Главная страница

Транзитный маршрут по Петербургу

Автомобильная экскурсия

Главная страница

Петербург и окрестности

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

ВНИМАНИЕ!

7 сентября 2006 года открыта Кольцевая Автомобильная Дорога по всему восточному полукольцу.

Сквозной проезд по Арсенальной набережной в районе Финляндского воказала закрыт.

Маршрут, приведенный ниже, НЕАКТУАЛЕН!

Новая версия маршрута

Въезд в город

На автомобиле в Петербург можно попасть со всех направлений: юго-западного (Таллинское шоссе), южного (Московское и Киевское шоссе), восточного (Мурманское шоссе) и северного (Выборгское и Приозерское шоссе). Единственную сложность автомобилисту составит въезд с западного направления из-за того, что с запада Петербург омывается Финским заливом Балтийского моря.

Впрочем, при беглом взгляде на карту Петербурга и окрестностей несложно сделать вывод, что транзит через город имеет смысл лишь в том случае, если вы едете:

  • с юга (по Московскому или Киевскому шоссе)
  • на север ( в Финляндию или на Карельский перешеек).

В остальных случаях лучше воспользоваться объездными дорогами.

Две дороги, по которым, наверное, в Петербург въезжает большинство автомобилистов, соединяют город с центральными и южными районами Европейской части некогда могущественной Российской Империи. Это М10 (Московское шоссе) и М20 (Киевское или Пулковское шоссе). На площади Победы они соединяются и переходят в Московский проспект.

Въезд по Киевскому шоссе

Знак "Санкт-Петербург" вы увидите еще задолго до въезда в город, у развилки на Красное Село. Впрочем, не спешите сбрасывать скорость – питерские власти не стали придираться к жаждущим попасть северную столицу и разрешили продолжать движение со скоростью 80 км/час. Возможно, они были правы – на этом участке трассы вы не увидите каких-то особых достопримечательностей, хотя находитесь на Пулковских высотах, месте, заслуживающем отдельного упоминания.

По левую руку за зеленой изгородью можно было бы увидеть здание старейшей в России обсерватории, а немного впереди находится памятник героям Великой отечественной – здесь, на Пулковских высотах, шли бои за Ленинград.

На спуске стоит немного притормозить – действие знака "80" отменяется, и гаишники любят консультировать на этом участке зазевавшегося водителя на предмет ограничения скорости в населенных пунктах. Впрочем, до самого населенного пункта еще далеко… Как будто внезапно вспомнив об этом, дорожные службы вновь разрешают вам движение со скоростью 80.

Поворот направо ведет в Пушкин – запомните его, возможно, у вас найдется несколько часов для посещения одного из красивейших дворцово-парковых ансамблей Петербурга… Но об этом – в следующей экскурсии.

А сейчас перед вами последние километры, отделяющие вас от Петербурга. К счастью, они не так плохи, как многие другие дороги города, поэтому насладитесь скоростью и видами. Не разгоняйтесь сильно – в разрывах полосы иногда залегают люди в сером. Лучше обратите внимание на верстовые столбы, расположенные на разделительной полосе – когда-то дорога на Москву проходила именно по этой трассе. Точно такой же столб с нулевой отметкой находится прямо в вестибюле Главпочтамта, но сегодня его мы вряд ли увидим, во всяком случае, это не входит в планы нашей экскурсии.

Слева от трассы расположен аэропорт "Пулково" ("Пулково-1" для внутренних и "Пулково-2" для международных авиарейсов). Здание "Пулково-1" недавно подверглось реконструкции и с большим эффектом, нежели "Пулково-2", представляет собой воздушные ворота города. Здание же международного аэропорта было построено еще в 1932 году, и при подъезде к нему становиться как-то невыразимо печально. Впрочем, внутри он несколько приведен в соответствие с сегодняшними требованиями, но такой аэропорт никак не подходит для больших претензий большого города.

Завод "Кока-Кола", расположенный справа по курсу, является ключевым элементом проекта будущего бизнес-квартала, который, если верить планам администрации города, скоро раскинется в этом месте по обе стороны шоссе. Что же, поживем – увидим…

После поста ГАИ рекомендую вам соблюдать ограничение скорости – на этом участке велик риск получить платную консультацию по правилам дорожного движения.

По правую руку – заправка "Neste". Залейте в бензобак их фирменный бензин под названием "Futura", и ваш автомобиль, накормленный всякой дрянью областного разлива, почувствует заметное облегчение. Впрочем, пропустите этот абзац – я не получаю денег за рекламу их продукции.

