Содержание

Архангельское

Версаль Версалем

 

 

Июнь 2007 г.

Полистали путеводитель «Выходные в Подмосковье» серии «Ле Пти Фюте», выбрали своей целью Архангельское. Речь о нем идет в первом же маршруте «Аристократическое Москворечье». Путеводитель рекомендует начать поездку с посещения Троице-Лыково, где особый интерес представляет Троицкая церковь, второй после Филевского храм, построенный в стиле нарышкинского барокко.

Церковь нашли не без плутания.

"Какое же это барокко?" – в недоумении спрашивали мы друг друга, но решили, что путеводителям/архитекторам виднее. Как выяснилось позже и не без помощи Интернета, целью нашей была совсем другая церковь, но она, судя по всему, была скрыта строительными лесами. А мы обозревали Успенскую церковь, построенную в середине XIX века.

В любом случае, в Троице-Лыково надо будет съездить снова.

* * *

Поехали в Архангельское.

…В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый человек!" В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: "Черт знает что такое!" – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную…

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Бывают такие места, от которых ждешь чего-то такого, что прямо «ах!»… Возьмем, скажем, Версаль.

Ах, Версаль! Франция, Париж неподалеку, короли солнцеподобные, фонтаны красоты неописуемой… А войдешь внутрь – роскошь на грани безвкусия, фонтаны работают лишь по паре часов в сутки (это вам не Петергоф), да и фонтанов-то этих – раз-два и обчелся (точно – не Петергоф!). В общем, Версаль, конечно, неплох, но видали мы королевские резиденции и побогаче.

Или, скажем, Архангельское. Сколько у него эпитетов: «замечательный памятник», «величественный красотой», «русский Версаль», наконец… Как ждал я встречи с прекрасным!

Архангельское находится между Москвой и Красногорском, в пределах 10 км от МКАД. По указателям доехали до парка, долго парковали машину у обочины: 12 июня, День «независимости», народу всегда много... Пошли в музей-усадьбу-санаторий (да-да, так на сайте Архангельского и написано!).

Ко дворцу мы вышли откуда-то сбоку, хотя намного эффектнее было бы подойти прямо к воротам.

За воротами, во внутреннем парадном дворе рядами установлены стулья. Очевидно, сейчас дворик используется для проведения концертов.

Дворец строился в несколько этапов: путеводители сообщают о проекте некоего французского архитектора Шарля де Герна. Высказывается предположение, что он, скорее всего, никогда не бывал в России. (Интересно, что сочетание architect Charles de Guerne(-s) вне связи с Архангельским нерусскому Интернету неизвестно!)

Строили дворец в 1786-1790 гг. русские мастера, и, говорят, построенное "несколько" отличается от проекта. После покупки имения князем Юсуповым в 1809 г. над вторым этажом был выстроен бельведер. Здание неоднократно перестраивалось: после разорения его французами в 1812 г., после пожара 1820 г. Наверное, сейчас господин де Герн (буде он действительно автор) не узнал бы свой проект!

Обходим дворец по кругу (внутрь не попасть, реставрация). Читаем путеводитель:

Особое место среди декоративной скульптуры верхней террасы занимает группа «Геркулес и Антей» – монументальное воплощение замысла великого Микеланджело... Динамичные формы контрастируют с холодной статикой герм; до предела напряженные мускулы, искаженные огромным усилием лица, – все говорит о жестокой борьбе.

Речь идет об одном из подвигов Геркулеса/Геракла:

Шел Геркулес дни и ночи и, наконец, пришел в Ливию, где свирепствовал великан Антей, сын бога Посейдона и богини земли Геи. Великан требовал, чтобы каждый путник боролся с ним. Но кто мог одолеть сына властелина морей?! Антей всех побеждал в единоборстве и разрывал их на части. Он принудил и Геркулеса бороться с ним. Несколько раз Геркулес бросал его на землю, но после этого Антей становился еще сильнее и с большей энергией набрасывался на него. Во время борьбы Геркулес заметил, что, как только Антей начинал терять силы, он прикасался к земле – своей матери – и от нее получал еще большую силу. Раскрыв тайну непобедимости Антея, Геркулес поднял его высоко над землей. Иссякли силы сына Геи, и Геркулес задушил его.

А вообще-то Микеланджело был того… И не случайно что-то педерастическое есть в мучительных объятиях этих фигур.

Итак, чем славится Архангельское?

