Зимний отпуск в Заполярье Часть 2: Полярный, Североморск и Ловозеро |
|
|
|
С севера выезд из Мурманска закрыт КПП Росатома (ближе к берегу) и ЗАТО Североморск. Для автотуристов, не обременённых спецпропусками и временем для их получения, наилучший способ посмотреть на северные окрестности Мурманска – проехать по западному берегу Кольского залива. Благо по нему удобные дороги без единого КПП идут от Колы до Белокаменки. С восточного берега на западный существуют три постоянные переправы: новый автомобильный мост в южной части Мурманска (самая удобная), старый мост в Коле и дорога через Кольскую ГЭС в Мурмашах (проезд только по пропускам). Теоретически есть ещё паромная переправа из центральной части Мурманска до посёлка Абрам-мыс, но реально на неё рассчитывать не стоит. Автодорога вдоль берега Кольского залива. Особо отмечу дорогу от Абрам-мыса до Минькино (осторожно! в Абрам-мысе крутой спуск), отличный вид из посёлка Мишуково (знаменит своим суриково-красным маяком – оттуда можно хорошо рассмотреть авианосец "Адмирал Кузнецов") и съезд на берег в посёлке Белокаменка. Хорошие карты Кольского залива без проблем скачиваются из интернета. Поворот с трассы к посёлку Абрам-мыс. Посёлок Абрам-мыс, здесь на машине можно спуститься на берег залива. Паромная переправа из посёлка Абрам-мыс, вид на Мурманск. Дом на берегу у дороги Абрам-мыс – Минькино. Порт в Минькино. Церковь в Минькино. Танкеры в Кольском заливе у мурманского порта. Маяк у посёлка Мишуково. Порт посёлка Мишуково. Ледокол "Капитан Драницын" (не атомный). База Росатома. Атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". "Адмирал Флота Советского Союза КУЗНЕЦОВ". Наш единственный авианосец на своей постоянной стоянке возле Росатома напротив посёлка Мишуково. Росатом. Док для ремонта и утилизации атомных ледоколов. Слева ждёт своей очереди "Сибирь", справа (в кадр не попала) – "Арктика". Мелкоосадочный атомный ледокол "Таймыр" у причала. Берег Кольского залива в районе посёлка Мишуково. Белокаменка – посёлок на берегу Кольского залива. Рядом с маленькими траулерами здесь стоит громадный танкер-накопитель "Белокаменка" (построен в Японии в 1980, длина 340,5 м, водоизмещение 360,7 тыс.тонн). Используется Роснефтью как плавучее нефтехранилище. Росляково. Самый большой плавучий док в России – ПД-50. Его водоизмещение 80 тысяч тонн, ширина 80 метров, высота 32, длина 330 метров, построен в Швеции. Способен вместить авианосец(!). Наиболее известен тем, что именно в нём транспортировали поднятую со дна п/л "Курск". * * * Из Мурманска я два раза ездил в город Полярный. Это чуть ли не самый северный город России, основанный в 1899 году под названием Александровск-на-Мурмане. Место для строительства города и нового северного порта в 1894 году выбрала комиссия во главе с министром финансов С.Ю. Витте. В дальнейшем из города отправлялось большинство русских полярных экспедиций. В советское время город был переименован и в 1933 г. стал штабом Северной военной флотилии, а строительство в 30-х военно-морской базы лично инспектировал Сталин. Во время войны город был ключевой базой операций флота, в том числе по защите северных конвоев. После войны штаб флота переехал в Североморск (который дальше от границы и лучше защищён). В 2008 г. Полярному присвоено почетное звание "Город воинской славы". Въезд в город. В настоящее время это закрытый город – въезд только по спец пропускам. В Полярном размещена дивизия противолодочных кораблей и ремонтный завод для подводных лодок. Сами подлодки перебазированы в ещё более закрытые базы типа Видяево, Гаджиево и др. Сразу предвосхищу вопросы читателей: у меня на руках был документ, который не вызвал никаких вопросов на въездных КПП Полярного и Североморска и дал возможность свободно фотографировать в военных портах, хотя мой фотоштатив выглядел там очень вызывающе :)) (только в Североморске у меня три раза проверили документы). Проникнуть в Североморск проще, чем в Полярный, я встречал в и-нете соответствующие рассказы. Ещё проще проехать в погранзону на полуостров Рыбачий, но это летом – зимой там делать нечего: если машина сломается в этом богом забытом месте, считай себя покойником. Вернемся в Полярный. Из достопримечательностей в городе есть отличный краеведческий музей, рядом – "Военная горка" – музей военной техники под открытым небом, набережная, заслуживающее внимание оформление жилых домов и несколько воинских памятников. Перекрёсток у дороги, идущей мимо северных военных баз. Ремонтный завод, на переднем плане док для ремонта подводных лодок. Один из первых многоквартирных домов города оказался нежилым. Только