Главная страница

Осень в Павловске

Фотоэтюды

Главная страница

Петербург и окрестности

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

728*90

 

Октябрь 2004 г.

Пошуршать листвой – так, если верить известному собирателю городского фольклора Синдаловскому, говорили в старом Петербурге, желая походить по осенним дорожкам пригородных парков.

Мы решили встретить "золотую" осень в Павловском парке, замечательном месте отдыха, расположенному всего в 15 минутах езды от Петербурга.

Железнодорожный вокзал города Павловска

Начало маршрута для большинства посетителей парка. Проблемы с парковкой.

Когда-то павловский вокзал находился совсем недалеко от дворца. В XIX веке он был музыкальной Меккой столицы – здесь, по выражению строителя железной дороги чешского инженера Ф. Герстнера, пассажиры могли не только приобрести билеты, но и получили бы "приятный отдых и разумное развлечение на лоне прелестной природы Павловского парка". Мода на музыкальные концерты на павловском вокзале распространилась мгновенно. Вскоре поехать "на музыку" стало признаком хорошего тона. Здесь выступали Ф. Лист, Р. Шуман, А. Рубинштейн, И. Штраус и другие звезды. Целый период российской музыкальной культуры середины XIX века получил название "Павловской музыки".

Впрочем, изображенное на фотографии здание не имеет к тому вокзалу никакого отношения – это типовое здание железнодорожной станции 1950-х годов. Тот самый "музыкальный вокзал" сгорел в войну и так и не был восстановлен.

Вокзал (от англ. Vauxhall) – название парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне в черте города), принадлежавшего в XVII в. Джейн Вокс (Jane Vaux). В русском языке слово "вокзал" стало нарицательным благодаря одному из первых вокзалов в России – в г. Павловске под Петербургом, служившему одновременно и пассажирским зданием, и залом, в котором устраивались концерты.

Большая Советская Энциклопедия

Круглый зал

Еще одно напоминание о музыкальном прошлом Павловска. Именно здесь начались первые музыкальные концерты для своих, домашних обитателей Павловского дворца и узкого круга приглашенных лиц.

Одним из наименований этого павильона было французское Salon de musique, от которого родилось шутливое его русское название "Соленый мужик".

Впоследствии жизнь Музыкального салона оказалась в буквальном смысле связанной с новым центром музыкальной жизни Петербурга, павловским Вокзалом, дорога к которому пролегла рядом с павильоном.

Эта железная дорога также была уничтожена во время Великой Отечественной войны, и с тех пор к вопросу о ее восстановлении даже не возвращались.

Павловский дворец

По случаю рождения долгожданного внука, наследника престола Александра, императрица Екатерина даровала молодой чете – Павлу Петровичу и Марии Федоровне – земли у реки Славянки.

Началось строительство дворца... Через некоторое время вместо охотничьих угодий и густого леса усилиями шотландца Камерона возник дворец и парк, по своей красоте и гармонии с окружающей природой не имеющий себе равных на земле.

Конечно, усилий одного лишь архитектора было бы недостаточно, если бы не утонченные вкусы заказчиков: великого князя Павла и его верной супруги, принцессы Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской.

Павловский дворец

Поначалу, впрочем, ни о каком дворце речи не шло – два небольших деревянных домика, Крик и Крак, служили дачами их высочеств. Через год их сменили Паульлюст и Мариенталь. Вокруг великокняжеских угодий располагались пашни ингерманландской деревни Сеппеля, русских Кузнецов и Рысь-Кабачка...

Неизвестно, каким был бы Павловск сегодня, если бы не очередной подарок Екатерины – она предоставила в распоряжение сына своего любимого архитектора Чарльза Камерона. На месте разобранного Паульлюста и был возведен дворец. До нас он дошел в уже существенно перестроенном виде – после воцарения Павла эта местность получила статус "официальной летней резиденции", и дворцу были приданы черты монументальности и торжественности. Некоторые историки от архитектуры, впрочем, считают, что тот, первоначальный камероновский дворец, куда лучше вписывался в пейзаж Павловского парка. Ничего не могу сказать о том времени – не видел. Но с этой точки вид на дворец и мостик Кентавров завораживает.

Колоннада Аполлона

Напротив дворца, на левом берегу реки, эффектно возвышается колоннада Аполлона.

По поводу руинированности постройки мне довелось услышать целых три версии:

Первая. Колоннаду руинировали намеренно, пытаясь приблизить ее вид к античным развалинам.