Впереди – площадь Победы, на которой находится Монумент героическим защитникам города, именуемый петербуржцами "стамеской" за характерные очертания обелиска: именно в форме этого инструмента он просматривается с московской трассы, с которой мы сейчас и пересечемся.

Въезд по Московскому шоссе

Несмотря на то, что знак проинформирует вас о въезде в Питер за несколько километров до площади, они не заслуживают внимания автотуриста – это всего лишь промышленный район Петербурга. И лишь храм-памятник Святого Георгия-Победоносца, построенный в 1995 в память о жертвах блокады Ленинграда, как-то скрашивает скучные кварталы этого района.

Упершись в "стамеску", вы сливаетесь с "товарищами из киевской группы", поэтому позвольте объединить вас в единую экскурсию.

Движение по площади – круговое, и вам надо попасть в северный проезд, именуемый Московским проспектом. Это – самая длинная улица города. Ее длина достигает 10 км.

Кстати, если вы проголодались, обратите внимание на "McDonald's", что по левую руку. Остановите машину поближе к пешеходному переходу и подкрепитесь – на сытый желудок путешествие будет более приятным. Рекомендую покупать еду на вынос. Это позволит вам не нервничать за оставленные в машине вещи и избежать долгого поиска места – строители этого ресторанчика явно не подумали о том, что посетителям нужно где-то есть, так что с местами будет напряженка.

Всем, кто выбрал "транзитный" способ (т.е. желает поскорее выбраться из Питера), следует поворачивать направо на втором светофоре (первый после площади Победы светофор – пешеходный, второй находится прямо перед Домом Советов). Поворот направо – по стрелке, так что заранее прижмитесь к правой стороне проезжей части.

Дом Советов был построен в конце 1930-х годов, когда руководством Ленинграда овладела безумная мысль перенести центр города поближе к югу. Дело в том, что в те далекие годы граница с Финляндией проходила всего лишь в 30 км к северу от города. Страны разделяла река Сестра, и город Сестрорецк был пограничным. Уже тогда рассматривая Финляндию как превосходный плацдарм для агрессивных сталинских планов, власти справедливо считали войну с этой маленькой, но гордой страной более чем вероятной. Явно недооценивая значение дальнобойной артиллерии и авиации, отцы города решили обезопасить свою резиденцию от вражеских атак и возвести ее в южных пригородах Ленинграда, в районе бывших ямщицких слобод. Московский тракт был срочно преобразован в проспект и застроен домами в стиле сталинского ампира. Строительство велось, как всегда, срочными темпами, и отпечаток этой спешки хранит на себе весь Московский район Петербурга. Стоит углубиться во дворы, и вы обнаружите там постройки хрущевского времени – до 50-х годов нашего века за внешним антуражем сталинских домов Московского проспекта скрывались неухоженные пустыри.

Разразившаяся вслед за строительством Московского проспекта советско-финская война отодвинула границу на 300 километров на север, и значение нового "центра" города сошло на нет. Власти так и не въехали в новый дворец, а после войны разместили в нем исследовательские институты.

Да, для интересующихся – у перекрестка расположен подземный переход станции метро "Московская". В павильоне метрополитена находится банкомат, ближайший к южному въезду в город. Он открыт для доступа во время работы метро, с 6 до 24 ч.

Итак, вы выполнили правый поворот у Дома Советов. Прямо до упора по улице с односторонним движением, затем левый поворот, вслед за которым нужно сразу же поворачивать направо. С этой минуты никуда не сворачивайте!

Вы выезжаете на улицу Типанова, которая после проезда под железнодорожным мостом будет называться проспектом Славы. Вполне возможно, что здесь вы попадете в пробку. Что же, другого способа попасть на набережную нет. Как верно подметил один из участников конференции "Отдых и путешествия", если в Москве ездят по кольцевым дорогам, в Петербурге – по набережным. Это самый "экономичный" способ быстрого перемещения из одного конца города в другой. Существует, конечно, масса других, сопоставимых по скорости перемещения с этим маршрутом, но не знающим города я бы рекомендовал запастись терпением и выстоять в этой пробке.

После проезда под железнодорожным мостом (напоминаю – вам прямо, поэтому избегайте правого ряда) вы попадаете в Купчино, исторический район города, начисто лишенный достопримечательностей. Впрочем, за пересечением трамвайных путей справа по курсу вы увидите строящуюся церковь и памятник воинам-интернационалистам, но по питерским меркам назвать это достопримечательностью можно лишь с большой натяжкой.

