Сальвадор Дали в "Арене"
Главная страница

Сальвадор Дали в "Арене"

Королевский жираф, алчный до шекелей

Главная страница

Израиль

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

728*90

Август 2021 г.

В ЗАЛЕ СУДА!
ТОЛЬКО ТРИ СПЕКТАКЛЯ!
ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЕ ТРАГИКИ
ДЭВИД ГАРРИК-МЛАДШИЙ И
ЭДМУНД КИН-СТАРШИЙ!

Из лондонских и европейских театров
в захватывающей трагедии
«КОРОЛЕВСКИЙ ЖИРАФ, или
ЦАРСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО»!!!
Вход 50 центов.

А внизу стояло самыми крупными буквами:
ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!

– Ну вот, – сказал он, – если уж этой строчкой их не заманишь, тогда я не знаю Арканзаса!

Соскучились по культурке, аж кющать не можем! А тут как раз подогнали выставку работ Сальвадора Дали. Она почему-то проходит в торговом комплексе "Арена" в Герцлие, что в 10 км на север от Тель-Авива. Цены, прямо скажем, аховые. 140 шекелей (35 евро) за билет! При том, что в топовые музеи Израиля вход стоит в пределах 70 шекелей (а зачастую – намного, намного меньше).

Сальвадор Дали в Арене

Яхты в марине Герцлии.
А те, у кого нет яхты 140 шекелей, проходят мимо!

По нашим скромным наблюдениям, торговый центр как место проведения выставки и несоразмерно высокая цена в совокупности всегда имели приторный запашок кича. Почему? Ну хотя бы потому, что за право провести у себя показ уникальной коллекции поборолись бы и музеи. А если вместо музея коллекцию показывает торговый центр, значит, что-то здесь не то...

Впрочем, соскочить не получится... В прошлый раз, собираясь в музей, мы совершенно случайно обнаружили себя ползающими в пещерах где-то под Иерусалимом. Нет, сейчас решительно невозможно заменить кондиционированные залы экспозиции на природную достопримечательность, пусть даже и внесенную в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО!

Единственное утешение – обладателям кредитных карт самых разных банков можно купить 2 билета по цене одного. Это несколько успокаивает. У нас есть несколько таких карт, и, будучи в полной уверенности, что хоть одна из них сработает, в субботу утром ничтоже сумняшеся мы начищаем перышки и собираемся приобщиться к прекрасному.

Перед выездом осталось сделать сущую безделицу – забронировать время визита и оплатить билеты со скидкой. И если с первым проблем не возникает, то с промо-кодами случается облом. Банки прям сговорились! Мы представить себе не могли, что при таком богатстве выбора разных карт альтернативы просто нет у нас ничего не выйдет.

Пытаемся дозвониться до банков или организаторов выставки – глухо! У одних суббота, другие просто не отвечают. Ну ладно, раз уж собрались, надо ехать. На месте разберемся.

Сальвадор Дали в Арене

Приехали в Герцлию. Припарковались рядом с мариной. Именно здесь и находится торговый комплекс "Арена".

Salvador Dali – A Journey Into Fantasy
Address: Shopping mall "Arena", Ha-Shunit St 2, Herzliya
Сайт: www.daliarena.co.il
Tel.: 050-88 33 007

Сальвадор Дали в Арене

Разумеется, на кассе нам сразу сказали, что для скидки нужен промо-код. Короче, долбитесь, как хотите. Мы и сели на скамеечку неподалеку – долбиться. В итоге (о чудо!) удалось активировать Американ Экспресс. Они дают самую лучшую цену, но такая карточка у нас только одна, и билет, соответственно, тоже один. Сделали еще несколько тщетных попыток – ничего не выходит! Что ж, даже с одним промо-кодом получается существенно дешевле. Покупаем один билет за полную цену (между прочим, цена на месте – 120 шекелей, что ниже заявленной на сайте), второй – за 50 шекелей. Идем смотреть выставку.

