Поездка в Иматру

 

01 – 03 мая 2003 г.

Маршрут: Санкт-Петербург – Иматра – Санкт-Петербург

Экипаж: Ворчун, жена Ворчуна, дети Ворчуна (молодой человек 8 лет и барышня 3 лет)

Транспорт: автомобиль Volkswagen Passat

Продолжительность: 3 дня

 

Спокойно собравшись, выехали в 9.30 из Купчино. В 10.15 уже были на выезде из Петербурга по Приморскому шоссе, а в 10.30 пересекли официальную границу города: Ольгино, зачеркнуто, Петербург, зачеркнуто, Курортный район – странно... Этот район тоже входит в черту города – код субъекта (что за слово!) тот же – 78.

Очень сильно переживал из-за пробок на выезде, но, слава Богу, «помидорники» еще не проснулись, и езда по Приморскому шоссе легка и приятна.

Выборгское шоссе (М10, Е18, «Скандинавия»)

Огоньки: мотель, заправка, кафе. Туалет. По настоятельной просьбе детей (они пока смирно сидят на заднем сидении) пользуемся его «удобствами».

Дальше трасса скучна и однообразна. Единственное развлечение – переключать пятую (при постоянном движении в потоке) и четвертую (на обгонах) передачи. Дети, правда, вносят некоторое разнообразие своей возней с криками, визгами и плачем. Периодически приходится их усмирять угрозами («сейчас поедем к бабушке», «все, разворачиваемся домой», «аквапарк отменяется» и пр.). Впрочем, безуспешно. Так, с криками, плясками и весельем приближаемся к Выборгу.

Верхнее Черкасово. Дорога, сужаясь, категорически ухудшается и «извиляется». Ограничения скорости (70) и невозможность обгона. Впрочем, мы не торопимся. Вдоль дороги развалины старых финских зданий. Многострадальная земля! Говорят, Екатерина II, совершив в свое время турне по отвоеванным и вновь обретенным территориям Российской Империи, сказала тогда о Карельском перешейке буквально следующее: «Как можно было так много воевать за столь скудные земли!». Действительно, долгое противостояние сначала Новгорода, затем России и Швеции, потом Советского Союза и Финляндии превратило Карелию в арену бесконечных притязаний племен, народов и государств. И сейчас, глядя на обнищавшую окраину России, я не уверен, что государственные интересы нашей страны так много значат в сравнении со страданиями целых народов…

Выборг. В прошлое свое странствие в Финляндию привез я оттуда замечательную книгу «Karjala» («Карелия»), в которой финские путешественники делятся опытом и знаниями, полученными в ходе поездок по русской Карелии. Позволю себе процитировать несколько фраз из этой книги:

«Выборг – старый финский город. Здесь повсюду можно найти воспоминания о том времени, когда Выборг был крупным городом Финляндии, ее международным центром. Выборг – это тот путь в историю Финляндии, который никого не оставит равнодушным.

В советские времена Выборг называли старым русским городом, однако версия финнов более обоснована – все, что осталось от старого города (до его завоевания в 1944 году), построено финнами. После того, как последний беженец ушел из города в 1944, город не бомбили совсем. И сегодня многие финны лично знают тех, кто родился в этом городе. До сих пор Выборг остается больным вопросом, он – очевидец многих событий. […]

После войны Выборг стал закрытым городом. Сюда по принуждению переселяли жителей Советского Союза.

Первый финский туристский автобус смог проехать в Выборг в 1958. За рулем был Алпо Каукасало, а ветеран автобусного движения Онни Вилкас был в автобусе пассажиром.

Когда Выборг открылся для финнов, им пришлось пережить гамму чувств – от потрясения до удивления. Прежний финский город был в упадке ­– нищета окраины Советского Союза.»

Впрочем, я немного отвлекся. Мы тем временем пересекаем два виадука над железными дорогами – двух- и одноколейками (долго искал позицию для лучшей фотографии, но так и не смог убедиться в том, что виды эти представляют хоть какой-либо интерес. В Петербурге таких железнодорожных виадуков во сто крат больше. Но нравятся они мне ­– сердцу не прикажешь), минуем пост ГАИ (зачем-то выставили перед ним знак «Стоп») и въезжаем в Выборг.

Почему-то возникает желание въехать в Финляндию на чистой машине (как показывает дальнейшее, не напрасно – грязных машин там не наблюдалось), ищу мойку. На въезде в город их несколько: на Ленинградском шоссе, 62 (станция техобслуживания) и напротив. Удается помыться только «напротив». Предыдущий «помывщик» не может завестись, и после гигиенических процедур завожу его на буксире.

