Прогулки по Риму. Часть 2
Главная страница

Неделя в Риме

Прогулки по Вечному городу

Главная страница

Наши путешествия

Италия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Содержание:

Перелет
Трансфер
Отель
Рим
Площадь Св. Петра
Мост Св. Ангела
Виа Джулия
Кампо-дей-Фьори
Набережные Тибра

Капитолий
Площадь Минервы
Площадь Ротонда
Площадь Навона
Area Sacra Torre Argentina

Замок святого Ангела
Власть и оружие
Папский коридор

Санта-Мария-дельи-Анджели
Санта-Мария-Маджоре

Сан-Пьетро-ин-Винколи
Ворота Сан-Джованни

Галерея Боргезе
Скульптура и Караваджо
Картины

Вилла Боргезе
Ночной Рим

Аппиева дорога
Церковь Кво Вадис
Катакомбы cв. Себастьяна
Мавзолей Цецилии Метеллы


 

К началу поездки

Античный Рим – несомненная ощутимая реальность. Снова и снова приезжая в город, убеждаешься в первоначальном подозрении: две тысячи лет назад он был таким же, как сегодня, минус мотороллеры.

Пётр Вайль "Гений места"

Часть 2: Капитолий – площадь Минервы – площадь Ротонда – площадь Навона

Воскресенье, 19 августа, день 3

Сегодня ввечеру, как мы помним, у нас запланирован визит в Замок святого Ангела. А пока надо скоротать денёк по возможности непринуждённо и с пользой. Покупаем билеты на автобус в ближайшей табачной лавке – Tabacchi – и следуем к площади Венеции (piazza Venezia), чтобы все ж не оставить без внимания хрестоматийные, но такие любимые знаковые места Рима. Отсюда и начинаем наш витиеватый маршрут.

Маршрут 2-го дня

Капитолий

Площадь Венеции

Площадь Венеции

Выбираемся из автобуса и прямо перед собой, у подножия Капитолия, видим руины древней инсулы. Она находится слева от лестницы, ведущей к храму Санта-Мария-ин-Арачели.

Площадь Венеции. Руина инсулы

Естественно и природно, в зелени деревьев, стоит единственная сохранившаяся в городе руина инсулы – многоквартирного дома, многоэтажки. Таково жилье большинства римлян...

Пётр Вайль "Гений места"

До появления инсул, в республиканскую эпоху, римляне жили в домах – домус, предназначавшихся для одной семьи. Подробнее изучить жилища древних римлян сподручнее в археологическом заповеднике Остия-Антика, расположенном почти у побережья Тирренского моря к юго-западу от Рима, неподалеку от аэропорта Фьюмичино.

Санта-Мария-ин-Арачели

Немножко поразмыслив, куда двигаться дальше, вспомнили, что почему-то не довелось нам до сих пор побывать в церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Карабкаемся по довольно крутой лестнице, рассуждая: открыто ли?

Санта-Мария-ин-Арачели / Santa Maria in Aracoeli
Адрес:Scala dell'Arce Capitolina, 12, 00186 Roma RM
Телефон: +39 06 6976 3839

Санта-Мария-ин-Арачели

Удача нам улыбнулась. Внутри идёт служба. Верующих немного. И всё же под строгим оком церковника несколько неловко раскованно перемещаться по просторному храму. Правда, вошедшие вместе с нами такие же праздношатающиеся плевали на условности и чувствовали себя вполне по-свойски.

Санта-Мария-ин-Арачели

Всё, как обычно, шедевр на шедевре. На что обратить внимание? Как ни странно, сначала на пол, хотя, войдя в храм, первым делом всегда хочется взглянуть наверх.

Санта-Мария-ин-Арачели

Извольте: причудливый кессоновый потолок XVI века прекрасен – глаз не оторвать!

Мозаичный пол выполнен мастерами художественной династии Космати.

Надо было вырасти среди этих руин и каменных россыпей, чтобы воспитать в себе такую любовь к мрамору, какая отличает Космати. Для них не должен был пропасть ни один из кусков красноватого "giallo antico" или зеленоватого, как морская вода, хрупкого и слоистого циполина.

