Содержание

Неделя в Риме

Прогулки по Вечному городу

Содержание:

Перелет
Трансфер
Отель

Площадь Св. Петра
Мост Св. Ангела
Виа Джулия

Кампо-дей-Фьори
Набережные Тибра

Капитолий
Площадь Минервы
Площадь Ротонда
Площадь Навона
Area Sacra Torre Argentina

728*90

К началу поездки

Античный Рим – несомненная ощутимая реальность. Снова и снова приезжая в город, убеждаешься в первоначальном подозрении: две тысячи лет назад он был таким же, как сегодня, минус мотороллеры.

Пётр Вайль "Гений места"

Часть 2: Капитолий – площадь Минервы – площадь Ротонда – площадь Навона

Воскресенье, 19 августа, день 3

Сегодня ввечеру, как мы помним, у нас запланирован визит в Замок святого Ангела. А пока надо скоротать денёк по возможности непринуждённо и с пользой. Покупаем билеты на автобус в ближайшей табачной лавке – Tabacchi – и следуем к площади Венеции (piazza Venezia), чтобы все ж не оставить без внимания хрестоматийные, но такие любимые знаковые места Рима. Отсюда и начинаем наш витиеватый маршрут.

Капитолий

Площадь Венеции

Выбираемся из автобуса и прямо перед собой, у подножия Капитолия, видим руины древней инсулы. Она находится слева от лестницы, ведущей к храму Санта-Мария-ин-Арачели.

Естественно и природно, в зелени деревьев, стоит единственная сохранившаяся в городе руина инсулы – многоквартирного дома, многоэтажки. Таково жилье большинства римлян...

Пётр Вайль "Гений места"

До появления инсул, в республиканскую эпоху, римляне жили в домах – домус, предназначавшихся для одной семьи. Подробнее изучить жилища древних римлян сподручнее в археологическом заповеднике Остия-Антика, расположенном почти у побережья Тирренского моря к юго-западу от Рима, неподалеку от аэропорта Фьюмичино.

Немножко поразмыслив, куда двигаться дальше, вспомнили, что почему-то не довелось нам до сих пор побывать в церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Карабкаемся по довольно крутой лестнице, рассуждая: открыто ли?

Санта-Мария-ин-Арачели / Santa Maria in Aracoeli
Адрес:Scala dell'Arce Capitolina, 12, 00186 Roma RM
Телефон: +39 06 6976 3839

Удача нам улыбнулась. Внутри идёт служба. Верующих немного. И всё же под строгим оком церковника несколько неловко раскованно перемещаться по просторному храму. Правда, вошедшие вместе с нами такие же праздношатающиеся плевали на условности и чувствовали себя вполне по-свойски.

Всё, как обычно, шедевр на шедевре. На что обратить внимание? Как ни странно, сначала на пол, хотя, войдя в храм, первым делом всегда хочется взглянуть наверх.

Извольте: причудливый кессоновый потолок XVI века прекрасен – глаз не оторвать!

Мозаичный пол выполнен мастерами художественной династии Космати.

Надо было вырасти среди этих руин и каменных россыпей, чтобы воспитать в себе такую любовь к мрамору, какая отличает Космати. Для них не должен был пропасть ни один из кусков красноватого "giallo antico" или зеленоватого, как морская вода, хрупкого и слоистого циполина.

Павел Муратов "Образы Италии"

Потом мы ещё увидим в римских храмах не только полы, выполненные представителями талантливого семейства, но и прочие детали внутреннего церковного убранства. Космати виртуозно владели искусством обработки мрамора, создавали интересные скульптурные работы, были авторами архитектурных проектов.

Не пройдите случайно мимо часовни, что первая справа при входе. Ее украшает цикл фресок Пинтуриккьо, посвящённых святому Бернардину Сиенскому.

Некоторые надгробия знатных аристократических семейств – работы Микеланджело и Донателло.

В Санта-Мария-ин-Арачели хранятся мощи святой Елены – матери императора Константина. Эта женщина в возрасте около восьмидесяти лет совершила паломничество в Иерусалим и организовала там поиски реликвий, связанных с историями из Нового Завета. Кое-что ей удалось привезти в Рим.

В главном алтаре находится ещё одна христианская святыня – византийская икона Мадонна Арачели.

Слева от алтаря, в сакристии – скульптура младенца Иисуса в натуральную величину, выполненная из ветви оливы, взятой в Гефсиманском саду.

