Содержание

Визит к Санта-Клаусу

Финляндия на рождественские каникулы

 

 

Январь 2008 г.

Маршрут: Петербург – Иматра – Оулу – Рованиеми – Сиилинъярви – Петербург

Экипаж: Ворчун с супругой и детьми (молодой человек 12 и барышня 7 лет)

Автомобиль: Dodge Caravan 2000 г.в.

Продолжительность: 5 дней

 

Подготовка

В прошлом году мы посмотрели на русского Деда Мороза. Пока дети не стали совсем взрослыми, мы решили, что настала пора посетить иностранного. Импортного Деда Мороза зовут Санта-Клаусом. Обретается он в Лапландии, хотя, если верить Г.-Х. Андерсену, эта страна уже занята жилищем Снежной королевы.

Перед самым началом зимнего ажиотажа мы сдали документы на визы в финское консульство, которое, как известно, довольно лояльно относится к жителям Северо-Запада России и дает визы без каких-либо броней. Однако надо было спешить – в середине ноября шансы остаться без жилья увеличивались с каждым днем. По телефону забронировали номер на четверых в гостинице «Кумулюс» города Оулу – ближе к Рованиеми мест уже не оставалось.

Следующим шагом закономерно было купить билеты на поезд из Хельсинки в Рованиеми. Цена, правда, несколько напрягала: перевозка автомобиля и купе на четверых в пакете стоили 450 евро. Делать нечего: на сайте финских железнодорожников www.vr.fi нашел телефон для бронирования, стал звонить. Безуспешно – что-то говорят по-фински про недействительный номер (?). Так и не дозвонился (потом, правда, счет на звонки в Финляндию я все же получил).

Решили, что не судьба ехать автопоездом, зато появилась возможность немного сэкономить. Дело в том, что расстояние от Иматры до Рованиеми составляет около 750 км (80 евро на бензин). Гостиница обойдется еще в 150 евро. Итого 230 евро своим ходом против 450 на автопоезде. Экономия побеждает. Итак, в путь!

* * *

Новый Год традиционно решили отметить в семейном кругу в Петербурге, а оттуда уже двинуть на север.

Дорога из Москвы до Петербурга была преодолена за 10 часов. Вечером 2 января мы планировали выехать в Иматру, где нас ждал забронированный номер все в том же "Кумулюсе".

Идея была в том, чтобы навестить родителей на Гражданке, стартовать с севера города и пройти границу в гордом одиночестве, часиков в 10 вечера, а с утра же быть готовыми двигаться на встречу с Санта-Клаусом прямо из финской Иматры.

02 января 2008, среда
Петербург – Светогорск (188 км)

В 7 вечера выехали из Петербурга по Выборгскому шоссе, заправились в населенном пункте с необычным названием Садоводство, на выборгской объездной купили зеленую карту и долили бензобак. Поехали на светогорский погранпереход. Свернули по указателю на Каменногорск. Дорожка, мягко говоря, не очень. Не спеша едем за «Мерседесом», аккуратно огибающим колдобины – он тоже явно не местный. Так и доезжаем до поворота на Светогорск. После него дорога становится еще хуже. Штурман немного некстати задает вопрос: «Как же не стыдно за такое безобразное покрытие перед иностранными гражданами?»

Немного не доезжая до Светогорска, мы вдруг услышали знакомый до омерзения звук чавкающей резины. Наше стремительное движение к границе было коварным образом прервано – мы пробили колесо. Диск был безжалостно погнут на одной из многочисленных колдобин. Водитель попытался нецензурно высказаться, но, приободренный пинком штурмана, поскакал разгребать багажник… Вокруг – беспросветная темень, а над головой – мириады звезд! Хорошо, что мы взяли с собой мощный фонарик с лампой дневного света и красной аварийной мигалкой. На нее, кстати, отреагировало немало небезучастных водителей. Один из них сообщил, что едет помогать знакомым с аналогичной проблемой. А круглосуточного шиномонтажа дальше нет… Да, выходит, местным дорожным службам нисколько не стыдно ни перед своими, ни перед иностранными гражданами.