Павел Муратов "Образы Италии"

Санта-Мария-ин-Арачели

Потом мы ещё увидим в римских храмах не только полы, выполненные представителями талантливого семейства, но и прочие детали внутреннего церковного убранства. Космати виртуозно владели искусством обработки мрамора, создавали интересные скульптурные работы, были авторами архитектурных проектов.

Санта-Мария-ин-Арачели

Не пройдите случайно мимо часовни, что первая справа при входе. Ее украшает цикл фресок Пинтуриккьо, посвящённых святому Бернардину Сиенскому.

Санта-Мария-ин-Арачели

Некоторые надгробия знатных аристократических семейств – работы Микеланджело и Донателло.

Санта-Мария-ин-Арачели

В Санта-Мария-ин-Арачели хранятся мощи святой Елены – матери императора Константина. Эта женщина в возрасте около восьмидесяти лет совершила паломничество в Иерусалим и организовала там поиски реликвий, связанных с историями из Нового Завета. Кое-что ей удалось привезти в Рим.

Санта-Мария-ин-Арачели

В главном алтаре находится ещё одна христианская святыня – византийская икона Мадонна Арачели.

Санта-Мария-ин-Арачели

Слева от алтаря, в сакристии – скульптура младенца Иисуса в натуральную величину, выполненная из ветви оливы, взятой в Гефсиманском саду.

Санта-Мария-ин-Арачели

Покидаем храм через боковой выход и оказываемся перед панорамой Римского форума. В который раз любуемся античными развалинами. Отдаём им должное, делая несколько фотоснимков, и возвращаемся к площади Венеции.

Капитолийская волчица

Капитолийская волчица

Римский форум. Храм Сатурна

Храм Сатурна, один из древнейших в Риме, был воздвигнут около 489 года до н.э. после победы над этрусками.

Римский форум. Триумфальная арка Септимия Севера

Триумфальная арка Септимия Севера

Римский форум. Храм Венеры-Прародительницы

Три колонны храма Венеры-Прародительницы, построенного Юлием Цезарем в знак признательности Венере за то, что она помогла будущему императору одержать победу над Помпеем.

Римский форум. Храм свв. Луки и Мартины

Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Иосиф Бродский "Письма римскому другу"

Римский форум

* * *

via dei Fori Imperiali

Сегодня воскресенье, и движение транспорта по улице Императорских форумов (via dei Fori Imperiali) перекрыто.

Рим. Витториано

Давно уже собирались подняться на смотровую площадку монументального Витториано. Но жарко, и при мысли о восхождении на новую высоту становится как-то невыносимо печально.

Витториано – монумент в честь объединения Италии

Витториано – мощный монумент в честь объединения Италии

Рим. Музей Рисорджименто

Уныния добавляет название расположенного в памятнике музея: Рисорджименто. Так в истории называется период борьбы за объединение Италии. Как-то не привлекает. А что тут еще? Выставка, посвященная китайскому сопротивлению? Спасибо, как-нибудь в другой раз. Боком-боком обходим мемориал и оказываемся на Императорских форумах. У колонны Траяна делаем небольшую остановку.

Колонна Траяна установлена в 113 году н.э. в честь побед над даками. Ее ствол огибает спираль с рельефами, изображающими эпизоды войны и действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов – как римлян, так и даков того времени.

Рим. Колонна Траяна

Здесь мы немного застряли в раздумьях: куда двигаться дальше? Направляемся к дому на северо-запад.

Рим. Экскурсия на сигвеях

Экскурсия на полотерах сигвеях

Площадь Минервы / Piazza della Minerva

Рим. Санта-Мария-сопра-Минерва

По дороге попадаем на площадь Минервы. В выходящей на неё готической церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в 1633 году состоялся суд над Галилеем, на котором учёный произнёс свою знаменитую фразу: "А всё-таки она вертится!"

Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva
Адрес: Piazza della Minerva, 42, 00186 Roma RM
Часы работы: срд, чтв, птн 10.00 – 16.00
Сайт: www.basilicaminerva.it

Рим. Санта-Мария-сопра-Минерва

Посреди площади стоит прелестный слоник с водруженным на него египетским обелиском. Артефакт обнаружили в XVII веке монахи, возделывавшие огород. Очередной папа повелел установить его на одной из римских площадей. Довести проект до ума поручили Бернини. Тот в качестве базы сваял слоника, вдохновившись иллюстрацией к средневековому мистическому роману "Гипнэротомахия Полифила", в котором главному герою во сне явился слон с обелиском на спине.

Проект выглядел мило и изящно, но папа усомнился в расчетах гения и настоял на том, чтобы под животное поставили какую-нибудь подпорку, так как вся конструкция показалась ему довольно шаткой.

Бернини выполнил волю служителя культа и даже замаскировал подставленный под слона цилиндр симпатичной попонкой, но был взбешён выказанным ему недоверием. В результате слоник стоит, отворотив морду от церкви, а его зад, откляченный неприличным образом, повёрнут к доминиканскому монастырю. Не стоит гневить гениев!

Дали. Космический слон

Сальвадор Дали в своем творчестве использовал тот же сюжет.
"Космический слон", музей Ралли, Кейсария

Пантеон

Пробираемся к Пантеону с тыла. Думаем: зайти, не зайти... Внутри мы уже бывали прежде. Осматриваем мощное античное сооружение снаружи.

Пантеон

Со стороны апсиды сохранились древние декоративные элементы. Сложно представить себе то великолепие, в котором он представал, будучи облицованным белым камнем. Но главное: здесь тень!

Пантеон

Пантеон – храм всех богов

Пантеон

Обращаем внимание на броневики и солдатиков с автоматами: после серии автомобильных терактов в Европе предприняты повышенные меры безопасности.

Площадь Ротонда / Piazza Rotonda

Пантеон

Выходим на площадь Ротонда. Всю её пересекает витиеватый хвост из туристов, стремящихся войти в древнее сооружение. Зайдём и мы, но не сегодня.

Рим – удивительно барочный город

Рим – удивительно барочный город!

Нельзя представить себе Рим без церковного фасада в духе барокко, с его типическим делением на два этажа, полуколоннами, пилястрами, дробными фронтонами, нишами, статуями и неизбежными волютами на углах.

Павел Муратов "Образы Италии"

Итальянское мороженое

То здесь, то там манят джелатерии. Делаем паузу. Присаживаемся в одной из них.

Итальянское мороженое

Джелато отличается от обычного мороженого низким содержанием молочных жиров, однако сахара в нем больше. Это кремообразное, нежное мороженое медленно тает из-за плотной текстуры.

Настоящее джелато не выпускается промышленным способом: мастера трудятся над ним в специальных заведениях – джелатериях – и подают мороженое сразу после приготовления. У каждого мастера джелато получается с уникальным вкусом и запахом.

Площадь Навона / Piazza Navona

В прошлый наш визит нам не удалось толком насладиться очарованием площади Навона. Тогда на ней развернулся Рождественский базар, и мы долго не могли найти друг друга в толпе. Спешим исправиться.

Площадь Навона

Подготовившись к встрече с прекрасным, выходим на античный стадион. Когда-то здесь состязались римские атлеты, а теперь почти тишь да гладь: местечко облюбовали художники и туристы. Редкий римлянин добежит до середины площади: чего ему тут делать?

Площадь Навона

Три обильных водой фонтана, движение их статуй в светящихся сумерках, архитектурная игра фасада Сант Аньезе и горячий рыжий цвет окружающих площадь домов, – таково здесь никогда не забываемое видение Рима. <...> Здесь долго не смолкает говор вечерней народной жизни, и до полночи на окропленных брызгами скамьях перед Берниниевским каскадом сменяются молчаливые пары влюбленных, кроткие нищие, бездомные, как птицы, дети и заезжие иностранцы, полюбившие этот овал, эти дома, этот шум воды, этих реющих в воздухе летучих мышей, эти постепенно гаснущие в окнах огни, эту густую синеву римской летней ночи.