Историчен же этот район потому, что здесь располагались ямщицкие слободы, а места эти были обжиты людьми еще задолго до строительства Петербурга.

Впереди – длинный Невский путепровод. Здесь часто случаются аварии по вине любителей "взлетать" в горку. За путепроводом находится светофор, поэтому не разгоняйтесь сильно!

Теперь вы в Невском районе, застроенном преимущественно сталинскими домами. Здесь располагается несколько кварталов, построенных пленными немцами после второй мировой войны. Эти двухэтажные домики на несколько семей привлекают к себе внимание, но не котируются на рынке недвижимости (не знаю, правда, почему).

Володарский мост – первый по течению реки, по которому можно пересечь Неву в пределах города. Всего в городе около 500 мостов. По их обилию Санкт-Петербург соперничает с Амстердамом и превосходит Венецию. Для пропуска судов мосты, расположенные над судоходной частью Невы, разводятся с апреля по ноябрь. Всего в Петербурге 20 разводных переправ. Большая часть мостов прекращает разводку еще в середине ноября. У семи мостов на Большой Неве и двух на Малой Невке обязательные зимние каникулы начинаются обычно в декабре. Правда в течение нескольких дней мосты еще будут ждать появления какого-нибудь запоздавшего судна.

Уже много лет сохраняется примерно такой порядок разводки петербургских мостов:

  • сначала (в 1.55) одновременно разводят Дворцовый мост (до 3.05) и мост Лейтенанта Шмидта (до 4.50);
  • затем (в 2.00) разводят Володарский мост (до 3.45) и Кировский (до 4.00);
  • третьим разводят Литейный мост (с 2.10 до 4.40);
  • четвертым (с 2.20 до 3.10) Тучков мост;
  • пятым (с 2.25 до 3.20) мост Строителей;
  • в 2.35 одновременно разводят железнодорожный Финляндский (до 4.45) и мост Александра Невского (до 4.50);
  • последними в (2.45) одновременно разводят три моста: Большеохтинский (до 4.55), Гренадерский и Кантемировский (до 3.45).

В 3 часа 15 минут начинается новая волна разводки мостов:

  • в 3.15 откроет свои пролеты Дворцовый (до 4.45);
  • с 3.40 до 4.40 одновременно разводят два моста: Тучков и мост Строителей;
  • с 4.20 одновременно разводят два моста: Гренадерский до 4.45 и Кантемировский до 4.50;
  • с 4.25 до 5.45 Володарский мост.

Иногда разводят мост Свободы. В 30 км от города на Мурманском шоссе находится Ладожский мост, его разводят утром с 8.00 до 9.00 и днем с 14.00 до 15.00.

Человеку, который ни разу не бывал в Петербурге, покажется странным такое повышенное внимание к расписанию разведения мостов. Но стоит представить себе, что вы проживаете в гостинице "Астория" и задержались в гостях на Васильевском острове. Кажется, какая проблема? Садимся в машину, ведь это рядом. Смотрим на часы: 2.00. Это означает, что вы отрезаны от своей гостиницы, которая располагается всего лишь в 5 минутах езды. Тогда следует быстрее ехать к Большеохтинскому мосту, он будет открыт до 2.45. Впрочем, таксисты хорошо знакомы с этими правилами поведения в ночном Петербурге.

Впрочем, нельзя замыкаться только на практической стороне. Кажется, что нет ничего более величественного, чем взмывающая в ночное небо мостовая с тротуарами, рельсами и фонарями, и нет ничего прекраснее, чем силуэты мостов, распахнувших свои крылья-пролеты над Невой. Одной из традиций Петербурга является прогулка в белую ночь по набережным Невы. В какой-то мере это даже признак взрослости. Ведь наступает момент, и тебе разрешают дождаться прихода Нового года, и тебя впервые берут смотреть, как разводят мосты над Невой. Наверное, тогда же приходит осознание того, что ты петербуржец.

Итак, мы подъезжаем к Володарскому мосту. Володарский мост был построен в тридцатых годах нашего (или уже прошлого?) столетия, и его линии по-социалистически строги и лишены какого-либо декора. Лишь эффектно изогнутая эстакада, предназначенная для въезда на мост трамваев, как-то скрашивает утилитарные черты конструктивизма.

Въезжаем на мост. Если вы не стремитесь выехать из Петербурга по Мурманскому шоссе, я бы рекомендовал перестроиться в правый ряд и уходить направо, под мост. Еще один поворот направо, на набережную. И с этой минуты едем вдоль Невы.