Сальвадор Дали в Арене

Весь этот день герцог с королем возились не покладая рук: устраивали сцену, вешали занавес, натыкали свечей вместо рампы; а вечером мы и мигнуть не успели, как зал был битком набит мужчинами. Когда больше уже нельзя было втиснуться ни одному человеку, герцог бросил проверять билеты, обошел здание кругом и поднялся на сцену. Там он стал перед занавесом и произнес коротенькую речь: сначала похвалил трагедию, сказал, будто она самая что ни на есть занимательная, и пошел дальше распространяться насчет трагедии и Эдмунда Кина Старшего, который в ней исполняет самую главную роль; а потом, когда у всех зрителей глаза разгорелись от любопытства, герцог поднял занавес, и король выбежал из-за кулис на четвереньках, совсем голый; он был весь кругом размалеван разноцветными полосами и сверкал, как радуга. Ну, обо всем остальном и говорить не стоит – сущая чепуха, а все-таки очень было смешно. Публика чуть не надорвалась от смеха; а когда король кончил прыгать и ускакал за кулисы, зрители хлопали, кричали, хохотали и бесновались до тех пор, пока он не вернулся и не проделал всю комедию снова, да и после того его заставили повторить все сначала. Тут и корова не удержалась бы от смеха, глядя, какие штуки откалывает наш старый дурак.

Ха-ха-ха!.. Как уместно было бы здесь процитировать историю встречи Сальвадора Дали с Арамом Хачатуряном. Наверное, именно так скакал испанский гений под танец с саблями! Впрочем, не будем забивать наш текст обильным цитированием – любой может прочитать историю по ссылке: Михаил Веллер "Танец с саблями".

Сальвадор Дали в Арене

Выдвигаясь в путь, мы уже имели некоторое представление о выставке исходя из отчетов уже посетивших ее блогеров. Честно скажем, у меня как самого ворчливого представителя нашей команды особого энтузиазма эта выставка не вызывала.

Сальвадор Дали в Арене

Во-первых, из рекламы в рекламу кочует такое странное описание: "Более 100 скульптур и работ Сальвадора Дали общей стоимостью 15 миллионов евро впервые будут представлены в Израиле". Несколько смущает, что устроители выбрали самым главным критерием стоимостную оценку коллекции. Вообще-то сложно оценить истинную стоимость шедевров, да и 15 миллионов для собрания работ одного из самых узнаваемых художников ХХ века – не самая большая величина...

Во-вторых, на выложенных в обзорах фотографиях видно, что многие работы, скажем так, не уникальны. Скульптурные работы, например, почти в том же составе представлены в музее Ралли в Кейсарии. Между прочим, вход в этот музей совершенно бесплатный.

Что ж, сделаем краткий обзор увиденного.

Сальвадор Дали в Арене

Сюрреализм зародился в 1920-х годах во Франции. Сюрреалисты рассматривали искусство как способ приближения к бессознательному и мифу, иррациональному смыслу бытия. Основоположником направления считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста. Первая групповая выставка художников-сюрреалистов открылась в Париже 13 ноября 1925 года. На ней были представлены работы Де Кирико, Жана Арпа, Макса Эрнста, Поля Клее, Ман Рэя, Андре Массона, Жоана Миро, Пикассо и Пьера Руа. В 1929 году проходит первая крупная выставка Дали.

В скобках заметим, что практически весь спектр работ первого состава сюрреалистов в довольно приличном виде представлен в Музее Израиля.

Кстати, тогда уже старшие товарищи заметили необычный для художника прагматизм в подходах молодого Сальвадора. Андре Бретон, насмехаясь над коммерческой составляющей творчества Дали, придумал ему прозвище-анаграмму «Avida Dollars», что по-латыни не точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов». Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но нисколько не повредила коммерческому успеху Дали.

