Главная страница

Хайфа. Вади Сиах

Прогулка по склонам Кармеля

Главная страница

Израиль

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

728*90

Май 2020 г.

Вади – так обычно называется пересыхающее русло реки. Пожалуй, наиболее близко ему соответствует слово "овраг" в русском языке. Впрочем, какой это овраг? Здесь – целое ущелье!

Вади Сиах пролегает между холмами Кармелия на юге и Кабабир на севере. Его название можно перевести с арабского как «ущелье странника». А с иврита – как «ущелье кустарника». Кустарников здесь и вправду прилично. Однако нашлось место и для странников. До них-то мы сейчас и попробуем добраться.

Начало маршрута находится напротив дома №15 на улице Lotus в Хайфе.

Там есть указатель на тропу.

Wadi Siah / Вади Сиах
Официальный сайт (иврит): www.teva.org.il

Маршрут проложен Обществом защиты природы и промаркирован черной разметкой.

Характеристики маршрута:
Протяженность: 2 км
Подходит для всей семьи
Сезонность: круглый год

Опасности на маршруте:
• Скользко зимой после дождя;
• Возможно интенсивное воздействие солнечных лучей;
• Источники воды на тропе непригодны для питья;
• Купание в бассейнах исключительно на страх и риск путешественников, спасательные службы не предусмотрены.

Нам обещают "редкое сочетание природной растительности, прекрасных видов, разнообразных скальных образований с археологическими находками и источниками воды посреди цветущих садов". Устоять невозможно!

План-схема маршрута

Я беру с собой собаку сына и выхожу на тропу.

Рекомендуется надеть удобную обувь и взять с собой достаточно воды. У меня не было ни того, ни другого. В итоге придется покупать новые сандалии, старые моментально стерлись о камни.

Пересохшее русло

Типичная для Кармеля "средиземноморская растительность".

Отполированные потоками воды камни

Корни деревьев

Порой поваленные стволы преграждают путь. Есть повод позаниматься физкультуркой.

Опасность "подвергнуться интенсивному воздействию солнечных лучей" оказалась несколько преувеличенной.

Тропа большей частью проходит в тени леса.

Однако попадаются и открытые участки.

По счастью, еще не очень жарко, да и не особо солнечно.

* * *

В ущелье бьет небольшой источник Айн-Умм-аль-Фарадж, источник Путешественников, или Бродяг.

Вода из него наполняет бассейн, якобы подходящий для купания. Во всяком случае, так утверждается на сайте Общества защиты природы. Как они собрались в него влезть? Впрочем, даже если удастся, спасатели тут явно ни к чему!

По легенде, вода в этом источнике целебная. Иногда доброхоты запускают в бассейн золотых рыбок, в вящему неудовольствию защитников природы: эти рыбки являются так называемым "инвазивным", т.е. неместным видом, и отнимают еду у коренных обитателей этих мест: улиток, лягушек и т.д.

Напротив находится пещера. Говорят, здесь в свое время обретался сам Илья-пророк. В конце XII века в этих местах поселились отшельники из Европы. Считалось, что пророк Илья станет вестником пришествия Мессии, и провозглашая это событие, он обязательно посетит свое старое жилище. Таким образом живущие тут монахи оказались бы в числе первых оповещенных.

Теперь вход в пещеру надежно затворен.

Впрочем, пристанище пророка Ильи впоследствии было "официально" признано на другом склоне Кармеля, поэтому, во избежание сумятицы, эту пещеру стали считать резиденцией Елисея, ученика Ильи.

Вот что об этом персонаже говорит Википедия:

Став ревностным последователем своего учителя, пророка Илии, Елисей пророчествовал более 65 лет, при шести царях израильских (от Ахава до Иоаса), обличая их нечестие и склонность к идолопоклонству.

С его именем связывается множество чудес — от перехода Иордана «по воде аки по суху» до исцеления больных и воскрешения сына гостеприимной жены-сонамитянки.

За дерзость в отношении Елисея были наказаны дети, которые насмехались над ним, говоря ему: «иди, плешивый! иди, плешивый!» (4Цар. 2:23-24). После того как он «проклял их именем Господним», «вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка».

Вообще уничтожать детей пачками по малейшему поводу — добрая и весьма богоугодная традиция. Господь и его любимчики (пророки) частенько этим балуются. Вот, скажем, идет библейский пророк Елисей по дороге. И встретились ему дети в одном поселении. Ну, вы детей знаете — они начали бежать вслед за пророком и дразнить его. И ничего особо обидного при этом не кричали. Так, ерунду какую-то: «Иди, плешивый! Иди, плешивый!»

Как должен отреагировать мудрый человек на такое? Да никак — улыбнуться и идти дальше. Дети… А как отреагировал библейский святоша, который на короткой ноге с Богом и владеет колдовством? Библия пишет об этом без малейшего намека на осуждение, даже с толикой восхищения: «Он оглянулся и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка».

Да и другие библейские пророки особым милосердием не отличались. Взять, например, Илию. Однажды этот тип сидел на пригорке, а местный царек, по имени Охозия, решил с ним побеседовать и прислал отряд в пятьдесят человек для сопровождения уважаемого человека во дворец. И надо ж такому случиться, что Илия аккурат в тот момент был ну совершенно не расположен беседовать с царями! И когда начальник стражи попросил Илию слезть с пригорка, колдун послал на него огонь с неба и убил весь отряд во главе с начальником. Местный царь направил еще одну почетную стражу, начальник которой также попросил Илию слезть с бугра и проследовать во дворец на консультацию к царю. Илья и этих убил.