Тем же, кто следует на М18 – прямо, и через два перекрестка вы покинете наш славный город. В общем-то, чтобы проехать Петербург по этому маршруту, можно было бы не заезжать сюда вовсе. Как я выяснил на бескрайних просторах Конференции "Отдых и путешествия", поворачивать вам следовало бы сразу за Чудово, на трассу А151.

Въезд по Мурманскому шоссе

После виадука вам надо проехать еще пару перекрестков и перед Володарским мостом свернуть направо, на набережную.

Здесь "транзиты" киевского, московского и мурманского направлений пересекаются, и дальше мы поедем единой командой.

Итак, еще раз направо – и мы выехали на Октябрьскую набережную. Прямая дорога с довольно неплохим покрытием стала любимым местом торговли полосатыми палочками. Внимательно следите за "подмигиваниями" встречных и не разгоняйтесь сильно; я же постараюсь занять вас рассказом о реке, вдоль которой вы едете.

Название Нева, по мнению ученых, пришло из угорских языков и означает "новая". Исследования подтверждают, что в начале нашей эры Ладожское озеро представляло собой огромную лагуну Балтийского моря, и ни в одном из письменных источников того времени нет упоминаний о реке, которая бы могла их соединять. Поднятие суши, произошедшее 2000 лет назад, "отодвинуло" Ладогу на сотню километров на восток, и родилась новая река. Нева является одной из самых полноводных рек Европы, и переносит в час больше воды, чем это делают Дон и Днепр, вместе взятые..

Расселение человека вдоль берегов Невы, как следует из названия, произошло еще задолго до ее образования. Первым населением, о котором нам достоверно известно, были финно-угорские племена, двигавшиеся с востока. Названия их племенных союзов до сих пор остались на карте северо-запада России - ижора с одноименной рекой, чудь с Чудским озером… Даже беглый взгляд на карту Петербурга заметит много финских созвучий: Коломяги, Лахта и даже дореволюционное название города Пушкина (Царское Село, Саарская мыза) произошли от подобно звучащих финских слов.

Расселение славян в этих местах было мирным, о чем свидетельствует соседство славянских и финно-угорских наименований на карте, с последующим процессом ассимиляции финского населения. Родовые отношения племенных союзов, обитавших на невских берегах, отсутствие государственности способствовало формированию разнообразного этнического состава населения.

Однако обретение восточными славянами государственности в IX-X веках н.э. приводит строительству на берегах Ладоги и Невы новых русских городов. В 862 г. при впадении Волхова в Ладожское озеро строится город Ладога. Эта деревенька в Ленинградской области, название которой уже обросло прилагательным Старая, могла бы претендовать на звание одной из древнейших столиц Руси.

Путь из "варяг в греки", пролегавший по Финскому заливу, Неве, Ладоге, Волхову и далее на юг, соединил Северную Европу с могущественной Византией. Важное экономическое значение этих мест делает их ареной притязаний Северо-Западной Руси и Швеции. Уже в 1164 г. шведы безуспешно штурмуют Ладогу, а в 1240 г. пытаются закрепиться на Неве. Историческая битва новгородцев со шведами произошла в устье Ижоры, а возглавивший русскую дружину князь Александр был прозван Невским.

Возвышение Великого Новгорода в XI в. и его стремление сохранить за собой контроль за северными землями приводит к строительству системы оборонительных укреплений вдоль западных берегов Ладожского озера. Ее северным форпостом становится крепость Корела (ныне г. Приозерск), несколько лет спустя в истоках Невы, на Ореховом острове, строится крепость Орешек (ныне г. Шлиссельбург). В это же время, в 1300 г. "придоша из замория свеи в силе велице в Неву, поставиша город над Невою на усть Охты реки и нарекаша его Ландскруна". Крепость находилась в руках шведов очень недолго и была захвачена новгородцами в следующем году. Несмотря на многочисленные попытки вернуть ее, осуществить задуманное удалось лишь в начале XVII века: в 1615 году король Густав II Адольф справлял Рождество в Ниеншанце, новой шведской крепости в устье Невы. По столбовскому мирному договору 1617 года кексгольмские и ингермаландские крепости (т.е. территория практически всей современной Ленинградской области) присоединялись к Швеции.

Впрочем, исторический экскурс несколько затянулся, и если ваш скоростной режим соответствует моим расчетам, то впереди должны появится тяжелые металлические конструкции Финляндского железнодорожного моста, соединившего в начале ХХ в. Николаевскую и Финляндскую железные дороги. Под мостом дорога несколько сужается, возможно ГАИ.

