Зимний отпуск в Заполярье

Часть 1: Петербург – Мурманск

 

Автор: Сергей Колюбакин

Декабрь 2009 г.

Как ни смешно прозвучит, я отправился в Мурманск, чтобы использовать недогулянный отпуск. Целых 2 недели. Просил начальство записать их в отгулы, но было приказано отдыхать! Вот и пришлось срочно что-то выдумывать :)) К счастью, в 10 км от Мурманска нашлось место для бесплатного житья, а без машины там делать нечего.

Так я отправился в свое первое зимнее автопутешествие.

Северная Карелия. Впервые в жизни пересекаю Северный Полярный Круг.

Где-то недалеко рядом с дорогой установлен бетонный обелиск с надписью "Полярный круг". Видел его фото в инете, а вот самому не удалось. Метель помешала. Фото сделано через ветровое стекло: ну ОЧЕНЬ не хотелось выходить!

Машина прошла 300 километров под непрерывной метелью. Метель была по всей Карелии, видимость иногда сокращалась до 50 метров, за обочиной ничего не видно, большая часть машин отдыхала в "карманах". Трудно поверить, но под колёсами трасса М-18...

Трассу вроде чистили, но не успевали убрать снег даже с одной полосы. Самое неприятное – обгонять попутную фуру: можно цепануть обочину и тогда легко окажешься под её колёсами.

Но именно в таких условиях водители очень внимательны друг к другу: редко приходится видеть такое взаимопонимание и осторожность на дороге.

А вообще, на Севере народ душевный. Я остановился на обочине дороги в Полярный, чтобы сфотографировать окрестности, включил аварийку. Буквально через минуту рядом притормозила встречная "Тойота" и водитель озабоченно поинтересовался: всё ли у меня в порядке? Замечу, что я не голосовал, и дело было в светлое время суток на относительно оживленной трассе.

Здесь начинается Мурманская область. И раньше начинались более-менее нормальные дороги... Сейчас дорога разбита только от Питера до Волхова. А дальше вся М-18 весьма приличная. (За исключением моста в Лодейном Поле – он просто ужасен!)

Эту дорогу я запомню надолго...

Из СПб до Мурманска проехал 1360 км за 22 часа без отдыха. Обратно, через Ловозеро, получилось 1500 км за 26 часов, но уже с 2-часовым сном в машине.

Мурманская область. Поморская деревня Ковда на берегу Кандалакшского залива известна с 1542 г.

Поклонный крест в деревне Ковда.

Когда вокруг полярная ночь, почти вся фотосъемка со штатива. Выдержка 0,5 секунды при ISO=500. Время – 10 утра. Но это всё-таки ночь: солнце не показывается из-за горизонта.

Деревня Ковда. Как ни странно, и зимой в этих домах живут люди.

Деревня Ковда. Свято-Никольская церковь 1705 г.

Церковь в деревне Ковда считается одним из "семи чудес" Мурманской области. Чудеса выбирали местные жители (я узнал об этом по местному ТВ). В их число входят 2 церкви: в Варзуге и Ковде. Справедливости ради надо сказать, что церковь в Варзуге гораздо красивее, но и добраться до неё гораздо труднее.

Княжегубская ГЭС в поселке Зеленоборский.

Поселок Зеленоборский. Канал Княжегубской ГЭС.

Река Канда.

Название не обманывает: подъезжаю к Кандалакше. Отсюда начинается Кольский полуостров.

Я хорошо отношусь к "мирному атому". Но ТУДА не повернул...

Наверное, в отместку атомная станция выбросила в погоню этот столб пара. Он гнался за мной больше километра со скоростью около 50 км/ч!

Дорога приближается к Хибинам. Много подъемов и спусков. А вдоль дороги лес, покрытый белым инеем. И так на протяжении многих километров. Этот лес – изумительное, непередаваемое зрелище. Фотографировать его можно долго, но... лучше хоть раз увидеть самому.

Полёт хищной птицы над заполярным лесом.

Горы на подъезде к Мончегорску.

