Прогулки по Риму. Часть 8
Главная страница

Неделя в Риме

Прогулки по Вечному городу

Главная страница

Наши путешествия

Италия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Содержание:

Перелет
Трансфер
Отель
Рим
Площадь Св. Петра
Мост Св. Ангела
Виа Джулия
Кампо-дей-Фьори
Набережные Тибра

Капитолий
Площадь Минервы
Площадь Ротонда
Площадь Навона
Area Sacra Torre Argentina

Замок святого Ангела
Власть и оружие
Папский коридор

Санта-Мария-дельи-Анджели
Санта-Мария-Маджоре

Сан-Пьетро-ин-Винколи
Ворота Сан-Джованни

Галерея Боргезе
Скульптура и Караваджо
Картины

Вилла Боргезе
Ночной Рим

Аппиева дорога
Церковь Кво Вадис
Катакомбы cв. Себастьяна
Мавзолей Цецилии Метеллы


 

К началу поездки

Часть 8: Виа Аппиа Антика

Среда, 22 августа

Длинных царицей дорог Аппиев путь называют
(Appia longarum teritur regina viarum)

Древнеримский поэт Стаций

В Риме немного мест, где так же легко провалиться в прошлое, как на Аппиевой дороге.

Виктор Сонькин «Здесь был Рим...»

Via Appia Antica

Утро потратили на поиски телефона, и знакомство с Аппиевой дорогой началось намного позже запланированного. Телефон, по счастью, ждал нас на кассе магазина, и вот мы уже выгружаемся на станции метро Circo Massimo.

Наш маршрут по Старой Аппиевой дороге

Наш маршрут по Старой Аппиевой дороге

Термы Каракалы

Термы Каракалы / Terme di Caracalla
Address: Viale delle Terme di Caracalla, 00153 Roma
Сайт: www.coopculture.it

В термы не пошли – они столь обширны, что здесь легко оставить пару-тройку часов (и сил), которых у нас и так в обрез.

Via Appia Antica

Начинаем наш путь по древнему тракту. Вообще, удивительно, как быстро римляне поняли важность дорог для успешного функционирования государства. Ни разные климатические зоны (от тайги Африки до Британских морей), ни пыльность почв, ни набеги варваров не помешали римским инженерам окутать всю империю разветвленной дорожной сетью – и обеспечить экономическую (и военную) связь между самыми разными ее областями. Впрочем, удивительно не то, что римляне это быстро поняли, а то, что некоторые другие империи до этой простой мысли так и не дошли...

Via Appia Antica

Первый участок дороги был построен во время долгой войны Рима с самнитами, населявшими тогда Кампанию. На дворе стоял 312 год до нашей эры. Цензор Аппий Клавдий Красс, позднее прозванный Цек («Слепой»), поручил построить дорогу от Капенских ворот до города Капуи. Римский историк Тит Ливий так пишет об этом событии:

На этот год приходится и знаменитое цензорство Аппия Клавдия и Гая Плавтия, но Аппиеву имени в памяти потомков досталась более счастливая судьба, потому что он проложил дорогу и провел в город воду; совершил он все это один, так как товарищ его, устыдясь беззастенчивой недобросовестности, с какой были составлены сенаторские списки, сложил с себя должность.

Via Appia Antica

Аппий вымостил массивными камнями большую часть названной его именем дороги от Рима до Капуи, растратив на строительство почти всю государственную казну. Возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями. Позднее дорогу протянули до Брундизия (ныне Бриндизи) на Адриатике. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. Аппиева дорога стала важнейшей торговой артерией Империи.

