Содержание

Петродворец

Фонтаны и старинные открытки

 


Август 2001 г., июнь 2006 г.

Как проехать в Петергоф из Петербурга?

На автомобиле: по проспекту Стачек, который переходит в Петергофское шоссе. Все время прямо. Указатели есть.

На электричке: с Балтийского вокзала до станции "Старый Петергоф". До парка пешком пара километров.

На маршрутке: от станции метро "Автово".

Романтически: на "Метеоре" (это такой катер) от Эрмитажа (это такой музей).

* * *

Петергоф в особом представлении не нуждается – жемчужина русского зодчества, шедевр садово-паркового искусства и прочая, прочая, прочая...

Его современная история начинается одновременно со строительством Кронштадта, когда во время Северной войны Петр I освобождает эти земли от шведов и закладывает на берегах Невы новую столицу. Для защиты Санкт-Петербурга на острове Котлин в Финском заливе возводится крепость Кроншлот. Путь из Петербурга в Кронштадт пролегает по южному берегу Финского залива, далее – по воде. В месте пересадки на суда возводится путевой дворец, без особых претензий на оригинальность названный Петергофом, что в переводе с немецкого означает "двор Петра". Это название впервые упоминается в Походном журнале Петра в сентябре 1705 года.

В день святого Самсония, 27 июня 1709 года под Полтавой русские войска одерживают решающую победу над Швецией. Северная война достигает своего апогея. Еще через год, в 1710, русская армия овладела Ригой и Выборгом, а в 1712 году Москва полностью утратила свои столичные функции. Центр политической жизни России переносится на невские берега. И чем, как не политической декларацией военной мощи и экономического могущества молодой Российской империи становится возведение загородной резиденции, затмевающей все королевские дворцы Европы?

Новая царская резиденция за три сотни лет своего существования обросла уже обилием титулов: "столица фонтанов", "единственная в мире резиденция, расположенная на берегу моря" и даже "русский Версаль". Последний титул, впрочем, вызывает у исследователей сомнения. Вот что у Бенуа по этому поводу: "Его часто сравнивают с Версалем, но это по недоразумению. Действительно, Петр воспроизвел в Петергофе две-три диковины, поразившие его в Версальских садах, но как раз этих диковин, за исключением Пирамиды, в настоящее время нет и следа".

Единственное, пожалуй, место в Петергофе, где рождаются хоть какие-то ассоциации с резиденцией французских монархов – Верхний парк.

Я бы назвал его прелюдией к тому великолепию, которое поджидает неподготовленного путника внизу, за дворцом – здесь всего лишь три фонтана, но обилие зелени и правильная планировка постепенно готовят туриста ко встрече с прекрасным.

Неотъемлемая часть декора Верхнего сада – перголы, увитые плющом уединенные аллеи, дарящие тень и прохладу в редкие знойные дни. Беседки при них назывались красивым немецким словом "люстгауз" – домами утехи... Очевидно, плотской. Чем же это занимались здесь многочисленные придворные?

Основным украшением Верхнего сада, так же как и Нижнего парка, служат фонтаны. Три из них – «Межеумный», «Нептун» и «Дубовый» – расположены на центральной аллее, а два других – в восточном и западном квадратных прудах, устроенных напротив боковых флигелей дворца.

«Межеумный» фонтан – ближе всего к главному входу в Верхний сад. Название несколько странное. Читаем в разных путеводителях разные версии: "Этот фонтан носит оригинальное чисто русское название Межеумный (промежуточный), подсказанное его местоположением на полпути от парадного входа к середине сада". Объяснение неудовлетворительное – тогда уж его стоило именовать "четверть-умный".

Другое объяснение не лучше: "Свое название он получил потому, что его оформление менялось несколько раз". Это действительно так: первоначально его украшала многофигурная группа "Андромеда и Персей, защищающий ее от дракона", затем из остатков обветшавшего скульптурного убранства был скомпонован новый декор фонтана. В середине XIX века фонтан был украшен вазой, а при восстановлении парка после Великой Отечественной войны скульптура была воссоздана по графическим материалам 1770-х годов. Но откуда же все эти перипетии фонтана могли быть известны в тот момент, когда он получил свое название?

