Сальвадор Дали в "Арене"Королевский жираф, алчный до шекелей |
|
Август 2021 г.
Соскучились по культурке, аж кющать не можем! А тут как раз подогнали выставку работ Сальвадора Дали. Она почему-то проходит в торговом комплексе "Арена" в Герцлие, что в 10 км на север от Тель-Авива. Цены, прямо скажем, аховые. 140 шекелей (35 евро) за билет! При том, что в топовые музеи Израиля вход стоит в пределах 70 шекелей (а зачастую – намного, намного меньше). Яхты в марине Герцлии. По нашим скромным наблюдениям, торговый центр как место проведения выставки и несоразмерно высокая цена в совокупности всегда имели приторный запашок кича. Почему? Ну хотя бы потому, что за право провести у себя показ уникальной коллекции поборолись бы и музеи. А если вместо музея коллекцию показывает торговый центр, значит, что-то здесь не то... Впрочем, соскочить не получится... В прошлый раз, собираясь в музей, мы совершенно случайно обнаружили себя ползающими в пещерах где-то под Иерусалимом. Нет, сейчас решительно невозможно заменить кондиционированные залы экспозиции на природную достопримечательность, пусть даже и внесенную в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО! Единственное утешение – обладателям кредитных карт самых разных банков можно купить 2 билета по цене одного. Это несколько успокаивает. У нас есть несколько таких карт, и, будучи в полной уверенности, что хоть одна из них сработает, в субботу утром ничтоже сумняшеся мы начищаем перышки и собираемся приобщиться к прекрасному. Перед выездом осталось сделать сущую безделицу – забронировать время визита и оплатить билеты со скидкой. И если с первым проблем не возникает, то с промо-кодами случается облом. Банки прям сговорились! Мы представить себе не могли, что при таком богатстве выбора разных карт Пытаемся дозвониться до банков или организаторов выставки – глухо! У одних суббота, другие просто не отвечают. Ну ладно, раз уж собрались, надо ехать. На месте разберемся. Приехали в Герцлию. Припарковались рядом с мариной. Именно здесь и находится торговый комплекс "Арена". Salvador Dali – A Journey Into Fantasy Разумеется, на кассе нам сразу сказали, что для скидки нужен промо-код. Короче, долбитесь, как хотите. Мы и сели на скамеечку неподалеку – долбиться. В итоге (о чудо!) удалось активировать Американ Экспресс. Они дают самую лучшую цену, но такая карточка у нас только одна, и билет, соответственно, тоже один. Сделали еще несколько тщетных попыток – ничего не выходит! Что ж, даже с одним промо-кодом получается существенно дешевле. Покупаем один билет за полную цену (между прочим, цена на месте – 120 шекелей, что ниже заявленной на сайте), второй – за 50 шекелей. Идем смотреть выставку.
Ха-ха-ха!.. Как уместно было бы здесь процитировать историю встречи Сальвадора Дали с Арамом Хачатуряном. Наверное, именно так скакал испанский гений под танец с саблями! Впрочем, не будем забивать наш текст обильным цитированием – любой может прочитать историю по ссылке: Михаил Веллер "Танец с саблями". Выдвигаясь в путь, мы уже имели некоторое представление о выставке исходя из отчетов уже посетивших ее блогеров. Честно скажем, у меня как самого ворчливого представителя нашей команды особого энтузиазма эта выставка не вызывала. Во-первых, из рекламы в рекламу кочует такое странное описание: "Более 100 скульптур и работ Сальвадора Дали общей стоимостью 15 миллионов евро впервые будут представлены в Израиле". Несколько смущает, что устроители выбрали самым главным критерием стоимостную оценку коллекции. Вообще-то сложно оценить истинную стоимость шедевров, да и 15 миллионов для собрания работ одного из самых узнаваемых художников ХХ века – не самая большая величина... Во-вторых, на выложенных в обзорах фотографиях видно, что многие работы, скажем так, не уникальны. Скульптурные работы, например, почти в том же составе представлены в музее Ралли в Кейсарии. Между прочим, вход в этот музей совершенно бесплатный. Что ж, сделаем краткий обзор увиденного. Сюрреализм зародился в 1920-х годах во Франции. Сюрреалисты рассматривали искусство как способ приближения к бессознательному и мифу, иррациональному смыслу бытия. Основоположником направления считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста. Первая групповая выставка художников-сюрреалистов открылась в Париже 13 ноября 1925 года. На ней были представлены работы Де Кирико, Жана Арпа, Макса Эрнста, Поля Клее, Ман Рэя, Андре Массона, Жоана Миро, Пикассо и Пьера Руа. В 1929 году проходит первая крупная выставка Дали. В скобках заметим, что практически весь спектр работ первого состава сюрреалистов в довольно приличном виде представлен в Музее Израиля. Кстати, тогда уже старшие товарищи заметили необычный для художника прагматизм в подходах молодого Сальвадора. Андре Бретон, насмехаясь над коммерческой составляющей творчества Дали, придумал ему прозвище-анаграмму «Avida Dollars», что по-латыни не точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов». Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но нисколько не повредила коммерческому успеху Дали. Монументальных живописных работ на выставке нет. За их отсутствием внимание приковывает, конечно же, скульптура. Носорог Оригинальная скульптура весом аж в три с половиной тонны стоит на родине художника. Хорошо, что нам привезли лишь уменьшенную ее копию, иначе цены на билеты были бы совсем не подъемные! На информационном стенде в эпиграф вынесены слова жены Дали Галы о том, какой же он гениальный скульптор. Ну кто бы мог быть более объективным!