Проезд через Выборг знаками внятно не обозначен. Слава Богу, я не новичок, тем более снабжен инструкциями предшественников. Повторю их: по главной дороге до церкви Ильи Пророка, той, что на холме возле железной дороги, под ж.-д. виадук и далее по знакам на Каменногорск.

Дорога идет по берегу залива. На противоположном берегу видна башня Выборгского замка. Оставляем «Кировские дачи» слева и идем по достаточно извилистой дороге.

КПП. Поверяют финские визы. Зачем, интересно? Будь я «шпиёном», неужели б не выдали мне финскую визу? Скорее, чтобы отсечь «лишних» – незачем тут болтаться простым совейским гражданам. Читайте, завидуйте…

Впрочем, солдат на КПП весьма любезен, поздравляем друг друга с праздником (даже забыл, что за праздник. Вспомнил, 1 Мая!). В машине нас четверо, парень говорит: ОК, 3 пассажира. Препираюсь с ним по поводу количества человек, пока не понимаю, что пассажиров действительно трое, я – водитель.

Далее дорога практически безлюдна. В одной из финских газет так и написано: «российская необитаемая приграничная зона». Скажите, зачем и кому это нужно?.. Но дорога, отнюдь не плохого качества, заставляет забыть о грустном. Валуны, принесенные сюда ледником миллионы лет назад, уже поросли мхом. «И на камнях растут деревья,» – вспоминается название старого фильма. Кое-где видны фундаменты бывших финских хуторов. Некоторые особо живописные выезды к озерам оборудованы для пикников – беседки, кострища. Начавшийся дождь и низкое серое небо придает картине какую-то торжественную мрачность.

Дождь тем временем усиливается, и я уже не рискую входить в повороты не снижая скорость.

Развилка на Каменногорск (прямо) и Лесогорский/Светогорск (налево). Издали эту развилку легко заметить по надписи «Берегите лес от огня». Табличка «Светогорск» приделана существенно ниже и сравнительно недавно, видимо, город «рассекретили» только после официального открытия погранперехода.

Поворачиваю налево. После развилки дорога стала заметно извилистей и хуже. Кое-где через асфальт проступают достаточно глубокие ямы. Снижаю скорость, чтобы поберечь подвеску. Да и мокрая дорога внушает опасения в устойчивости машины в поворотах, тем более, что их здесь множество. Попавшийся на пути тихоход становится настоящим препятствием – возможности для обгона ограничены. Но практика показывает, что лучше я буду медленно ехать за ним несколько километров, чем меня будут быстро везти много километров назад.

Проезжаем несколько населенных пунктов. На трассе нет никаких указателей, что это, секретность? Отсутствие финансирования? Обычное раздолбайство? Благодаря атласу идентифицирую их: первый (относительно крупный) н/п через 4 км после развилки на Светогорск – Комсомольское (бывшее финское название Kilpeenjoki), следующий, через 12 км – Сосновая Горка (несколько домиков. Очевидно, бывший финский хутор Lottola. Как можно жить в такой глуши!), дальше – мостик через речку Сторожевая. Параллельно – руины старого моста. Вода бурлит у его опор. Рядом – машины рыбаков. Через 4 км – Лесогорский, часть I. Очевидно, эта, наиболее крупная часть городка носила название Jääski.

Далее дорога ведет мимо каких-то богом забытых построек (на карте обозначенных как садоводство) и снова приводит к Лесогорску, часть II. Рядом – железнодорожная станция Кивиоя, наверное, сохранившая бывшее финское название. Огромное скопление бревен, ожидающих своей отправки (куда? В Россию? В Финляндию?) и разбомбленные здания каких-то пристанционных построек. Кажется, что здесь не так давно побывали советские бомбардировщики.

Дальше (Внимание! Никаких указателей!) возникают постройки самого Светогорска. Очевидно, это город одного завода, целлюлозно-бумажного комбината. Сейчас это одно из крупнейших бумажных предприятий Северо-Запада. Его корпуса видны слева от дороги. Здесь делают бумагу Svetocopy, давно и успешно конкурирующую с офисной бумагой Xerox, туалетную бумагу и всякую прочую бумажную продукцию. Справа остаются массивы многоэтажной застройки.

Дорога проходит по краю Светогорска. Ее качество оставляет желать лучшего. Рекомендую держать скорость в пределах 60 км/ч (несмотря на отсутствие обозначения н/п), иначе можно поплатиться подвеской. В одном месте на въезде в Светогорск дорогу пересекает внушительных размеров ров. Не иди я тогда за медленным микроавтобусом, кто бы знал, доехал бы я до границы!

