Музей Ралли в Кейсарии
Главная страница

Музей Ралли в Кейсарии

Танах, Дали, Писсарро и не только

Главная страница

Израиль

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

728*90

Сентябрь 2017 г.

Кейсария – древний и чрезвычайно интересный городок на берегу Средиземного моря. Как-то здесь мы уже побывали и остались чрезвычайно довольны увиденным. Место, безусловно, достойно посещения – и неоднократного.

Сегодня мы познакомимся с такой малоизвестной достопримечательностью города, как Музей Ралли. Кольцевые гонки здесь совершенно ни при чем: это – художественная галерея, названная по имени фонда одного местного мецената. Кстати, благодаря его завещанию любой желающий может посетить этот музей совершенно бесплатно. Уже неплохо! И мы сейчас попробуем понять, стоит ли...

Ralli Museum
Rotschild Blv. (next to the water tower) /
Бульвар Ротшильда (рядом с водонапоркой – так и написано на официальном сайте!)
P.O. Box 4855 Caesarea 38900
Tel: +972-4-626 10 13
E-mail: caesarea@rallimuseums.com
Сайт: www.rallimuseums.com

Основатель музея Гарри Реканати родился в семье выходцев из греческих Фессалоник, банкиров и финансистов. В частности, именно этой семьей был основан один из крупнейший израильских банков «Дисконт».

В начале 1950-х годов Гарри переехал в Женеву, где возглавил семейный бизнес после смерти отца, но вскоре рассорился с родственниками и сосредоточился на своем деле. В сфере его интересов оказалась Латинская Америка. Вместе со своей женой он собрал внушительную коллекцию произведений искусства, для показа которой началось создание музеев в разных странах.

Израильский филиал открылся в 1993 году и стал третьим по счету. К этому времени уже существовали музеи в Уругвае и Чили, а позже открылся четвертый – в Испании.

Меценат и страстный коллекционер, Гарри Реканати завещал все свои деньги и имущество фонду Ралли. По распоряжению благодетеля все его музеи не получают дотации ни от государства, ни от частных лиц. Единственный источник финансирования – средства из завещания банкира.

Вход бесплатный
Часы работы: пнд, втр, чтв и сбт: 10:30–17:00
птн: 10:30–15:00
вскр и срд: выходной

Израильский музей Ралли состоит из двух корпусов. В первом выставлена коллекция латиноамериканского искусства, преимущественно XX века. Из знаменитого – коллекция скульптуры Сальвадора Дали, но большая часть авторов вряд ли известна случайному туристу. Тем интереснее ознакомиться с собранием непредвзятым взглядом.

Музей Ралли, 1-й корпус

Колоннада в греческом стиле возведена в честь пяти выдающихся государственных мужей, чьи смелые и своевременные действия способствовали созданию государства Израиль.

Кто же эти бравые парни? Теоретики сионизма Теодор Герцль и Хаим Вейцман, министр иностранных дел Великобритании сэр Бальфур, задекларировавший право евреев на создание своего государства, и почему-то американский президент Гарри Трумен.

Среди них – Бен-Гурион, в 1948 году провозгласивший создание Государства Израиль.

Войдем же, наконец, в музей. На входе – надпись-посвящение:

Этот музей посвящен:
– памяти еврейских общин Испании и Португалии, изгнанных из своих стран в 1492 году;
– памяти еврейской общины Фессалоников, уничтоженной в 1941 году;
– памяти моих родителей Леона и Матильды Реканати.

Основатель музея Гарри Реканати

Здесь надо чуточку притормозить и дать небольшую историческую справку о событиях 1492 года. В этом году экспедиция Колумба (возможно, потомка крещеных евреев) достигла берегов Америки. Он об этом так и не узнал, будучи уверенным в том, что открыл кратчайший путь к богатствам Индии. Но речь не об этом.