Покидаем храм через боковой выход и оказываемся перед панорамой Римского форума. В который раз любуемся античными развалинами. Отдаём им должное, делая несколько фотоснимков, и возвращаемся к площади Венеции.

Капитолийская волчица

Храм Сатурна, один из древнейших в Риме, был воздвигнут около 489 года до н.э. после победы над этрусками.

Триумфальная арка Септимия Севера

Три колонны храма Венеры-Прародительницы, построенного Юлием Цезарем в знак признательности Венере за то, что она помогла будущему императору одержать победу над Помпеем.

Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Иосиф Бродский "Письма римскому другу"

* * *

Сегодня воскресенье, и движение транспорта по улице Императорских форумов (via dei Fori Imperiali) перекрыто.

Давно уже собирались подняться на смотровую площадку монументального Витториано. Но жарко, и при мысли о восхождении на новую высоту становится как-то невыносимо печально.

Витториано – мощный монумент в честь объединения Италии

Уныния добавляет название расположенного в памятнике музея: Рисорджименто. Так в истории называется период борьбы за объединение Италии. Как-то не привлекает. А что тут еще? Выставка, посвященная китайскому сопротивлению? Спасибо, как-нибудь в другой раз. Боком-боком обходим мемориал и оказываемся на Императорских форумах. У колонны Траяна делаем небольшую остановку.

Колонна Траяна установлена в 113 году н.э. в честь побед над даками. Ее ствол огибает спираль с рельефами, изображающими эпизоды войны и действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов – как римлян, так и даков того времени.

Здесь мы немного застряли в раздумьях: куда двигаться дальше? Направляемся к дому на северо-запад.

Экскурсия на полотерах сигвеях

Площадь Минервы / Piazza della Minerva

По дороге попадаем на площадь Минервы. В выходящей на неё готической церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в 1633 году состоялся суд над Галилеем, на котором учёный произнёс свою знаменитую фразу: "А всё-таки она вертится!"

Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva
Адрес: Piazza della Minerva, 42, 00186 Roma RM
Часы работы: срд, чтв, птн 10.00 – 16.00
Сайт: www.basilicaminerva.it

Посреди площади стоит прелестный слоник с водруженным на него египетским обелиском. Артефакт обнаружили в XVII веке монахи, возделывавшие огород. Очередной папа повелел установить его на одной из римских площадей. Довести проект до ума поручили Бернини. Тот в качестве базы сваял слоника, вдохновившись иллюстрацией к средневековому мистическому роману "Гипнэротомахия Полифила", в котором главному герою во сне явился слон с обелиском на спине.

Проект выглядел мило и изящно, но папа усомнился в расчетах гения и настоял на том, чтобы под животное поставили какую-нибудь подпорку, так как вся конструкция показалась ему довольно шаткой.

Бернини выполнил волю служителя культа и даже замаскировал подставленный под слона цилиндр симпатичной попонкой, но был взбешён выказанным ему недоверием. В результате слоник стоит, отворотив морду от церкви, а его зад, откляченный неприличным образом, повёрнут к доминиканскому монастырю. Не стоит гневить гениев!

Сальвадор Дали в своем творчестве использовал тот же сюжет.
"Космический слон", музей Ралли, Кейсария

Пробираемся к Пантеону с тыла. Думаем: зайти, не зайти... Внутри мы уже бывали прежде. Осматриваем мощное античное сооружение снаружи.

Со стороны апсиды сохранились древние декоративные элементы. Сложно представить себе то великолепие, в котором он представал, будучи облицованным белым камнем. Но главное: здесь тень!

Пантеон – храм всех богов

Обращаем внимание на броневики и солдатиков с автоматами: после серии автомобильных терактов в Европе предприняты повышенные меры безопасности.

Площадь Ротонда / Piazza Rotonda

Выходим на площадь Ротонда. Всю её пересекает витиеватый хвост из туристов, стремящихся войти в древнее сооружение. Зайдём и мы, но не сегодня.

Рим – удивительно барочный город!

Нельзя представить себе Рим без церковного фасада в духе барокко, с его типическим делением на два этажа, полуколоннами, пилястрами, дробными фронтонами, нишами, статуями и неизбежными волютами на углах.

Павел Муратов "Образы Италии"

То здесь, то там манят джелатерии. Делаем паузу. Присаживаемся в одной из них.

Джелато отличается от обычного мороженого низким содержанием молочных жиров, однако сахара в нем больше. Это кремообразное, нежное мороженое медленно тает из-за плотной текстуры.