Сальвадор Дали в Арене

Монументальных живописных работ на выставке нет. За их отсутствием внимание приковывает, конечно же, скульптура.

Сальвадор Дали в Арене

Носорог

Оригинальная скульптура весом аж в три с половиной тонны стоит на родине художника. Хорошо, что нам привезли лишь уменьшенную ее копию, иначе цены на билеты были бы совсем не подъемные!

На информационном стенде в эпиграф вынесены слова жены Дали Галы о том, какой же он гениальный скульптор. Ну кто бы мог быть более объективным!

Как скульптор, Дали – ты уникален! Твои скульптуры – это отражение твоей гениальности, твоей способности преображать реальность и твоего творческого дара!

Гала, жена художника

Между тем, участие Дали в создании скульптур ограничивалось идеей и рисунком. Отливку в воске производил специально обученный человек. А потом формы расползлись по всему миру, и каждый мог отлить себе личного Дали в необходимом размере сообразно своему бюджету и представлениям о прекрасном...

Сальвадор Дали в Арене

"Текущие часы"

"Тема времени всегда интересовала Дали," – так написано в аннотации. А мы бы назвали это само-повтором или авторским цитированием. Впервые эти расплавленные часы появились в работе Дали "Постоянство памяти" в 1931 году, и потом художник изрядно поэксплуатировал эту тему.

Сальвадор Дали Постоянство памяти

Сальвадор Дали "Постоянство памяти"
1931, Museum of Modern Art, New York City
(на выставке работа не экспонировалась)

Подозреваем, что каламбур "текущие часы" произошел от "времени, которое течет". Не знаем, существует ли подобное устойчивое выражение в испанском, но жена Дали была русской и вполне могла подкинуть ему эту идею. А он уж своего упустить не оставил!

Сальвадор Дали в Арене

Еще одни "текущие часы", на этот раз – зеленые.

Сальвадор Дали в Арене

Образ «Женщина в огне»... ой, нет, это не к той фотографии подпись!

Сальвадор Дали в Арене

Образ «Женщина в огне» взят из картины «Жираф в огне».

Сальвадор Дали Жираф в огне

Сальвадор Дали "Жираф в огне"
1936–1937, Художественный музей, Базель
(на выставке работа не экспонировалась)

Сальвадор Дали в Арене

Очередной узнаваемый штамп – ящики, выдвигающиеся из самых неожиданных мест, и подпорки, подпирающие что ни попадя. Такая находка впечатляет первые пятьсот раз, а потом, знаете ли, несколько приедается.

Сальвадор Дали в Арене

Авторская подпись на месте.

Сальвадор Дали в Арене

Не удивлюсь, если еще одна работа Дали также берет свое происхождение из "Жирафа в огне".

Сальвадор Дали в Арене

Женщина с шеей жирафа
Ящик и подпорки на месте. Мастерство не пропьешь!

Сальвадор Дали в Арене

Космический слон

Сальвадор Дали в Арене

Еще одно непропорциональное искажение – паучьи лапы, на которое водружено массивное тело слона. А на слона – пирамида. Безусловно, это – аллюзия к слонику Бернини, что на площади Минервы в Риме, который, в свою очередь, позаимствовал идею в странном средневековом произведении "Гипнэротомахия Полифила", где главному герою во сне явился слон с обелиском на спине.

Санта-Мария-сопра-Минерва

Впрочем, этим наблюдением мы уже делились с читателем во время прогулки по Риму.

Сальвадор Дали Искушение святого Антония

Сальвадор Дали "Искушение святого Антония"
1946, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель
(на выставке работа не экспонировалась)

Космический слон, который предоставлен в этой экспозиции, отсылает нас к картине маслом (sic!) "Искушение святого Антония", написанной в 1946 году. Перед нами классический образец невероятной фантазии художника – фантазии, которая бросает вызов самим закона природы и восстает против силы притяжения. Дали создает фантастические образы путем сочетания несочетаемого – например, огромный вес этого гигантского животного и невероятно длинные и тонкие ноги.