За мостом на левом берегу Невы открывается вид на Александро-Невскую лавру. Основанный в 1710 г., через 7 лет после основания Санкт-Петербурга, монастырь должен был подтвердить "исконность" русских земель, занятых Петром в ходе Северной войны. По замыслу Петра, монастырь был заложен в том месте, где пять столетий назад Александр Невский разбил войско ярла Биргера при попытке шведов захватить невские берега. На самом деле битва произошла несколькими десятками километров выше по течению реки, в Усть-Ижоре, и сегодня неизвестно, была ли эта ошибка действительным заблуждением или преднамеренным политическим шагом. В любом случае, Петр придавал очень большое значение возведению монастыря на невских берегах. В 1723 г. мощи святого благоверного князя Александра Невского были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Александро-Невскую лавру и до сих пор хранятся здесь.

Сегодня комплекс сооружений Александро-Невской лавры является одним из наиболее интересных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Безусловно, годы советской власти не прошли для монастыря бесследно. Разрушены церкви, пострадало внутреннее убранство храмов, сама территория монастыря подверглась надругательству (прямо при входе в Свято-Троицкий собор находятся могилы красноармейцев, активных борцов с "религиозными предрассудками"), сильно пострадал акрополь во время строительства моста Александра Невского.

Кстати, именно под ним мы сейчас и проезжаем. Это – самый длинный мост Петербурга. Его длина превышает 900 метров. Выезжая из-под моста, мы попадаем на новую набережную, открытую для движения в 1999 г. Прежде автомобилистам приходилось изрядно потолкаться на узкой улочке, до отказа набитой машинами. Сейчас вам покажется, что вы попали на одну из скоростных магистралей. Только не разгоняйтесь! Оштрафуют.

Справа из-за домов выглядывает купол новой церкви, построенной в память о жертвах блокады Ленинграда. Небольшая церковь очень мило украшает скучные набережные этого района, и в ясную погоду ее золоченый купол особенно заметен с противоположного берега Невы. К слову сказать, за всю трехсотлетнюю историю существования города вражеская нога никогда не ступала на его землю. И героизм его жителей во время девятисотдневной блокады Ленинграда в 1941-1944, безусловно, достоин памяти потомков.

Впереди видны массивные конструкции Большеохтинского моста, прежде называвшегося именем Императора Петра Великого. Раскинувшиеся справа серые корпуса Петровского завода хранят под своими фундаментами тайну, о которой знает не каждый петербуржец.

В 1611 году точно на этом же месте, там, где тремястами годами раньше была построена крепость Ландскруна, при впадении Охты в Неву, была основана новая шведская крепость Ниеншанц. В 1642 году вокруг крепости был основан город (в хрониках он именовался и Ниеншанцем, и Ниеном, и Нюеном. Русские называли его Канцы). Освобожденный от налогов (очевидно, сегодняшние свободные экономические зоны берут свое начало именно в том далеком времени), город становится важным торговым центром Балтийского региона. Русские негоцианты из Новгорода и Ладоги отныне не утруждали себя морскими путешествиями в Стокгольм, сбывая прямо здесь воск, меха, сало и восточные ткани. Из шведских источников известно, что в семнадцатом веке в этот город прибывало до 50 торговых кораблей в год из разных стран (для тех времен это было очень большое количество). В Ниене сходились дороги из Выборга, Кексгольма (ныне Приозерска) и Орешка. Сам укрепленный бастионами город был невелик, однако в посаде было около четырех сотен домов. Город располагался на этом берегу Невы ориентировочно между сегодняшними мостами Александра Невского и Петра Великого. Вверх по течению Охты на полверсты тянулись амбары. В городе было две лютеранских церкви: шведская и финская. Появление второй было вызвано массовым переездом сюда финнов вместо русских. Дело в том, что русское население покидало эти земли, не желая принимать лютеранство. Этот исход Москва компенсировала Стокгольму деньгами и хлебом.

Крепость Ниеншанц была взята войсками Петра I 1 мая 1703 г. С закладкой крепости на Заячем острове город Ниен прекратил свое существование.

За Большеохтинским мостом – сужение дороги и небольшой мост, соединяющий берега Охты. Нам – прямо, на мост. Он называется Малоохтинским.

На противоположном берегу Невы открывается изумительный вид на Смольный собор, построенный по проекту известного петербургского архитектора Ф.Б. Растрелли. Выполненный в лучших традициях барокко, храм эффектно возвышается над рекой, широко разливающейся на излучине. Собор находится на территории Смольного монастыря, одного из интереснейших ансамблей города.

