Главная страница

Автопробег по Золотому Кольцу

Классический маршрут из Петербурга

Главная страница

Наши путешествия

Поездки по России

Информация в дорогу

Полезные ссылки

Подготовка
Петербург
Новгород
Москва
Сергиев-Посад
Переславль-Залесский
Ростов
Ярославль
Кострома
Иваново
Суздаль
Владимир
Боголюбово
Домой


 

Апрель-май 1999 г.

Маршрут: Петербург – Новгород* – Москва* – Сергиев-Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль* – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва – Петербург

* Звездочкой обозначены места ночевок.

Экипаж: Ворчун с супругой, сестра Ворчуна с мужем

Автомобиль: ВАЗ-2107 (2 шт.)

Продолжительность: 4 дня, ~2300 км

Подготовка

Для разработки маршрута я обложился энциклопедическим словарем, справочником "Города России" и атласом автомобильных дорог. Из этих источников я выяснил, какие города входят в "Золотое кольцо", что там стоит посмотреть и как проехать. Те же самые изыскания я повторил в Интернете, добавив запрос по гостиницам. Для каждого города "Золотого кольца" я сделал распечатку по отелям, на случай, если намеченный мною график движения не будет выполнен, то можно было бы без труда остановиться в любом населенном пункте. Затем я нашел описания трасс (в то время они были доступны только на "автостопных" серверах) и добавил к ним описания экскурсий с туристических сайтов. После небольшой компиляции у меня получилась достаточно увесистая папка, сослужившая нам очень неплохую службу!

В итоге мы остановились на "классическом" варианте: Москва – Сергиев-Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Суздаль – Владимир – Москва.

После обсуждения в него пришлось внести несколько поправок: перенести старт с утра на три часа дня (поэтому первую ночь мы провели в Новгороде, а последнюю – в дороге) и существенно увеличить расходы на бензин – в Петербурге полыхал топливный кризис.

Санкт-Петербург

30 апреля 1999 г. отправились мы, отнюдь не солнцем палимые, в поездку. С погодой, надо сказать, нам не повезло. Нас и дождиком полило, и снежком присыпало, и градом побило, и солнышком погрело. В машине еще ничего, но выходить и фотографироваться – брррр!..

Мы поехали на двух машинах, двумя парами.

Естественно, во второй половине дня накануне майских праздников поток дачников заставил нас постоять в пробках при выезде из Петербурга, и на свидание со второй парой мы припозднились, за что я был слегка побит нашими спутниками. Впрочем, тяжесть побоев несколько смягчил день рождения моей жены... Здесь, я думаю, было бы уместно познакомить наших читателей с действующими лицами этого повествования. Впрочем, проницательный читатель уже, наверное, догадался о том, что помимо автора этих строк и его супруги в состав участников экспедиции входила его сестра, а также ее муж, он же водитель второй машины. Такие тесные родственные узы послужили причиной нескольких комичных ситуаций, но об этом позже. Да, помимо тесных уз нас объединяли две одинаковые машины (ВАЗ-2107), правда, разного цвета. Возможно, только это различие помогало нам не путать свою машину с машиной соседа.

Первой нашей остановкой был Новгород. Он находится менее чем в 200 км от Питера, и я никогда не думал, что остановлюсь там на ночь.

Въезд в город чуть было не омрачил впечатление от начавшейся было поездки... Впрочем, при неблагополучном раскладе поездка могла бы на этом кончиться. В одном из своих рассказов я уже упоминал о происках новгородских гаишников и моем невезении в попытках "безнаказанно" пересечь Новгородскую область. Так было и на этот раз.

После очередного затянувшегося обгона я бросился догонять машину наших спутников, но тут же был предупрежден о "засаде" дальним светом встречного грузовика. Сбросив скорость до положенной, я попытался спрятаться за какой-нибудь крупногабаритный транспорт, но не тут-то было – я двигался в голове пелетона и у меня не было иного выхода, как принять удар радара всей решеткой радиатора. Думаю, большинству читателей известно мучительное чувство "медлительности", которое приходит в таких случаях: после скоростной езды по трассе движение в населенных пунктах со скоростью 60 км/час кажется изощренной китайской пыткой. Впрочем, переживать мучения мне помогали встречные, которые постоянно предупреждали нас об опасности. Каково же было мое удивление, когда я получил отмашку человека в сером.

На радаре было "80". Диалог был примерно следующим:
– Откуда восемьдесят? Мне пять встречных подмигнули! Я что, по-вашему, похож на слепого идиота?
– А у вас какая резина? 175/70/R-13? Вот она и дает скорость, километров на пятнадцать большую, чем нужно. Впрочем, мы можем составить протокол...

Расчет новгородцев был очевиден – мало кто из автомобилистов отдает свои права, находясь в другом регионе... Что ж, от протокола я, естественно, отказался. За небольшую плату, разумеется.