Из аннотации

В скобках заметим, что все аннотации к работам написаны исключительно в превосходной степени. Как бы не задохнуться от восторга... Решительно невозможно воспроизводить их здесь на полном серьезе!

Сальвадор Дали в Арене

Орфей

Как мы помним из грустного древнегреческого мифа, Орфей спустился за преждевременно ушедшей из жизни Эвридикой в самый ад. И боги подземного царства даже согласились отпустить возлюбленную музыканта, но поставили условие – не оглядываться. Орфей оглянулся – и навсегда потерял свою Эвридику.

(Где-то похожую историю мы уже слышали... Ах да, нечто подобное случилось с женой праведника Лота).

Осмелюсь предположить, что таким своеобразным изгибом тела музыканта Дали интерпретирует процесс оглядывания. И Орфей почему-то играет на трубе, а не на киноре арфе.

Сальвадор Дали в Арене

Видение ангела

В своих работах автор часто обращался с Богу и религии. В «Видении ангела» Дали показал нам, что человек и Бог едины. Бог представлен в виде пальца. Перст Божий создал все на Земле, в том числе и человека.

Из аннотации

Сальвадор Дали в Арене

Человек с мотыльком

Сальвадор Дали в Арене

Редкий случай, когда название работы в точности соответствует ее содержанию.

Сальвадор Дали в Арене

Леди Годива

Средневековая английская легенда гласит, что леди Годива очень любила свой народ, в отличии от ее супруга, который, наоборот, терпеть его не мог и всячески старался обложить новым налогом. Леди Годива каждый раз приставала к супругу и говорила:
– Что же ты, гад граф, делаешь? Что мне сделать, чтобы ты налоги снизил? Прямо хоть голой по городу на лошади едь!
– А это – мысль! – согласно легенде, ответствовал граф-извращенец.

В общем, леди Годива в чем мать родила вскочила на скакуна – и давай по городу скакать. А народ так любил свою графиню, что попрятался по домам и ничего интересного так и не увидел. Напрасно дудела она в свою дудку...

Какой-то набор бессмысленных действий, право слово! Проку – ноль, но казна города изрядно оскудела. В общем, хотите – верьте, хотите – нет! А бабочки на скульптуру леди Годивы перемахнули, видимо, с предыдущей...

Сальвадор Дали в Арене

Георгий со змием

Еще одна легенда, имеющая под собой эротический контекст. Как вы помните, в некоторых версиях легенды змей этот – искуситель. И девок он не столько жрал, сколько жарил портил. Вот и нашелся добрый молодец по имени Георгий (он же Гоша, он же Жора) и заборол ненасытную животину.

Почему скульптор "обезличил" своего змееборца, я не знаю... Было бы интересно почитать об этом где-нибудь, но о скульптуре Дали в серьезных изданиях информации немного.

Сальвадор Дали в Арене

Единорог

Смысл этой композиции понятен и так, но особенно очевидным он становится, если обратиться к более раннему творчеству Дали.

Сальвадор Дали Девственница, содомизирующая себя рогом своего благочестия

Сальвадор Дали "Девственница, содомизирующая себя рогом своего благочестия"
1954, Собрание журнала Playboy, Лос-Анджелес
(на выставке работа не экспонировалась)

Искусствоведы неоднократно отмечали, что длинные острые предметы в творчестве Дали имеют определенно фаллический смысл. Здесь рог замечательным образом оказался на лбу единорога (ну, во-первых, это красиво!), а стекающая с него капля крови намекает на то, что лежащая у его ног дама стала совсем взрослой.

Сальвадор Дали в Арене

Girl, you'll be a woman soon...

Сальвадор Дали в Арене

Пианино

Много женских ног. Что ж, симпатичненько!