В 1492 году завершилась Реконкиста – возврат Пиренейского полуострова под контроль европейских христиан. Королевская чета победителей – Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, чей брак положил начало объединению Испании, – изгнав последнего мусульманского правителя – эмира Гранады, решила заняться духовной жизнью подведомственного населения отвоеванных территорий. Евреям (а позже и арабам) было предписано в трехмесячный срок либо креститься, либо покинуть страну.

Этот эдикт был первым в истории Испании, согласно которому с её территории изгонялся целый народ, проживавший здесь уже полтора тысячелетия. Многие из евреев под сильнейшим нажимом властей приняли католическую веру. И напрасно – они постоянно находились в центре пристального внимания инквизиции, подозревавшей их в тайной приверженности своей старой религии. Тысячи выявленных инквизицией "нарушителей" были приговорены к смертной казни – "без пролития крови", как говаривали гуманные инквизиторы, то есть к сожжению заживо.

Те, кто не повелся на обещания королевской четы (между прочим, довольно вероломных правителей, так как в ходе Реконкисты испанцы обещали евреям соблюдение всех их прав), вынуждены были уехать. Большинство евреев с удовольствием были приняты турками – возможно, благодаря этой волне эмиграции вскоре начнется превращение Османской империи в Блистательную Порту. Кому-то довелось перебраться в Новый Свет – открытие Америки подоспело как раз вовремя!

Арнольд Белкин / Arnold Belkin
(Мексика, 1932–1992)
1492
(масло, 1991)

Этот триптих "Открытие Америки" был создан по специальному заказу основателя музея Гарри Реканати у мексиканского художника еврейского происхождения Арнольда Белкина, которого также называют последним великим мастером монументальной живописи в Мексике, с целью увековечить 1492 – год открытия Америки, изгнания евреев из Испании и инквизиции.

Эдуардо Сарлос / Eduardo Sarlos
(Уругвай, 1937–1999)
"1492" Инквизиция
(масло, 1991)

В сюжет введены предметы, явно той эпохе не свойственные: кроссовки и фотоаппарат у человека справа, зонтик, сигара во рту монашенки – можно выискивать такие вещи бесконечно. Возможно, так художник пытался взглянуть на события XV века глазами наших современников.

Эдуардо Сарлос / Eduardo Sarlos
(Уругвай, 1937–1999)
"1492" Изгнание евреев из Испании
В ожидании кораблей на морском берегу

(масло, 1991)

Еще одна работа того же художника на ту же тему. И так же, как и в предыдущей работе, можно обнаружить "анахронизмы": современную обувь и чемоданы, например. Есть мнение, что таким образом художник как бы намекает: печальные события XV века отнюдь не в прошлом – изгнание евреев и их странствие по миру продолжается до сих пор.

Амая Арманндо / Amaya Armanndo
(Мексика, род. 1935)
Играя ногами / Jugando con los pies
(бронза, 1991)

Еще одна работа того же скульптора
Диалог
(бронза, 1992)

Марио Агирре / Mario Aguirre
(Мексика, род. 1935)
Голый диалог / Dialogo desnudo
(бронза, 1990)

А в этой скульптурной группе обнаженной оказалась лишь одна участница беседы. Почему, интересно?

Марио Агирре / Mario Aguirre
(Мексика, род. 1935)
Беседа с игуаной / Conversando con iguana
(бронза, 1991)

Виктор Меса / Victor Mesa
(Уругвай, род. 1951)
Игра в карты / El juego de cartas
(1990)

Альфонсо Арана / Alfonso Arana
(Пуэрто-Рико, род. 1927)
Жизнь, любовь, смерть / La vie, l'amour, la mort
(1991)

Картина "Цирк" (1989) – совместная работа 5 латиноамериканских художников, составляющих группу "Magie et image":
– Марио Муруа (Чили, род. 1952);
– Карлос Арести (Чили, род. 1944);
– Саул Каминер (Мексика, род. 1952);
– Эдуардо Замора (Мексика, род. 1942);
– Эриберто Коголло (Колумбия, род. 1945)

Подписи художников на картине

Hernan Meschi
(Чили, род. 1927)
Ala mujer
(1990)

Fermin Aguia
(Аргентина, род. 1942)
Песня осени
(1983)

Этажом ниже представлена скульптура еще одного аргентинского художника, давно уже, впрочем, перебравшегося во Францию. Его работами украшены новые кварталы Парижа, в частности, Дефанс.