Фонтан "Нептун" – центральный и самый большой в композиции партера Верхнего сада. В царствование императора Павла I фонтан украсили бронзовой скульптурной группой с колесницей Нептуна. Сама скульптура имеет любопытную историю – ее создали в 1650–1660 годах для "фонтана мира" в Нюрнберге, в ознаменование конца 30-летней войны. Однако у магистрата не нашлось денег на установку фонтана, и скульптура отправилась в запасник, пока в 1799 году ее "по случаю" не купил Павел I. Почти столетие спустя по просьбе германского правительства со статуй сняли слепки для повторения этого фонтана в Нюрнберге.

Фонтан "Нептун" на дореволюционной открытке

Тем не менее немцы не удовлетворились слепками и во время Великой Отечественной войны увезли скульптуру в Германию, откуда она была вторично привезена в 1947 году. Полная реставрация памятника завершилась лишь в 1973 году.

Пожалуй, лишь двумя фонтанами Верхнего сада – "Нептуном" и "Межеумным" – и ограничивается сходство русского Петергофа и французского Версаля.

Ближний ко дворцу фонтан почему-то называется Дубовым...

Фото: Птица

Большой дворец серьезно противостоит своему огромному и тяжелому версальскому собрату – на самом деле, небольшой, легкий, он несколько теряется в обилии золотой скульптуры, брызг сотен фонтанов, но, с другой стороны, производит особенно торжественное впечатление при взгляде из Нижнего парка: поставленный на краю естественной террасы, он воспринимается как единое целое с Большим каскадом.

Большой Императорский Дворец (дореволюционная открытка)

Во время войны дворец был превращен в руины. Как видно на дореволюционной открытке, цвет дворца когда-то был совершенно другим. Сравнивая эту фотографию с современными, я, впрочем, не смог найти сколько-нибудь существенных отличий в декоре фасада – реставраторы, действительно, приложили немало сил для возрождения ансамбля.

Большой каскад расположен на крутом склоне перед Большим дворцом и является самым грандиозным фонтанным сооружением в мире. Его скульптурное оформление отличается исключительным разнообразием и пышностью: на гроте и под аркадами, по сторонам водопадных уступов, на гранитных бортах ковша установлены бронзовые статуи, бюсты, вазы, гермы, барельефы, маскароны — всего 250 скульптур и декоративных украшений. И здесь же из 64 фонтанов взлетают к небу более 140 искрящихся пенных струй.

Изысканный силуэт дворца, причудливые узоры водяных струй, золоченые статуи, зелень деревьев и кустарников — этот замечательный синтез архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства создает поистине сказочное зрелище. Наверное, и вы почувствуете эйфорию от блеска золотой скульптуры, миллиона разбивающихся на солнце брызг (я надеюсь, вы поехали в Петергоф в хорошую погоду?), шума шести десятков фонтанов, с легкостью перекрывающего гомон многотысячной толпы – всего этого достаточно, чтобы моментально снесло башню!

Бурные потоки Большого каскада ниспадают в полукруглый бассейн, в центре которого на скале – знаменитая скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва». Аллегория прозрачна: Полтавская битва состоялась в день святого Самсония, а на шведском гербе изображен лев.

Фото: Птица

Прямо под дворцом, на верхней террасе Большого Каскада, находится грот – искусственная пещера. Внизу, на террасе, толпятся люди – это экскурсия. Туда мы и направимся.

Вход в грот.

Чаша.

Маска над подземной галереей.

 

Таким расслабленным может быть только Бахус – бог веселья и виноделия. Очевидно, отдыхает после праведных трудов – уже повеселился и повинодельничал.