Сальвадор Дали в Арене

Диван "Губы Мэй Уэст"

Актриса Мэй Уэст была более знаменита своими волнующими формами и эпатажными поступками, нежели актерским талантом.

Из аннотации

Этот диван прямо-таки бросается в глаза посетителю... Что же, нам есть что сказать!

Сальвадор Дали Лицо Мэй Уэст, которое можно использовать как квартиру

Сальвадор Дали "Лицо Мэй Уэст, которое можно использовать как квартиру"
1934, The Art Institute of Chicago
(на выставке работа не экспонировалась)

Во-первых, этот диван – лишь часть большого полотна "Гостиная Мэй Уэст", которая в 3Д-формате реализована в Фигерасе, в замке-театре Сальвадора Дали. Выразим осторожную надежду, что эту гостиную можно было увидеть на выставке в виртуальных очках, но мы не стали их примерять – за них хотели еще денег, а никаких откровений от устроителей к этому времени мы уже не ждали...

Во-вторых, скупая информация в аннотации к "Дивану" заставила нас почитать в энциклопедии, кто же такая Мэй Уэст и почему на ее губы так запал сюрреалист.

Напрасно организаторы выставки так принизили роль этой актрисы в мире кинематографа. Чтобы не пересказывать википедию, просто заметим, что переписав под себя сценарий фильма "Она обошлась с ним нечестно" и снявшись там в главной роли, она спасла киностудию "Парамаунт Пикчюрз" от банкротства. Фильм получил Оскара, а Мэй Уэст – звезду на Голливудской аллее славы. Всю жизнь боролась с цензурой в американских СМИ. Была автором таких знаменитых афоризмов:

– Это у вас пистолет в кармане, или вы просто рады меня видеть?

– Говорите, меня ждут 10 поклонников? Ох, я слишком устала сегодня. Пусть десятый идет домой...

И множества других...

И Дали, сам частенько прибегающий к эпатажу для продвижения своего творчества, весьма успешно использовал скандальный образ Мэй Уэст в своей "Гостиной..."

* * *

Сальвадор Дали в Арене

Одна из самых интересных коллекций в мире скульптуры из цветного стекла родилась в результате творческого союза между величайшим художником нашего времени и самой известной во Франции студией по изготовлению художественного стекла Duam Chrystallery.

Из аннотации

Самый интересный, самый известный, величайший... Ну, если музеи не приняли выставку, можно и не скупиться на похвалы в адрес собственной коллекции. Хозяин, как говорится, барин!

Сальвадор Дали в Арене

Циклоп

Сальвадор Дали в Арене

Божественная рука / La main divine

Рука Бога создана на основе отпечатка руки Дали на восковой пластине, которую Даум доставил прямо в отель "Мерис", где обычно останавливался художник в Париже.

Из аннотации

Сальвадор Дали в Арене

Пудреница-телефон

Сальвадор Дали в Арене

Набор столовых приборов

Об удобстве использования автор, похоже, не сильно заботился...

Сальвадор Дали в Арене

Телефон-омар

Вот тут, действительно, жаль, что работа не в 3Д. В скульптуре это выглядит впечатляюще!

Сальвадор Дали в Арене

Здесь часы текут не только сами по себе, но и по ручью.

Определенно, такая игра слов была навеяна русской женой!

Сальвадор Дали в Арене

Опять? Да что ж такое!

Сальвадор Дали в Арене

Подпорки есть? – Есть! Кто скажет, что это – не сюрреализм, в того я брошу камень!

Сальвадор Дали в Арене

* * *

Тавромахия

Самая ранняя из графических работ Дали, представленных в экспозиции, относится к 1966 году. Это – "Тавромахия", сюрреалистический бой быков, где изображена традиционная испанская коррида в стиле сюрреализма.

Из аннотации

Сальвадор Дали в Арене

Графика художника представляет собой литографические оттиски. Что это значит? – Ответ на этот вопрос мы нашли на сайте тель-авивского галериста Альтмана (мы как-то заглядывали к нему на выставку работ Пикассо).

