Июнь 2007 г.
Маршрут: Москва – Быково – Раменское – Гжель – Егорьевск – Воскресенск – Москва
После посещения Дубровиц к памятникам, требующим осмотра, требования возросли непомерно – шутка ли, увидеть Дубровицы и не умереть! Еще одним культовым сооружением, достойным украсить обложку путеводителя по Подмосковью, оказалась церковь в Быково. Неслучайно оказались в Быково и мы: долгие метания перед июньскими праздниками – а выпало, как известно, три выходных дня подряд – кончились тем, что вкусные многодневные автопробеги были отменены по причине закрытости почти всех музеев. Решили остаться в Москве и продолжить исследование ближайших окрестностей.
Архитектор здания гостиницы на Рязанском шоссе явно находился под впечатлением от Пизанской башни:
Выбрались на Рязанское шоссе, долго ехали по нему, увидели указатель на Быково, повернули налево, въехали в Жуковский и сразу при въезде обнаружили улицу Баженова. Неспроста, должно быть!
Так и оказалось. Впрочем, без помощи местных церковь нам найти не удалось. К слову, местные почему-то говорят Быково. А как же Внуково? Почему не Внуково? Почему на схеме московского метрополитена рядом две станции – одна Марьино, другая Люблино? Почему Строгино, но не Митино? Почему Бородино, наконец, хотя, не изучай я в пятом классе
Лермонтова, я решил бы назвать это село Бородино. Опять же, на карте соседствуют Орехово-Зуево и Ликино-Дулево. Нет, не
Дулево, а Дулёво! Тогда почему не Орехово-Зуёво?
Бородатый анекдот в тему:
Приехала лиса из Китая и рассказывает: "Меня там называли Луй, а тебя бы, Волк, называли бы Вуй, а тебя, Заяц – Зуй…" Хорек говорит: "А я тогда в Китай не поеду…"
Долгие размышления по этому поводу почти довели меня до безумия, но судьба сжалилась надо мной, и секрет гуляния ударений был разгадан на
примере… Ленинградской области. Дело в том, что после войны для доказательства исконности русских земель на отвоеванном у Финляндии Карельском перешейке
почти все финские названия были заменены на русские. Поэтому фактор исторических традиций можно смело отбросить и понять, почему же на карте появилось
Орехово (просто Орехово, без Зуева), а рядом – Сосново (а не Сосново, как должно было бы оно звучать по аналогии).
Мне представляется вот какая штука: если при изменении числа в слове перемещается ударение, то ударным будет суффикс –ов. Если нет, то суффикс будет безударным. Например:
бык – быки – Быково
внук – внуки – Внуково
орех – орехи – Орехово
сосна – сосны – Сосново
ёж – ежи – Ежово
медведь – медведи – Медведево
и т.д.
Впрочем, как объяснить путаницу в словах Марьино и Люблино, я еще не понял…
Итак, мы тем временем повернули на улицу Баженова сразу после таблички [Жуковский] и по правую руку узрели дивные шпили Быковской церкви.
Баженов был, бесспорно, мастером. До наших дней дожили безусловные свидетельства его мастерства – постройки в Царицыно, готические, почти масонские, наполовину сказочные и немного загадочные. Ему же приписывается авторство проекта Михайловского замка в Петербурге, наряду с Бренной и даже Его Величеством императором Павлом Петровичем. Нам же показалось, что сомневаться в авторстве Баженова может лишь тот, кто в Быково ни разу не был. Более того, складывалось ощущение, что предприимчивый архитектор продал проект замка второй раз, затерев масонские знаки и украсив постройку христианской символикой.
Да, это не церковь, а настоящий замок – так кажется, если отойти немного назад и охватить взглядом все здание. А сомневающиеся пусть посмотрят на колокольню – именно она является подражанием стилю, в котором построена церковь. И возведена она на 100 лет позже…
Хотя… в 1789 году, когда строительство церкви в Быково уже было закончено, Павел Петрович о Михайловском замке не мог даже и помышлять, ибо был тогда наследником престола и сидел в Гатчинском дворце в ожидании своего звездного часа. А в специальной литературе авторство Баженова недвусмысленно оспаривается! Перемудрил архитектор с масонскими символами – и стал загадкой: и сам, и творения его, и авторство его!
Поехали дальше.
Вернулись в Жуковский, порылись в бездонных запасниках, извлекли на свет путеводитель «Выходные в Подмосковье» серии «Ле пти фюте». О Быковской церкви речь идет в 10-м маршруте «Левобережье Москвы-реки». Его и выбираем в качестве ориентира.