Между тем, участие Дали в создании скульптур ограничивалось идеей и рисунком. Отливку в воске производил специально обученный человек. А потом формы расползлись по всему миру, и каждый мог отлить себе личного Дали в необходимом размере сообразно своему бюджету и представлениям о прекрасном... "Текущие часы" "Тема времени всегда интересовала Дали," – так написано в аннотации. А мы бы назвали это само-повтором или авторским цитированием. Впервые эти расплавленные часы появились в работе Дали "Постоянство памяти" в 1931 году, и потом художник изрядно поэксплуатировал эту тему. Сальвадор Дали "Постоянство памяти" Подозреваем, что каламбур "текущие часы" произошел от "времени, которое течет". Не знаем, существует ли подобное устойчивое выражение в испанском, но жена Дали была русской и вполне могла подкинуть ему эту идею. А он уж своего упустить не оставил! Еще одни "текущие часы", на этот раз – зеленые. Образ «Женщина в огне»... ой, нет, это не к той фотографии подпись! Образ «Женщина в огне» взят из картины «Жираф в огне». Сальвадор Дали "Жираф в огне" Очередной узнаваемый штамп – ящики, выдвигающиеся из самых неожиданных мест, и подпорки, подпирающие что ни попадя. Такая находка впечатляет первые пятьсот раз, а потом, знаете ли, несколько приедается. Авторская подпись на месте. Не удивлюсь, если еще одна работа Дали также берет свое происхождение из "Жирафа в огне". Женщина с шеей жирафа Космический слон Еще одно непропорциональное искажение – паучьи лапы, на которое водружено массивное тело слона. А на слона – пирамида. Безусловно, это – аллюзия к слонику Бернини, что на площади Минервы в Риме, который, в свою очередь, позаимствовал идею в странном средневековом произведении "Гипнэротомахия Полифила", где главному герою во сне явился слон с обелиском на спине. Впрочем, этим наблюдением мы уже делились с читателем во время прогулки по Риму. Сальвадор Дали "Искушение святого Антония"
В скобках заметим, что все аннотации к работам написаны исключительно в превосходной степени. Как бы не задохнуться от восторга... Решительно невозможно воспроизводить их здесь на полном серьезе! Орфей Как мы помним из грустного древнегреческого мифа, Орфей спустился за преждевременно ушедшей из жизни Эвридикой в самый ад. И боги подземного царства даже согласились отпустить возлюбленную музыканта, но поставили условие – не оглядываться. Орфей оглянулся – и навсегда потерял свою Эвридику. (Где-то похожую историю мы уже слышали... Ах да, нечто подобное случилось с женой праведника Лота). Осмелюсь предположить, что таким своеобразным изгибом тела музыканта Дали интерпретирует процесс оглядывания. И Орфей почему-то играет на трубе, а не на Видение ангела
Человек с мотыльком Редкий случай, когда название работы в точности соответствует ее содержанию.Леди Годива Средневековая английская легенда гласит, что леди Годива очень любила свой народ, в отличии от ее супруга, который, наоборот, терпеть его не мог и всячески старался обложить новым налогом. Леди Годива каждый раз приставала к супругу и говорила: В общем, леди Годива в чем мать родила вскочила на скакуна – и давай по городу скакать. А народ так любил свою графиню, что попрятался по домам и ничего интересного так и не увидел. Напрасно дудела она в свою дудку... Какой-то набор бессмысленных действий, право слово! Проку – ноль, но