ПушкинШпили и башни |
|
Ноябрь 2007 г. Вообще-то, мы собирались показать дочке пушкинский Лицей – они сейчас в школе как раз учат стихи Александра Сергеевича. Но вторник – нетрадиционный для музеев выходной в Лицее (надо запомнить!). Поэтому было решено посмотреть на то, что обычно остается в тени от блистательного царскосельского парка – на сам город Пушкин. Посреди Лицейского садика в 1900 г. был установлен памятник А.С. Пушкину, по праву считающийся лучшим произведением скульптора Р. Баха. На постаменте начертаны строки поэта:
В миллион первый раз запечатлев памятник, традиционно фотографируем и Знаменскую церковь. Знаменская церковь считается первым каменным зданием города Построена в 1748 г. архитектором И. Бланком по проекту М. Земцова. Здесь хранилась родовая икона Романовых – чудотворный образ Знамения Божией Матери. По преданию, благодаря ему смогла оправиться от тяжелой болезни императрица Елизавета, после чего икона стала особо почитаемой в царской семье. (Сейчас она находится в церкви Духовной академии на Обводном канале.) Знаменская церковь была единственной в городе, действующей в годы Великой Отечественной войны. Певческая башня – одна из двух водонапорок, сооруженных во время строительства царскосельского водопровода в начале ХХ в. (Впрочем, в нашем повествовании будет упоминаться электростаниця, здесь расположенная еще до 1895 г. Поэтому дату постройки башни пока оставим под вопросом). Рядом – музеи дворцовых экипажей, восковых фигур и еще что-то. Не пошли. Поехали вдоль парка к дальним Орловским воротам. По дороге фотографировали дома с башенками. Так постепенно и сформировалась тема нашей фотосессии: "Шпили и башни". Их в Пушкине действительно много. Башенки часто украшают фасады ничем не примечательных жилых домов города. А иногда башенки вообще украшают сами себя – такими бутафорскими, например, являются крепостные башни царскосельского Адмиралтейства. Орловские ворота Построены в 1771–1782 гг. архитектором А. Ринальди по распоряжению императрицы Екатерины II на южной границе парка, на выезде в Гатчину, где находилось имение графа Григория Орлова, спасшего Москву от эпидемии чумы. На той стороне ворот, что обращена к Гатчинской дороге, бронзовыми буквами написано: "Орловым от беды избавлена Москва", а на противоположной: "Когда в 1771 г. на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями". У Орловских ворот находится вторая водонапорная башня, сооруженная при строительстве городского водопровода в начале ХХ в. Сейчас здесь расположен детский ортопедический институт имени Г.И. Турнера. Рядом, за Орловскими воротами – Башня-руина, оригинальная декоративная постройка, модная в конце XVIII в. парковая затея: почти вросшая в землю, она должна была выглядеть старинной, а нарисованные на ее стенах трещины имитировать естественные повреждения кладки. После недавней реставрации башня на руину никак не тянет, а то, что желтые полосы – это имитация разрушений, вызванных временем, можно понять лишь из путеводителей. Остается надеяться, что время вылечит бездушность "евростандарта"... Башня была возведена по проекту архитектора Ю. Фельтена в 1771 г. На замковом камне арки высечена надпись: "На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен". К башне ведет насыпь-пандус, которая заканчивается чугунными воротами в готическом стиле. Они были отлиты на Демидовских заводах в Екатеринбурге по модели все того же Фельтена, автора знаменитой решетки Летнего сада. Московские ворота Прежде здесь была городская застава. Такие заставы стояли на всех въездах в Царское Село в соответствии с указом Павла I, изданным в 1797 г.: "...При въезде в Село Царское построить по караулке, по две будки и по шлагбауму...". Через эту заставу шел путь на Москву.