Настоящее джелато не выпускается промышленным способом: мастера трудятся над ним в специальных заведениях – джелатериях – и подают мороженое сразу после приготовления. У каждого мастера джелато получается с уникальным вкусом и запахом.

Площадь Навона / Piazza Navona

В прошлый наш визит нам не удалось толком насладиться очарованием площади Навона. Тогда на ней развернулся Рождественский базар, и мы долго не могли найти друг друга в толпе. Спешим исправиться.

Подготовившись к встрече с прекрасным, выходим на античный стадион. Когда-то здесь состязались римские атлеты, а теперь почти тишь да гладь: местечко облюбовали художники и туристы. Редкий римлянин добежит до середины площади: чего ему тут делать?

Три обильных водой фонтана, движение их статуй в светящихся сумерках, архитектурная игра фасада Сант Аньезе и горячий рыжий цвет окружающих площадь домов, – таково здесь никогда не забываемое видение Рима. <...> Здесь долго не смолкает говор вечерней народной жизни, и до полночи на окропленных брызгами скамьях перед Берниниевским каскадом сменяются молчаливые пары влюбленных, кроткие нищие, бездомные, как птицы, дети и заезжие иностранцы, полюбившие этот овал, эти дома, этот шум воды, этих реющих в воздухе летучих мышей, эти постепенно гаснущие в окнах огни, эту густую синеву римской летней ночи.

Павел Муратов "Образы Италии"

На дворцы и церкви, выходящие на площадь, почти никто не смотрит. Главное её достоинство – фонтаны, к двум из которых приложил руку вездесущий Бернини.

В южной части площади фонтан появился в конце XVI века. Проект Джакомо делла Порта отличался лаконичностью: просторная мраморная ванна неправильной формы служила сугубо утилитарным целям, собирая воду из ближайшего акведука.

Аналогичный резервуар соорудили и в противоположном конце площади. Их украсили тритоны, выполненные двумя годами ранее для фонтана на пьяцца дель Пополо, но так и пролежавшие без дела. Получилось чистенько, но бедненько.

Тогда за дело взялся Бернини. С подачи папы, конечно. Южный фонтан, известный теперь как фонтан Мавра (Fontana del Moro) подвергся кардинальной переделке, а в центр был помещён мавр, он же эфиоп, борющийся с дельфином (неужели нельзя было просто договориться с несчастной животиной?).

До северного фонтана (Нептуна) как-то руки не дошли, и вся прочая скульптура появилась там лишь в XIX веке.

Нептун сражается с морским гадом.

Фонтан четырёх рек / Fontana dei Quattro Fiumi

Центральная доминанта площади – Фонтан четырёх рек. Здесь гений Бернини развернулся на полную катушку. Мало было ему аллегорического изображения главных рек четырёх частей мира, а таковыми в те времена считались Нил, Ганг, Дунай и Рио-де-ла-Плата, так он ещё и в серединку этого торта воткнул египетский обелиск с вишенкой голубем на вершине.

Не успел фонтан появиться, как римляне в своей манере тут же нашли объяснение тому, чегой-то Нил прикрывает голову какой-то тряпицей: дескать, глаза б его не смотрели на фасад церкви святой Сант-Аньезе-ин-Агоне, спроектированный Борромини. А Рио-де-ла-Плата и вовсе отпрянул в ужасе, опасаясь, что на него вот-вот обрушится колокольня.

Но, вроде бы, церковь на площади появилась позже фонтана. Может, прозорливый Бернини, прознал о проекте соперника и сыграл на опережение? Эти размышления застали нас у ступеней той самой церкви, которая, увы, оказалась закрыта.

* * *

Пополняем запасы воды в фонтанчике с питьевой водой, но не в Берниниевском, а чуть в стороне от площади.

Рядышком, в магазинчике COOP, оборудованы специальные места для трапезы и даже есть микроволновка: размещаемся на обед несколько странноватым для нас образом. Можно было вернуться с провизией и обратно на площадь – созерцать каменные творения великих итальянских мастеров, но ноги требовали отдыха, а перегретый организм – кондиционера. Сегодня мы остались без сиесты, а впереди ещё забег по Папскому коридору.

Идём неторопливо, как и договаривались, к Замку Святого Ангела. По дороге решаем ещё одну житейскую проблему. Дело в том, что с общественными заведениями в Риме оказалось туговато. Каждый раз ломиться в бары не пристало. Остаются торговые центры, музеи и... церкви.