Ну ладно, пробили колесо, эка невидаль! Поставили докатку. Ею мы ни разу не пользовались с момента покупки машины в 2005 году, и сомнения в ее надежности усугублялись наледью на дороге. Но делать нечего, другими вариантами мы не располагали. Поехали дальше, мучимые сомнениями – а пустят ли финны на таком неполноценном колесе? Дух авантюризма победил здравый смысл – ну не в Выборг же возвращаться!

Через какое-то время …опять раздался звук чавкающего колеса… Не зря мы сомневались в докатке! Нагрузки она не выдержала. Что делать? Снова помог фонарь с аварийным огоньком: на него отреагировал водитель местного микроавтобуса, посоветовав доползти на пробитом колесе до шиномонтажа в пос. Лесогорском: «Если шиномонтаж будет закрыт, там будут телефоны. Кто-нибудь поможет!» – «Спасибо!». Поковыляли. В Лесогорском остановились возле ж/д переезда в надежде уточнить местонахождение шиномонтажа у путевого обходчика. Будочка закрыта, никого нет. Ходим кругами, думаем, что делать. Неожиданно на помощь приходят приехавшие ремонтировать стрелку железнодорожники. Мы бросаем пробитое колесо в их багажник и едем на поиски шиномонтажа. (Для справки: в Лесогорском шиномонтаж находится в здании пожарного депо, в Светогорске – «на горе», местные подскажут). И там, и там закрыто, попытка дозвониться по телефону безуспешна: второго января заставить кого-либо выйти на работу не получается никакими посулами… Но не стоит впадать в отчаяние – должен же быть какой-то выход?

– Кузьмич! – бросился к лодке Семенов. – Он говорит – не надо впадать в отчаяние, есть надежда, что найдем...

Сергей Олегович стал разрывать горелый мусор из бочки, куда Раймо натаскал отходы от предыдущих праздничных гуляний.

– Чего найдете? – не понял Кузьмич.
– Пистолет мой, – покачиваясь и чуть не плача, пояснил милиционер. – Не впадай, говорит, в отчаяние, найдем! Ну, что? – старшина повернулся к Сергею Олеговичу, тот уже вывалил весь мусор на траву. – Что теперь делать будем? Ты знаешь?
– Знаю! – Сергей Олегович оторвался от горы с мусором и выпрямился. – Теперь ты можешь впадать в отчаяние: пистолета нет.

А. Рогожкин «Особенности национальной охоты»

«А ведь ты только диск погнул? Покрышка-то цела?» – вдруг обратился ко мне подвозивший меня железнодорожник. «Да вроде цела. Корд, во всяком случае, не торчит нигде». – «Так ведь у меня камера есть…»

В результате путейцы собрали нам колесо подручными средствами, воткнув туда камеру. Слава Богу, мир не без добрых людей! Все же Новый Год…

В полночь пересекаем границу. В Финляндии еще только 11 вечера. На КПП почти никого. Наконец, мы в Иматре. Через мост над знаменитой плотиной заезжаем в гостинцу «Кумулюс». Она выходит на пешеходную улицу Koskenparras и, чтобы припарковаться у отеля, надо подъехать к нему с тыла и заехать на эстакаду к «Евромаркету». Машина будет наверху, на ресепшен придется спуститься с парковки на первый этаж.

Замок-отель красиво подсвечен. Жаль, что вечером уже не оставалось сил для фотографии.

Мост над пересохшим руслом Вуоксы.

Водоскат замер в ожидании пуска.

Пешеходная улица Koskenparras.

Hotel "Cumulus", Imatra.

Эстрадная сцена на Koskenparras хранит следы недавнего Рождества.

Размещаемся в гостинице, ложимся спать. После пережитого стресса я долго не могу заснуть. В три часа ночи в коридоре тихо спящей финской гостиницы разносится веселое ржание и обсуждение распорядка предстоящего дня в полный голос. Речь, разумеется, русская. Громкое хлопанье дверьми, женская истерика, звуки мордобоя – русские празднуют Новый Год!