размеры декоративного панно впечатляют... Подобных домов в Полярном оказалось немало – жить и служить на севере нынче не очень-то популярно. А вот эти дома вполне жилые и на них можно посмотреть. Полярный, как и Мурманск, – город на сопках. Воинские памятники г. Полярного: Памятник военным морякам на центральном проспекте, где проходят военные парады в праздничные дни. "Кто погиб, но не был побежден..." Площадь "Двух капитанов" в Полярном. Новогодняя ёлка и Дом Офицеров: Считается, что часть событий романа Каверина происходила именно в этом городе. В частности, именно из Александровска стартовала экспедиция капитана Татаринова. Полярный. Екатерининская гавань. Полярный. Корабли в Екатерининской гавани. В основном, это тральщики. Фотография советского времени (из Краеведческого музея): г. Полярный и Екатерининская гавань. Военные памятники Полярного возле Екатерининской гавани. Памятник героям-североморцам. Зенитки времён Великой Отечественной. "Кастрированный" памятник на набережной. Раньше здесь, видимо, был установлен памятник Сталину, а теперь на его постаменте надпись "Краснознамённая Кольская флотилия 1982". Две надписи как-то не сочетаются... Памятник "советскому прошлому" Полярного. Не исключено, что так же этот дом выглядел во времена войны. А с кем мы сейчас воюем??? Фотографий Полярного я намеренно выкладываю много, т.к. весьма немногие туристы могут до него добраться, а город мне понравился и музей там хороший. Рядом с краеведческим музеем Полярного находится "Военная Горка" – военный музей под открытым небом, немного напоминает наш артиллерийский в Кронверке. Полярный. Краеведческий музей. Флаги Мурманской области и Полярного. "Живой уголок" в музее. Часть экспозиции, посвященная основанию города, флаг Александрова-на-Мурмане. Часть экспозиции, посвященная русским полярным экспедициям Чичагова, Толля, Русанова, Брусилова, Литке. Современная фотография, выставленная в музее: ну очень понравилась!:)) * * * Североморск существует с 1896 г., только до 1951 г. это была деревня Ваенга. Сейчас Североморск город немаленький, в 25 км к северу от Мурманска, туда ведёт хорошее шоссе, интенсивный транспортный поток. "Многополосный" КПП, расположенный на северном выезде из Мурманска, ограничивает доступ на довольно обширную территорию, включающую в себя также посёлки Росляково, Сафоново и др. Североморск, как и Мурманск, незамерзающий порт. Зимой там теплее, чем в Мурманске на 3–5 градусов – сказывается близость Гольфстрима, но "солнечных" дней меньше. Интересного там немало, включая музей ВВС в Сафонове, в который очень непросто попасть (для кого он там устроен, это отдельный вопрос :)). Я был в Североморске всего один день и с погодой мне не повезло – сначала пасмурные полярные сумерки, потом полярная ночь. Этот город более доступный, да и хороших фотографий я успел сделать немного, поэтому выложу меньшее количество, чем в случае Полярного. Стелла при въезде в город Североморск. Североморский военный порт. Здесь базируется российский Северный Флот, включая дивизию десантных кораблей. Большой десантный корабль "Кондопога" и катер командующего флотом. "Корабли науки" в бухте Североморска. Назначение их мне неизвестно: возможно, радиолокационное обнаружение противника. * * * В городе много военных памятников и два музея: 1. Музей города и флота я не посетил, т.к. моё время было ограничено и ещё в Мурманском музее Северного флота мне подсказали, что смотреть там нечего – экспозиция так себе. 2. Музей "Подводная лодка К-21", на мой взгляд, самая интересная достопримечательность Североморска и рекомендуется к посещению всем, кто сумел проникнуть в этот закрытый город. Так сложилось, что мне удалось познакомиться с директором этого музея (увидев, что я фотографирую военные корабли, он проверил мои документы, после чего рассказал много интересного и провёл меня по первым отсекам лодки). Офис музея на берегу. График работы музея "К-21". Внешний вид К-21 на вечной стоянке. Нос и боевая рубка К-21: Лодка лишена силовой установки и не способна самостоятельно тронуться с места. Фотографии, сделанные внутри подводной лодки: Фото автора у перископа К-21. Вход в торпедный отсек К-21. Боевая часть торпедного отсека К-21. * * * Военный порт занимает значительную часть побережья бухты и выйти на берег можно или к востоку от него (возле музея "К-21") или на западе, где находится пассажирский порт и швартуются рыболовецкие суда. Вид восточной части города со стороны бухты. Памятник "Торпедный катер ТКА-12" дважды Героя А.