Сальвадор Дали в Арене

Что такое литография? Это копия или репродукция работы этих же авторов?

Литография – это техника тиражной графики, при которой художник создает произведение на камне (или металлической пластине), в случае цветной литографии – раскладывает цветовую композицию на несколько камней, после чего осуществляется печать с камней (металла) на бумагу.

Это очень сложная и трудоемкая техника, поэтому авторы не прибегают к ней, желая создать репродукцию собственного произведения, но обращаются к данной технике, если этого требует их творческий замысел, поэтому авторские литографии во всем мире считаются равноправными произведениями искусства наравне с холстами и рисунками.

Тиражные работы – произведения, которые художник выполнил не в единственном экземпляре, а ограниченным тиражом.

Сальвадор Дали в Арене

Получается, что это не оригиналы, раз таких вещей много?

Нет, безусловно это оригинальные авторские произведения. Но вы, наверное, имеете в виду, что они не уникальны. Это так.

Сальвадор Дали в Арене

В ивритской части аннотации проведены параллели с аналогичными сериями у Гойи и Пикассо, в английской – текст из другой части выставки про серию "12 колен Израиля". Это я к качеству подготовки "уникальной и не имеющей аналогов" выставки.

Сальвадор Дали в Арене

Вот, кстати, одна из работ серии "Колено Гада". Тема очень интересная, надеюсь, смогу сделать отдельную публикацию под нее, поэтому остальные работы пока "зажму".

Сальвадор Дали в Арене

Между прочим, каждый желающий может купить себе такую же за 48 900 шекелей (12 000 евро). Ой, нет, еще надо добавить НДС! Сертификат аутентичности – в подарок (тираж есть тираж).

* * *

Сальвадор Дали в Арене

25 литографий к опере Бизе "Кармен"

Графические работы, представленные на выставке, выполнены в самой разной цветовой гамме – от мягкой до броской. (Это – тот случай, когда Марк Твен давал совет начинающему журналисту при отсутствии новостей писать, что в город завезли сено.)

Сальвадор Дали в Арене

Яркие и живые образы иллюстрируют прекрасную историю Кармен из всемирно известной оперы Бизе. (А в этом случае герой Честертона отец Браун возмущался, почему историю Ромео и Джульеты называют "прекрасной"? Что же прекрасного в том, что молодые люди умирают? Здесь – похожая ситуация. Что же прекрасного в трагической истории Кармен?)

Сальвадор Дали в Арене

Эта серия произвела приятное впечатление хорошей прорисовкой образов...

Сальвадор Дали в Арене

Хотя, конечно, было бы здорово узнать, для какой постановки были использованы эти декорации.

Сальвадор Дали в Арене

Почему-то есть подозрение, что ни для какой.

Сальвадор Дали в Арене

Сальвадор Дали в Арене

Хотя и здесь не обошлось без самоповтора. Тореадор в этой работе – отсылка к другой известной работе Дали:

Сальвадор Дали Призрак Вермеера Делфтского, способный послужить и столом

Сальвадор Дали "Призрак Вермеера Делфтского, способный послужить и столом"
1934, Музей Сальвадора Дали, Санкт-Петербург, Флорида
(на выставке работа не экспонировалась)

* * *

Бестиарий Лафонтена

Дали, непревзойденный мастер рисунка, взял на себя задачу невероятной сложности – создание иллюстраций к литературным произведениям в свойственной для него сюрреалистической манере. Мифология, религия и история вдохновляли его на бесчисленное множество образов, персонажей и аллегорий, которые ожили на страницах знакомых нам с детства книг.

Из аннотации

Сальвадор Дали в Арене

Ванюша Лафонтен собственной персоной
(это не я фамильярничаю, так его Александр Сергеевич окрестил).