Все это очень знакомо, но меня волнует два вопроса:
1. Неужели надо ехать в такую даль, чтобы нажраться в гостинице?
2. Где в этом спящем тихом финском городе, в котором все закрывается в 10 вечера, умудрились они просидеть до трех ночи и дойти до «кондиции»?

Когда пьяный рев достигает пика, я не выдерживаю и иду устраивать разборки. На какое-то время звуки умолкают, и мне, наконец, удается заснуть.

03 января 2008, четверг
Иматра – Оулу (531 км)

Утром, с трудом заставив себя встать, идем на завтрак (шведский стол, входит в цену). Русские преобладают среди постояльцев. Многие с детьми. Все ведут себя тихо и чинно (не то, что некоторые!).

На ресепшен я обращаюсь к мужчине-портье с тем, чтобы он помог мне объяснить финским шиномонтажникам суть моей проблемы: ”Tubeless tire with a tube inside” (бескамерная покрышка с камерой внутри). ”Гы,” – хмыкнул в ответ портье (наверное, это означало: «Что только не придумают эти русские!»). Тем не менее, он напечатал на листе бумаги нужный текст, и, рассчитавшись, мы двигаемся в Оулу.

Поехали по 62-й дороге. Перед Пуумалой остановились на короткий отдых на стояночке, оборудованной всеми удобствами, Пока фотографировали вид на город, на парковку набилось еще несколько русских машин. Да, соотечественники в этом году определенно решили помочь финской туриндустрии!

С 62-й дороги свернули на 434-ую по указателю на Юву -> 46 км. Это оказалась типичная трехзначная извилистая дорожка, где скорость ограничена не фотокамерами, а поворотами. Тем не менее на таких дорожках совсем нет риска заснуть за рулем, в то время как на главных финских магистралях жесткое ограничение скорости на прямолинейных участках весьма способствует мирной дрёме. К слову, здесь реально помогают энергетические напитки ("энерджи дринкс", – даже на глухих заправках Лапландии престарелые финки знают это словосочетание!).

"Все дороги ведут в Юву".

В Куопио въехали с юга и, увидев указатель Keskusta («в центр»), отправились на поиски места для трапезы. Немножко поплутав без карты, по указателю Kauppakatu (городская улица) поняли, что центр-то здесь и есть.

Самая старая культовая постройка Куопио – кафедральный собор начала XIX века. Путеводитель что-то говорит про классицизм, но в это трудно поверить – возможно, с толку сбивают огромные валуны, из которых он сложен.

Напротив мы обнаружили пару ресторанов. Один из них был закрыт, а другой оказался китайским. Туда и пошли. Обслуживание ненавязчивое. Мы попросили разделить порции на двоих, но хитрые китайцы уверили нас, что блюда рассчитаны на одного человека. Порции оказались очень большими, еле осилили. Счет на четверых составил 80 евро. Обратили внимание, что обед в кафешках на трассе с тем же составом блюд обходится ровно в два раза меньшую сумму.

В 9 вечера приезжаем в Оулу. Разместившись, делаем ознакомительный круг по городу.

Эти места издавна были известны русским: еще по Ореховскому миру 1323 года они принадлежали Великому Новгороду. Речку Оулунйоки, на которой стоит Оулу, русские называли Овлуй. Городом же Оулу стал при шведах: в 1590 году на острове была построена крепость. Шведский король Карл IX основал рядом с ней город и нарек его Улеаборгом. Крепости, правда, была суждена недолгая жизнь – в 1793 году по странному стечению обстоятельств прямо в пороховой погреб угодила молния, и замок взлетел на воздух.

Сейчас на острове остались лишь руины замка. На их месте в 1875 году была построена обсерватория, которая ныне используется как летнее кафе.