Верстовые столбы – неотъемлемые элементы дороги, ведущей в Царское Село и далее в Москву. Помните, в "Путешествии из Петербурга в Москву" бунтовщик Радищев первую остановку делает в Софии? Так называется один из районов Царского Села, ныне города Пушкина. Туда и направимся. Собор в Софии – одно из первых культовых зданий зрелого русского классицизма. Построен в 1782–1788 гг. создателем Таврического дворца зодчим Старовым. Видно, что тот же прием – широкий барабан с приплюснутым куполом – архитектор использовал и при постройке собора. София. Саперная ул. За пустырями, простирающимися вокруг Софийского собора, очередная бутафория: почти настоящая крепостная стена, на самом деле построеная в "русском стиле" не более 100 лет назад для казарм одного из многочисленных гарнизонов, расквартированных в Царском Селе. Запасной дворец строился в 1817-1824 гг. по проекту архитектора Менеласа для князя Кочубея и долгое время носил его имя. Позднеездание приобрел Николай I для сына Николая Николаевича. В обиходе дворец именовался Николаевским, пока не получил официальное название царскосельского Запасного. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. Сейчас здесь расположена театральная студия. Говорят, до середины 1980-х гг. по обеим сторонам высокого крыльца находились скульптуры лежащих львов. О дальнейшей их судьбе путеводители умалчивают. Императорская Николаевская мужская классическая гимназия Среди ее выпускников поэты Н. Гумилев, Н. Оцуп, В. Рождественский, академик М. Глазунов, медик, дядя художника Ильи Глазунова, артист М. Царев, театральный режиссер и художник Н. Акимов. В 1896 г. директором гимназии был назначен поэт, переводчик и ученый-лингвист Иннокентий Анненский. Он занимал эту должность около 10 лет и стал прообразом "типичного царскосела". В своих мемуарах Корней Чуковский упоминает "тот изысканный лоск, по которому мы, коренные петербуржские жители, безошибочно узнавали людей, воспитанных Царским Селом... Такой же, кстати сказать, отпечаток я всегда чувствовал в голосе, манерах и жестах наиболее типичного из царскоселов – Иннокентия Анненского. Приметы этой редкостной породы людей: повышенная восприимчивость к музыке, поэзии и живописи, тонкий вкус, безупречная правильность тщательно отшлифованной речи, чрезмерная (слегка холодноватая) учтивость в обращении с посторонними людьми, полное отсутствие запальчивых, резких, необузданных жестов, свойственных вульгарной развязности". Ныне в здании гимназии располагаются студии городского дома культуры. Лютеранская кирха Построена в 1865 г. архитектором А. Видовым в стиле английской готической архитектуры: кирпичная кладка, контрфорсы, стрельчатые арки, прямоугольные наличники и порталы, обрамляющие оконные и дверные проемы. Богослужения в кирхе проводились на немецком языке. Церковь была закрыта в 1938 г. и долгое время использовалась не по назначению. Ныне здесь вновь проходят церковные службы, но теперь – на финском языке. Египетские ворота Еще одно произведение архитектора Менеласа (1827–30 гг.). Рельефы на сюжеты мифологии Древнего Египта выполнены по моделям В. Демут-Малинского. Для большинства въезжающих в город они служат своеобразной границей, отделяющей новостройки Пушкина от старой его части. Недалеко от Египетских ворот виднеются многочисленные башенки Казармы сводного полка были построены в начале XX в., когда Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II и возникла необходимость в размещении поблизости большого количества обслуживающего персонала и полков царской охраны. Ныне здесь располагается Аграрный университет. Федоровский собор Построен в 1909–1914 гг. в так называемом русском стиле к празднованию 300-летия дома Романовых. Федоровский городок Городок строился для служителей Федоровского собора, однако по инициативе членов "Общества возрождения художественной Руси" Н. Рериха, В. Васнецова и П. Репина было предложено открыть здесь музей древнерусского искусства и зодчества. Начавшаяся Первая мировая война изменила эти планы. В Федоровском городке расположился госпиталь для раненых. Именно здесь в 1915 г. санитаром служил Сергей Есенин. Сегодня городок, разрушенный войнами и революциями, пребывает в плачевном состоянии. Белая башня была задумана архитектором А. Менеласом как часть средневекового рыцарского замка — донжон, ров с водой и вал, увенчанный облицованным камнем бруствером, предназначались для сыновей императора Николая I великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина, занимавшихся здесь военными и гимнастическими упражнениями. Ратная палата построена по проекту архитектора С. Сидорчука в «неорусском стиле». В 1914 г. здесь разместили музей Первой мировой войны. В 1918 г. здания были переданы Аграрному университету. Царский вокзал (Императорский павильон) Построен в 1912 г. по проекту архитектора В. Покровского при участии инженера М. Курилко. К нему подходила так называемая собственная Императорская ветка царскосельской железной дороги, начинающаяся у Императорского павильона Витебского вокзала в Петербурге. "Вдоль железной дороги, – писал в 1925 г. историк Курбатов, – ведет второй железнодорожный путь, отклоняющийся против Кузьмина. Он был построен для Николая II и подвозил царские поезда к особому, прежде недоступному для публики, царскому павильону, который лежит между Детским Селом и Кузьминым, рядом с многочисленными постройками для войск, охранявших царя". Императорский павильон сильно пострадал во время Великой Отечественной войны и так и не был восстановлен. Дворцовая электростанция построена архитектором Сильвио Данини в 1896 г. в так называемом стиле английской готики. Необходимость в ней возникла после того, как Николай II поселился в Царском Селе и разрастающийся город стал ощущать нехватку мощностей небольшой городской электростанции, находившейся в Певческой башне. Техническая оснащенность новой электростанции позволяла одновременно освещать Екатерининский, Александровский и Запасной дворцы, служебные постройки, казармы и улицы города. Гостиный двор находится на центральной площади города. Построен в 1866 г. по проекту архитектора Н. Никитина. Современные здания торговых комплексов тоже выдерживаются в стиле "с башенками". Такими выглядят постройки царскосельского завода "София" и ресторан "Царскосельский павильон" на Кузьминском шоссе. Башенки украшают и жилые дома, построенные совсем недавно! Здание, в котором расположилась городская прокуратура, украшено островерхими крышами. Вот еще одно здание с башенкой. Во дворе – руинированные павильоны с интересной формой окон. М-да, реставраторам еще надолго хватит работы в этом городе! Поймав в объектив очередной домик с башенкой, будем считать экскурсионную программу сегодняшнего дня выполненной. Но отдаем себе отчет в том, что достопримечательностей этого небольшого города хватит еще не на одну такую прогулку!
Другие прогулки: Петербург. Пригороды. Окрестности. Прогулки по городу и поездки выходного дня. |
© trassa.narod.ru |