В своих баснях Лафонтен использовал сюжеты из Эзопа, а до русского читателя его творчество дошло в переложениях дедушки Крылова. Такой вот "объект в объекте" как излюбленный прием Сальвадора Дали.

Сальвадор Дали в Арене

Ну, что сказать... Заявленная в аннотации "сложнейшая задача выполнить иллюстрации в сюрреалистичной манере" оказалась не под силу художнику. Или он такую задачу и не ставил перед собой.

Сальвадор Дали в Арене

Вот, например, известнейшая басня про лисицу, ворону и сыр. Что сюрреалистического в этой иллюстрации? Лишь автограф в правом нижнем углу да две фигуры странников на заднем плане позволяют связать этот набросок с именем художника.

Сальвадор Дали в Арене

Я вам один умный вещь скажу: лучшая работа иллюстратора – та, которая вносит дополнительный смысл в произведение. Или хотя бы украшает книгу. Поднимите мне веки и покажите эту книгу! Нет? Интересно, почему?

Например, в нашей библиотеке есть басни Лафонтена, проиллюстрированные Марком Шагалом. И в руках подержать приятно, и продукт на лицо! Будут силы – отсканируем и выложим :-) А тема Дали-иллюстратора осталась нераскрытой...

Сальвадор Дали в Арене

* * *

Сальвадор Дали в Арене

Дали, никогда не боявшийся противоречий и склонный к провокациям, зачастую выбирал темы, которые в те времена считались политически рискованными или даже безнравственными. Иллюстрации к "Декамерону" Боккаччо пронизаны откровенным эротизмом и отсылают нас к вечным темам любви и смерти.

Из аннотации

Сальвадор Дали в Арене

Ну что, после всего, что мы здесь видели, можно уже рассчитывать, что Великий мастурбатор оттянется здесь во всю мощь своего таланта?

Сальвадор Дали Великий мастурбатор

Сальвадор Дали "Великий мастурбатор"
1929, Центр искусств королевы Софии, Мадрид
(на выставке работа не экспонировалась)

Сальвадор Дали в Арене

Увы и ах... Большей невнятицы трудно себе представить. Что это, небрежные наброски к несостоявшемуся циклу серьезных работ? Развлечение на салфетках во время трапезы? Я-таки вам скажу, что мой одноклассник Сидоров иллюстрировал Декамерона на полях своих тетрадок куда более изобретательно!

– У меня один знакомый, тоже учёный… – три класса образования, так он десятку за полчаса так нарисует – не отличить от настоящей!

Из фильма «Джентльмены удачи»

Наверное, сложно найти более фальсифицируемого художника, чем Сальвадор Дали. Во-первых, он был настолько коммерчески успешен, что любой торговец его работами имеет неиллюзорный шанс заработать на его имени. Во-вторых, сам Дали был изумительным мистификатором и порой любил наводить тень на плетень. Искусствоведы знают историю про целый грузовик чистых листов с автографом художника, который однажды был задержан на границе Франции и Испании.

Разумеется, предприимчивые люди не преминули воспользоваться этой провокацией, и есть у меня сомнения, что Декамерон пытался иллюстрировать некто менее гениальный. Впрочем, и сам Дали, сказывают, не слишком изнурял себя детальной прорисовкой при издании "тиражных" работ.

Художник понял: вместо того, чтобы тратить дни или недели на написание одного холста, он может заработать гораздо больше, нацарапав пару линий на металлической пластине, а затем благословив воспроизведение сотен «оригинальных оттисков». «Я люблю начинать день, зарабатывая двадцать тысяч долларов после завтрака», – шутил он, рассуждая о доходности принтов.

Наживаясь на эстампах, Дали недалеко ушёл от своих современников. Однако со временем его падкость на лёгкие деньги и алчность его ближайшего окружения подтолкнули к дальнейшим действиям.