Тем временем след второй (т.е. первой) машины уже простыл, заболел и был госпитализирован.

Высматривая наших беглецов, мы доехали до центра Новгорода и, упершись в развилку, повернули обратно. Будучи уверенным, что сумма штрафа включает в себя стоимость консультационных услуг по поиску пропавших машин, путешественников и спутников жизни, я припарковал машину у поста ГАИ и собрался было обратиться за помощью к дежурному, как молодой лейтенант сам направился ко мне. В это время из-за его спины выскочила белая семерка убежавших участников автопробега.
– Здесь нельзя останавливаться! – начал было инспектор.
– И где вы шляетесь? – крикнул я ребятам, находящимся за его спиной.
Глаза инспектора округлились...
– Что случилось? – спросил Андрей из-за его спины.
– Я же ему говорила, чтобы он в зеркало заднего вида смотрел! – закричала моя сестра...

Оказавшись между двух огней, гаишник предпочел вежливо попросить нас отъехать и спешно ретировался. Встреча друзей была трогательной и бурной, и после нескольких пинков мы поспешили в Новгород.

Новгород

К сожалению, погулять по древнему городу нам не очень-то и удалось, – едва зайдя в кремль, мы ощутили жуткий голод и страх за оставленные в машинах вещи и поспешили найти гостиницу.

Новгород. Памятник 1000-летию Руси (с открытки)

Вооруженные списком отелей, мы объехали пару-тройку из них и решили провести ночь в гостинице с новгородским названием "Садко". Гостиница по соотношению цены и качества вполне приличная, и путникам, не избалованным многозвездностью, я бы рекомендовал именно ее.

Гостиница "Садко"
г. Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, дом 16
Тел.: (8162) 66-30-04
Сайт: hotel-sadko.ru

В гостинице мы пережили борьбу двух чувств: голода, присущего всем живым существам, и любопытства, присущего существам разумным. Разум победил, и мы решили продолжить осмотр достопримечательностей. Дабы не повторить совершенную ранее ошибку и не испытывать страх за нажитое непосильным трудом барахлишко, мы оставили шмотки в номерах и направили свои стопы в Юрьев монастырь.

Впрочем, и здесь нас ждало разочарование: сначала я заплутал на выезде из города, хотя ездил по Новгороду уже не в первый раз. Пара прохожих цыганской наружности дала нам несколько расплывчатые инструкции, и, пытаясь выполнить их, мы уперлись в "кирпич". Разобравшись, наконец, с системой одностороннего движения на выезде из города, я начал узнавать дорогу на Юрьев монастырь. Да, именно здесь была вот та береза... и поворот... и лужа... Стоп! Лужи-то, как раз, здесь и не было! Действительно, дорога была перегорожена разливом Ильменя: достаточно внушительная лужа посреди узкой дороги вызывала сомнения в беспрепятственном доступе в монастырь.

К слову сказать, по дороге к Новгороду мы были поражены тем, как весеннее половодье может досаждать жителям низменных участков деревень – некоторые дома стояли залитыми водой до первого этажа, более хлипкие сооружения просто плавали в огромных лужах... Теперь половодье решило досадить и нам!

Мы постояли около лужи минут пять... Тем временем голод, начавший терзать наши избалованные регулярным питанием желудки еще во время визита в Детинец и распаленный во время поиска дороги на Юрьев монастырь, привел меня в такое бешенство, что мне срочно захотелось что-нибудь укусить... Например, хорошо зажаренную куриную ножку! Поэтому я судорожно вглядывался в лица наших спутников – их слово было решающим, ибо мы с женой уже ездили в Юрьев монастырь. И (о, небо! Ты сжалилось над голодным странником!) моя сестра предложила ехать назад! Что ж... Пусть простят меня те, кто чтит устав автотуриста до последней капли бензина – я с радостью развернул машину.

Хотя, признаюсь честно, эту лужу можно было проехать без особого риска! Не такая уж она была глубокая... Просто в продолжающейся борьбе между любопытством и голодом низменный животный инстинкт взял убедительный реванш.

Ресторанчик при гостинице, в который мы спустились позже, чтобы отпраздновать день рождения возлюбленной моей супруги, удивил нас неловкостью официантки, которая никак не могла запомнить, кто что заказывал – и это при том, что в ресторане была занята всего пара-тройка столиков, а наша компания состояла из 4 человек. Закончилось все тем, что она подсунула свою руку под сигарету и не возрадовалась. Пришлось накинуть ей на чай – и, надо сказать, больше, чем она заслужила!