Павел Муратов "Образы Италии"

Площадь Навона

На дворцы и церкви, выходящие на площадь, почти никто не смотрит. Главное её достоинство – фонтаны, к двум из которых приложил руку вездесущий Бернини.

Площадь Навона

В южной части площади фонтан появился в конце XVI века. Проект Джакомо делла Порта отличался лаконичностью: просторная мраморная ванна неправильной формы служила сугубо утилитарным целям, собирая воду из ближайшего акведука.

Площадь Навона

Аналогичный резервуар соорудили и в противоположном конце площади. Их украсили тритоны, выполненные двумя годами ранее для фонтана на пьяцца дель Пополо, но так и пролежавшие без дела. Получилось чистенько, но бедненько.

Площадь Навона

Тогда за дело взялся Бернини. С подачи папы, конечно. Южный фонтан, известный теперь как фонтан Мавра (Fontana del Moro) подвергся кардинальной переделке, а в центр был помещён мавр, он же эфиоп, борющийся с дельфином (неужели нельзя было просто договориться с несчастной животиной?).

Площадь Навона

До северного фонтана (Нептуна) как-то руки не дошли, и вся прочая скульптура появилась там лишь в XIX веке.

Площадь Навона

Нептун сражается с морским гадом.

Фонтан четырёх рек / Fontana dei Quattro Fiumi

Площадь Навона

Центральная доминанта площади – Фонтан четырёх рек. Здесь гений Бернини развернулся на полную катушку. Мало было ему аллегорического изображения главных рек четырёх частей мира, а таковыми в те времена считались Нил, Ганг, Дунай и Рио-де-ла-Плата, так он ещё и в серединку этого торта воткнул египетский обелиск с вишенкой голубем на вершине.

Площадь Навона

Не успел фонтан появиться, как римляне в своей манере тут же нашли объяснение тому, чегой-то Нил прикрывает голову какой-то тряпицей: дескать, глаза б его не смотрели на фасад церкви святой Сант-Аньезе-ин-Агоне, спроектированный Борромини. А Рио-де-ла-Плата и вовсе отпрянул в ужасе, опасаясь, что на него вот-вот обрушится колокольня.

Площадь Навона

Но, вроде бы, церковь на площади появилась позже фонтана. Может, прозорливый Бернини прознал о проекте соперника и сыграл на опережение? Эти размышления застали нас у ступеней той самой церкви, которая, увы, оказалась закрыта.

Площадь Навона

* * *

Пополняем запасы воды в фонтанчике с питьевой водой, но не в Берниниевском, а чуть в стороне от площади.

Рим. Магазинчики COOP

Рядышком, в магазинчике COOP, оборудованы специальные места для трапезы и даже есть микроволновка: размещаемся на обед несколько странноватым для нас образом. Можно было вернуться с провизией и обратно на площадь – созерцать каменные творения великих итальянских мастеров, но ноги требовали отдыха, а перегретый организм – кондиционера. Сегодня мы остались без сиесты, а впереди ещё забег по Папскому коридору.

Улицы Рима

Идём неторопливо, как и договаривались, к Замку Святого Ангела. По дороге решаем ещё одну житейскую проблему. Дело в том, что с общественными заведениями в Риме оказалось туговато. Каждый раз ломиться в бары не пристало. Остаются торговые центры, музеи и... церкви.

Chiesa del Gesu

Перед нами как раз церковь Иисуса Ордена иезуитов – Джезу (Chiesa del Gesu). Сколько в неё не заходили, открытым оказывался, прости господи, лишь туалет.

Римские церкви привлекают приезжих не только своими памятниками, своей историей, но и той действительной жизнью, которая протекает в их стенах.

Павел Муратов "Образы Италии"

Сант-Андреа-делла-Валле

Пришлось своё религиозное рвение и тягу к прекрасному унимать в соседней церкви Сант-Андреа-делла-Валле. Уже рассматривая дома фотографии из поездки, никак не могли понять: что нас в неё занесло. Справедливости ради заметим, что это – самая большая барочная церковь Рима.