Несмотря на довольно почтительный возраст, Оулу не богат историческими достопримечательностями. Впрочем, это замечание подходит для большинства финских городов: построенные преимущественно из дерева, они неимоверно страдали от пожаров и боевых действий. Так, в 1854 году во время Крымской кампании к Улеаборгу, входившему тогда в состав Российской империи, подошла английская эскадра и сожгла огромные склады смолы и дегтя. (Читая эти строки в путеводителе, невольно представляешь, какой огромной тогда была Россия – от Ботнического залива и до самой Аляски простирались ее владения).

Среди достопримечательностей Оулу упоминается городской собор (1845 год, арх. Энгель), ратуша и рыночная площадь. У нас, правда, не хватило ни сил, ни времени осмотреть даже такой скромный перечень, и мы возвращаемся в гостиницу. Уже полночь, а завтра нам предстоит марш-бросок в Лапландию.

04 января 2008, пятница
Оулу – Рованиеми (222 км) и обратно

Утром, прежде чем направиться в гости к Санте, едем на станцию чинить колесо. Разумеется, финские мастера по-английски не понимают, но на заправке находится человек, который говорит на этом языке. Он посмотрел на мое колесо, покачал головой и изрек, что с таким мятым диском не стоит ездить. Я с ним безусловно согласился и спросил, есть ли у них "спешиал девайс", чтобы сделать диск круглым? Он сказал, что нет, но они могут попытаться сделать это молотком. «А что же вы делаете, – спросил я, – когда колесо попадает в яму?» – «Покупаем новый диск», – ответил мне финн. «А вообще у них и ям-то на дорогах нет…» – подумал я.

Молотком мне диск уже ровняли, и я не видел особой необходимости платить за это еще раз. Мою разбитую в хлам «докатку» выровнять таким способом явно не удалось бы, поэтому я поблагодарил финнов за попытку помочь и уехал восвояси. Так без запаски я и ездил по Финляндии.

Финское время 11:30. Поехали в Лапландию. Из Оулу выехали по направлению в Кеми. Умудрились пропустить поворот и куда-то уехали. Впрочем, это стало быстро понятно по исчезнувшим знакам на Кеми, что совершенно не свойственно аккуратным финнам. Для пущей уверенности тормознули парочку престарелых финнов-божьих одуванчиков, ехавших на новом "Мерседесе". Спросили их: "Хювя пяйвя. Кеми?" – и помахали рукой. Они ответили "Эй!" (по-фински означает "нет") и помахали рукой в другую сторону. Мы развернулись. Для будущих путешественников: выезд из Оулу в сторону Кеми рядом с центром Nokia.

Выехали на автобан. Ограничение скорости 100 км/ч. Дорога № 4 (Е-75).

Северный край встретил нас вьюгой.

«Она побежала вперед что было мочи; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние, – нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под зажигательным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоголовых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями».

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»

Но вскоре вьюга кончилась, и перед нами открылось огромное лапландское небо. Дорога спускалась куда-то вниз, прямо в это небо, и казалось, что летим в бездну, но это отнюдь не пугало – настолько прекрасной была эта бездна! Даже мой 12-летний сын не смог скрыть восхищения за характерным для своего возраста цинизмом: «Как красиво»!

Сзади светило низкое северное солнце. Почему-то думалось, что здесь, где проходит северный полярный круг, должна быть полярная ночь – но нет, было светло. Солнце же прицельно светило в зеркала заднего вида, но более всего оно досаждало водителям встречных машин – было видно, как низко опущены солнцезащитные козырьки.

К трем часам дня, когда мы подъехали к Рованиеми, уже смеркалось. Дорога заняла всего 3 часа, как и планировалось: маршрутизаторы не врут относительно Европы.

При въезде в город на заправке Neste взяли карту, выяснили, что до деревни Санта-Клауса надо продолжать двигаться прямо по дороге № 4 через город. Так и доехали до «Санта-парка».

Здесь хотелось бы обратить внимание путешественников (во всяком случае, я нигде не видел этой информации в явном виде) на следующее: оказывается, в Рованиеми два Санта-Клауса. Один обретается в деревне (Santa Сlaus village), а другой в «Санта-парке». До деревни мы не доехали порядка 1 км. Но обо всем этом мы догадались лишь потом. А сейчас мы подошли ко входу в парк.