казна города изрядно оскудела. В общем, хотите – верьте, хотите – нет! А бабочки на скульптуру леди Годивы перемахнули, видимо, с предыдущей... Георгий со змием Еще одна легенда, имеющая под собой эротический контекст. Как вы помните, в некоторых версиях легенды змей этот – искуситель. И девок он не столько жрал, сколько Почему скульптор "обезличил" своего змееборца, я не знаю... Было бы интересно почитать об этом где-нибудь, но о скульптуре Дали в серьезных изданиях информации немного. Единорог Смысл этой композиции понятен и так, но особенно очевидным он становится, если обратиться к более раннему творчеству Дали. Сальвадор Дали "Девственница, содомизирующая себя рогом своего благочестия" Искусствоведы неоднократно отмечали, что длинные острые предметы в творчестве Дали имеют определенно фаллический смысл. Здесь рог замечательным образом оказался на лбу единорога (ну, во-первых, это красиво!), а стекающая с него капля крови намекает на то, что лежащая у его ног дама стала совсем взрослой. Girl, you'll be a woman soon... Пианино Много женских ног. Что ж, симпатичненько! Диван "Губы Мэй Уэст"
Этот диван прямо-таки бросается в глаза посетителю... Что же, нам есть что сказать! Сальвадор Дали "Лицо Мэй Уэст, которое можно использовать как квартиру" Во-первых, этот диван – лишь часть большого полотна "Гостиная Мэй Уэст", которая в 3Д-формате реализована в Фигерасе, в замке-театре Сальвадора Дали. Выразим осторожную надежду, что эту гостиную можно было увидеть на выставке в виртуальных очках, но мы не стали их примерять – за них хотели еще денег, а никаких откровений от устроителей к этому времени мы уже не ждали... Во-вторых, скупая информация в аннотации к "Дивану" заставила нас почитать в энциклопедии, кто же такая Мэй Уэст и почему на ее губы так запал сюрреалист. Напрасно организаторы выставки так принизили роль этой актрисы в мире кинематографа. Чтобы не пересказывать википедию, просто заметим, что переписав под себя сценарий фильма "Она обошлась с ним нечестно" и снявшись там в главной роли, она спасла киностудию "Парамаунт Пикчюрз" от банкротства. Фильм получил Оскара, а Мэй Уэст – звезду на Голливудской аллее славы. Всю жизнь боролась с цензурой в американских СМИ. Была автором таких знаменитых афоризмов:
И множества других... И Дали, сам частенько прибегающий к эпатажу для продвижения своего творчества, весьма успешно использовал скандальный образ Мэй Уэст в своей "Гостиной..." * * *
Самый интересный, самый известный, величайший... Ну, если музеи не приняли выставку, можно и не скупиться на похвалы в адрес собственной коллекции. Хозяин, как говорится, барин! Циклоп Божественная рука / La main divine
Пудреница-телефон Набор столовых приборов Об удобстве использования автор, похоже, не сильно заботился... Телефон-омар Вот тут, действительно, жаль, что работа не в 3Д. В скульптуре это выглядит впечатляюще! Здесь часы текут не только сами по себе, но и по ручью. Определенно, такая игра слов была навеяна русской женой! Опять? Да что ж такое! Подпорки есть? – Есть! Кто скажет, что это – не сюрреализм, в того я брошу камень! * * * Тавромахия
Графика художника представляет собой литографические оттиски. Что это значит? – Ответ на этот вопрос мы нашли на сайте тель-авивского галериста Альтмана (мы как-то заглядывали к нему на выставку работ Пикассо).