Арка Друза

Аппий Клавдий

В ту пору Рим впервые столкнулся с военным противником из материковой Греции: Пирр, царь Эпира (государства на западном берегу Балканского полуострова), опираясь на поддержку греческих колоний в Италии – так называемой «Великой Греции», – угрожал римским интересам в регионе. В Рим для переговоров о мирном соглашении прибыл эмиссар царя Киней; сенаторы не без основания опасались Пирра с его македонской выучкой и боевыми слонами и были склонны заключить договор на предлагаемых условиях. И тут в Сенат на носилках внесли дряхлого, слепого Аппия. «Хорошо, что я ослеп, отцы сенаторы, – сказал старик, – и не вижу этого позора. Договариваться с врагом, пока его армия не ушла из Италии? Да вы с ума сошли!» Пристыженные сенаторы отвергли мир, Киней вернулся ни с чем и доложил Пирру, что Сенат показался ему собранием царей, а римский народ – лернейской гидрой, у которой взамен каждой отрубленной головы вырастают две новые. Впоследствии Пирр одержал несколько побед над римскими войсками, но эти победы были, как легко догадаться, пирровыми, и стратегическое преимущество осталось за римлянами.

Речь, произнесенная Аппием Клавдием в Сенате, была первым прозаическим текстом на латинском языке, который записали и потом еще долго изучали в школах. Из нее до нас дошло выражение «каждый человек – кузнец своего счастья» (quisque faber suae fortunae). Заслуги Аппия вывели доселе неприметный род Клавдиев на политическую авансцену, на которой он оставался много веков, вплоть до императоров Юлиево-Клавдиевой династии – Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона.

Виктор Сонькин «Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу»

Polonskybooks – книжный магазин в Хайфе

Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks!

Арка Друза

Выходим к воротам Святого Себастьяна – здесь и начинается искомый путь. Перед воротами – руины, которые когда-то считались старейшей триумфальной аркой Древнего Рима, возведенной в честь Друза, отца императора Клавдия. Сейчас ученые более осторожны в идентификации. В этом месте Аппиеву дорогу пересекало ответвление Клавдиева акведука, питающее Термы Каракаллы, и это – не что иное, как один из пролетов древнего водовода. Откровенно говоря, эта версия кажется более верной.

Ворота святого Себастьяна

Ворота святого Себастьяна (Porta San Sebastiano)

В античный период ворота назывались Порта-Аппия. В раннехристианские времена их переименовали по катакомбам святого Себастьяна, расположенным неподалеку, надстроили двумя этажами и башнями с зубцами. Впрочем, эта предосторожность не помогла – варвары все-таки взяли и разгромили Рим.

Ныне в башне расположен Музей стен – бесплатный, что особенно обидно... Обидно потому, что он закрылся буквально за пять минут до нашего визита. Эх, проклятая рассеянность! Не забудь кое-кто телефон во вчерашнем магазине, успели бы...

Музей стен /Museo delle mura
Address: Via di Porta San Sebastiano, 18 – 00179 Roma
Часы работы: втр – вск 09:00–14:00
Сайт: www.museodellemuraroma.it

Картьера Латина

Еще одной аттракцией в начале пути может стать "Картьера Латина" – бывшая бумажная фабрика, ныне активно превращаемая в историко-археологическую зону. Наверное, она в большей мере представляет ценность для искушенного туриста, не в первый раз уже оказавшегося на этом маршруте, а наш же интерес был более академическим биологическим – здесь есть бесплатный и постоянно открытый туалет :-)

Via Appia Antica

Продолжаем наш путь. Вдоль дороги нет ни обочин, ни тротуаров, а трафик присутствует. Не так, чтобы очень, но в достаточно напрягающем количестве. Знающие камрады советуют изучать древний тракт по воскресеньям (когда виа Аппиа Антика якобы закрыта для транспорта), но наш график не позволил поступить так. Впрочем, тогда, наверное, досаждали бы не редкие автомобили, а толпы туристов...

Автобусная остановка

Есть еще пара способов сэкономить усилия при посещении Аппиевой дороги: от метро San Giovanni доехать до базилики Сан-Себастьяно на 218 автобусе и сразу же погрузиться в прохладную тишину древних подземелий или перемещаться по виа Аппиа на кольцевом 118 маршруте.

Via Appia Antica

Будто в насмешку, нам на глаза несколько раз попался открытый туристический автобус BigBus Rome... Впрочем, нам почему-то кажется, что по виа Аппиа надо пройти именно пешком, прочувствовав своей подошвой каждый древний камень на этом пути.