Здание располагавшегося при монастыре Смольного института занимает администрация Петербурга. Когда-то здесь, в первом в России женском учебном заведении учились барышни из аристократических семей столицы. В 1917 г. из здания, занятого революционными солдатами и матросами, господин Ульянов со товарищи руководил ходом октябрьского переворота. С тех пор власти надежно укрепились в этом месте. Мы же продолжим свое движение по невским набережным. Справа по курсу остается большое здание универмага "Юбилей", и дорога уходит влево.

Впереди – развилка. Направо идут дороги на Приозерск и во Всеволожск ("Дорогу жизни"). Нам прямо, и желательно держаться левой стороны. Вход на завод шампанских вин обозначен огромной зеленой бутылкой. В Петербурге ценится разливаемое здесь шампанское. На левом берегу Невы в соответствующее время года видна верфь со строящимся парусником. Клуб энтузиастов воссоздает здесь корабли петровских времен.

На этом участке, как и всюду по набережным, контролируют скорость, поэтому постарайтесь не отрываться от общего потока.

Эту часть города всегда занимали заводы и рабочие кварталы. Набережная носит название одного из старейших заводов Петербурга – "Арсенала". Чуть дальше расположены мрачные кирпичные корпуса главного следственного изолятора города. Эту тюрьму петербуржцы называют "Крестами" (именно таков ее вид сверху), и, я думаю, вы понимаете наш восторг, когда по дороге из Петербурга в Москву мы проезжаем деревню с одноименным названием. Интересно, нет ли у кого дачи в Крестах?

Центр города расположен на левом берегу Невы. К сожалению, вид на исторические здания закрыт постройками советского времени, поэтому рекомендую обратить внимание на памятник, вид на который откроется справа.

В 1917 г. Ленин возвращается из финской "эмиграции" (не понимаю, почему историки так называют его проживание на территории одного из княжеств Российской империи). Выйдя из здания Финляндского вокзала, он забирается на броневик и говорит: "Мы пойдем друг путем, а Троцкий – политическая проститутка!". Народ согласно кивает и бросается создавать Советы народных депутатов. Впоследствии сказанное Лениным получило название "Апрельских тезисов", а фигура на броневике была увековечена в бронзе. Впрочем, этот памятник Ленину, на мой взгляд, является наиболее достойным из бесчисленного множества попыток обессмертить образ главного революционера страны. [Прим. Обессмертить – насильно лишить к.-л. смерти, заставить жить вечно. Ср.: обезглавить, обездвижить. (с) Красная Бурда].

Водителю тем временем следует занять левый ряд и идти под мост. Возможна пробка.

Литейный мост, под которым мы сейчас будем проезжать, получил свое название из-за располагавшейся на противоположном берегу Невы литейной мануфактуры. Сразу за мостом Нева образует 5 рукавов, основных составляющих дельты, на островах которой расположился Петербург. Собственно Невой называется река в основном ее течении, от истоков у берегов Ладоги с крепостью орешек до Литейного моста. Мы направимся по набережной Большой Невки, самого северного рукава дельты Невы. Большая Невка впадет в Невскую губу Финского залива. Левый берег ее образуют Петроградский, Аптекарский, Каменный и Елагин острова, правый – Выборгская сторона.

На противоположном берегу реки, у Петроградской набережной на вечной стоянке находится крейсер "Аврора", построенный в 1900 г. на Ново-Адмиралтейском заводе Санкт-Петербурга. Корабль получил боевое крещение в Цусимском сражении во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Во время первой мировой войны крейсер находился в строю действующих боевых судов Балтийского флота, а 7 ноября 1917 г. его орудия стреляли по Зимнему дворцу, в котором располагалось временное правительство. Некоторые источники утверждают, что выстрелы были отнюдь не холостыми, и дворцу был нанесен огромный ущерб.

Во время Великой отечественной войны орудия корабля обороняли город от вражеских дивизий, и сегодня легендарный крейсер воспринимается скорее как памятник русскому флоту, нежели как революционная реликвия. К слову сказать, недавно состоялось празднование 100-летия спуска крейсера на воду.

Впереди перекресток – налево, через Сампсониевский мост ведет дорога на Петроградскую сторону. Нам – прямо. Возможно ГАИ, контроль за соблюдением разметки. Сампсониевский мост называется именем расположенного неподалеку собора, одного из интереснейших архитектурных памятников Выборгской стороны.