Вода для фонтанов поступает из прудов, расположенных на Ропшинских высотах в 22 км от Петергофа. Вся система (шлюзы, каналы) сооружалась в 1720-е под руководством механика-гидравлика В.Туволкова и действует по сей день. Никаких механических, электрических насосов или каких-либо механизмов, заставляющих бить фонтаны, не используется: вода течет исключительно "самотоком".

Фото: Птица

Трубы, проложенные по подземным галереям, несут воду к фонтанам. Одна из них – не помню, какого именно цвета – ведет прямо к Самсону.

 

Фото: Птица

Петр I был большим шутником и устроил в гроте фонтан-шутиху "Стол с брызганьем", оформленный в виде блюда с "фруктами". При попытке взять такой "фрукт" ото всюду начинают бить водяные струи.

Фото: Птица

Фото: Птица

Нижний парк, на самом деле, достаточно велик: он протянулся на два с небольшим километра вдоль моря. Чтобы не устраивать пробежки и не наживать коликов в боку, попытаемся прогуляться по парку в том же темпе, в котором наслаждались им дореволюционные аристократы – неторопливо и с удовольствием. Наш сегодняшний маршрут будет лежать на запад от Большого каскада – в сторону дворца Марли.

Каскад "Золотая Гора" был устроен по типу Марлинского каскада в резиденции короля Франции. В оформлении ступеней каскада использовались золоченые медные листы, поэтому он и получил название «Золотая гора». В 1870 г. под руководством архитектора Н. Бенуа была проведена реставрация каскада, ступени облицованы мрамором, а вместо свинцовых статуй установлены привезенные из Италии мраморные скульптуры мифологических персонажей, выполненные по античным оригиналам неизвестными мастерами XIX в. В годы Великой Отечественной войны статуи были зарыты в землю и благодаря этому сохранились, но сам каскад получил серьезные повреждения. Реставрация его закончена в 1980-х гг.

Золоченые листы порой пробиваются сквозь толщу ниспадающей по ступеням воды, но далеко не каждый фотоаппарат способен уловить это сияние. Впрочем, не будем пытаться его ловить – скульптура, обрамляющая водоскат, прекрасна и без золота.

Дворец Марли построен еще при Петре, в 1721–1723 гг. по проекту первого архитектора Петергофа И. Браунштейна. Дворец получил свое название в честь резиденции короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Петр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году. Резиденции, давшей имя новой постройки, больше нет – оригинальный Марли разрушен во время Великой французской революции. Петергофский Марли при Петре I назывался "Малые морские палаты". Предназначался дворец для проживания "знатных особ".

Совсем небольшой, он тем не менее производит сказочное впечатление – его элегантный силуэт будто плывет по глади больших прудов. Марли со всех сторон окружен водой – большой прямоугольный перед и небольшой полукруглый за дворцом. Полукруглый пруд разбит на четыре сектора, за что и получил название "Секторальных прудов". Помимо эстетических целей, пруды преследовали и чисто хозяйственные задачи. С петровских времен и вплоть до конца XIX века в прудах разводили ценные виды рыб: карпов, язя, форель. С 1724 года существовал обычай звоном колокольчика подзывать рыбу для кормления в определенное время. Ныне обычай воспроизведен с корректировкой на современные вкусы – обитающую в прудах форель банально вылавливают. За плату, разумеется.

От оригинального петровского Марли мало что сохранилось – в конце XIX века стены здания дали трещины, и дворец после тщательных обмеров был разобран до основания и после укрепления фундамента вновь собран из тех же материалов. Во время Великой Отечественной войны Марли был практически уничтожен. То, что сейчас перед нами – в чистом виде новодел. Это, впрочем, нисколько не умаляет заслуг реставраторов.

Еще один воссозданный памятник – Львиный каскад – получил свою вторую жизнь лишь недавно, в 2000 г. Этот каскад, как и многие памятники Петергофа, прошел две стадии – первый, построенный по проекту А. Воронихина на рубеже XVIII–XIX вв., к середине XIX века изрядно обветшал. Его перестроил небезызвестный А. Штакеншнейдер, сохранив от первоначального фонтана лишь фигуры львов. В таком виде фонтан просуществовал до 1941 года.