О. Шабалина. Не путать с ВАЗ-2101 :)) Кстати, жители Североморска и Мурманска жалуются на то, что тачки здесь гниют со страшной силой... Памятник героям-североморцам (очередной местный Алёша) возле пассажирского порта. Невоенная часть североморского порта. Здесь даже можно свободно прогуляться по пирсам и пофотографировать. Большой противолодочный корабль "Адмирал Харламов" у причала в Североморске. Фото сделано с 30-секундной выдержкой, но всё равно довольно тёмное: пока я там фотографировал, изрядно замёрз. На всякий случай скажу, что в интернете легко найти аналогичные фотографии, сделанные в дневное время на этом же месте. * * * На обратном пути поначалу я хотел заехать в город Апатиты и посетить там известный минералогический музей. Но приближался новогодний праздник, и надо было привезти родственникам какие-нибудь мурманские подарки. Везти куски минералов глупо (любителей таких подарков немного, особенно среди женщин), хотя я и приобрёл в Мурманске несколько рюмок из оникса. Кстати, о ценах в мурманских магазинах: реально они почти не отличаются от питерских, разве что цена бензина немного влияет. В центре Мурманска есть большой "О`Кей", который по ассортименту и по ценам почти не отличается от питерских "О`Кеев". В Мурманске есть несколько магазинов, где можно приобрести местные (и не местные) сувениры. Самый дешёвый расположен на боковой улочке недалеко от здания МВД-ФСБ: адрес не помню, проще спросить у местных жителей (другие точки, подороже, в Краеведческом музее и гостинице "Полярные Зори"). Там я и увидел в продаже саамские изделия из оленьей кожи, меха и кости – сапожки, домашние тапочки, сумочки, кошельки, рукавички, "подпопники", ножики, амулеты. Как мне подсказали знакомые, все эти изделия в большем ассортименте и в 2 раза дешевле можно приобрести в Ловозере, административном центре одноимённого района, центральном посёлке саамов-оленеводов. Туда я и решил заехать на обратном пути из Мурманска в Петербург. * * * Ловозеро называют столицей Русской Лапландии. Схемы посёлка есть в интернете:
Указатель у перекрёстка. Температура воздуха примерно -25-30. Въезд в Ловозеро. Советская улица – главная улица посёлка. На ней расположены административные здания, ТВ, почта, музей и некоторые магазины. А вот так выглядела улица Советская в 1955 г (фото из архива местного музея). Здание Саамского национального культурного центра. Другие здания посёлка. Основная часть саамского народа (примерно 30–60 тыс.чел.) проживает в Скандинавии, в основном, в Норвегии. 90% саамского населения России (около 2 тыс.чел.) живёт в Ловозерском районе Кольского полуострова. Наиболее известный в мире человек с саамскими корнями – американская актриса Рене Зеллвегер. Автомобильный мост через реку Вирма в Ловозере. Памятный камень, установленный возле автомобильного моста. Памятник ловозёрцам, погибшим на войне 1941–1945. Деревянный крест, установленный возле музея на месте Богоявленской церкви (1862–1938) в память о репрессированных жителях Ловозера. Ловозерский Музей истории кольских саамов основан в 1962 г. Саамская "тройка" – центральная часть экспозиции ловозерского музея. Камень с петроглифами (датирован 1 тыс. до н.э.). Плакат 20-х годов. Фотография времён войны. Сводная таблица времён войны 1941–1945 гг. Обратите внимание на последнюю строку! Саамская малица из оленьего меха в экспозиции музея. Можно сделать под заказ: цена от 1000$. Тапочки и сапожки из оленьего меха в магазине при музее. Сумочки, носочки и рукавички в том же магазине. Сине-красные рукавицы выполнены в цветах саамского флага. * * * Дорога обратно, в Петербург, оказалась заметно труднее, чем туда, в Мурманск. Как только я въехал в Карелию, началась сильная метель, которая не прекращалась до самого утра. Дорогу замело, и редкие снегоуборочные машины не справлялись с большим количеством снега. Большинство машин пережидало непогоду возле заправок, так как вождение по ночной заснеженной трассе очень непростое и каждый обгон (особенно попутной фуры) требует повышенного внимания. Где-то в районе Медвежьегорска я не уследил, цепанул-таки правыми колёсами снег на обочине, и меня развернуло на 180 градусов. К счастью, дорога была абсолютно пустая. Но после этого я выбрал удобный отстойник в районе Кондопоги и поспал-таки два часа в постепенно остывающей машине. В результате обратная дорога заняла ровно сутки. В полдень следующего дня я въехал в Питер и не узнал город: снега навалило столько, что все припаркованные машины превратились в сугробы, а те, что-таки выехали, ухитрялись буксовать даже на Кольцевой. Моё первое зимнее путешествие закончилось после того, как я за 20 минут с помощью машины и лопаты расчистил себе место под парковку рядом с домом.
|
|