Внезапно появляются указатели на Светогорский комбинат («Gate 1», «Gate 2», «Погрузка», «Разгрузка». Европа, одно слово!) и сразу за ними – указатели на таможню.

Непосредственно перед погранпунктом главная дорога уходит направо, и здесь рекомендую быть особенно внимательным: граница прямо. Ориентир – свежепостроенные здания КПП в стандартном по-европейски практичном стиле. Короче говоря, не съезжая с асфальта (в прошлом году его, судя по отзывам, не было) ехать прямо к первому шлагбауму (главная дорога уходит направо).

На погранпереходе все компактно: шлагбаум, через сотню метров – терминал, еще один шлагбаум на самой границе, сразу после него знак «Финляндия» и через пятьсот метров уже финская таможня.

Светофор на первом шлагбауме горит красным. Останавливаюсь у линии «Стоп» и жду смены сигнала. Пограничник тем временем выходит из будки и направляется к шлагбауму. Жду из вежливости несколько секунд (продолжает гореть красный) и медленно еду к пограничнику. Он проверят талончик с заветной цифрой, обозначающей количество пассажиров (не высадил ли я кого тайным образом в запретной зоне?) и желает мне счастливого пути. К слову сказать, вежливость и обходительность персонала КПП приятно удивляет. Единственное, что непонятно, почему наши не пользуются светофорами? Не умеют? Экономят на лампочках? Или солдатам срочной службы строго-настрого запрещено прикасаться к каким-либо кнопочкам («ничего, гады, не трогайте!»)?

Вот и таможенный терминал. Всего три машины и времени час дня. Проезжаю прямо под шлагбаум паспортного контроля и… И тут меня торкает – забыл, что сначала надо подать декларацию на таможне. В это время меня подпирает сзади финн, уже прошедший таможню, и мне ничего не остается делать, как оставив машину под шлагбаумом, идти заполнять декларацию. Делаю это столь быстро, сколь могу, и бегу обратно к машине. В это время жена с дочерью уходят в туалет. Вот засада! Извиняюсь перед финном, тот не понимает (или не обращает внимания на мои извинения) и терпеливо ждет, облокотясь о приоткрытую дверцу машины. Проходит пара минут, моих спутниц еще нет, а очередь продолжает скапливаться. Чувствую себя крайне неловко и обращаюсь к пограничнику, впрочем, не веря особо в успех: «Может, разрешите заехать за шлагбаум, а то я тут всю очередь задерживаю?» К моему удивлению, пограничник сразу просекает ситуацию, открывает шлагбаум и указывает мне мое место островке безопасности. Вздыхаю с облегчением.

Паспортный контроль проходим за пару минут (время, которое необходимо, чтобы занести в компьютер наши паспортные данные. Женщина печатает на удивление быстро, не в пример пограничникам в Брусничном/Сайменском. Правда, на обратном пути удивляет, что они вновь вводят данные в компьютер. Разные базы данных? Что мешает объединить?)

Сразу после КПП дьюти-фри. Работают только в сторону выезда из России. Все очень прилично, ассортимент стандартный, что неудивительно: это филиал того же магазина беспошлинной торговли «Капо Дьюти Фри», что работает и в Торфяновке, и в Брусничном. Цены в евро, расплачиваться тоже лучше всего ими: курс рубля к евро, кросс-курс доллар/евро как наличными, так и по карточке несколько хуже.

Глядя на относительно дешевый алкоголь, мучаюсь: планирую быть в Финляндии лишь три дня – в этом случае ввоз алкоголя в Суоми запрещен (впрочем, виза открыта на пять дней), на обратном пути в дьютик не попасть. Решаем пойти на хитрость, сказав на таможне, что едем на пять, в соответствии с открытой визой, а на обратном пути предъявим весь ввезенный алкоголь. Так и поступаем.

Кстати, обратил внимание, что несмотря на несколько ларьков в Светогорске, торгующими пивом, водкой, сигаретами и прочими нехорошими излишествами, финны почему-то покупают сигареты в дьюти-фри. При том, что в Светогорске сигареты стоят раза в два дешевле.

Пограничники на третьем, последнем, шлагбауме просят показать выездной штамп светогорского КПП. Все, Финляндия!

Сразу меняется цвет дорожных знаков, разметка становится четче, светофоры используются по назначению. Первый светофор горит зеленым, на втором меня держат несколько дольше. Пока гуляли по дьюти-фри, нас успело обогнать несколько машин. Сейчас я пятый в очереди из русских машин. Финнов пропускают, едва заглянув в их паспорта.