Лес растет только в низинах, на склонах мельчает, а выше и пропадает совсем. Этот край называют Мончетундрой.

Мурманская область, город Мончегорск.

Построен по приказу Кирова в 1937 г. вокруг комбината "Североникель" для разработки медно-никелевых руд.

Многочисленные трубы "Североникеля" испускают разноцветные дымы.

Пользуясь случаем, я подумал о небольшой модернизации машины :))

Мурманская область, город Кола.

Самый старый город на Кольском полуострове: впервые упомянут в летописях в 1264 г. Назван по одноименной реке. Название переводится с финно-угорского как "рыбная река".

У меня такое впечатление, что в этом названии чего-то не хватает, ещё какого-то слова...

Жилые кварталы Колы.

Между ними протекает река Кола. Туман не позволяет разглядеть реку Тулому, которая, объединяясь с Колой, дает начало Кольскому заливу.

Автомобильный мост в Коле.

До строительства нового моста в Мурманске это была единственная общедоступная переправа на другой берег. Мост в аварийном состоянии, движение по нему реверсивное.

Рядом находится аэропорт Мурмаши и Кольская ГЭС.

Дорога Мурманск–Кола–Мурмаши (все они расположены на правом берегу).

Река Тулома возле Кольской ГЭС.

Дорога вдоль левого берега Туломы и Кольского залива мимо моста в Мурманск ведет в Печенгу и, далее, в Норвегию.

Выезд из Мурманска в сторону Норвегии

Что бы это значило? (рекламный щит на дороге рядом с Мурманском)

Главный въезд в Мурманск. Полярная ночь, время 15 часов.

Южная окраина Мурманска: новый автомобильный мост через Кольский залив и ТЭЦ.

Южная часть Мурманска в полярную ночь.

Южная часть Мурманска днём.

Южное Нагорное – самый молодой район Мурманска.

Мурманск построен на сопках, линии домов часто расположены ярусами. Основной городской транспорт – троллейбус, стоимость проезда 12 рублей.

Центральная часть Мурманска, улица Полярные Зори.

Дом Художников на улице Полярные Зори.

Самое высокое здание города – гостиница "Арктика". Построена ещё в советское время с помощью иностранных специалистов. Но всё равно что-то сделали не так с отоплением и первые годы там стоял арктический холод.

А это парадная сторона "Арктики", которая смотрит на главную городскую площадь "Пять углов", где как раз наряжают новогоднюю ёлку.

К моему удивлению, весь Мурманск оказался завешен рекламой питерской недвижимости.

Областная администрация на проспекте Ленина.

Это здание построено после войны. Объяснение простое: по плотности бомбардировок Мурманск занимает 2-ое место после Сталинграда. К 1944-му здесь сохранилось всего три целых каменных здания. А большая часть деревянных сгорела во время жуткого пожара 18 июля 1942 г. Это плата за приём лендлизовских полярных конвоев. Архангельск и Молотовск – замерзающие порты, поэтому в зимнее время вся нагрузка по приёму "гуманитарной помощи" ложилась на Мурманск.

Мурманский "гербарий".

Главная достопримечательность Мурманска – гигантская статуя "Алёши" – защитника советского заполярья.

На мой взгляд, её единственное достоинство – это хороший ориентир. Возьмите для сравнения хотя бы волгоградскую Родину-Мать!

По праздникам можно подняться на Алёшин "воротник" – там находится смотровая площадка (зимой она закрыта). Дверь, ведущая внутрь, хорошо видна на фото.

У ног "Алёши" – обязательный "Вечный Огонь".

Я и Павел – мой гид по Мурманску.

Мурманский порт.

Центральная часть Мурманска. В центре видна гостиница "Арктика".

На этой фотографии видны два ледокола, морской порт Мурманска и много чего ещё...

Атомный ледокол "Россия".

Мурманский Морской вокзал в полярную ночь.

Порт исправно функционирует: до многих поселков и военных баз на Кольском полуострове (а также Новой Земли и ЗФИ) можно добраться только по воде или по воздуху.