Хулио Сильва / Julio Silva
(Аргентина, род. 1930)
Янус / Janus
(мрамор, 1978)

Хулио Сильва / Julio Silva
(Аргентина, род. 1930)
Strapontin d'Eros
(мрамор, 1974)

Вообще, strapontin с французского переводится как "приставное или откидное сидение", но почему-то чудится совершенно другой корень. Особенно у Эроса:-)

Вместе с Хулио Сильвой зал делят так же не лишенные эротической подоплеки работы еще одного парижанина, на этот раз украинского происхождения, – Владимира Макаренко.

Volodymyr Makarenko, dit Makar

Владимир Макаренко, или просто Макар, родился в 1943 году в Днепропетровской области. Учился в художественном училище. За дипломную работу обвинен в страшном для советского художника "формализме", картину уничтожили, а Макар перебрался в Ленинград, где поступил в школу монументального искусства имени Мухиной. Дружил с Шемякиным и другими художниками-нонконформистами, получившими на Западе известность как «Петербургская группа».

В 1973 Макар перебрался в Таллинн (в некотором роде повторяя путь Сергея Довлатова), и даже, как и писатель, некоторое время работал кочегаром. В Таллинне к творчеству художника отнеслись более благосклонно. В 1976 году прошла первая персональная выставка Макаренко в Париже. Его работы вошли в одну из самых известных экспозиций художников-нонконформистов на Западе – La Peinture russe contemporaine во Дворце конгресса в Париже.

В течение 7 лет Макаренко настойчиво подавал документы на выезд из СССР и в 1981 году получил, наконец, разрешение. С тех пор художник живет в Париже. Его персональные выставки прошли во многих странах мира. В 1987 году получил Серебряную медаль города Парижа за художественные достижения.

Искусствовед Маркаде назвал стиль художника «орфизмом», где главной формообразующей составляющей является свет. Макаренко обладает неординарной способностью производить синтез из украинских символов, сюрреализма и абстракционизма. Его ярко-красный, золотой и желтый цвета пропускаются сквозь мультисмысловую призму форм и пространств.

В некоторых картинах художника присутствуют элементы украинского костюма, традиций, колорита, фольклора, мифологии и иконописи. Его работы отражают влияние Казимира Малевича, а стиль сочетает в себе черты ренессанса и ХХ века, создавая эффект таинственности, загадочности и странности. Женские образы полны эротической фантазии и метафизической символики.

На выставке в кесарийском музее Ралли экспонируется 27 картин Владимира Макаренко, написанных маслом.

По материалам статьи "Картины Макара в The Ralli Museum"

Владимир Макаренко
Без названия / Sans titre
(1987)

Владимир Макаренко
Обнаженная, играющая в карты / Femme nue jouant aux cartes
(1992)

Здесь же, на нижнем этаже, находится довольно скромный отдел археологии, представляющий преимущественно артефакты, найденные в Кейсарии – но поговорим о них во время прогулки по городу, – а также коллекция французских монет и медалей с портретами знаменитых писателей, художников и изобретателей прошлых веков.

Якоб Йорданс, фламандский художник

Лука делла Роббиа – флорентийский скульптор, изобретатель глазурованной терракоты

* * *

Поднимемся на второй этаж – там есть, чем поживиться! Среди довольно интересной подборки скульптур основное место занимает собрание работ Сальвадора Дали. Очень недурственно (да еще и бесплатно)!