Ко мне подходит финский таможенник (скорее, это технический персонал. Эти ребята, как правило, проверяют состояние резины и содержимое салона/багажника автомобиля) и сразу идет смотреть мою корму. Вспоминаю предостережение в конференции «Отдых и Путешествия» о возможных придирках по поводу моей второй наклейки (D) – машина недавно была пригнана из Германии. Так и есть. Таможенник жестом подзывает меня к себе и спрашивает, показывая на наклейку (RUS): «Russia?» – затем на (D): «Deutchland?»

Пытаюсь ее отодрать. Естественно, безуспешно, – именно по этой причине она и осталась – и развожу руками: никак, мол. Таможенник машет рукой и жестами объясняет, что в следующий раз не пустит меня с таким безобразием.

В это время подходит другой таможенник и просит выйти из машины мою жену. Зачем-то долго шарит в бардачке, под сиденьями, потом открывает задние двери – там сидят дети. Таможенник требует их пристегнуть, показывая, как лучше пропустить ремень безопасности под мышками, и объясняя (опять же жестами), что удар головой о переднее сиденье очень опасен.

Так что готов ответить на один из наиболее частых вопросов в конференции «Отдых и путешествия», который часто остается без ответа: детские сиденья не обязательны, но дети обязательно должны быть пристегнуты ремнями безопасности.

Кстати, о детских сиденьях: я отношусь к ним несколько скептически. Не буду говорить об их функциональности и необходимости, знаю лишь, что детям очень тяжело выносить многочасовую дорогу, будучи зафиксированными в этих сиденьях. Кроме того, они занимают весь объем заднего сиденья и не дают возможности бедным детям ни прилечь, ни попрыгать. Убирать в багажник… Не получается – в багажнике места много не бывает, да и процесс пристегивания/отстегивания энтузиазма не добавляет Поэтому я пользуюсь сокращенными вариантами детских сидений, эдакими «подпопниками» с поручнями, которые позволяют эффективно использовать штатные ремни безопасности, мало весят (сделаны из пенопласта), легко снимаются/устанавливаются и практически не занимают места в багажнике. Одно из них было у нас с собой, и я установил его под одобрительным взглядом таможенника.

В общем, непонятно, что так тщательно искал финский таможенник в нашем бардачке, ибо багажник он осмотрел весьма поверхностно. (Наших же, наоборот, интересовал именно мой багажник, особенно большая сумка с вещами, которую они пытались прощупать на мягкость. Может быть, это разделение труда по предварительной договоренности?)

Паспортный контроль. У одной из будок очередь из наших соотечественников, в другой финн неторопливо перелистывает бумаги. Изучаю надписи на предмет ограничений этого окошка (типа, только для граждан стран ЕС, только для белых или что-то в этом роде), не нахожу их, и, не совсем понимая, почему к нему никто не подходит, спрашиваю, принимает ли он руссо туристо. Финн с удивлением смотрит на меня и с еще большим удивлением говорит, что принимает. Даю ему паспорт, техпаспорт, страховки. Он берет только паспорт и спрашивает меня о целях и сроках моего визита. «Иматра, Кумулюс (название гостиницы)», – отвечаю я, и помня о моем запасе алкоголя из дьютика, выпаливаю, – «пять дней». Финн с совершенно непроницаемым лицом заносит мои данные в компьютер, двумя пальцами берет техпаспорт, и едва взглянув, возвращает его мне. При том, что на окошках висят надписи «Предъявите техпаспорт». Странно!

Выходим из таможни, и тут я начинаю переживать – мы же собираемся пробыть в Финляндии лишь три дня. Никаких отметок о ввезенном алкоголе ими не сделано, как я потом докажу, что не выпил чего лишнего?

Впрочем, оставим эти заботы до выезда, а сейчас мы едем отдыхать. Ура, мы в Финляндии!

Дорога N396. Еду на север порядка пяти километров, выезжаю на круговое движение и пытаюсь понять, где поворачивать на Иматру. Указатели только на Лаппеенранту и Йоенсуу. Еду еще пять километров прямо и начинаю осознавать, что Иматра, скорее всего, остается где-то сзади слева. Ухожу на первом же повороте налево под знак «Tavari Asema» (товарная станция, наверное) и долго кручусь по развязкам. Наконец, выхожу на набережную Вуоксы и поворачиваю на мост, проходящий под железной дорогой. Мост этот я уже проезжал пару лет назад, когда мы из Савонлинны ездили купаться в Кюльпюля, и он достоин отдельного упоминания. Как я уже сказал, мост этот составляет единой целое с железнодорожным мостом, проходя под ним. Он очень узок, и при разъезде со встречными кажется, что сейчас точно снесешь зеркала себе и ему. Ограничению скорости в (30) км/ч рекомендую верить.