Via Appia Antica

К этому времени мы поняли, что было бы неплохо запрыгнуть в автобус где-то по дороге – но как это сделать без билета? Как мы уже знали, у водителя билеты не продаются...

Via Appia Antica

По счастью, тут же нам подвернулось бюро турист-информейшн со станцией по прокату велосипедов и (самое главное!) автоматом по продаже билетов на городской транспорт. Впрочем, у итальянцев еще не закончился обед, поэтому некоторое время пришлось потусоваться в церкви напротив, а затем свершить-таки задуманное...

Церковь "Кво Вадис" / Chiesa del Domine Quo Vadis
Address: Via Appia Antica, 51 – 00179 Roma
Site:
www.dominequovadis.com

Церковь Кво Вадис

"Церковью напротив" оказалась Santa Maria in Palmis, больше известная как «Домине Кво Вадис». В «Деяниях Петра» рассказано, как апостол Петр, убегая от антихристианских гонений времен Нерона, встретил на этом месте Христа. Состоявшийся между ними диалог воспроизведен в росписях на стенах церкви.

Церковь Кво Вадис

Domine Quo Vadis? – Куда идешь, Господи?

Церковь Кво Вадис

Venio Romam iterum crucifigi. – Иду в Рим, чтобы быть распятым вновь.

Петр устыдился и вернулся в Рим, где и принял мученическую смерть на перевернутом кресте.

Церковь Кво Вадис

Отпечаток ног Иисуса на месте его встречи святым Петром

Церковь Кво Вадис

«Деяния Петра», не вошедшие в новозаветный канон, тем не менее всегда оставались очень популярными в христианском мире, а знаменитая фраза (нам больше знакомая в церковнославянском варианте – «Камо грядеши») стала названием исторического романа польского писателя Генрика Сенкевича и поставленной по его мотивам голливудской картины.

Церковь Кво Вадис

Бюст нобелевскому лауреату установлен в церкви

Церковь Кво Вадис

Alessandro Costa "Domine Quo Vadis?" (2015)

Via Appia Antica

* * *

Via Appia Antica

Вдоль Аппиевой дороги расположено по меньшей мере три известных нам раннехристианских захоронения, каждое из которых по своему интересно, но посетить их все в один заход вряд ли получится. Во-первых, это, наверное, и ни к чему для не неспециалиста, а во-вторых, у каждой из подземных галерей свой график "работы": катакомбы святого Себастьяна закрыты в воскресенье, в катакомбы Домитиллы нет доступа по вторникам, а в катакомбы св. Каллисто – по средам. А вообще, сообщает нам умное издание, в Риме раскрыто более 70 катакомб с протяженностью подземных ходов свыше 900 км. Внушает!

Via Appia Antica

Римляне за редчайшими исключениями не хоронили людей в черте города. Поэтому самым естественным местом для могил оказались обочины дорог, особенно возле больших городов: с одной стороны, до них легко добраться, с другой – они дают путникам пищу для размышления. Обращение к потенциальному читателю надгробной надписи («Остановись, прохожий! Прохожий, остановись!») – жанр с благородной античной родословной. Римские эпитафии нередко вступали с потомками в живой разговор, заканчиваясь формулой «Я все сказал, теперь ступай».

Виктор Сонькин «Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу»

Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших зажиточные граждане начали хоронить усопших в земле. Уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге богатый римский род Сципионов построил здесь фамильную усыпальницу. Вскоре убранство гробниц стало делом престижа. Сенат пытался прекратить излишнее украшение захоронений, однако закон не смог противостоять новой римской традиции. Несколько ближайших к городским воротам километров Аппиевой дороги использовались в качестве некрополя. Таким замысловатым образом римляне демонстрировали своё богатство и положение в обществе.

* * *

Наконец, дошли до катакомб святого Себастьяна. Честно говоря, мы особенно не выбирали сегодняшний объект посещения, просто первые попавшиеся нам на пути захоронения были закрыты, другие лежали немного в стороне от дороги, зато третьи оказались своего рода "родоначальниками" этого названия. Само происхождение слова «катакомбы» точно не установлено (хотя всюду пишут о том, что "ката кюмбас" переводится как "возле пустот" почему-то с древнегреческого), но известно, что впервые оно стало употребляться именно здесь.