* * *

Великий Новгород – Москва, 540 км

На следующий день, после утомительных поисков бензина (влияние петербургского топливного кризиса докатилось и до Новгорода) мы поехали дальше, в Москву. Валдай с Иверским монастырем, Тверь, родина великого путешественника Афанасия Никитина, Клин и музей Петра Чайковского пролетели мимо нас.

Москва

Итак, дело клонилось к вечеру, и нам снова захотелось есть (не обессудь, читатель! Мы не только ели во время нашего путешествия. Мы еще и... путешествовали, как ни странно!). Припарковавшись у зеленоградского "McDonald's'a", мы подивились на человека в "Ниве" с неисправной сигнализацией – под вой охранной сирены он упорно крутил стартер... и его машина ехала!

После недолгой трапезы в этом скромном ресторанчике мы увидели, что "Нива" уже проехала метров пять (на стартере-то!). Немного порассуждав о судьбе незадачливого автомобилиста по примеру гоголевских мужиков ("докатится колесо до Москвы или не докатится") и вдоволь посмеявшись, мы были тотчас же наказаны судьбой за глумление: я забыл выключить фары... Да, у той "Нивы" аккумулятор был явно получше моего!

Посетители "Макдональдса" в тот день могли видеть странную картину: под вой автомобильной сигнализации один мужик что есть сил крутил стартер, заставляя автомобиль ехать со скоростью медленно идущего пешехода. А два других мужика при помощи веревочной петли и палки выталкивали из лужи еще одну машину, у которой стартер-то как раз и не крутился!

О сложностях езды в караване в большом городе я, пожалуй, говорить не буду – они очевидны! Зато, когда есть вторая машина, – завестись на севшем аккумуляторе, потеряв лишь 10 секунд на соединение буксируемого и буксирующего транспортных средств гибкой сцепкой, – согласитесь, бесспорное преимущество!

Тем временем наши злоключения продолжались. Мы успешно завелись и при выезде на Ленинградское шоссе натолкнулись на знак "Только налево". Москва же тем временем находилась строго на юг порядка 25 км (т.е. направо). После недолгих раздумий я решил принять этот знак за досадную недоработку московских дорожных служб и ничтоже сумняшеся повернул направо. Прямо в объятия внезапно выскочившему из кустов гаишнику. Штраф пришлось платить за двоих – как первый в связке, я был бесспорным виновником нарушения.

И вот Ленинградское шоссе перешло в Ленинградский проспект... Две скромные "семерки" из 78-го региона не привлекли внимания дорожно-патрульных служб, и после получаса езды по широкой и прямой магистрали мы увидели перед собой "стены древнего Кремля". Никогда бы не подумал, что если ехать из Петербурга в Москву и никуда не сворачивать, упрешься прямо в Кремль!

Кстати, не могу сказать, что чувствовал себя дискомфортно в московском потоке машин – может быть, потому, что были праздники. Единственной проблемой было не потерять вторую машину. Ну, и поворачивать налево! Впрочем, направо тоже... И вот так, следуя предписывающим, запрещающим знакам и дорожной разметке, я непонятно каким образом куда-то привел наши машины. Русский возница, как говаривал Николай Васильевич, всегда куда-нибудь, а приезжает! И тут я понял, что без карты мне не жить... Припарковавшись в каком-то закоулке под каким-то виадуком, мы обнаружили себя подле станции метро, название которой история не сохранила. В общем-то, я склонен считать сей факт особым достижением моей интуиции автомобилиста, не доступной простому смертному: попробуйте-ка вывести сразу две машины к одному и тому же (что важно!) месту и найти там необходимую карту!

Через пару минут мы все вчетвером сидели в салоне нашей машины и рассматривали вновь приобретенный "Атлас Москвы для автомобилиста", судорожно пытаясь понять, где мы находимся и (самое главное!) куда нам ехать. После получасовых раздумий мы, наконец, вспомнили, что находимся мы в одном из городов маршрута "Золотое Кольцо" и ехать нам надо по Ярославскому шоссе. Но завтра. Осталось понять, куда нам ехать сейчас. Через полчаса моя сестра воскликнула: "Эврика!" – и, забрав с собой наш атлас и своего мужа, решительными шагами удалилась в свою машину. Смеркалось, и было видно, как в их "семерке" зажглась лампочка освещения салона. "Они читают атлас", – догадался бы опытный разведчик. Мы тоже догадались. И решили не тратить время. Заранее приняв решение о том, что утром надо оказаться поближе к выезду на Ярославль, мы опять воспользовались списком гостиниц. После обзвона нескольких отелей мы выбрали три наиболее подходящих по цене и месту расположения и принялись ждать, пока второй штурман претворит свою "эврику" в жизнь.

Прошло еще полчаса. Лампочка внутри салона второй "семерки" все еще горела. "Не случилось ли чего?" – забеспокоились мы и... решительно отобрали атлас Москвы у наших незадачливых проводников. Через две минуты мы направились в сторону предполагаемого нахождения Ярославского шоссе.