Продолжаем движение по набережной. Внимание: контроль скорости!

Выборгская сторона, по западной границе которой ведет нас набережная, исторически была промышленным и рабочим районом города. Противоположный берег Невы, Петроградская сторона, никогда не имел четкой "политической ориентации": при строительстве Петропавловской крепости здесь сформировался административно-торговый центр города. В послепетровское время район утратил прежнее значение: порт и государственные учреждения были переведены на Васильевский остров, парадный центр развивался на левобережье. Петроградская сторона постепенно превращалась в окраину столицы. Острова становятся дачным местом петербургской знати: строятся дворцово-парковые ансамбли и загородные дома. С развитием капитализма в районе строятся фабрики и заводы.

На рубеже веков Петроградская (тогда еще Петербургская) сторона становится местом интенсивного городского строительства, и архитектурные памятники в самых причудливых формах модерна находятся именно здесь. Сегодня Петроградская сторона – один из элитных районов города.

За Гренадерским мостом, на противоположном берегу реки раскинулся Ботанический сад. Сад основан при Петре I и имеет уникальную коллекцию растений, привезенных со всего света. К сожалению, в Петербурге не так много садов и парков, и эти уголки природы в большом и шумном городе высоко ценятся горожанами.

Телевышка, чей ажурный силуэт возвышается над островами, является самым высоким сооружением города – ее высота достигает 310 м. Кстати, чтобы избавиться от создаваемых ею помех, я выключаю здесь активную антенну своего радиоприемника.

Проезжаем под Кантемировским мостом. Эта местность называется Новой деревней. Свое название она получила еще в XVIII в., когда на лежащем с противоположной стороны реки Каменном острове проводились значительные земляные работы. Владелец острова, канцлер граф А.П.Бестужев-Рюмин, переселил в Петербург из своих украинских имений сотни крепостных крестьян. Им было отведено место для жительства на северном берегу Большой Невки. Позже в столицу отправили еще одну партию крепостных, их поселение разместилось напротив Каменного острова, у небольшой Черной речки, впадающей в Большую Невку. Оно получило название Новой деревни. По отношению к ней первую деревню стали называть Старой. В XIX в. этот район был популярным у горожан местом дачного отдыха, их поток особенно усилился в 1890-х гг., когда по северной границе Новой деревни была проложена Приморская железнодорожная ветка, соединившая Петербург с курортной зоной на берегу Финского залива. В знаменитых на всю столицу ресторанах Новой деревни "Ливадия", "Аркадия", "Вилла Родэ" на рубеже веков собирался цвет русской творческой интеллигенции; их посещали И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, А.А. Блок, здесь выступали Л.В. Собинов и Ф.И. Шаляпин.

Недалеко от берега Черной речки памятное для каждого русского человека место: здесь 27 января 1837 г. состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Одной из причин дуэли послужил оскорбительный каламбур, брошенный французом в адрес жены Пушкина. Здесь великий русский поэт получил от своего родственника Дантеса (их жены были родными сестрами) смертельную рану. На предполагаемом месте дуэли (в сквере за железнодорожной станцией "Новая Деревня") был установлен обелиск из розового гранита с бронзовым барельефом А.С. Пушкина. К сожалению, с трассы это место не видно.

Ушаковская развязка была открыта совсем недавно. Прежде, перекресток у Ушаковского моста был местом постоянных пробок. Нам – прямо, по набережной.

Наше внимание приковывает расположенное справа по ходу движение монументальное здание Военно-Морской Академии, здесь готовят кадры для военно-морского флота.

Расположенные по левую руку Каменный и Елагин острова являются излюбленным местом прогулок петербуржцев.

С Приморского проспекта открывается отличный вид на Каменный остров с небольшой церковью красного цвета. Появление церкви на острове связано с одним из его владельцев, императором Павлом. Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи была заложена в честь побед русского флота над турецким под Чесмой.

В 1798 г. император Павел становится магистром Мальтийского рыцарского ордена, а церковь становится главным молельным залом рыцарей. Здесь принимали присягу русские кавалеры Мальтийского ордена, близ церкви находилось их кладбище. После убийства Павла I Мальтийский орден в России был упразднен, а захоронения мальтийцев с Каменного острова перенесли в Царское Село.

Бросив взгляд на Каменный остров, продолжаем движение по Приморскому проспекту. Дорога сужается, возможны дорожные работы.