Вторая. Вначале она была целой, но когда колоннаду перенесли на новое место, повыше, перед ней соорудили каскад, вода которого по каменным ступеням сбегала в реку. Сказывают, что Камерон был категорически против данного переноса, полагая, что воды ручья приведут к неминуемой гибели павильона, и даже переругался по этому поводу с сиятельными заказчиками. Воды каскады, действительно, сделали свое дело.

И, наконец, третья версия, романтическая: колоннаду разрушила молния. Ее решили не восстанавливать, сохранив вид романтической руины, приобретенный колоннадой после ночной грозы.

Мост через речку Славянку

От колоннады Аполлона открывается изумительный вид на парк, дворец, холодную баню и мост Кентавров.

За мостом – памятник основанию Павловска, еще дальше – крепость Бип... Она, впрочем, не видна за деревьями и городской застройкой, но когда-то, сказывают, ее башни были неотъемлемой частью пейзажа павловского парка.

Основанию Павловска

Напротив дворца, за рекой Славянкой – памятник в честь основания Павловска. “Павловское начато строить в 1777 году” – такая надпись помещена на обелиске.

Естественно, из парка памятник не видно, фотографировали мы его уже с шоссе на обратном пути.

Холодная баня

Внизу – небольшой желтый павильон. Это Холодная баня, построенная, судя по всему, по мотивам русских военных экспедиций в Османскую империю. Павильоны с подобными названиями уже были возведены в Царскосельском парке и, вероятно, символизировали скорое вхождение турецких территорий в состав Российской империи.

Использование таких павильонов по прямому назначению мне кажется весьма сомнительным – баня-то холодная. Но вполне возможно, что летом там находилась купальня.

Мост Кентавров

Кентаврами древние греки обзывали лесных и горных демонов, спутников вечно веселого и пьяного Диониса. Выпить, говорят, эти полукони-полулюди тоже были не дураки. Отличались буйным нравом и невоздержанностью, что неудивительно – откуда взяться на юге Греции выдержанному и стойкому нордическому характеру?

Наверное, именно поэтому у охраняющих мост кентавров такие придурочно-радостные лица.

Кстати... В день нашей прогулки на мосту была такая толпа желающих запечатлеть кентавров на свои камеры, что для фотографии без посторонних лиц требовалась выдержка и стойкость поистине нордическая.

Памятник императору Павлу I

Его полный титул звучал так:

Императоръ и Самодержецъ Всероссiйскiй: Московскiй, Кiевскiй, Владимiрскiй, Новгородскiй, Царь Казанскiй, Царь Астраханскiй, Царь Сибирскiй, Царь Херсониса-Таврическаго, Государь Псковскiй и Великiй Князь Смоленскiй, Литовскiй, Волынскiй и Подольский, Князь Естляндскiй, Лифляндскiй, Курляндскiй и Семигальскiй, Самогицкiй, Корельскiй, Тверскiй, Югорскiй, Пермскiй, Вятскiй, Болгарскiй и иныхъ; Государь и Великiй Князь Нова-города Низовскiя земли, Черниговскiй, Рязанскiй, Полоцкiй, Ростовскiй, Ярославскiй, Белоозерскiй, Удорскiй, Обдорскiй, Кондiйскiй, Витепскiй, Мстиславскiй и всея Северныя страны Повелитель и Государь Иверскiя, Карталинскiя, Грузинскiя и Кабардинскiя земли; Черкасскихъ и Горскихъ Князей и иныхъ Наследный Государь и Обладатель; Наследникъ Норвежскiй, Герцогъ Шлезвигъ-Голстинскiй, Стормарнскiй, Дитмарсенскiй и Ольденбургскiй, Государь Еверскiй и Великiй Магистръ Державнаго Ордена Святаго Ioaннa Iерусалимскаго, и прочая, и прочая, и прочая.

Взято на "Гатчинском литературном зеркале"

"Ять" заменена на простую "е" для облегчения отображения страницы.

JVSTICIA

Возле дворца – Большие круги, две круглые террасы из туфа. В центре этих террас – белые мраморные скульптуры "Мир" и "Правосудие".

Этим статуям к моменту установки их в Павловском парке было уже около ста лет. Они были привезены из Италии по заказу Петра I для украшения Летнего сада. Но Павел, очевидно, решил, что и без них скульптуры в Летнем саду – просто завались. И поставил их у себя на даче.