Итак, узнав места, я верю в правильность избранного пути, и, действительно, через десять минут езды по набережной мы оказываемся у водопада. Рядом с ним находится наша гостиница.

 

Иматра

Маленький (по российским меркам) финский городок в пяти километрах от границы, второй по величине город провинции Южная Карелия. Город энергетиков – это видно по трем электрическим молниям, изображенным на его гербе. Население – 32 тыс. жителей (в два раза меньше Выборга и в два раза больше Светогорска). Состоит из трех районов: Иматранкоски, Мансиккала и Вуоксениска. Первый и представляет максимальный интерес для туристов:

Водопад (водоскат) Иматранкоски

Образовался примерно 4500 лет назад (так гласит надпись на камне в Коронном парке, о нем ниже), «когда водные массы озера Сайма пробили гряду Салпаусселькя в районе Вуоксениска». Именно этим водопадом приезжала любоваться российская императрица Екатерина II, которую финны почитают за первую туристку. Упоминание об этом знаменательном событии найдется в каждом туристическом буклете. Последующие российские государи также не оставляли эту местность без внимания. По повелению Великого князя Финляндского, российского императора Николая I был заложен

Коронный парк (Kruununpuisto),

обрамляющий водопад. Совершенно потрясающее место! Среди города, на острове, сохранен кусок настоящего карельского леса. Валуны, поросшие мхом, скалы, камни, высокие сосны. И удивительная чистота для городского парка. Правда, вдоль Вуоксы – двойной ряд перил с предостережением: «возможность обвала». Жаль! Очевидно, толпы туристов оказались сильнее многовекового труда природы. А на фотографии, найденной мной в одном из буклетов, государь император Александр III наслаждался видом на водопад безо всяких ограждений. Кстати, беседка, нависающая над потоками – современница того события.

Впрочем, водопад этот несколько изменился с тех пор – в 1929 году на водоскате была сооружена плотина. Теперь водопад стал местом феерического действа: его периодически «останавливают» и по торжественным случаям, а также в период летних отпусков пускают под светоэффекты и музыку Яна Сибелиуса.

Расписание пусков водопада на 2003 год следующее:
1 мая, 11 мая и 21 мая в 14.00
с 13 июня по 22 августа в 19.00 (ежедневно)
с 1 июля по 5 июля в 01.00 (каждую ночь)
каждую субботу августа в 22.00
каждую субботу сентября в 21.00
25 декабря (Рождественский пуск) в 21.00
31 декабря (Новогодний пуск воды и фейерверк) в 24.00.

Очень рекомендую – действие стоит того, чтобы это видеть! Представьте огромные потоки воды, вдруг по мановению дирижерской палочки начинающие стремительное движение под мост, на котором толпятся зрители, и, кажется, готовые все смести на своем пути. Но нет – они послушно направляются по древним камням, которыми уложено русло реки, и соединяются с основным течением Вуоксы намного ниже.

Ночью эта картина дополняется светомузыкой (правда, бушующие потоки не столь отчетливо видны в сумерках).

Долго не мог понять, как финны умудряются останавливать водопад, пока не увидел где-то в Интернете фотографию Иматры с воздуха. Оказывается, плотины построены с двух сторон острова. Вуокса, разделенная островом на два рукава, постоянно течет через вторую плотину гидроэлектростанции, а водоспуск представляет собой искусственную преграду, направляющую реку в нужное русло. Забавно проследовать через два моста, соединяющих берега Вуоксы в этом месте – один нависает над пропастью сухого русла, другой проходит над каналом, до краев наполненным водой. Кажется, что волны вот-вот перехлестнутся через бетонные набережные. Интересно, не ощущают ли турбины ГЭС временного падения нагрузки при пуске воды через второй водоскат?

Все это великолепие дополняет башня гостиницы-замка «Валтионхотелли», нависающей над потоками Иматры. Здание в стиле северного модерна было построено в 1903 г. для отдыха петербургской знати и сегодня входит в число известнейших достопримечательностей Иматры. В отеле нет двух похожих номеров, все комнаты разные. Рядом – новые корпуса Конгресс-отеля, принадлежащие тому же владельцу, гостиничной сети Scandic. Гостиницы связаны туннелем.