Здесь мне надо отбить земной поклон моей жене, образцово выполнившей функции штурмана на этом скромном участке между Ленинградским и Ярославским шоссе, в просторечье именуемым "самым сумасшедшим городом России". Спасибо, дорогая! Без тебя мы никогда бы не доехали до Ярославки и наверняка бы пополнили бесчисленные списки московских бомжей!

Не знаю, когда моя супруга успела выучить географию столицы, но практически без плутаний по городу мы выехали к ВДНХ – в этом районе находится какой-то гостиничный квартал – и не смогли повернуть: чтобы попасть в гостиницу "Колос", нам надо было обязательно повернуть направо... Поворот налево, на Ярославское шоссе, направо – в проулок – и безуспешная попытка развернуться... Повтор маневра – опять неудача...

Вспомнив способ перемещения москвичей по Тверской и Петербургу, я, недолго думая, развернулся на Ярославском шоссе прямо через двойную осевую – и увидел перекошенное от гнева лицо Андрея: ему ничего не оставалось делать, как повторить столь злостное нарушение правил.

Удача – и нам удалось остановиться гостинице "Золотой колос", халабуде близ Ярославского шоссе, которую Андрей метко обозвал "гостиницей советского колхозника, приехавшего на ВДНХ для осмотра достижений сельского хозяйства".

Впрочем, поселиться в этой гостинице было тоже нелегко – дело в том, что она состоит из пяти (или шести) корпусов, и вычислить административный нам удалось только с четвертого захода. Администратор, достаточно улыбчивая женщина, в некотором замешательстве посмотрела сначала на три паспорта с одинаковыми фамилиями (моя сестра не успела поменять паспорт после свадьбы), затем на три других – с одинаковыми отчествами (отчество мужа моей сестры по иронии судьбы совпадает с нашим), но выдала, наконец, ключи от двух дабл-румов.

Гостиница "Золотой колос"
Москва, ул. Ярославская, д. 15, к. 3
Тел.: 8 (800) 200-80-88
Сайт: zkolos.ru

После определенных поисков нужного нам корпуса с двумя возвращениями к администратору (после каждого нашего возвращения ее улыбка становилась все более натянутой) мы бросили-таки наши шмотки в номера и... Вы думаете, мы легли спать? Ошибаетесь! Мы бросили жребий. Все в этой жизни приходится делать самому, и, естественно, организация обзорной экскурсии по Москве выпала вашему покорному слуге.

Ребята пересели в нашу машину, и экскурсия началась. Когда я попал на Бульварное кольцо, я наконец-то понял, почему москвичи носятся по Питеру как психи – с него (кольца) просто не повернуть налево. Поэтому им, несчастным, видимо, приходится как можно скорее его проехать по кругу... и где-нибудь найти поворот!

Незнание города привело к тому, что я проскочил Москву чуть ли не насквозь и выехал из центра в районе Таганки. Атлас города, купленный нами ранее, не давал полного представления о месте нашего расположения, и чтобы вернуться в центр, мне пришлось воспользоваться ...схемой метро. "Такого я еще не видел!" – задумчиво произнес Андрей.

Неоднократные нарушения правил, вызванные незнанием маршрута, служили поводом постоянных приколов со стороны моих спутников. "Ты куда, красный! Ты куда, разметка! Что, знаков не видишь? Где мы находимся? Куда мы едем?" – доносилось до меня со всех сторон. Накопленная усталость и постоянные подтрунивания моих спутников навели меня на мысль о мести, и, выехав в очередной раз на Бульварное кольцо, я втопил газ в пол. Минутное молчание в страхе замерших пассажиров было прервано их дружным воплями и мольбами о пощаде...

Остановившись у Манежа и подивившись бесплатности московских городских парковок, мы отправились гулять по Манежной и Красной площадям, но чуть дубу не дали от холодного пронизывающего ветра – и поспешили согреться в пиццерии, что в Охотном ряду. Впрочем, творение господина Церетели почему-то вызвало у нас желание отправиться обратно в гостиницу и выпить водочки, что мы и сделали.

* * *

Москва – Сергиев-Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль, 270 км

Утром, на выезде из Москвы нас ожидали толпы стремившихся выехать из города на оставшиеся праздники москвичей. В постоянных пробках на Ярославском шоссе мы зорко следили друг за другом – и вырвались на свободу в полном составе.

Моя жена, исполняющая обязанности штурмана, еще раз сверилась с планом маршрута... и мы вспомнили, что не обговорили с напарниками сегодняшний маршрут. В это время наши машины вышли на крейсерскую скорость, и останавливаться крайне не хотелось.