Храм Дружбы

С верхней площадки лестницы открывается великолепная панорама речной долины. Из-за деревьев выглядывает удивительно гармонично вписанное в пейзаж здание Храма Дружбы, поставленного здесь по настоянию Марии Федоровны в безуспешной попытке наладить отношения со свекровью.

"Любовь, почтение и благодарность посвятили" – такая надпись была пущена по аттику павильона. Внутри "храма" находилась статуя императрицы в виде богини плодородия Цереры.

Екатерина оценила юмор. И подарила невестке... коров. Типа, знай свое место, девочка. O tempora, o mores!

Молочня

Подаренных императрицей коров надо было куда-то девать... Изящное решение было найдено Камероном – вроде и не рядом с дворцом (здесь заканчивался парк), а вроде и недалеко от высочайшей обители (отсюда до дворца минут пятнадцать пешком) он соорудил коровник... пардон, молочню. Сельская романтическая постройка как нельзя лучше вписалась в пейзаж парка. Дальше начинался густой лес. Получилось скрытое от посторонних глаз место уединения, где можно было ощутить прелесть жизни на природе. Особенно когда придворных ждал стакан парного молока с куском "крестьянского" черного хлеба, интерьеры были далеко не деревенскими, а коровы были чисто вымыты и надушены. Впрочем, мы тоже сейчас можем приобщиться к прелестям жизни на природе и заодно приятно подкрепиться в расположенном в Молочне кафе.

Стены Молочни сложены из глыб дикого камня. А вот с крышей у павильона проблемы: во всех путеводителях упоминается "высокая соломенная крыша", да и на фотографиях 80-х видно, что она покрыта дерном... Остается надеяться, что новое металлическое убожество – лишь результат реставрационных работ, и процесс еще не закончен.

Вольер

Живности в парке хватало. Несмотря на обилие дичи в лесу, императорских коров в молочне, куда-то нужно было поселить певчих птиц. Птицы жили между двумя колоннадами, затянутыми сетками, и, по заявлению путеводителей, чувствовали себя там достаточно свободно.

Через сто лет Вольер перестал выполнять свои первоначальные функции и превратился в обычный парковый павильон. Перед ним вырыли пруд, поставили статую Венеры – и наслаждались меланхолией...

Павильон Росси

Странно... Павильон – Росси, а памятник – Марии Федоровне...

Впрочем, ничего удивительного – советская пропаганда не простила бы названия паркового сооружения именем вдовствующей императрицы. Хорошо хоть не уничтожили.

В то же время супруга убиенного императора достойна памятника как никто другой – практически не вмешиваясь в политическую жизнь страны, она все свои силы употребила на благотворительные нужды, основав немало учебных заведений, попечительных обществ и воспитательных учреждений.

Долина реки Славянки

Здесь я, пожалуй, немного помолчу – просто посижу на желтой траве, чувствуя движение холодного уже октябрьского ветра, слушая шорох листвы и глядя на золотые краски осени...

Листва в Павловском парке

Висконтиев мост

Дальше, вверх по течению Славянки, расположен Висконтиев мост. У моста – небольшая запруда, за которой речка разливается достаточно широко.

Сейчас сложно себе представить, что когда-то Славянка была судоходной, по берегам ее находились ижорские деревеньки, стояли клети и амбары преуспевших в купечестве новгородцев. Впрочем, будь она судоходной и поныне, вряд ли удалось бы зодчим создать на ее берегах что-то хоть отдаленно напоминающее Павловск.

Кстати, мост назван именем одного из зодчих, каменных дел мастера Д. Висконти.

Чугунные ворота

Въездные чугунные ворота должны были предварять панораму парка и дворца. Получилось, действительно, торжественно – но не в тему. Сейчас их покрасили в белый цвет, огородили решеткой – и они стали самостоятельным памятником города Павловска.

Ягоды барбариса в Павловском парке

Немного макросъемки... И пора домой.

 

Как добраться до Павловска из Петербурга на автомобиле:

По Московскому шоссе до Московской Славянки, направо до железнодорожного переезда, перед ним – налево. Прямо до упора, направо до железнодорожного переезда, перед ним – налево. По извилистому шоссе вдоль железной дороги до кругового движения (знак "Уступи дороги"), прямо. Приехали!

 

Похожие поездки:

Крепость Корела по дороге на остров Коневец;

Крепость Орешек;

На графских развалинах. Усадьба графини Самойловой;

Новгородский кремль;

Другие автопрогулки по окрестностям Петербурга.

Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Поездки по России

Петербург и окрестности

Яндекс.Метрика