Поворотный этап пришёлся на 1960-е годы. К тому моменту, время от времени предварительно подписывая чистую бумагу для ускорения процесса печати, Дали понял, что подготовленный лист с его подписью сам по себе уже стоит 40 долларов.

Кто же мог заплатить ему такую сумму? Возможно, это был личный секретарь художника Джон Питер Мур, получавший комиссионные за каждый заключённый им контракт. Позже именно его назвали первым, кто начал поощрять эксцессы своего патрона.

Писательница Ли Каттеролл утверждает, что с помощью двух ассистентов, один из которых подавал бумагу, а второй откладывал подписанную страницу в стопку, Дали мог визировать до 1800 листов в час на сумму в 72 тысячи долларов. «Такая практика давала возможность быстро собрать денег на оплату гостиницы или счёта в ресторане», – пишет автор.

Дали прибег именно к такой тактике, чтобы рассчитаться с долгами после того, как отказался от контракта на создание 78 иллюстраций для карт Таро к фильму о Джеймсе Бонде «Живи и дай умереть». Между 1976-м и 1977 годами художник подписал 17500 чистых листов бумаги для печати карт Таро, которых на самом деле ещё не было.

Сальвадор Дали в Арене

А вот, кстати, и карты таро. Из неизданного. С сертификатом аутентичности!

* * *

Сальвадор Дали в Арене

Потом герцог опустил занавес, раскланялся перед публикой и объявил, что эта замечательная трагедия будет исполнена только еще два раза, по случаю неотложных гастролей в Лондоне, где все билеты на предстоящие спектакли в театре «ДруриЛейн» уже запроданы; потом опять раскланялся и сказал, что если почтеннейшая публика нашла представление занятным и поучительным, то ее покорнейше просят рекомендовать своим знакомым, чтобы и они пошли посмотреть.

Человек двадцать закричали разом:

– Как, да разве уже кончилось? Разве это все?

Герцог сказал, что все. Тут-то и начался скандал. Подняли крик: «Надули!» – обозлившись, повскакали с мест и полезли было ломать сцену и бить актеров. Но тут какой-то высокий осанистый господин вскочил на скамейку и закричал:

– Погодите! Только одно слово, джентльмены!

Они остановились послушать.

– Нас с вами надули – здорово надули! Но мы, я думаю, не желаем быть посмешищем всего города, чтоб над нами всю жизнь издевались. Вот что: давайте уйдем отсюда спокойно, будем хвалить представление и обманем весь город! Тогда все мы окажемся на равных правах. Так или нет?

– Конечно, так! Молодец судья! – закричали все в один голос.

– Ладно, тогда ни слова насчет того, что нас с вами надули. Ступайте домой и всем советуйте пойти посмотреть представление.

Марк Твен "Приключения Гекльберри Финна"

Сальвадор Дали в Арене

Дома нас ждет пиво с креветками, поэтому культурную программу сворачиваем, переходим к прочим удовольствиям.

Сальвадор Дали в Арене

Чтобы немного сгладить разочарование от выставки, напишем здесь неоднократно опробованный рецепт:

Сальвадор Дали в Арене

Креветки отварить в чуть подсоленной воде, переместить в сковороду-вок, туда добавить оливкового и сливочного масла в равных пропорциях, петрушку, приправу "4 перца" (или что-нибудь поострее), немного пива. Обжарить креветки. Подавать с пивом. Будет очень вкусно!

Книжный магазин в Хайфе

Полезные ссылки:

Тель-Авивский художественный музей

Музей Ралли в Кейсарии

Галерея Уффици

Палатинские галереи

Галерея Боргезе

Шедевры Филадельфийского художественного музея

Нью-Йорк. Метрополитен-музей

Нью-Йорк. MoMA – Музей современного искусства

Музей современного искусства в Стокгольме

Музей современного искусства Kiasma

Радищевский художественный музей в Саратове

Нижегородский Художественный музей


Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Поездки по России

Израиль

Яндекс.Метрика