Едем через Жуковский в Раменское по тенистой дороге. Время обеденное. В Раменское въезжаем по указателям на центр города. Натыкаемся на ресторан «Олимп». Обедаем. Наилучшие рекомендации – вкусно, без долгих пауз между блюдами, отличные интерьеры… Следует, правда, сделать скидку на местный контингент, но если есть возможность уединиться в отдельном кабинете, матерная речь завсегдатаев туда не донесется.
Из Раменского выезжаем по Егорьевскому шоссе.
Часовня не фаянсовая, но что-то ненавязчиво напоминает...
Неожиданно для себя въезжаем в поселок Гжель. Начинаются магазинчики с огромным выбором посуды из фаянса, расписанной кобальтом на белом фоне. Благодаря этому селу и получили название чудесные изделия в бело-синих переливах… Или, наоборот, по названию продукции стало село называться Гжелью. Во всех магазинчиках – угрожающие надписи большими буквами: "ФОТОГРАФИРОВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО". Почему, спрашивается? Разве не будет хорошая фотография их товара лучшей рекламой?
Купив сувениры, едем по шоссе, разглядывая то здесь, то там высящиеся храмы. Их достаточно много – разбогатевшие на «гжели» фабриканты благодарили господа на ниспосланное им богатство. Удивила церковь со странными куполами в селе Хотеичи – позже видел такие же купола-чаши во Владимире.
Въехали в Егорьевск, бывший старообрядческий город. Говорят, старообрядцы славились трезвым образом жизни и высокой работоспособностью. Не
знаю, сильны ли старообрядческие традиции в наше время, но, несмотря на выходной, пьяных в городе не наблюдалось.
Понравилась центральная улица с традиционным названием Советская: двухэтажная застройка, домики покрашены разными цветами. На одном из них
надпись с «ерами» и «ятями». Ничего выдающегося, но как уместно!
Церковь Александра Невского стала главным храмом города после уничтожения Красного и Белого соборов.
Троицко-Мариинский монастырь поднимается из таких руин, что взглянуть не на что. Монастырская ограда – единственное, что достойно осмотра, особенно башенки, копирующие Царскую башню московского Кремля. Внутри следы такого ужасного запустения, что виден культурный слой. Территория монастыря разделена надвое – за отделяющей мирское от духовного решеткой бывшие монашеские кельи, в которых ныне (?) пребывает какое-то арктическое летное училище. В аккуратном, будто в противовес выпотрошенной монастырской площадке дворике – памятник Чкалову, первому летчику, преодолевшему Северный полюс на беспосадочном перелете из России в Америку.
Поехали в Воскресенск. По дороге – индустриальные пейзажи.
В Воскресенске путеводитель обещал нам две усадьбы: Кривякино и Спасскую. Как их найти? Пришлось долго кататься взад-вперед по городу,
периодически выспрашивая дорогу у местных. И каждый раз оказывалось – то недолет, то перелет. В конце концов удалось сориентироваться – дорога к усадьбе
мало походила на предназначенную для езды на автомобиле, поэтому и промахивались. Еще раз уточнив дорогу у аборигенов весьма помятой наружности, мы оставили
машину и, с опаской озираясь, пешком прошли по берегу давно уже нечищеного пруда. Тропинка вывела нас к бывшему господскому дому.
Читаем путеводитель: «В 1790 г. усадьбу Кривякино приобрел коломенский купец первой гильдии Лажечников, отец будущего писателя.
Красивый торжественный дом объединяет в себе черты барокко и классицизма. Частично сохранился парк с системой прудов».
Вход уже был закрыт – в усадьбе располагается культурный центр. В это время здесь проходила выставка художника Гончарова «Храмовая живопись». С малой надеждой на успех обратился к охраннику – не пустит ли он нас сделать пару снимков? Каково же было наше удивление, когда он охотно
согласился спросить разрешения у своего начальства, а начальство это разрешение нам благосклонно дало!
Усадьба пребывает в плачевном состоянии – дом, сохранивший черты былого великолепия, невообразимо обшарпан, один из флигелей, в котором
некогда была церковь, тоже не в лучшем состоянии. Но прогресс виден – второй флигель уж приведен в порядок, в нем и проходят теперь выставки. Да и трепетное
отношение руководства к усадьбе видно невооруженным взглядом – дай Бог, все у них получится!
Сердечно поблагодарив охранника, едем домой – на вторую усадьбу сил уже не хватает. Выезжаем на Рязанское шоссе и по странному чередованию
двухполосных дорог и широких магистралей едем в Москву. Очередная часть Подмосковья приоткрыла для нас свои тайны.
Похожие поездки:
|