В ивритской части аннотации проведены параллели с аналогичными сериями у Гойи и Пикассо, в английской – текст из другой части выставки про серию "12 колен Израиля". Это я к качеству подготовки "уникальной и не имеющей аналогов" выставки. Вот, кстати, одна из работ серии "Колено Гада". Тема очень интересная, надеюсь, смогу сделать отдельную публикацию под нее, поэтому остальные работы пока "зажму". Между прочим, каждый желающий может купить себе такую же за 48 900 шекелей (12 000 евро). Ой, нет, еще надо добавить НДС! Сертификат аутентичности – в подарок (тираж есть тираж). * * * 25 литографий к опере Бизе "Кармен"
Эта серия произвела приятное впечатление хорошей прорисовкой образов... Хотя, конечно, было бы здорово узнать, для какой постановки были использованы эти декорации. Почему-то есть подозрение, что ни для какой. Хотя и здесь не обошлось без самоповтора. Тореадор в этой работе – отсылка к другой известной работе Дали: Сальвадор Дали "Призрак Вермеера Делфтского, способный послужить и столом" * * * Бестиарий Лафонтена
Ванюша Лафонтен собственной персоной В своих баснях Лафонтен использовал сюжеты из Эзопа, а до русского читателя его творчество дошло в переложениях дедушки Крылова. Такой вот "объект в объекте" как излюбленный прием Сальвадора Дали. Ну, что сказать... Заявленная в аннотации "сложнейшая задача выполнить иллюстрации в сюрреалистичной манере" оказалась не под силу художнику. Или он такую задачу и не ставил перед собой. Вот, например, известнейшая басня про лисицу, ворону и сыр. Что сюрреалистического в этой иллюстрации? Лишь автограф в правом нижнем углу да две фигуры странников на заднем плане позволяют связать этот набросок с именем художника. Я вам один умный вещь скажу: лучшая работа иллюстратора – та, которая вносит дополнительный смысл в произведение. Или хотя бы украшает книгу. Поднимите мне веки и покажите эту книгу! Нет? Интересно, почему? Например, в нашей библиотеке есть басни Лафонтена, проиллюстрированные Марком Шагалом. И в руках подержать приятно, и продукт на лицо! Будут силы – отсканируем и выложим :-) А тема Дали-иллюстратора осталась нераскрытой... * * *
Ну что, после всего, что мы здесь видели, можно уже рассчитывать, что Великий мастурбатор оттянется здесь во всю мощь своего таланта? Сальвадор Дали "Великий мастурбатор" Увы и ах... Большей невнятицы трудно себе представить. Что это, небрежные наброски к несостоявшемуся циклу серьезных работ? Развлечение на салфетках во время трапезы? Я-таки вам скажу, что мой одноклассник Сидоров иллюстрировал Декамерона на полях своих тетрадок куда более изобретательно!
Наверное, сложно найти более фальсифицируемого художника, чем Сальвадор Дали. Во-первых, он был настолько коммерчески успешен, что любой торговец его работами имеет неиллюзорный шанс заработать на его имени. Во-вторых, сам Дали был изумительным мистификатором и порой любил наводить тень на плетень. Искусствоведы знают историю про целый грузовик чистых листов с автографом художника, который однажды был задержан на границе Франции и Испании. Разумеется, предприимчивые люди не преминули воспользоваться этой провокацией, и есть у меня сомнения, что Декамерон пытался иллюстрировать некто менее гениальный. Впрочем, и сам Дали, сказывают, не слишком изнурял себя детальной прорисовкой при издании "тиражных" работ.
Кто же мог заплатить ему такую сумму? Возможно, это был личный секретарь художника Джон Питер Мур, получавший комиссионные за каждый заключённый им контракт. Позже именно его назвали первым, кто начал поощрять эксцессы своего патрона.
А вот, кстати, и карты таро. Из неизданного. С сертификатом аутентичности! * * *
Дома нас ждет пиво с креветками, поэтому культурную программу сворачиваем, переходим к прочим удовольствиям. Чтобы немного сгладить разочарование от выставки, напишем здесь неоднократно опробованный рецепт: Креветки отварить в чуть подсоленной воде, переместить в сковороду-вок, туда добавить оливкового и сливочного масла в равных пропорциях, петрушку, приправу "4 перца" (или что-нибудь поострее), немного пива. Обжарить креветки. Подавать с пивом. Будет очень вкусно! Полезные ссылки: Тель-Авивский художественный музей Шедевры Филадельфийского художественного музея Нью-Йорк. MoMA – Музей современного искусства Музей современного искусства в Стокгольме Музей современного искусства Kiasma Радищевский художественный музей в Саратове Нижегородский Художественный музей |
© trassa.narod.ru |