Перед нами как раз церковь Иисуса Ордена иезуитов – Джезу (Chiesa del Gesu). Сколько в неё не заходили, открытым оказывался, прости господи, лишь туалет.

Римские церкви привлекают приезжих не только своими памятниками, своей историей, но и той действительной жизнью, которая протекает в их стенах.

Павел Муратов "Образы Италии"

Пришлось своё религиозное рвение и тягу к прекрасному унимать в соседней церкви Сант-Андреа-делла-Валле. Уже рассматривая дома фотографии из поездки, никак не могли понять: что нас в неё занесло. Справедливости ради заметим, что это – самая большая барочная церковь Рима.

Сант-Андреа-делла-Валле / Sant’Andrea della Valle
Адрес: Piazza Vidoni, 6 / Corso Vittorio Emanuele II, 00186 Roma RM
Сайт: santandrea.teatinos.org

В апсиде – три фрески о страданиях Святого Андреа:
"Распятие", "Мученичество" и "Положение во гроб" работы Маттиа Прети.

Муки святого Андрея на косом ("андреевском") кресте

Своды обильно украшены фресками. Роскошные интерьеры в свое время вдохновили Джакомо Пуччини: он выбрал эту церковь для места действия первого акта "Тоски".

Выдают аудиогиды. Для удобства рассматривания потолка в центре храма стоит зеркало. Не надо голову задирать!

В верхней части фасада слева заметно выделяется одинокая фигура ангела – очередной пример препирательств местных гениев. Проектом занимались Джакомо делла Порта и Карло Мадерна. Автор фасада Карло Райнальди пытался убедить коллег, что пропорции здания нарушены и оно не сегодня – завтра рухнет. Слушать его никто не стал. Церковь стоит по сей день – наверное, благодаря ангелу на фронтоне, который с легкой руки Райнальди уже несколько веков подпирает фасад.

Ареа Сакра торре Арджентина / Area Sacra Torre Argentina

Между церквями Иисуса и Святого Андрея расположена археологическая зона Ареа Сакра торре Арджентина. Пройти мимо просто невозможно!

Названа она в честь башни, но не той, что стоит на площади – эта средневековая дель Папито к делу не относится, а той, что теперь встроена во дворец Буркарда. Слово "Арджентина" тоже не имеет отношения к Южной Америке. Так, а точнее Argentoratum, как ни странно, на латыни назывался Страсбург, рядом с которым обнаружили залежи серебра. Иоаннес Буркарда – правая рука нескольких пап – происходил как раз из этого немецкого города и любил представляться просто: Аргентинус, Иоаннес Аргентинус. Никто не возражал – так его в Риме и величали. Более того, и дворец, в коем он обретался, стали так называть, а заодно и встроенную в него башню. А потом, чего уж там – и площадь получила все то же название. Ох уж эти итальянцы, вечно стремятся всех запутать! Или во всем немцы виноваты?

Так вот, археологическая зона... Осмотреть ее можно только с площади – ниже уровня современного тротуара спуститься не удастся, да, может, и ни к чему – все и так прекрасно видно. Внизу шныряют кошки, с незапамятных времён облюбовавшие это местечко.

Обнаруженные храмы эпохи Республики обозначены римскими буквами: a, b, c, d. Вокруг – руины общественных зданий. Здесь же некогда стоял знаменитый театр Помпея, от которого ничего не осталось. В курии театра (конференц-зале, если хотите) убили Юлия Цезаря.

Место это скрыто под тротуаром перед другим знаменитым римским театром, где как-то ославился Россини со своим "Севильским цирюльником". Говорят, разгоряченная толпа со свистом и улюлюканьем долго преследовала композитора, убегавшего от неё по римским улочкам.

Театро Арджентина / Teatro Argentina
Адрес: Largo di Torre Argentina, 52, 00186 Roma RM
Телефон: +39 06 6840 00314
Сайт: www.teatrodiroma.net

Теперь в этом театре дают калягинского "Ревизора", поставленного в "Et Cetera". Надеемся, нынешняя публика умеет вести себя более пристойно.

А между тем, пора бы и ускориться: аудиенция у папского коридора в замке Святого Ангела назначена на 18. Нас попросили прийти пораньше, чтобы успеть осмотреть сам замок, уверив, что больше часа там делать нечего. Обманули. Но об этом – в следующей части.

Продолжение следует...



Назад Яндекс.Метрика

К содержанию