К тому времени, когда царь прислал третий пятидесяток, настроение пророка изменилось и он согласился снизойти до царя.

Итог: сто трупов из-за плохого настроения. Библия не осуждает убийство сотни ни в чем не повинных людей. Она, напротив, восхищается Божьей силой и решительностью колдуна Илии.

А зачем, кстати, царю был нужен пророк Илия? Дело в том, что царь болел: «Охозия же упал через решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог». Причем занемог весьма конкретно, не по-детски. Болезнь мучила его, царь искал разные способы, чтобы справиться с болью, хватался за соломинку: «Послал послов и сказал им: пойдите, спросите у Ве-ельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни? [И пошли они спрашивать]».

Именно этот факт и взбесил Бога, который избрал Илию своим орудием. Действительно, «разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?» И когда Илия, предварительно убив сто ни в чем не повинных людей, соблаговолил-таки прийти к больному, вы думаете, он его спас, вылечил? Если вы так думаете, вы плохо знаете мстительный характер Бога и его слуг!

Илья заявил страдающему человеку буквально следующее: «За то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, … с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. И умер он по слову Господню, которое изрек Илия».

Представьте себе картину! Вы или кто-то из ваших близких сильно мучается, болеет, готов хоть к черту на кулички ехать за спасительным лекарством, решает проконсультироваться с известным специалистом. И вдруг приходит участковый врач, который до этого пальцем о палец не ударил, чтобы помочь, и говорит: «Какого хрена ты, сукин сын, обращаешься к другим врачам? Ты — мой пациент! Я с тебя деньги стригу! И раз ты, гнида, к левому врачу обратился, получай!..» После чего достает скальпель — и по горлу пациенту. Чтоб другим впредь неповадно было.

Александр Никонов "Опиум для народа"

В 1263 году рядом с пещерой Ильи/Елисея возник монастырь. По имени горы Кармель, у которой он возник, монахи стали называться кармелитами.

После падения королевства крестоносцев здания были разрушены, и кармелиты смогли вернуться сюда лишь через четыреста лет. Новый монастырь под названием Стелла Марис был заложен уже на горе. Впрочем, поговорим о нем в другой прогулке. Вот ссылка на видеоверсию:

"Хайфа. История монастыря Стелла Марис"

Polonskybooks – книжный магазин в Хайфе

Хорошие книги и познавательные мероприятия – всегда в магазине Polonskybooks!

От монастыря в ущелье сохранились лишь руины, среди которых можно различить остатки церкви и стены монашеских келий.

Территория монастыря обнесена колючей проволокой. Некоторые горячие головы находят в ней лазы, но, будучи обремененным животным, я ограничился фотками из-за ограды.

Продолжаем наш спуск по ущелью.

Цветет гранат.

Какие-то шишки!

Цветочки

С тропы ниже руин монастыря открывается вид на Средиземное море с гостиницей Леонардо.

Справа наверху – мусульманский район Кабабир.

Еще один источник, Эйн-Сиах, давший название всему ущелью.

Бустан Хайат

В нижней части вади находится Бустан Хайят, остатки некогда великолепного персидского сада (бустан), разбитого арабской семьей по фамилии Хайят.

Когда-то тут журчали водопадики, прогуливались павлины, цвели экзотические растения и цветы. В декабре 1948 года, когда война за независимость Израиля дошла до Хайфы, значительная часть арабского населения города бежала в соседние Ливан и Иорданию, включая семью Хайят.

С тех пор прекрасный уголок Хайфы заброшен, замусорен и забыт.

Из блога Александра Лапшина, aka puerrtto

Остатки системы каскадных прудов

Бахчисарайский фонтан

Говорят, что здесь время от времени проходят разнообразные мероприятия. Я же застал лишь толпу эфиопских подростков. Они с уважением посмотрели на мою собаку.

Граффити

Лестница-на-небеса

После Бустан Хайят у нас есть 3 опции:

Опция 1: Продолжить движение по тропе в сторону моря. Она выведет нас к Кипариcным воротам кладбища. Там есть автобусная остановка. Впрочем, можно вернуться пешком, только учтите, что дорога вдоль кладбища не имеет тротуара, придется идти по обочине. Мы с собакой избрали этот путь.

Опция 2: Продолжить прогулку на юг по красной тропе. Она должна вывести к Центру Конгрессов и торговому центру Кастра, но об этом – в другой прогулке.

Опция 3: Если физические возможности позволяют, можно подняться по "лестнице в небеса" в район Кабабир и осмотреть мечеть Ахмедийя. Я как-то так делал, но у меня тогда в телефоне села батарейка, поэтому придется проделать этот маршрут снова, но уже с заряженным аккумулятором.

Вид на море с лестницы.

Спуск в ущелье вместе с возвращением до дома занял около двух с половиной часов.

Собака устала. Я еще как огурец.

Какие можно сделать выводы?

Во-первых, чтобы осмотреть достопримечательности на тропе, переться по этому маршруту с самого верха нет никакого смысла, если только вы не любите лесные прогулки.

Во-вторых, можно закольцевать маршрут, либо начиная, либо заканчивая его лестницей-в-небо.


Похожие прогулки:

Трекинг по Кармелю. Заповедник "Маленькая Швейцария"

Рамат ха-Надив: Тропа к источнику

Баниас. Питер Пэн и сатиры

Монфор, замок крестоносцев

Другие путешествия по Израилю

Все наши путешествия


Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Поездки по России

Израиль

Яндекс.Метрика