Есть и туристы: летом проводятся экскурсии на Северный Полюс. Экскурсионные туры проводят на атомном ледоколе, иногда на хорошем дизельном ледоколе (зависит от ледовой обстановки). Говорят, за "жалкие" 17000 евро за 2 недели можно отправиться на Северный Полюс. В программу тура включено катание на вертолёте. Обычное время таких туров – август.

Пассажирский теплоход, курсирующий вдоль берегов Кольского полуострова.

Первый в мире Атомный ледокол "ЛЕНИН".

Спущен на воду в 1959, выведен из эксплуатации в 1989. Сейчас это корабль-музей, экипаж – 20 человек.

За время своей службы "Ленин" прошел более 1 миллиона км, из которых 86% – во льдах. Он провёл за собой 3741 судно.

Есть ещё один любопытный факт: на борту был оборудован полноценный госпиталь с хорошим медоборудованием, в котором за 30 лет плаваний было проведено больше 200 серьёзных операций (экскурсантов туда водят, но кроме кроватей мало что сохранилось). И вот однажды ледокол вёз на "большую землю" очередную смену какой-то геологоразведочной партии. Но плавание во льдах – дело не быстрое, и одна женщина-геолог, будучи беременной, не смогла "дотянуть" до мурманского роддома. Так появился на свет человек, у которого место рождения – Ленин... :))

Вид на здание Мурманского Морского Пароходства с капитанского мостика "Ленина".

Ядерные реакторы "Ленина" (видна верхняя часть)

Интересно, что до 1969 г. на "Ленине" был 1 реактор, который решили заменить на два. Старый "утилизировали" очень просто: изъяли ядерное топливо, подвели ледокол к Новой Земле, где надо – надпилили и подорвали в нужных точках пиропатроны. В результате старый реактор булькнул на дно, а в Северодвинске корабль обзавелся двумя новыми.

Теперь к месту затопления старого реактора регулярно пытаются пробраться "паломники" из всяческих Гринписов и Белун (типа экскурсионных туров по радиоактивным местам).

Пульт управления ядерными реакторами "Ленина".

Справа большая "красная кнопка" чёрного цвета – экстренное заглушение реактора. По словам экскурсовода, её никогда не использовали: автоматика грамотно справлялась.

В музее "Ленина". Фотографии создателей атомохода.

История "Ленина" в чёрно-белых фотографиях: создатели, капитаны, встреча с "Ермаком".

Интересны судьбы капитанов этого ледокола. Первый, Пономарёв П.А., был таковым всего два года. А вот второй, Соколов Б.М., командовал судном 40 лет (!) (1961–2001) и умер на корабле. Сейчас атомоходом командует третий в его истории капитан Баринов А.Н.

Планируется сделать "Ленин" музеем всего российского ледокольного флота.

"Арктика с борта а/л "Ленин". Чёрно-белые фото В. Кондратьева. Фотовыставка в кают-компании.

* * *

В северной части города, недалеко от "Алёши", сооружён мемориал "Маяк", посвящённый морякам-подводникам, погибшим в мирное время.

Основа мемориала – здание, стилизованное под маяк, в нижней части которого зажигают "вечный огонь".

Наверху построена церковь, от которой отличный вид на город.

Вид на полярно-ночной Мурманск от "Маяка".

Немного ниже маяка установлен якорь с какого-то корабля или п/лодки – выяснить не удалось.

Чтобы можно было оценить размеры якоря, привожу фото автора на нём.

Рядом с маяком установлен фрагмент ходовой рубки АПЛ "Курск".

Памятник "Курску".

Белые точки под российским гербом – результат деятельности охотников за цветными металлами, укравших памятную надпись.

Часть мемориальной доски на рубке "Курска".

В заключение – вид на обледеневшие городские улицы гористого Мурманска: честно говоря, даже на шипах здесь ездить непросто!

* * *

Далее – про окрестности Мурманска и Ловозеро...

 

Назад Яндекс.Метрика

Дальше