В очередной раз пожалев об отсутствии рации, мы придумали новый способ передачи данных – на крупном листе бумаги написали фразу: "СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА – СЕРГИЕВ-ПОСАД", – и приложили ее к боковому стеклу машины.

При обгоне я посигналил, ребята посмотрели на нас и дружно кивнули. Взаимопонимание было обретено!

Сергиев-Посад

При въезде в Сергиев-Посад возвышается огромный стенд с картой города. Однако после вчерашних мытарств с московским атласом нам почему-то не хотелось ее изучать – и мы подошли к располагавшемуся неподалеку посту ДПС. Нам любезно объяснили, как проехать, и вот уже калики и убогие, обретающиеся вокруг лавры, помогают нам припарковаться, дружно указывая на свободные для парковки места. Пришлось немного потрясти мелочью.

Троице-Сергиева Лавра (с открытки)

Сергиев-Посад с Троице-Сергиевой лаврой и толпами народа произвел на нас очень приятное впечатление. Во время прогулки по монастырю небеса отверзлись, и на головы ничего не подозревающих путников посыпались куски льда весьма приличных размеров. Пережидать град пришлось в одном из полуподвальчиков собора, и время это можно было скрашивать лишь неспешной беседой и воспоминаниями о проеханном.

Дождь и солнце в Сергиевом-Посаде

Предчувствуя, что дождь с градом кончится нескоро, мы с Андрюхой потеряли терпение и бросились фотографироваться под потоки воды. Мокрые, мы с чувством выполненного долга вернулись к нашим дамам и гордо сообщили им, что мы "отметились" и можем ехать дальше. Действительно, в ту же минуту дождь прекратился, и наши спутницы сфотографировались на фоне собора уже под солнечными лучами. Экскурсия продолжилась...

* * *

Выезд из Сергиева-Посада и дорога на Переславаль-Залесский запомнились мне какой-то "российский исконностью": не то, чтобы она была плоха, но настолько мило петляла она среди лесов, что, казалось, стала чем-то единым с древнерусскими городами...

При выезде обратно на Ярославское шоссе я заметил туристский автобус "Спутника" с петербургскими номерами. Реклама на его задней части призывала совершить со "Спутником" экскурсию по Золотому кольцу. Мысль о том, что не одни мы проехали восемь сотен километров, чтобы приобщиться к русской истории, приятно согревала.

Ярославка, в общем-то, неплохая дорога. Но узкая. Поэтому обгон больших тихоходов создавал проблемы, и порой мы теряли друг друга из виду. К счастью, никто не потерялся.

Перед Переславлем висит знак, разделяющий маршруты транспорта на транзитные и локальные. Тут же, под знаком, – пост ГАИ, на котором я был остановлен для проверки документов.

Переславль-Залесский

Итак, тихий и приятный Переславль-Залесский с великолепными монастырями, ботиком Петра I и неплохим ресторанчиком (также в виде ботика) с видом на Плещеево озеро, на котором молодой царь создал потешную флотилию – прообраз Военно-морского флота России, был следующим пунктом нашего путешествия.

В распечатках из Интернета, рассказывающих об экскурсиях на "Золотом Кольце", указывалось, что туристам при посещении Переславля предлагается посетить (на выбор) только одну из экскурсий: либо Горицкий монастырь, либо ботик Петра I. В нашем же случае (за это я и люблю автотуризм!) выбор был исключительно за нами. Поэтому мы решили посетить и ботик, и монастырь (и даже не один).

В ходе рекогносцировки на местности выяснилось, что Горицкий монастырь и ботик находятся достаточно (по местным меркам) далеко друг от друга, и мы несколько замешкались, решая, с чего начать. Начался дождь, и было принято решение в пользу ботика (благо, мы находились совсем рядом с ним).

Музей ботика находится рядом с Плещеевым озером, на холме. У подножия – ресторанчик, здание которого выполнено в форме корабля (его-то многие и принимают за сам ботик). Ресторан нам понравился. Мы мило скоротали время, пережидая дождь, с тем, чтобы подняться к ботику.

Весь петровский "потешный флот", к сожалению, до наших дней не сохранился – он сгорел во время пожара в 1783 г. В музее представлены уцелевшие останки ботика "Фортуна" и исторические документы. Очень забавно читается письмо будущего грозного царя своей матери: "Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке, государыне-царице и великой княгине Натальи Кирилловне, сынишка твой, в работе пребывающий, Петрушка благословения прошу, а о твоем здравии слышать желаю..."

Горицкий монастырь производит действительно очень сильное впечатление. Особенно видами, открывающимися с его сторожевых башен: "Красивые виды открываются сверху и на Плещеево озеро. Вдоль его юго-западного берега проложена узкоколейная железная дорога, катящийся по ней состав издалека кажется игрушечным. Противоположный берег практически не виден". (Цитата с сайта Малые Города России).