Вот как описывается «Санта-парк» на сайтах туристических агентств:

На Полярном круге в пещере рядом с местечком Рованиеми находится развлекательный центр финского Санта-Клауса “Санта-Парк”. Здесь множество аттракционов: “Волшебные сани”, “Рождественская карусель”, “Вертолеты Санта Клауса”, “Горный кристалл”.
Часы работы: с 10 до 18. Выходной – понедельник
Цены на вход в парк: взрослые 25 евро, дети 20 евро.
Сайт: www.santapark.fi

Про множество аттракционов авторы явно загнули… Итак, войдем внутрь.

Десять лет назад местные горнопроходчики продолбили 200-метровый туннель в сопке Сювясенваара и устроили здесь парк развлечений. Кому в голову пришло поселить Санта-Клауса в пещеру, ведают лишь потомки Эдварда Грига (здесь надо слушать песню Rainbow «В пещере горного короля»). При входе – информация о том, сколько тонн горных пород было вывезено при строительстве этого туннеля. Вывезено было немало – об этом красноречиво говорила цена на билет. 90 евро на четверых – однако! Но, похоже, даже при такой цене штольня оказалась слишком дорогой: вот и дерут с несчастных туристов за все втридорога. Посмотреть на ледяную скульптуру – еще по 10 евро с человека. В ледяной бар без напитка не пустят – 5 евро безалкогольный коктейль, 10 евро – алкогольный.

Хит сезона – фотография с Санта-Клаусом. Фотографировать на свой фотоаппарат запрещено, вас сфотографируют помощники Санта-Клауса добрые эльфы. Может быть, они действительно добрые, но невообразимо жадные – фото с Сантой обойдется еще в 30 евро. Наверное, это не эльфы, а гномы…

Что же входит в стоимость билета?
• Шоу (гномы пляшут под рождественские песенки минут 15. Детям, как ни странно, понравилось).
• Поезд «4 времени года» (детский аттракцион с невообразимо долгой очередью).
• Школа эльфов (расписание по часам. Мы не вписались).

На поезде «4 времени года» можно ознакомиться бытом жителей подземелья

Самым же главным, на мой взгляд, событием, является фотографирование с Санта-Клаусом. И называть это процесс только лишь фотографированием было бы несправедливо – по сути, посетителям предоставляется личная аудиенция в кабинете Санта-Клауса. Он восседает за письменным столом невообразимо важный, с непременными очками на носу. Наверное, так лучше читать многочисленные письма детей с просьбами подарить то одно, то другое… Его помощница (Санта-Снегурочка?) сразу предупреждает нас, что будет фотографировать она лишь на свой фотоаппарат. Мы подходим к Санте.

За невозожностью фотографировать Санта-Клауса пришлось снимать его фотографию.

«Как тьебя зовут?» – обращается он к каждому из нас по очереди. У него, похоже, музыкальный слух, потому что он сумел расслышать еле слышно произнесенное имя моей дочери. Да и по-русски говорит отменно. «Ти кароша девочка?» – спрашивает он мою жену. Она в замешательстве хмыкает. «Ага, так сьебе…» – потирает ручки бородатый шалун. Опросив каждого из нас, он подписывает нам открытки: Йоулупукки – можно разобрать его подпись. «Падазди,» – останавливает он ринувшегося было к нему моего сына. «Вот теперр мозно!» Нас фотографируют, мы выходим в другую дверь, где афрогном выдает нам фотографии, предварительно получив свои 30 евро.

«Ну как, где вам больше понравилось, здесь или в Устюге?» – спрашиваю я у детей, почему-то уверенный, что наш Дед Мороз лучше. «Здесь!» – хором отвечают мне дети, а старший аргументирует: «Здесь лучше организовано». Вот уж не думал, что детям это важно…

Вышли из штольни – холодно! Бр-р-р-р… Лапландский мороз пробирает до самых костей, несмотря на достаточно теплую одежду. Здесь-то и пришла пора порадоваться за допущенную ошибку: в пещере мы ходили вообще без верхней одежды и совсем не замерзли. Представляю, какой дубак был бы в деревне Санта-Клауса! Поразмыслив, туда и направляемся – несмотря на позднее время, интерес преобладает: хоть бы глазком взглянуть. Стоит ли сюда заезжать в будущем?