Катакомбы Св Себастьяна

Катакомбы Св Себастьяна/ Catacombe di San Sebastiano
Via Appia Antica, 136, 00179 Roma RM
Tel: +39 06.78.50.350
E-mail: info@catacombe.org
Site: www.catacombe.org
Время работы: 8:30–12:00, 14:30–17:30 (зимой закрываются на полчаса раньше). В воскресение закрыты. Посещение только с экскурсией.

Катакомбы Св Себастьяна

Мы скрылись от нещадной августовской жары в прохладе подземелий. Взяли ближайшую по времени экскурсию на французском – его мы худо-бедно знаем вдвоем (и на двоих) – в итоге понравилось. Группа собралась небольшая, человек десять от силы. "Froid ici (холодно здесь)," – неожиданно вспомнили мы подзабытый уже язык. Французы согласно закивали.

Катакомбы Св Себастьяна

Здесь нам строго запретили фотографировать, поэтому все остальные фото катакомб пришлось брать в Интернете.

Катакомбы Св Себастьяна

Впрочем, одну фотографию удалось сделать "от пуза", не целясь, но щелчок затвора достиг ушей гида, и она "тогда строго сказала: Квентин, может быть, ты, конечно, не заметил, но вообще-то я жду Володьку из России, а тебя, говорит, вообще заходить не просили." Ну что-то такое, в общем. Хотя одна французская дама поотстала от группы и снимала все на айфон (видимо, в беззвучном режиме).

Катакомбы Св Себастьяна

Крипта св. Себастьяна
Фото из Интернета

Вообще, росписей и каких-то вычурных захоронений в катакомбах святого Себастьяна немного. Запомнились три вырубленных в породе мавзолея, расположенных на небольшой площадке, обильно украшенные росписями...

Катакомбы Св Себастьяна

Фото из Интернета

Наконец, поднимаемся в церковь святого Себастьяна, построенную над выходом из катакомб, и тут уже можно снимать...

Базилика Святого Себастьяна

Базилика Святого Себастьяна за городскими стенами /
San Sebastiano fuori le mura / Sancti Sebastiani ad Catacumbas

Address: Via Appia Antica, 136 – 00179 Roma
​ Сайт: www.sansebastianofuorilemura.org

Базилика Святого Себастьяна

Алтарь с изображением святых Петра и Павла у Распятия

До IX века церковь называлась «Апостольская базилика», так как здесь хранились останки апостолов Петра и Павла, найденные в катакомбах.

Базилика Святого Себастьяна

Резной потолок

Базилика Святого Себастьяна

Позже здесь, согласно той же христианской традиции, были обнаружены останки юноши с многочисленными ранами от стрел. Молва приписала их святому Себастьяну.

Базилика Святого Себастьяна

Себастьян был гвардейцем Диоклетиана, одного из тех немногих римских императоров, которые всерьез преследовали христиан. Тот не знал о религиозных воззрениях своего подчиненного, а когда узнал, сильно разозлился и велел Себастьяна казнить. Предание утверждает, что Себастьян был расстрелян из луков, и сцена его мученической гибели стала излюбленным сюжетом художников итальянского Возрождения, от Мантеньи до Тициана.

Перуджино. Святой Себастьян

Перуджино "Святой Себастьян" (после 1490)
Галерея Боргезе, Рим

Базилика Святого Себастьяна

Реликварий с контуром отпечатка следов Иисуса с того самого камня,
который мы уже видели в церкви "Кво вадис".