тел: + 358 5 68 881; e-mail: imatra@scandic-hotels.com www.scandic-hotels.com

Imatran Kylpylä

Самое популярное место отдыха русских туристов. Второй раз пытаюсь забронировать полный пакет, и второй раз – безуспешно. В стоимость путевки входит размещение в двухместном номере, полупансион, аквапарк и тренажерный зал. Наверное, по этой причине Кюльпюля пользуется таким спросом: за три недели мест уже не было.

Финны наконец сообразили расставить по Иматре указатели на этот санаторий, поэтому найти его можно без особых проблем.

Tel: + 358 5 682 5502; www.imatrankylpyla.fi

Мы ездили купаться в аквапарк при Imatran Kylpylä. Наконец-то выяснил название самого аквапарка: «Волшебный лес» («Taikametsa»). Действительно, есть некоторая попытка симулировать джунгли: крики птиц, экзотические (живые и пластмассовые) растения, периодически идет тропический ливень, звучат раскаты грома, сверкает молния. В остальном все достаточно стандартно: джакузи, гидромассаж, сауны, бассейны, один из которых под открытым небом (можно выплыть на пару минут в холодную майскую погоду). Из минусов – не очень удачная горка, слишком маленькая с достаточно крутым спуском под воду. Не успев получить удовольствия от скольжения по ней, получаешь полный нос воды. И, конечно, любимое развлечение вуайеристов/эксгибиционистов – совместная турецкая баня. Клубы пара не дают разглядеть нечто большее, чем силуэты, но несколько мужиков сидят на женской стороне, до боли в глазах таращась в туман. Несколько противно. Но это мелочи, которые не мешают полностью прочистить мозги, с головой окунувшись под воду. Действительно, за все время посещения аквапарка ни разу не подумал о работе и ее проблемах.

Остановились же мы в гостинице Imatran Cumulus.

Tel: + 358 5 476 3555

http://www.cumulus.fi/hotelli.cfm?id=cumuima&switch=1

Стандартный номер – кровати, шкаф, телевизор, мини-бар (который мы использовали как холодильник), все чисто, уютно и замечательно. Единственное, что немного не понравилось – холодный пол в номере, и это у финнов, помешанных, как мне показалось, на теплых полах.

Завтрак – шведский стол. В е-мейле мне почему-то было сказано, что на завтрак – «континентальный буфет» (не знаю, что уж финны подразумевают под словом «континентальный», ибо в Европе это кофе с круассаном и джемом), однако все оказалось на должном (и, наверное, по умолчанию подразумевающемся у финнов) уровне – настоящий «шведский», как принято у нас говорить, стол:

закуски
2 сорта сыра
2-3 сорта ветчины/колбасы
помидоры/огурцы свежие/огурцы маринованные
селедка/ масло селедочное
творог
горячее
омлет
жаренный бекон
сосиски
мюсли (5-8 ингредиентов)
3-4 вида варенья
кофе/чай молоко/сливки
хлеб 3-5 видов

Цена за четырехместный номер (вкл. завтрак, разумеется) составила 105 евро/сутки.

Возможно, кому-то она покажется недешевой, однако из безусловных плюсов я бы отметил местоположение гостиницы – в самом центре города, рядом с водопадом и парком, на главной пешеходной улице города. Учитывая цель нашего визита – всего понемножку: чуть-чуть туризма, чуть-чуть шоппинга, немного релаксации в аквапарке и, самое главное, относительно недорогой и краткий выезд за границу после полуторалетнего перерыва, – можно было бы назвать ее идеальной.

Другие достопримечательности Иматры

Местность, на которой сейчас располагается город, была обитаема еще со времен каменного века. Первое упоминание о водопаде на Вуоксе относится к XVI веку, когда лов лосося был обложен специальными податями. Эти земли носили название Пелкола. И сейчас это название можно встретить на карте – здесь находится сам погранпереход.

В 1887 году эти земли были выкуплены компанией "Энсо-Гутцейт", которая построила бумажный завод. После финской войны и последующей за ней второй мировой часть Карелии отошла к Советскому Союзу. Сюда же попал и завод Энсо с заводским поселком, который позже был переименован в Светогорск и получил статус города.

Одновременно с ним из промышленной зоны Энсо, прихода Jääski (той его части, что осталась в Финляндии; русская была переименована в Лесогорский), промзоны Руоколахти и части Йотсено был образован новый населенный пункт Иматра, получивший статус города в 1971.