Музей же, расположенный в его стенах, на нас тоже произвел впечатление. Правда, несколько иного рода. Признаться честно, мы почему-то не очень хотели в него заходить с самого начала: купив билет, мы планировали лишь побродить под стенами древнего монастыря и полюбоваться видами. Но, проходя мимо монастырского здания, мы увидели местного милиционера, очевидно, охранявшего несметные сокровища краеведческого музея. Милиционер подавал нам знаки, которые были истолкованы нами как приглашение войти. Действительно, когда мы подошли, доблестный страж порядка (вполне миролюбивый мужик, эдакий деревенский участковый) начал зазывать нас посетить экспозицию. Желая сделать ему приятное, мы зачем-то вошли в музей и обнаружили там нечто, отдаленно похожее на магазин старой мебели в Петербурге... У меня почему-то этот музей ассоциируется с аукционом старой мебели в "Двенадцати стульях" Ильфа и Петрова – я, наверное, не сильно бы удивился, если бы в одном из залов сидели Бендер с Воробьяниновым. В общем, основу экспозиции составляют экспонаты мебели конца XIX – начала XX столетия. Если вам интересно иметь представление об интерьере среднего дома российского глубинки в прошлом веке, в этот музей, возможно, стоит сходить.

При выезде из города мы подъехали еще к одному монастырю. Наверное, это был Никитский монастырь, ибо, если верить источникам, Данилов монастырь не окружен стенами. Годы советской власти не прошли для него бесследно. Запустение и разруха...

Ростов

При подъезде к Ростову трасса стала несколько пустынной: то ли дачники сюда не доезжают вовсе, то ли вечером уже никогда не ездит. На этой спокойной дороге мы решили доверить рули нашим начинающим автомобилисткам, взяв на себя роль штурманов-инструкторов. Дамы великолепно справились с поставленной задачей, и вот перед нами открылись великолепные купола соборов Ростовского кремля, возвышающегося над водами озера Нево.

При подъезде к Ростову открывается бесподобная панорама, красоту которой любительская "мыльница" не в силах передать

В некогда Великий Ростов мы попали уже вечером, часов эдак в восемь. Кремль уже был закрыт, и я с замиранием сердца постучал в массивную дверь древнего замка: "Вдруг откроют?". И вдруг – открыли! Представьте себе нашу радость! Эта радость подвигла меня дать червонец сторожу, открывшему нам дверь. К удивлению моему, сторож долго отказывался от десятки, и я чуть ли не силой всучил ему деньги.

Ростовский кремль (с открытки)

Мы вошли в длинную изогнутую арку сторожевой башни. Фортификационные требования того времени заставляли древних строителей делать проходы таким образом, чтобы нападающим не был виден "свет в конце туннеля", и именно оттуда на них обрушивался шквал стрел и камней защитников крепости.

"Представляешь, мы одни во всем кремле!" – воскликнула моя сестра, и мы, выйдя из-под арки, увидели толпу "лиц кавказской национальности". Оказывается, в самом кремле находится гостиница! Понятно, почему сторож не хотел брать деньги...

Пройдя в кремль, мы с криками "Царь трапезничать желает!" побежали фотографироваться к лестнице в княжеские хоромы – именно этот кремль служил декорациями белокаменной Москвы в фильме "Иван Васильевич меняет профессию".

Затем я зачем-то полез в колодец, а Андрей на радостях разбил брелок от автомобильной сигнализации. После долгого ползания на коленях брелок был собран, и мы продолжили осмотр. Очень жалею, что у нас не было никаких справочных изданий/буклетов/путеводителей по этому совершенно потрясающему памятнику старины. Думаю, очень много оказалось скрытым от наших глаз без соответствующей информационной поддержки.

Ростовский кремль. Вид с озера Неро (с открытки)

Сам Ростов – маленький спящий город с практически пустынными улицами. Немного осталось от былого величия княжеской столицы. Мы сделали круг почета по улицам города и "отметились" на берегу озера. Погода тем временем начала портиться, и долго выдержать на пронизывающем ветре у нас не хватило сил.

Мы поехали дальше.

Ярославль

В Ярославль мы въехали в сумерках. В моей интернетовской распечатке были указаны адреса гостиниц Ярославля, и в поисках нужной улицы мы намотали около 10 кругов по городу.

Сначала мы заехали в "Юбилейную". Цена нам показалась высокой, и мы поехали в "Которосль", гостиницу того же класса, что и в Москве, но с ценой рублей на 100 дороже. Почему-то это показалось нам несправедливым, и, узнав, что неподалеку есть дешевая гостиница, мы направились именно туда. Дорога завела нас на какой-то пустырь с полумертвой АЗС и страшными тенями вокруг. Гостиница показалась мне редким бомжовником (в придачу номеров с душем там не было и в помине), и мы поехали обратно в "Которосль".

