунтовки и километр пешком. В общем, подбиваю семью, типа, заглянем на часик, хотя и отдаю себе отчет в том, что лукавлю.

Останавливаемся возле указателя на Олимпос. Нам на Химеру, и я обращаюсь с этим вопросом к водителю маршрутки. "Езжай дальше, через километр будет поворот на Чиралы, а там узнаешь". Что ж, решение принято: ехать! Хоть это и смахивает на авантюру.

Действительно, через километр мы свернули на Чиралы... Началась совсем другая дорога – темно, ни разметки, ни указателей... А мы, если помните, находимся в горах, шоссе спускается куда-то вниз... В неизвестность. Руль влево – руль вправо... Магнитола почти не ловит волну, из динамиков сквозь помехи раздается какое-то "тынц-тынц", но нет возможности сменить частоту: руки заняты. Вправо-влево. И никаких признаков жизни. Через какое-то время мне начали мерещиться турки с ятаганами в кустах, и я взмолился: поехали назад!

Слава Богу, мое начинание не поддержала семья: "Уже решено! Поехали к Химере!" Радует, что в этом мнении были едины жена с сыном, да и дочь, притихшая на заднем сидении в предвкушении встречи с драконом, тоже робко предложила продолжить путь. Ну, раз уж дочка драконов не боится, мне и подавно турки не страшны. Даже с ятаганами!

Вскоре мы въехали в Чиралы, прямо-таки оазис жизни после темной безжизненной дороги. Вообще, деревенька эта считается меккой свободных путешественников, и неспроста: никаких тебе "all inclusive", зато много пансионатов, пансионов, мини-отелей... Поздно вечером, как и на любом курорте, кипит жизнь: кафешники, лавки, толпы праздно шатающихся.

По указателям на Химеру проехали через Чиралы. Несколько километров по грунтовке – и мы на парковке. Ошибиться невозможно – туристы прибывают целыми автобусами. А я боялся, что мы, как дураки, одни здесь будем ночью шариться...

Вход платный (3 лиры с человека). Прокат фонариков – еще столько же. Поторговавшись, беру два за пять. Батарейки в фонарях дохлые, но без них идти нереально: вы представляете кромешную темень южной ночи? А в горах? Некоторые особо хитрые подсвечивают себе путь светом экранов мобильных телефонов, но вызывают откровенную жалость. Хотели помочь одной паре, отбивающей себе ноги о камни, но попытка была отвергнута. Действительно, зачем мешать людям, если они ищут уединения?

По тропе идем с небольшой группой таких же, как мы, поднимающихся в гору. Тщательно огибаем довольно-таки большие каменюги, но это не всегда удается. Обувь ожидает серьезная проверка на прочность. Ветки деревьев неожиданно бьют по лицу. В некоторых местах в скале выдолблены лестницы, но время сделало свое дело, и ступени расползлись. Минут через двадцать утомительного подъема достигаем цели.

Огни Химеры на горе Янарташ.

Двоякое ощущение: чудо природы, люди у костров. Причем непонятно, что они делают – слишком жарко, чтобы греться, слишком поздно, чтобы готовить еду... И таких сумасшедших – целые толпы!

Местные жители кипятят на огне чай. Мы не преминули заказать себе по стаканчику. И это было восхитительно: смотреть, как горят огни, как мерцают в небе миллионы звезд, думать о чем-то своем и немного – о вечном...

...Сегодня, когда с того восхождения к огням Химеры прошел уже почти год, мы все вспоминаем это приключение как одно из самых сильных впечатлений поездки. И смело рекомендуем сделать это. Причем обязательно ночью!

Перевели дух после восхождения по каменистой тропе. Пора возвращаться!

Путь назад, как это часто бывает, показался короче – мы уже были подготовлены к тому, что каменюги надо обходить, а ступеньки не всегда правильно сложены. Спустились в долину, отдали фонарики, купили перекусить – и в путь!

* * *

Дорога назад ничем примечательным не запомнилась... Разве что попытка съесть кебаб так и окончилась неудачей – не принято, видимо, так поздно ужинать в Турции.

В гостиницу приехали уже за полночь. Наиболее голодная часть экипажа побежала на "поздний ужин" – в нашем отеле на него давали какой-то пустой томатный суп. Не наелись...