В общем, Иматра – современный город. Поэтому из достопримечательностей (кроме водопада, замка-отеля и аквапарка) можно выделить лишь немногие:

Церкви:

Церковь Трех Крестов (Kolmen Ristin Kirkko). Архитектор Альвар Аальто, 1957 год.

Северный конец города, номер 35 на стандартной карте (Ruokolahdentie 27, Imatra)
Часы работы: 1 сентября – 31 мая 10.00-15.00
1 июня – 31 августа 9.00-20.00

Совершенно необычное здание с очень оригинальной колокольней. Отказ от всех стандартов, форм и школ. Впрочем, чем-то напоминает промышленную архитектуру. Необычно, но без восторга – это не Гауди. Во всех проспектах упоминается про 103 окна, «среди которых лишь два похожи между собой». Непонятно, правда, зачем: речь, на самом деле, идет всего лишь о разного размера рамах.

Православная церковь св. Николая (Ortodoksinen Pyhän Nikolaoksen kirkko). Архитектор Тойво Паатела, 1956 год.

По дороге из центра к церкви Трех Крестов, на правом берегу Вуоксы, номер 43 на стандартной карте (Vuoksenniskantie 3, Imatra).

Весьма стандартно. Бывшая часовня, построенная для православного прихода Лаппеенранты. В 1986 переосвящена как церковь. На финском последняя фраза звучит так: «Vuoden 1986 helluntaina tsasouna vihittiin kirkoksi». Слово «цасоуна» – искаженное русское «часовня».

Кирха Тайнионкоски (Tainionkosken kirkko)

Kirkkokatu 2, Imatra. В районе Тайнионкоски, по дороге из центра в Иматран Кюльпюля. На карте под номером 26.

Лютеранская кирха в виде огромного дома с башенкой. На мой вкус – неинтересно. Даже не стал фотографировать.

Музеи

В буклете перечислено несколько, остановлюсь лишь на том, который мы посетили.

Музей ветерана войны

Очень, очень рекомендую! Рядом с замком-отелем, у входа – орудие времен Второй мировой. Надо позвонить. Дверь откроет бабушка (дай ей Бог здоровья!), очевидица тех трагических событий, которым и посвящена экспозиция.

В классическом понимании слова – это и не музей вовсе. Это, скорее, домашняя коллекция всего того, что имело и имеет отношение к событиям 1939-1940 годов, когда СССР, якобы озабоченный пролегающей близ Ленинграда финской границей, потребовал от Финляндии отодвинуть ее подальше и, не получив ответа, двинул свои войска против этой небольшой страны. «Я смотрю на карту, и не понимаю, зачем такой огромной стране, как Россия, потребовалось отобрать эту узкую полоску земли у такой маленькой страны, как Финляндии,» – сказала мне тогда старая финка. Впрочем, она, наверное, и не финка вовсе: она закончила школу в Кякисальми (нынешнем Приозерске), муж ее родом из Сортавалы – они, скорее, карелы. Ее рассказ о Лоте Свярд (этим женским именем из поэмы Й.Л. Рунеберга называлась во время советско-финской войны организация Красного Креста; это же имя носили все женщины-медсестры) растрогал нас до глубины души. Ее воспоминания, фотографии разрушенной советской артиллерией Иматры, выставленные за стеклом экспонаты того же времени – все было живо и более любой другой монументально-бетонной скульптуры заставляло задуматься об ужасах войны.

Экскурсия велась на английском. Те некоторые слова, которые я знал по-фински, к месту и не к месту употребленные, возымели должный эффект – нам была показана и хозяйская часть дома; мы с интересом ознакомились с бытом двух пенсионеров, превратившись свой дом в музей.

В общем, этот музей вызвал у нас самые положительные эмоции.

Окрестности Иматры

Рядом с Иматрой находится поселок Руоколахти. Замечателен он Церковным холмом, изображенным, как утверждают буклеты, на известном полотне финского художника Альберта Эдельфельта. Огромная церковь и потрясающей красоты колокольня рядом с ней, на кладбище времен советско-финской войны.

Колокольня эта представляет собой характерный образец карельского зодчества: дерево, резьба, шатровый купол. В ней соединилось все лучшее, что можно увидеть у нас в Кижах, и особую прелесть ей придает осознание того, что ее не трогали, не разбирали при перевозке, и стоит она там же, где и стояла 250 лет назад (1752).