Поиски гостиницы занял у нас в общей сложности три часа. Если добавить к этому четыре посещенных за день города и совершенно раздолбанные ярославские дороги с трамвайными путями вкривь и вкось (учтите, что это пишет петербургский автомобилист!), то можно составить лишь отдаленное впечатление о нашем состоянии.

Итак, мы остановились в гостинице "Которосль". Я бы рекомендовал ее другим путешественникам: среди ей равных в Ярославле она стоит недорого, номера достаточно чистые, сделан косметический ремонт. Среди недостатков была замечена старенькая мебель и санузел, совмещенный на два номера.

Гостиница "Которосль"
г. Ярославль, ул. Б. Октябрьская, 87
Тел.: (4852) 21-15-81
Сайт: www.kotorosl.biz

Мы попросили поселить нас рядом. Администратор, лукаво взглянув на наши паспорта со странным числом совпадающих фамилий и отчеств, почему-то подмигнула нам и выдала ключи. Возможна, она приняла нас за шведскую семью.

Открыв двери своих номеров, мы очень удивились: если один санузел на два номера, почему нас не поселили в смежных номерах? Я вернулся к администратору ("в чем, мол, проблема?"). Оказывается, в этих смежных номерах один двойной, а другой – одинарный. "Ну, тогда не подселяйте к нам никого, пожалуйста!" – попросил я. "Что я, не понимаю!" – сказала администраторша и почему-то опять хитро подмигнула.

Уладив вопросы с размещением, мы поняли, что снова хотим есть. Теперь организация обзорной экскурсии по Ярославлю с посещением ресторана выпала Андрею. На часах было 11 вечера.

История повторяется: Андрей так же быстро, как и я в Москве, запутался в незнакомом городе. Естественно, мы "своего упустить не оставили" и начали подтрунивать над его водительским мастерством и способностями к ориентированию в незнакомой местности. Никогда не шутите с голодным водителем! Доведенный до отчаяния, Андрей что есть силы нажал на педаль газа. И мне сразу стало понятно, почему вчера в Москве так причитали мои пассажиры, когда я поступил аналогичным образом. Я верещал, наверное, громче всех.

Когда все страсти и страхи поутихли, мы натолкнулись на "Макдональдс", оборудованный окошком для тех, кому влом вылезать из машины. Из окошка высунулась девушка и попыталась огорчить нас: мол, "Макдональдс" уже закрыт и кушать сегодня нечего. Мы завыли такими голодными голосами, что она испуганно бросилась собирать нам остатки гамбургеров. Нам удалось избежать голодной смерти.

Вернувшись в гостиницу, мы достали из загашника недопитую днем ранее бутылочку и отметили первую часть "Кольца" – "Полукольцо".

Утром мне был плохо... Ребята пинали потом меня целый день, не отдавая себе отчета в том, что я нашел в себе силы сесть за руль и "сделать" больше тысячи километров!

Ярославль – Кострома – Суздаль – Владимир, 300 км

Кострома – Иваново – Суздаль

Ярославль. На колокольне Спасо-Преображенского монастыря

После утреннего похмелья и посещения ярославского Спасо-Преображенского монастыря с музеем "Слова о полку Игореве" ны воскладаше персты на струны и пели песню храброму Мстиславу, иже зареже Редедю пред полкы касожскими... Нет, нет, это не оттуда!.. мы поехали в Кострому, быстро-быстро сфотографировались у монастыря (надо было еще успеть заехать в 4 (!) города), затем часик проплутали в Иваново – и только ради того, чтобы узнать, что там есть действующий женский Св.-Введенский монастырь, который в тот день был закрыт для любопытствующих, – и прискакали в Суздаль.

Кострома. Торговые ряды

Погода испортилась окончательно – уже шел снег! Это третьего-то мая!

Каково же было наше разочарование, когда выяснилось, что суздальцам не нужны деньги, и все праздники служители кремля почивать изволят! И не было даже спасительного сторожа, который открыл бы нам врата за заветный червонец! М-да... На фотографиях, сделанных нами у древних стен, видны наши перекошенные от холода и стучащие зубами лица, а также скукоженные и припорошенные снегом телеса.

Владимир – Боголюбово

Владимир с его соборами и Золотыми воротами стоял последним в списке. Но нам этого показалось мало, и мы поехали в Боголюбово (село километрах в пяти от Владимира), дабы насладиться видом церкви Спаса на Нерли. Но разлившиеся луга дали нам возможность обозревать шедевр древнерусского зодчества лишь с расстояния около 1 км, и с мокрыми ногами и продутыми спинами мы вернулись в автомобили.

Церковь Спаса-на-Нерли (с открытки)

Впереди предстояла бессонная ночь на трассах Владимир – Москва и Москва – Санкт-Петербург...