На четной стороне проспекта постройки расположены с большими промежутками и не создают определенной архитектурной картины. Большая их часть относится к концу ХIХ – началу ХХ в. В ХIХ в. большая часть Старой и Новой деревни была застроена деревянными домами. Их разобрали на дрова в суровую блокадную зиму 1941-1942 гг. Основная часть существующей застройки этой части города cложилась после Великой Отечественной войны. Большинство небольших двухэтажных построек желтого цвета возводилось немецкими военнопленными.

Одно из старейших зданий на Приморском проспекте церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот памятник архитектуры классицизма представляет собой один из первых храмов XVIII в. в виде ротонды. Около церкви существовало кладбище для знатных жителей Новой деревни, в середине ХIХ в. храм превратился в усыпальницу владельцев окрестных имений. Кладбище было уничтожено в 1930-х гг., когда здание церкви переоборудовали в производственный цех завода резиновых изделий. Тогда же, при расширении проспекта, была утрачена колокольня. В 1992 г. храм возвращен церкви.

Усадебный дом, стоящий в глубине участка, один из немногих сохранившихся в Петербурге деревянных памятников эпохи классицизма. Сейчас в здании находится детская художественная школа.

Чуть дальше по Приморскому проспекту, на пересечении с Липовой аллеей, за ярко окрашенной высокой оградой находится одно из самых экзотических зданий Петербурга Буддийский храм. Он был построен в 1909–1915 гг. по инициативе Тибетского далай-ламы для проживавших в Петербурге ламаистов. Храм с общежитием и школой при нем фактически маленький монастырь возводились по канонам средневековой тибетской архитектуры, но с учетом европейской традиции и местных условий. Проект был создан архитектором Г.В. Барановским при консультации ученых-востоковедов и художников, таких как Н.К. Рерих и С.Ф. Ольденбург. В декоре храма использована буддийская религиозная символика. Первое молебствие о благоденствии императора и всего царствующего дома состоялось в храме 21 февраля 1913 г., в день, когда вся Россия праздновала 300-летие дома Романовых. С 1920-х гг. при храме находилась тибето-монгольская миссия в СССР, которая имела особый, приравненный к дипломатическому, статус и являлась по сути иностранным представительством, осуществлявшим отношения между Советской Россией и буддистским Востоком. В конце 1930-х гг. этот культурный и политический центр был разгромлен органами НКВД как шпионская контрреволюционная организация, храм закрыт, ламы, служившие в нем, репрессированы. Здание храма испытало судьбу большинства культовых сооружений советского времени: оно использовалось как физкультурная база, после войны здесь размещалась военная радиостанция. В 1990 г. храм возвращен буддистской общине.

Почти напротив Буддийского храма через Большую Невку перекинут Третий Елагинский мост, соединяющий Приморский район с Елагиным островом. Елагин остров (площадь 94 га) омывается Большой и Средней Невками и узким мысом вдается в Финский залив. Более пятой части его территории составляют искусственно созданные проточные водоемы. Переходя от одного владельца к другому, остров часто менял свое название. В конце 1770-х гг. его владельцем стал обер-гофмейстер Екатерины II И.П. Елагин, и его фамилия прочно удержалась в названии острова. В 1817 г. остров стал собственностью вдовы Павла I Марии Федоровны. После этого на нем развернулось строительство обширного дворцового ансамбля по проекту зодчего К.И. Росси. На острове был создан живописный пейзажный парк. Сейчас он называется ЦПКиО, и, несмотря на скучное название, это – великолепный парк с детскими аттракционами, лодками и катамаранами, а также кортами для игры в бадминтон. Но главной его достопримечательностью является Елагинский дворец с прекрасной коллекцией декоративно-прикладного искусства.

Напротив западной части Елагина острова и вдоль берега Финского залива намывных территориях ведется активное строительство. Район новостроек ощущает на себе нехватку полноценной транспортной системы, которая связала бы его с центром города, и сейчас предполагается создание автобана, который пройдет через Елагин остров к Васильевскому и далее в морской порт.

Что же, вскоре дорога станет больше похожа на магистраль, связывающую Петербург с Карельским перешейком. Полоса земли, лежащая к северу от Петербурга между Финским заливом и Ладожским озером, благодаря обилию хвойных лесов, рек и озер уже в ХIХ в. стала зоной дачного отдыха петербуржцев.

Но об этом - в другой экскурсии…

 

Другие прогулки:

Петербург. Пригороды. Окрестности. Прогулки по городу и поездки выходного дня.

Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Поездки по России

Петербург и окрестности

Яндекс.Метрика