Dali Collection

Сальвадор Дали
(Испания, 1904–1989)

Один из самых ярких представителей сюрреализма, Дали был не только выдающимся живописцем и графиком, но и скульптором. Его сюрреализму всегда было тесно в рамках холста, и он прибегал к трехмерному изображению сложных образов, которые потом ложились в основу его живописных работ. Как правило, это были работы из воска, позже отлитые в бронзе и украсившие коллекции многих музеев мира.

Менора / Menorah
(бронза, 1980)

Космический слон / Elephant de l'espace / L'elephant spatial
(бронза, 1980)

Тема слона с обелиском на спине впервые прозвучала в загадочной средневековой работе "Гипнэротомахия Полифила", авторство которой так и не было установлено. По мотивам одного из (сно-)видений главного героя итальянский скульптор Бернини установил в центре Рима на площади Минервы аналогичную работу. По всем известной легенде, заказчик усомнился в расчетах скульптора и заставил Бернини подставить под брюхо слона подставку, дабы драгоценный египетский обелиск не продавил спину животного. Якобы обиженный недоверием скульптор так психанул, что поставил слона к церкви задом, а к своему дому – передом. Забавная байка, согласитесь! Но вот интересно, что в иллюстрациях к оригинальному изданию 1499 года слон-с-обелиском уже стоит над подпоркой!

Возможно, в своей работе Дали сделал то, на что не осмелился Бернини (или его покровитель) – он не только убрал подпорку из-под слона, но и поставил того на тончайшие паучьи лапы, будто потешаясь над всеми законами тяготения.

Космический носорог / Le rhinoceros cosmique
(бронза, 1984)

Если есть космический слон, почему бы не быть космическому носорогу?

Единорог / L'unicorne
(бронза, 1984)

Единорог после носорога совсем не удивляет. Всем известно, какую эротическую подоплеку имели рога в творчестве импрессиониста.

Постоянство памяти / Persistance de la memoire
(бронза, 1981)

Тема "мягких часов" проявляется во многих работах Дали. Размягченность висящих и стекающих циферблатов – образ, выражающий уход от линейного понимания времени. Сам художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Нам же почему-то кажется, что Дали таким мог обыгрывать словосочетание "время течет" (в значении "растекшегося" сыра): в испанском и французском подобного словосочетания нет (специально проверили), но вот русская жена вполне могла подсказать художнику такую ассоциацию. Во всяком случае, не видим в этом предположении ничего невозможного.

Благородство времени / La noblesse du temps
(бронза, 1984)

Лошадь под седлом времени / Cheval a la montre molle
(бронза, 1980)

Нереальные истерички / Femmes surrealistes hysteriques
(бронза, 1981)

Амур и Психея / Amour et Psychee
(бронза, 1973)

Минотавр / Le Minotaure

Космическая Венера / Venus de l'espace
(бронза, 1981)

Венера с шеей жирафа / Venus a la giraffe
(бронза, 1984)

Человек с мотыльком / Homme au papillon
(бронза, 1968)

* * *

Еще одна подборка скульптурных работ находится во внутреннем дворике второго этажа, патио, но сегодня довольно жарко и ох как не хочется покидать прохладные залы музея.

Но делать нечего, выйти на улицу все равно придется – первый корпус музея осмотрен, переходим во второй.

Это – относительно новый музей, открытый в 2007 году. Второй корпус так же называется «Зихрон Сфарад» (Память об Испании). Его дворик воспроизводит знаменитую Альгамбру, резиденцию эмира Кордовы в тот период, когда еврейская культура достигла своего наивысшего расцвета. Да-да, в Кордовском эмирате евреи сосуществовали с мусульманами довольно мирно, и идиллия была разрушена христианнейшими королями во время Реконкисты. Впрочем, об этом мрачном периоде европейской и еврейской истории мы уже говорили...

Двор украшен бюстами знаменитых сефардов (испанских евреев): Шломо ибн-Гвироля, Йегуды ха-Леви, Рамбама и Баруха Спинозы. Есть тут также и статуи марранов (евреев, принявших христианство): Нострадамус, Христофор Колумб и Мигель Сервантес (впрочем, еврейство последних двух не доказано).