* * *

Выехав из Руоколахти, мы долго катались вдоль границы в поисках "Музейной дороги" Нискапиетиля – Миеттиля, там, где, если верить путеводителю, находятся пограничные знаки со времен Ништадтского мира 1721 года, но так и не смогли найти выезд ни к одному из поселков. Закончилось все тем, что мы, утомившись бесплодными поисками, заехали в кафе "Lohela", что в 5 км от Иматры в сторону Савонлинны, купить свежекопченого лосося и двинули назад, на Петербург.

Обратно опять же поехали на Светогорский переход. Мои волнения насчет излишков алкоголя и сроков пребывания в Финляндии оказались совершенно напрасными – на финской таможне никого ничто не интересовало, и, получив штамп в паспорт, мы спокойно обналичили чеки tax-free (обменник находится уже за погранконтролем).

На русской стороне бдительный таможенник долго допытывался, зачем мы ездили и что мы везем, но, получив несколько раз один и тот же ответ «Туризм. Личные вещи», – прощупал нашу большую сумку и поставил печать в бегунок.

Обратный путь был легким и приятным. Извилистая дорога до Выборга – одно удовольствие от езды при сухом асфальте. На обратном пути выезд из погранзоны беспрепятственен – солдаты поднимают шлагбаум, едва завидев приближающуюся машину.

Выборг, трасса Скандинавия, Питер… все, мы дома!

 

О самом главном (сколько это стоит)

Расходы до поездки

Визы (2 шт) 50 евро
Мед. страховки для детей* (2 шт) 7 евро
Гринкарта на 15 дней 13 евро
Итого 70 евро

______________
* У нас с женой уже была мед. страховка

Питание, проживание, развлечения

Перед поездкой я решил уточнить в конференции стоимость питания в финских барах/ресторанах. Был несколько расстроен результатами дискуссии. На поверку все оказалось значительно дешевле (или мои представления о достойном ужине существенно занижены) – так, обед из трех горячих блюд и по бокалу вина каждому взрослому обошелся нам в сумму чуть больше 40 евро. Наверное, все дело здесь в возрасте наших детей и в размере финских порций – такое блюдо с трудом может осилить даже взрослый!

Недорого (или, как теперь модно говорить, «бюджетно») можно поесть в любой арабско-турецкой «кебабне»: комплексный обед из пиццы, салата и напитка стоит в районе 7-9 евро. Причем пицца, как правило, такого размера, что ее можно смело делить на двоих, остатки (а они будут!) забирать с собой – надо только попросить у официанта коробочку. В Иматре такая кебабня находится в районе Тайнионкоски, в торговом центре. В ресторане в центре города, на Коскенпаррас, обычный обед из «нефирменных» блюд обошелся нам в пределах 25 евро. Ну, и надо ли говорить о том, что после обильного «финско-шведского стола», предлагаемого нам на завтрак в гостинице, желание посетить ресторан приходило лишь к ужину!

О стоимости гостиницы я уже писал – 210 евро за 2 ночи за номер с четырьмя кроватями. Дорого, конечно, зато комфортно. Существенной экономии можно добиться, поселившись в кемпинге.

Билеты в аквапарк «Иматран Кюльпюля»: семейный билет (2 взрослых + 2 детей) стоил нам 26 евро. Сэкономить можно, если наслаждаться водными процедурами в первой половине дня – семейные билеты с 12 до 16 часов стоят 20 евро. Цены на билеты – по ссылке: http://www.lomaliitto.fi/imatra.

Расходы на бензин индивидуальны, т.к. зависят от размера бензобака, «прожорливости» машины и маршрута. Для нашего маршрута Петербург – Выборг – Светогорск – Иматра – Лапеенранта – Иматра и обратно с лихвой хватило 70-литрового бака моего «Пассата Варианта», заправленного еще в Петербурге.

Шоппинг – понятие настолько личное, что я даже не буду ничего писать об этом. Единственное, о чем следует помнить туристу – о возможности оформить чек такс-фри при покупке на сумму свыше 50 евро (правда, необходимо уточнить в магазине, с какой суммы они выписывают такс-фри). Возврат составляет примерно 16 % от стоимости товара. Естественно, эти покупки нельзя распаковывать до выезда из Финляндии.

И последнее – в книжном магазине Иматры мы купили «Атлас автомобильных дорог Европы» всего за 10 евро. Участь летнего отпуска была предрешена.

 

Ссылки по теме:

Официальный сайт г. Иматра

 

Наши другие путешествия в Финляндию:

Первомай в Хельсинки. Апрель – май 2009 г.

Визит к Санта-Клаусу. Январь 2008 г.

Савонлинна. Отдых в коттедже. Сентябрь 2001 г.

 

Назад

К содержанию