Тольятти. Ушедший под водуОтчет о командировке |
|
Март 2008 г. В Тольятти я оказался в командировке… совершенно случайно. Вообще, собирались мы ехать в Самару, прилетели в аэропорт Курумоч, что в 39 км от города. Но жизнь внесла свои коррективы – встреча с контрагентом была перенесена в Тольятти. Что ж, тоже недалеко, всего 45 км. Хотя, конечно же, Самара выглядела намного предпочтительнее с точки зрения достопримечательностей. Едем в Тольятти. Вдалеке слева видна гряда Жигулевских гор. Знак: [Красноярский район]. «Где мы?» – спрашиваю у водителя. Смеется: «Здесь недалеко райцентр Красный Яр». Понятно, а то я уж испугался. Местное время опережает московское на 1 час, вылетели мы рано, зверски хочется спать. Предаюсь праздным мыслям: что делает этот город с итальянским именем в бескрайних калмыцких степях? Представляю себе огромный завод, производитель советских автомобилей: фабричные трубы в чистом поле. Да и пейзажи с азотно-фосфатными предприятиями по сторонам располагают к таким ассоциациям. Впадаю в дрему – и вдруг знак: [Ставропольский район]. Просыпаюсь: «Куда же мы заехали?» «Так Ставрополь – это старое название Тольятти!» Оказывается, Тольятти – не такой уж и молодой город: он был основан небезызвестным «птенцом Петровым» Василием Никитичем Татищевым аж в 1737 году и назван Ставрополем (на-Волге). Памятник Татищеву Старый Ставрополь почти полностью ушел под воду при строительстве Волжской ГЭС в 1953-55. Говорят, что смотровая площадка у памятника Татищеву находится как раз над тем местом, где раньше стоял старый город. Говорят также, что каждый раз по весне вымывает паводком человеческие кости, коими густо усыпаны берега Волги в этом месте – всяческие плотины и гидроэлектростанции строились тогда руками заключенных, а беречь людей, тем более заключенных, в Советском Союзе не было принято… Новый Ставрополь поставили чуть выше по берегу: те дома, которые можно было разобрать, переносились, все остальное взрывалось. Затем воды Куйбышевского водохранилища скрыли руины… В 1960-х гг. Ставрополь-на-Волге переименовали в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Думаю, отнюдь не случайно: решение о строительстве ВАЗа, скорее всего, уже было принято, и наверняка уже выбрали и основного постащика – итальянский концерн ФИАТ. Не зря же тогда у власти в Италии оказались коммунисты! ВАЗовская Ладья — стела на кольце недалеко от главного здания ВАЗа, символ города. Едем по объездной, вдоль бесконечных ангаров, заводских корпусов ВАЗа, автосервисов, шиномонтажей, магазинов, торгующих машинами, запчастями, аксессуарами и всем прочим, так или иначе связанным с автомобилями. Город автомобилей и автомобилистов! Въезжаем в город. Вообще, расстояния здесь достаточно большие. Скорее всего, дело в его специфической планировке – по сути, Тольятти представляет собой несколько районов, разделенных обширными участками леса. С архитектурой в самом городе все плохо: многоэтажная панельная застройка, широкие прямые и перпендикулярные улицы, образчик советского урбанизма. Культовых построек тоже немного, преимущественно новоделы: Спасо-Преображенский собор был построен на средства автозавода в 2002 г. Мне показалось, что основной достопримечательностью Тольятти является река Волга, делающая в этом месте огромную петлю, огибая полуостров Жигули. Во всяком случае, именно Волгой предложили нам полюбоваться наши провожатые перед тем, как отвезти нас обратно в аэропорт. Визит состоялся, город осмотрен, выводы сделаны.
Похожие отчеты:
|
© trassa.narod.ru |