В годы Великой Отечественной войны этот каскад был полностью уничтожен. Проект восстановления каскада был разработан еще в 1980-е гг., но только в конце 2000 г. последний из четырех петергофских каскадов был заново воссоздан в том виде, в каком он существовал с середины XIX в.

В центре колоннады установлена статуя нимфы Аганиппы. Мне, впрочем, показалось, что современная нимфа слишком уж изящна – все-таки реставраторам удалось привнести в скульптуру XIX столетия современные представления о красоте. Насчет 90-60-90 не скажу, не измерял, но нимфа, стерегущая источник вдохновения, как-то не по-античному сексапильна.

За Львиным каскадом – мраморная скамья-памятник, сооружена в память  великой княгини Александры Николаевны (1825–1844 гг.).

Александра, младшая дочь императора Николая I, умерла от чахотки в 19 лет. В ее память была устроена Александрийская женская больница на Надеждинской улице в Санкт-Петербурге, при ней устроен образцовый приют с сиротским отделением для девочек.

В 1847 году в Петергофе была установлена скамья-памятник (арх. А. Штакеншнейдер, скульптор И. Витали), в 1850 году в Царском Селе поставили еще один памятник работы Витали, представляющий часовню со статуей великой княгини, держащей на руках младенца.

Петергофский памятник был воссоздан лишь в 2000 г., одновременно с Львиным каскадом.

* * *

Каскад "Шахматная гора" находится восточной части Нижнего парка.

На вершине горы установлены три фигуры драконов, из-за которых "Шахматная гора" называется так же "Каскадом Драконов".

Римские фонтаны повторяют те два, что установлены в Риме, на площади перед собором Святого Петра, хотя и отличаются от них.

Фонтан "Солнце". Центральная часть вращается под напором воды.

Фонтан-шутиха "Зонтик-грибок".

Еще одна шутиха – фонтан "Скамья". Многие посетители пытаются найти тот волшебный камень, наступив на который рискуешь оказаться мокрым с головы до пят. Безуспешно!

* * *

Петергоф сам по себе достаточно интересный городок – близость к императорскому дворцу всегда привлекала людей со средствами. Разумеется, охватить за одну прогулку все его достопримечательности невозможно – дай бог осилить хотя бы парочку по дороге на станцию.

Одной из главных достопримечательностей Петергофа считают Петропавловский собор. Возведенный относительно недавно, в 1893 году, он очень эффектно возвышается над гладью пруда.

Еще один из недавно воссозданных комплексов – Царицын остров в Колонистском парке. Впрочем, это совсем другой парк и совсем другая тема – мы погуляем там в одной из наших следующих фотоэкскурсий. Пока же поделюсь еще одной открыткой Петергофа из своей коллекции – пусть побывавшие там имеют пищу для размышлений и образцы для сравнения.

Дореволюционная открытка с видом павильона на Царицыном острове.

Ну, и напоследок внесу небольшую загадку в набор баналитетов, которыми, боюсь, уже утомил внимательного читателя. В моей коллекции открыток есть одна, тоже дореволюционная, на которой красным по голубому достаточно отчетливо написано "Петергофъ". Что это?

Это – один из павильонов на Царицыном острове. И мы направимся к нему в нашей следующей прогулке, которую назовем "Башни Петергофа".

 

Ссылки:

http://www.peterhof.ru/index.php

http://www.enlight.ru/camera/124/

Литература:

Е. Парвушина "Пушкин, Павловск, Петродворец", СПб.: "Литера", 2003.

Н.А. Синдаловский "Легенды и мифы пригородов Санкт-Петербурга", СПб.: "Норинт", 2003.

 

Другие прогулки:

Петербург. Пригороды. Окрестности. Прогулки по городу и поездки выходного дня.

 

Назад Яндекс.Метрика

К содержанию