Как оказалось, до деревни Санта-Клауса мы не доехали всего-то 1 км. Времени было около 6, и все уже было закрыто, кроме сувенирных магазинчиков. По ним и ударяем (а сувенирные магазины в пещере, прямо скажем, никакие!).

После всего, накупив разных разностей в местной "Призме", едем в Оулу – время позднее. В Рованиеми мы так и не заехали, так что придется сделать это в следующий раз. А он, я думаю, будет – уж больно понравилась нам Лапландия. Теперь она будет нам сниться…

05 января 2008, суббота
Оулу – Куопио (288 км)

Утром выезжаем в Куопио – там у нас забронирован номер в гостинице «Санделс» при аквапарке «Фонтанелла». Аквапарк, впрочем, находится не совсем в Куопио, а в 20 км севернее, в Сиилинъярве. Это заблуждение стоило мне 30 км крюка.

Сделав несколько кругов вокруг аквапарка, мы находим гостиницу. И тут нас ожидает первая в Финляндии накладка – нас селят не в забронированный семейный номер, а в два двухместных. И никакого пакета с посещением аквапарка, о котором мне втирали при бронировании, нет. К слову, это был единственный отель, который так и не прислал мне подтверждение бронирования. На все мои вопросы хозяин отвечает: «Hotel is fully booked». Турок, наверное… Впрочем, отель находится лишь в паре сотен метров от аквапарка, и это обстоятельство перевешивает все возможные минусы расселения. Делать нечего, идем купаться.

Когда мы были здесь в сентябре 2001 года, аквапарк поразил нас своей пустынностью. Сейчас в России новогодние каникулы, и русских было столько, что в очереди на горку приходилось тратить по 10 минут. Впрочем, вскоре автобусы с русскими уехали, и мы с сыном вдоволь накатались с горки. Где-то читал, что это – одна из самых длинных горок в финских аквапарках.

Аквапарк отличный – две горки, большой бассейн с разными гидромассажерами, бассейн с генератором морской волны, спортивный бассейн, джакузи, детские лягушатники, сауны и парилки… После трех часов водных процедур еле-еле доползли до гостиницы, ужинать – и спать!

06 января 2008, воскресенье
Сиилинйярви – Петербург (489 км)

Утром с превеликим трудом заставили себя уехать – так были расслаблены каникулами, аквапарками и Санта-Клаусами. Но делать нечего – нас ждал дом.

Кирха в Пийпполе (такое вот название у городишки).

В половину двенадцатого стартовали в сторону российской границы. Чтобы не ломать колеса, решили ехать в Брусничное. По дороге № 5 доехали до Миккели, оттуда по дороге № 13 мимо Лапеенранты в Нуийяму. На финской границе простояли почти час – было слишком много желающих выехать из Финляндии на историческую родину. В дьюти-фри стояла большая очередь, решили обойтись без него. На российской стороне потратили намного меньше времени – наши не в шутку подгоняли зазевавшихся. Молодцы!

М-да, контраст разительный! Темная дорога с невнятной обочиной и сумасшедшими, обгоняющими то справа, то слева, на таран и с подрезанием… Господи, откуда же у нас столько неумных людей?!?

На следующий день мы поехали в Москву. Про дорогу из Петербурга до Москвы писать ничего не буду, особенно после Финляндии – еще со времен Радищева такие опусы ничего хорошего не сулят их авторам.

Хотя... в расправе над главой Росавтодора я бы, наверное, с удовольствием поучаствовал бы...

 

Наши другие путешествия в Финляндию:

Первомай в Хельсинки. Апрель – май 2009 г.

Поездка в Иматру. Май 2003 г.

Савонлинна. Отдых в коттедже. Сентябрь 2001 г.

 

 

 
Назад Яндекс.Метрика

К содержанию