Барух Спиноза

Христофор Колумб

Мишель де Монтень

Сервантес

Нострадамус

В этом корпусе нас ожидала выставка, посвященная Камилю Писсарро, а еще два этажа были заняты картинами с ветхозаветными (в прямом смысле слова) сюжетами.

Камиль Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля. Он дружил с такими художниками, как Дега, Сезанн и Гоген. Писсарро – самый последовательный из импрессионистов, единственный участник всех восьми выставок этого направления.

Писсарро родился в 1830 году в Вест-Индии, на острове Сент-Томас. Его отец – сефард Абрам Писсарро, мать – доминиканская креолка. В 25 лет Писсарро вместе со всей семьей переехал в Париж. Там он учился в Академии Сюиса, а позже направился в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи.

Камиль Писсарро
Парижская улица

В 1855 году Писсарро вернулся во Францию. Основные сюжеты его произведений в этот период – сельские пейзажи, а также виды Парижа.

* * *

Ещё во время учебы в Академии начался роман Писсарро с горничной его родителей – Жюли Веллей, однако оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. У них родилось восемь детей. Трое из них – Жорж, Люсьен и Феликс – стали художниками. Дочь Люсьена Оровида Писсарро также избрала себе ремесло деда. А потомки единственной дочери Писсарро, Жанны, породнились с семьей Бонэн, образовав новую династию живописцев Бонэн-Писсарро. И это мы еще не говорим о правнуке отца-основателя, Йоахиме Писсарро, бывшего в свое время директором Нью-Йоркского МоМА. Талантливая семейка!

Ludovic-Rodo Pissaro
Cabaret

Orovida Pissaro
Дети играют

* * *

Завершив знакомство c творчеством семейства Писсарро, переходим к библейской теме. Ей посвящено остальное пространство второго корпуса музея. Кстати, если кто вдруг не в курсе, Ветхим заветом христиане называют священное писание иудеев – Танах.

Господь Бог с Адамом и Евой в Эдемском саду

Бытие. Глава 2

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

Ученик Руланта Саверея / Follower of Roelandt Savery
Грехопадение Адама / The fall of man

Бытие. Глава 3

И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Искушение и изгнание

Бытие. Глава 3

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел... И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

Фламандская школа
Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада
(конец XVII века)

Бытие. Глава 3

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Адам строит дом

Бытие. Глава 3

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

покинув рай адам смирился
ведь не к лицу мужчине злость
и разве можно обижаться
на кость

Каин встречает Адама

Бытие. Глава 4

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля.

Ученик Карела ван Мандера / Follower of Karel van Mander
Вавилонская башня

Бытие. Глава 11

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Герард Хут / Gerard Hoet
(1648–1733)
Мордехай представляет Эсфирь царю Артаксерксу

Книга Есфири. Глава 2

И понравилась эта девица глазам его и приобрела у него благоволение, и он поспешил выдать ей притиранья и все, назначенное на часть ее, и приставить к ней семь девиц, достойных быть при ней, из дома царского, и переместил ее и девиц ее в лучшее отделение женского дома.

Антоний Ван Дейк (приписывается)
Самсон и Далила
(1700)

Книга Судей Израилевых. Глава 16

И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза...

По мнению теологов, эти мрачные события происходили в печально знаменитой Газе. Позже Самсон отрастит волосы, обретет силу и отомстит филистимлянам. Мы же воздержимся от проведения каких-либо исторических аналогий и вернемся домой с желанием вновь и вновь возвращаться в Кейсарию.


Книжный магазин в Хайфе


Полезные ссылки:

Metropolitan Museum of Art

MoMA – The Museum of Modern Art

Кейсария

Шедевры Филадельфийского художественного музея в Тель-Авиве

Другие путешествия по Израилю

Все путешествия на trassa.narod.ru


Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Поездки по России

Израиль

Яндекс.Метрика