Базилика Святого Себастьяна. Св. Антоний Падуанский

Св. Антоний Падуанский

Via Appia Antica

Ранее базилика Святого Себастьяна за стенами входила в список семи храмов, обязательных к посещению благоверным католиком для отпущения грехов. В 2000 году папа Иоанн Павел II вместо этого собора включил в паломнический маршрут храм Пресвятой Богородицы Божественной Любви, тот самый, в котором весь Рим молился о защите города накануне англо-американских бомбардировок 1944 года – и, как показало дальнейшее развитие событий, молитва была услышана Всевышним. Разве не чудо? Тем не менее традиция жива – многие паломники по-прежнему предпочитают посещать базилику Сан-Себастьяно.

* * *

Вилла Максенция / Villa di Massenzio
Address: Via Appia Antica 153 – 00179 Roma
Часы работы: втр – вск 09:00–16:00
Сайт: www.villadimassenzio.it

На часах уже больше четырех пополудни, и мы продолжаем нашу прогулку по старинной дороге. Рядом находится вилла Максенция, но вход туда (к слову, бесплатный) уже закрыт. Место достойно внимания (достаточно того факта, что именно здесь был найден египетский обелиск, установленный ныне на пьяцца Навона), но чего не видели – того не знаем... Обозреваем руины издалека.

Мавзолей Ромула

С Аппиевой дороги виден мавзолей Ромула.

* * *

Возле третьего верстового столба стоит самая знаменитая из гробниц Аппиевой дороги – мавзолей Цецилии Метеллы.

Мавзолей Цецилии Метеллы

Гробница Цецилии Метеллы / Tomba di Cecilia Metella
Address: Via Appia Antica, 161 – 00178 Roma
Часы работы: втр – вск 09:00–17:00 (заканчивает работу раньше или позже в зависимости от времени года, подробности на сайте)
Сайт: www.coopculture.it

Мавзолей Цецилии Метеллы

Желая как-то компенсировать неудачу с посещением других музеев на виа Аппиа, мы внезапно покупаем билеты в мавзолей. Билет стоит 5 евро (вроде, недорого), действителен в течение 2 дней (подряд) и включает доступ на виллу Квинтилиев (Villa dei Quintili). Это все, конечно, здорово, но смотреть в мавзолее решительно нечего.

Мавзолей Цецилии Метеллы

Его главный интерес заключается в возможности подняться на крышу гробницы и осмотреть окрестности (если пустят), – сообщает нам путеводитель. Не пустили – более того, не было даже следов какой-либо лестницы, по которой можно было бы подняться наверх…

Мавзолей Цецилии Метеллы

А на второй музей сил у нас не хватило. Ну что ж, раз деньги за билет уплочены, будем изучать то, что есть. В небольшом музее собраны рельефы и скульптуры с разных гробниц Аппиевой дороги. Вернее, то немногое, что не было растащено по римским дворцам и виллам.

Мавзолей Цецилии Метеллы

Сам мавзолей во времена своей постройки представлял собой характерную для усыпальниц Древнего Рима круглую башню на квадратном основании – как-то так выглядел и замок Святого Ангела, когда был гробницей императора Адриана (ну с большим размахом, разумеется). В XVI веке неподалеку от мавзолея нашли большой саркофаг; неутомимый папа Павел III Фарнезе перенес его в свой римский дворец (где он стоит до сих пор). Имел этот саркофаг отношение к Цецилии Метелле или нет, неясно.

Кто была та женщина, в память о которой возведен столь мощный памятник? Не одни мы задались этим вопросом.

Вот почернелый мрачный бастион.
Часть крепости, обрушиться готовой,
Врагам отпор давал он испокон,
Фронтон его, изогнутый подковой,
Плюща гирляндой двадцативековой,
Как Вечности венком, полузакрыт.
Чем был, что прятал он в тот век суровый?
Не клад ли в подземелье был зарыт?
Нет, тело женщины, – так быль нам говорит.

Зачем твой склеп – дворцовый бастион?
И кто ты? Как жила? Кого любила?
Царь или больше – римлянин был он?
Красавиц дочек ты ему дарила,
Иль вождь, герой, чья необорна сила,
Тобой рожден был? Как ты умерла?
Боготворимой? Да! Твоя могила
Покоить низших саном не могла,
И в ней ты, мертвая, бессмертье обрела.