Сант-Андреа-делла-Валле / Sant’Andrea della Valle
Адрес: Piazza Vidoni, 6 / Corso Vittorio Emanuele II, 00186 Roma RM
Сайт: santandrea.teatinos.org

Сант-Андреа-делла-Валле

В апсиде – три фрески о страданиях Святого Андреа:
"Распятие", "Мученичество" и "Положение во гроб" работы Маттиа Прети.

Сант-Андреа-делла-Валле

Муки святого Андрея на косом ("андреевском") кресте

Сант-Андреа-делла-Валле

Своды обильно украшены фресками. Роскошные интерьеры в свое время вдохновили Джакомо Пуччини: он выбрал эту церковь для места действия первого акта "Тоски".

Сант-Андреа-делла-Валле

Выдают аудиогиды. Для удобства рассматривания потолка в центре храма стоит зеркало. Не надо голову задирать!

Сант-Андреа-делла-Валле

В верхней части фасада слева заметно выделяется одинокая фигура ангела – очередной пример препирательств местных гениев. Проектом занимались Джакомо делла Порта и Карло Мадерна. Автор фасада Карло Райнальди пытался убедить коллег, что пропорции здания нарушены и оно не сегодня – завтра рухнет. Слушать его никто не стал. Церковь стоит по сей день – наверное, благодаря ангелу на фронтоне, который с легкой руки Райнальди уже несколько веков подпирает фасад.

Ареа Сакра торре Арджентина / Area Sacra Torre Argentina

Ареа Сакра торре Арджентина

Между церквями Иисуса и Святого Андрея расположена археологическая зона Ареа Сакра торре Арджентина. Пройти мимо просто невозможно!

Ареа Сакра торре Арджентина

Названа она в честь башни, но не той, что стоит на площади – эта средневековая дель Папито к делу не относится, а той, что теперь встроена во дворец Буркарда. Слово "Арджентина" тоже не имеет отношения к Южной Америке. Так, а точнее Argentoratum, как ни странно, на латыни назывался Страсбург, рядом с которым обнаружили залежи серебра. Иоаннес Буркарда – правая рука нескольких пап – происходил как раз из этого немецкого города и любил представляться просто: Аргентинус, Иоаннес Аргентинус. Никто не возражал – так его в Риме и величали. Более того, и дворец, в коем он обретался, стали так называть, а заодно и встроенную в него башню. А потом, чего уж там – и площадь получила все то же название. Ох уж эти итальянцы, вечно стремятся всех запутать! Или во всем немцы виноваты?

Ареа Сакра торре Арджентина

Так вот, археологическая зона... Осмотреть ее можно только с площади – ниже уровня современного тротуара спуститься не удастся, да, может, и ни к чему – все и так прекрасно видно. Внизу шныряют кошки, с незапамятных времён облюбовавшие это местечко.

Ареа Сакра торре Арджентина

Обнаруженные храмы эпохи Республики обозначены римскими буквами: a, b, c, d. Вокруг – руины общественных зданий. Здесь же некогда стоял знаменитый театр Помпея, от которого ничего не осталось. В курии театра (конференц-зале, если хотите) убили Юлия Цезаря.

Театро Арджентина

Место это скрыто под тротуаром перед другим знаменитым римским театром, где как-то ославился Россини со своим "Севильским цирюльником". Говорят, разгоряченная толпа со свистом и улюлюканьем долго преследовала композитора, убегавшего от неё по римским улочкам.

Театро Арджентина / Teatro Argentina
Адрес: Largo di Torre Argentina, 52, 00186 Roma RM
Телефон: +39 06 6840 00314
Сайт: www.teatrodiroma.net

Театро Арджентина

Теперь в этом театре дают калягинского "Ревизора", поставленного в "Et Cetera". Надеемся, нынешняя публика умеет вести себя более пристойно.

А между тем, пора бы и ускориться: аудиенция у папского коридора в замке Святого Ангела назначена на 18:00...


Продолжение: Замок святого Ангела и папский коридор



Назад Яндекс.Метрика

Дальше