Домой

За ужином в одной из придорожных закусочных под Владимиром мы держали совет: ночевать в Москве или ехать ночью. Посчитав деньги и прикинув время на дорогу, мы приняли второй вариант. Осталась маленькая деталь: мы шли караваном, и у нас были простые советские машины (фары "семерок" как две капли воды похожи на фары "четверок" и "пятерок". А таких машин на дороге вы сами понимаете сколько!). Надо было придумать способ идентификации автомобилей колонны. После недолгих раздумий было принято решение перемигиваться "аварийкой". Выпив по чашечке горячего кофе, мы завели моторы и направили колеса наших "Жигулей" в сторону Москвы.

Владимир – Москва – Петербург, 900 км

После совершенно ужасной дороги от Владимира до Петушков (нет-нет, Венечка Ерофеев тут не при чем – мы же были за рулем!) мы въехали в Московскую область. И пошла скатертью дорога – Москва, елы-палы! Промчавшись по МКАД, мы запилили в ночь до Питера.

Да, я забыл упомянуть одну маленькую деталь: практически всю дорогу я был первым, поэтому на всех постах тормозили именно нашу машину. Андрей останавливался, чтобы подождать меня. Как правило, гаишники спрашивали: "Они с вами?" – и, получив утвердительный ответ, машину Андрея (а также его права) не проверяли. "Да, не нравится им твоя морда", – глумился надо мной Андрей.

По штрафам я тоже шел впереди с большим отрывом (счет был где-то 2 или 3:0). И вот четыре часа ночи. Мы приближаемся к Твери. Деревни спят. Со скоростью 100-110 км/ч мы прорываемся сквозь темень северных ночей к нашему дому. Впереди мигает аварийной сигнализацией машина. Не задумываясь, я вылетаю на разделительную полосу и бью по тормозам: аварийную машину буксирует гаишник! Я вижу его злой взгляд и понимаю, что нам уже нечего терять. Завершаю обгон и вижу, как Андрей повторяет мой маневр.

Через пару километров мы были остановлены на посту ГАИ. Вскоре подъехала машина несчастного гаишника, которого мы столь дерзко обогнали. Естественно, нам впаяли по полной: и выезд на островок безопасности, и пересечение сплошной линии разметки, и превышение скорости (обгон был совершен в зоне действия знака "населенный пункт"). В общем, после недолгого торга мы заплатили по сорок рублей (по квитанции!) и продолжили дорогу. Только теперь Андрей решил ехать первым.

Вышний Волочек. О хитростях местного поста ГАИ, ограничении скорости в 40 км/час на дамбе и радар, действующий за пару километров до поста, написано уже немало. И мне это было известно по опыту прошлых поездок. Андрей же летел по городу со скоростью 100 км/час. Мои сигналы, притормаживания и прочие уловки ни к чему не привели. Мне пришлось отстать.

Через некоторое время я увидел машину Андрея рядом с постом ГАИ. Бедняга! Он выскочил оттуда с перекошенным лицом и взвыл срывающимся от ярости голосом: "Езжай первым!". Представляя меру ответственности за столь злостное превышение скорости, я понял, что если не по количеству, то по сумме штрафов у нас установился нерушимый паритет. "У меня хотели отнять права! – плакал он потом на моем плече. – Насилу всучил 150 рублей".

Светало. Мы уже находились в Новгородской области. Вымотанные долгой дорогой и бессонной ночью, мы тем не менее соблюдали крайнюю осторожность при движении по Новгородчине: покупать полосатые палки больше не хотелось. Стараясь сидеть на хвосте у "спортсменов", мы избежали по меньшей мере еще двух штрафов.

Солнце уже взошло, Новгородская область тем временем не кончалась. "Мне казалось, что она никогда не кончится", – сказал мне Андрей в кафешке, где мы отпивались кофеем и запасались силами для последнего рывка. Я с ним безусловно согласился.

При подъезде к Питеру я увидел туристский автобус "Спутника". Реклама на его задней части призывала совершить со "Спутником" экскурсию по Золотому кольцу. Мысль о том, что не одни мы проехали две тысячи километров, чтобы приобщиться к русской истории, снова приятно согрела наши озябшие за ночь телеса.

– Мы сделали это! – крикнула моя сестра из окна машины, прежде чем я свернул на дорогу к своему дому.

Да, мы сделали это!

 

Похожие поездки:

Господин Великий Новгород;

Валдай – Крестцы – Новгород – Селищи;

Шуя и Владимир;

Плес – Кострома – Щелыково;

Ярославль и путешествие к Деду Морозу в В. Устюг;

Владимир – Муром и автопутешествие за Урал;

Все путешествия на одной странице.

 


Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Поездки по России

Петербург и окрестности

Яндекс.Метрика