Подпорная терраса, обильно украшенная скульптурой, действительно, уникальна: здесь около 200 изваяний, выполненных в XVIII – начале XIX в.

В центральной части стены нижней террасы – грот, закрытый декоративной решеткой. Рядом – бюсты римских, греческих и египетских героев, императоров и полководцев.

Кстати о полководцах: с 1919 и до середины 1990-х гг. усадьба принадлежала министерству обороны, будучи санаторием высшего командного состава. Особенно жаловал это место нарком Троцкий, да и другие военачальники любили здесь бывать. Сначала они жили во дворце, но затем были выстроены роскошные санаторные корпуса.

В путеводителях про корпуса санатория неизменно пишут как о "заслонивших вид на Москву-реку и существенно исказивших ансамбль". Мне так и представлялись бездушные бетонные коробки – а как еще мог выглядеть советский санаторий? Но нет, сооружены они были в 1934 году, пока еще архитекторы помнили про основы классицизма. Да и от Москвы-реки давно уже осталось лишь пересохшее русло. В общем, не показались они нам инородным телом.

Собственно большой партер, которому парк обязан распространенным эпитетом «подмосковный Версаль», особого впечатления не производит: огромный прямоугольник с выжженной солнцем редкой растительностью. Вокруг партера: беседки, павильоны, памятные колонны. Недалеко – «Храм Екатерины», небольшая беседка, в глубине которой помещена бронзовая фигура императрицы в виде богини правосудия Фемиды.

Вообще, такими памятными знаками в честь того или иного события парк нагружен чрезмерно:

Например, "21 июля 1829 года его королевское высочество принц Козерев-Мирза оказал честь князю Юсупову отобедать с ним в Архангельском". И такого рода памятников – пруд пруди!

Еще одним весьма интересным парковым сооружением является юсуповская усыпальница, своей колоннадой отдаленно напоминающая Казанский собор в Петербурге (хотя что-то подсказывает мне, что прообразом ее послужило совершенно иное здание).

История строительства этого храма-усыпальницы овеяна легендами. Приведу одну из них:

Дело было в царствование Федора Алексеевича. Правнук Юсуфа-мурзы по имени Абдул-мурза принимал в Романове патриарха Иоакима и, по незнанию православных постов, накормил его гусем. Патриарх принял гуся за рыбу, отведал и похвалил, а хозяин возьми да скажи: это, мол, не рыба, а гусь, и повар мой столь искусен, что может приготовить гуся под рыбу. Патриарх разгневался и по возвращении в Москву рассказал всю историю царю Федору Алексеевичу. Царь лишил Абдула-мурзу всех пожалований, и богач в одночасье стал нищим. Он напряженно думал три дня и принял решение креститься в православной вере. Абдул-мурза, сын Сеюша-мурзы, был крещен под именем Дмитрий и придумал себе фамилию в память предка своего Юсуфа: Юсупово-Княжево. Так появился на Руси князь Дмитрий Сеюшевич Юсупово-Княжево.

Но в ту же ночь было ему видение. Внятный голос произнес: "Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, не проживут долее 26 лет".

Страшное предсказание сбылось в начале ХХ века, когда накануне своего 26-летия Николай Феликсович Юсупов полюбил замужнюю женщину. Ее муж вызвал его на дуэль и убил. Дуэль состоялась в Петербурге на Крестовском острове в июне 1908 года. Погребен был князь Николай Феликсович в подмосковном Архангельском. Потрясенные родители строят в Архангельском храм-усыпальницу, где должны были находить свой последний приют князья Юсуповы. Храм возводил известный московский зодчий Клейн.

Единственным наследником фамильного состояния Юсуповых после гибели своего старшего брата стал Феликс Феликсович Юсупов, один из будущих организаторов убийства Распутина. На могиле князя на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем написано: "Князь Юсупов, освободивший Россию от Распутина".

В усыпальнице же никогда никто не был захоронен, поскольку в 1918 г. Юсуповы навсегда покинули Россию. Остальное вам уже известно...

 

Полезные ссылки:

Cайт музея-усадьбы-санатория (есть подробные инструкции, как добраться, в т.ч. для автомобилистов).

 

Другие прогулки по московским усадьбам:

Коломенское. Мед и золото.

Кузьминки. Петербургские аллюзии.

Осень в Царицыно. Люди, живность и культурка.

Кусково.

Остафьево. Ложка дегтя в золоте осени.

Царицыно. Историческая справедливость?

 

 

Назад Яндекс.Метрика

К содержанию