Джордж Гордон Байрон – Паломничество Чайльд Гарольда

Мавзолей Цецилии Метеллы

Как всегда, о самых знаменитых и хорошо сохранившихся памятниках античности мы знаем до обидного мало. Собственно, вся информация о Мавзолее Цецилии Метеллы содержится на стене самого здания: со стороны дороги круговой фриз прерывается рельефом с изображением военных трофеев, а под рельефом написано: CAECILIAE Q. CRETICI F. METELLAE CRASSI, что означает «Цецилии Метелле, дочери Квинта Метелла Критского, жене Красса». Беда в том, что Цецилиями Метеллами звали решительно всех женщин в роду Цецилиев Метеллов (личных имен у римлянок не было), а этот знатный и богатый плебейский род в республиканские времена породил множество чиновников, полководцев и политиков.

Ключ к точной атрибуции дает слово «Критский»: такие прозвища давали полководцам, подчинившим Риму очередную провинцию. Конфликт Рима с островом Критом приходится на середину I века до н. э., когда критяне помогали тогдашнему злейшему врагу римлян на Востоке, Митридату, и к тому же предоставляли убежище средиземноморским пиратам, которые на какое-то время полностью парализовали римские военные и торговые морские пути. Метелл благополучно разгромил критские войска и превратил остров в римскую провинцию. В этом случае муж нашей Цецилии – скорее всего, не знаменитый Марк Лициний Красс, победитель Спартака и самый богатый человек Рима, а его сын или внук. Хотя авторам путеводителей вплоть до XIX века очень хотелось, чтобы это был все-таки тот, «главный» Красс: так романтичнее.

Виктор Сонькин «Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу»

Мавзолей Цецилии Метеллы

По окружности мавзолея идет декоративный рельеф с венками и головами крупного рогатого скота. Считается, что именно поэтому простой народ стал называть мавзолей, а потом и его ближайшие окрестности Capo di Bove («бычья голова»).

Мавзолей Цецилии Метеллы

В античности гробница, скорее всего, была накрыта простой конусообразной крышей. «Кремлевские» зубцы на вершине монумента появились в средние века, когда семейство Каэтани приобрело поместье Капо-ди-Бове (включая гробницу Цецилии Метеллы) и построило укрепленный замок. Мавзолей был превращен в сторожевую башню, к которой пристроили жилые покои.

Церковь святого Николая у замка Каэтани

Остов церкви святого Николая – то немногое, что сохранилось от обширного поместья.

Каэтани использовали укрепление для контроля за дорогой и сбора пошлины. В 1485 году обитатели покинули замок. На протяжении веков он подвергался многочисленным попыткам разобрать его на стройматериалы, но гуманистическая эпоха Возрождения с ее интересом к античности сохранила мавзолей для потомков...

...при виде её только и начинаешь понимать, что значит прочная каменная кладка. Эти люди работали для вечности, всё было ими учтено, кроме безрассудного, дикого варварства, от которого нет спасения.

Иоганн Вольфганг Гёте «Путешествие в Италию»

Тишбейн. Гёте в Кампанье

Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн «Гёте в Кампанье»
На заднем плане – мавзолей Цецилии Метеллы

* * *

Via Appia Antica

Вконец обессиленные, берем языка: "Где, мол, у вас автобусная остановка?" – "Да вот, говорит, за поворотом..." Идти пришлось прилично. Почему-то надеялись, что там мы сможем сесть на кольцевой 118 маршрут и из окна увидеть то, на что нас уже не хватило – но нет, там останавливается какой-то 660 автобус. "До метро едете?" – задаем мы водителю единственный интересующий нас к этому времени вопрос. – "Да, до Arco di Travertino." – "Ну и славно!"

В автобусе

Автобус оказался чем-то вроде маршрутки, а метро находилось в каком-то промышленном районе города. Но и то, и другое свою функцию выполнило, и вот мы уже ковыляем в отель...

Via Appia Antica

Что ж, мечта идиота сбылась! Когда же, наконец, кончится этот отпуск?


Продолжение следует...



Назад Яндекс.Метрика

К содержанию