Главная страница

На машине по Болгарии

Бегство от скуки

Главная страница

Наши путешествия

Fly & drive

Информация в дорогу

Полезные ссылки



22 июля – 5 августа 1997 г.

Маршрут: Санкт-Петербург (Пулково) – а/п Бургас – Солнечный Берег – а/п Бургас – Санкт-Петербург (Пулково)

Поездки по Болгарии: Несебр, Варна, Альбена, Стара Загора – Бачково – Пловдив – София

Транспорт: Самолет, автобус, катер и автопоезд в Несебр, прокатный автомобиль Dawoo Tico

Продолжительность: 15 дней


Путевка

Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку... Ой, это не оттуда! Пришло лето, потянуло на море, засобирались в отпуск. Отправляемся в ближайшее турагентство за путевками. Да, мы стали совсем большими и впервые собираемся ехать по путевке (!) за границу (!). Впрочем, за границей-то мы уже были, но чтобы по путевке, да еще и за свой счет – такое у нас впервые.

Денег у молодой четы с маленьким ребенком не так, чтобы сильно много, поэтому выбираем один из самых бюджетных вариантов. И это – Болгария, которая, как почему-то говорили почти нигде не бывавшие жители одной большой страны, "не заграница". А по-нашему, вполне!

Визы как таковой в Болгарию не требуется, но нужен так называемый ваучер, своего рода гарантия вашего размещения в стране. Он прилагается к путевке. Ну и о медицинской страховке не забываем – мы же едем отдыхать с маленьким ребенком.

Телефон

Утром перед отлетом предстоит сделать пару дел, самая главная из которых – получить служебный сотовый телефон. Я не так давно занял ответственную позицию, и руководство хочет держать меня на поводке иметь возможность связаться со мной в отпуске в случае чего.

Спускаюсь из дома, сажусь в машину (мы тогда ездили на жигулевской "семерке") и чувствую, как чего-то не хватает... Пригляделся – и точно, ночью негодяи проникли в салон и свинтили зеркало заднего вида. Да, в те годы, которые позже назовут "лихими девяностыми", стоящие у подъездов машины нередко служили источником разного рода запчастей для будущих строителей коммунизма, взращенных лучшей в мире советской системой воспитания.

Наша "семерка" неоднократно уже становилась объектом вожделения нападения: то аккумулятор снимут, то фару... Про дворники вообще молчим, их воровали так часто, что на ночь водители просто убирали щетки в салон. Да, еще тырили панели с магнитол, не стесняясь при случае выбить стекло (а если не было съемной панели, можно было лишиться всей магнитолы), колеса и все остальное, что плохо (или не очень) было прикручено к машине.

- А как же охраняемые стоянки? – спросите вы. Так они же платные! Их цена за несколько месяцев легко превышала тот потенциальный ущерб, которые могли причинить относительно дешевым "Жигулям" расхитители частной собственности. Но могли и не причинить. А за парковку – будьте любезны, оплатите прямо сейчас. Да и не всегда они спасали, эти охраняемые парковки...

Однажды, в тщетной попытке приукрасить экстерьер видавших виды "Жигулей" я купил декоративные колпаки на диски. Приехал к дому с авторынка, распаковал новенькие блестящие кружочки, установил их на колеса, поднялся домой забрать жену... Спускаемся к машине через 5, максимум 10 минут – а колпаков-то и нет!

Еще смешнее получилось с детским автокреслом... Да, тогда они только начали входить в повседневную жизнь автомобилиста. Мы купили красивое, дорогое. Поехали на дачу, прихватив заодно тумбочку. Вынесли ее к машине, сверху поставили детское сиденье, пока открывали багажник и готовились к погрузке, след автокресла простыл...

Да-да, мы в курсе насчет того, что в Советском Союзе не было понятия "украли", но, честно говоря, воровская натура сородичей не переставала удивлять!

* * *

Собственно, вернемся к событиям того дня... Зеркало заднего вида у нас свинтили, а правого зеркала у машины нет – не предусмотрено комплектацией. Видимо, это было роскошью для советского человека. В конце концов, где его можно было раздобыть, мы только что уяснили. Пришлось крутить головой в разные стороны, как в автошколе. Ничего, как-то доехал до салона сотовой связи, там мне выдали телефон в служебное пользование, и я, гордый донельзя, еду обратно...

Парковка

На перекрестке наперерез вылетает какая-то очень недешевая машина. Торможу в пол, но столкновения не избежать! Вижу, как будто при замедленной съемке, через лобовое стекло перелетает решетка радиатора нашей машины. Да-да-да, как в анекдоте:

– Как происходит торможение двигателем?
– Сначала происходит торможение бампером, потом – решеткой радиатора, потом – радиатором, и только потом – собственно двигателем.

Ну, до двигателя, слава богу, дело не дошло, выхожу из машины, смотрю, как такое могло произойти? А светофор-то не работает, оказывается! Мой оппонент, выходит, был мне помехой справа... Неприятно-с!

Направляюсь к "потерпевшему". Это – "Ауди А6". В 1997 году на такой ездили очень не простые люди!

Обхожу его машину слева, в ужасе смотрю на то крыло, которое должно быть поврежденным, а оно – целое! Глазам своим не верю. Тонированное стекло медленно опускается: "С другой стороны!" Почему, интересно? – после аварии я соображаю несколько медленно. Оказывается, пока я выходил из машины и разбирался со светофором, водитель "Ауди" быстро-быстро развернулся и приготовился броситься в погоню. Опытный, однако! Да, нести ответственность за свои поступки в Советском Союзе учили порой слишком строго... но далеко не всех :-(

В общем, "другое" крыло оказалось довольно-таки сильно помятым. Из "Ауди" выходят три персонажа: "бизнесмен" в малиновом пиджаке, громила-охранник и мальчик-"шестерка". Просто классика жанра!

"Бизнесмен" тычет в меня антенной сотового телефона:
– Ну что, братан, делать будем?

Сотовый телефон в те времена воспринимался не только как средство связи. Это еще и элемент престижа, свидетельство принадлежности к узкому кругу ограниченных людей. И указать антенной – примерно как пистолетом нацелиться. Вспоминаю, что и у меня есть такая же штука! Мигом мечусь к машине (троица напряглась, не пришла ли мне в голову запоздалая мысль удирать?), возвращаюсь обратно со своей "трубой" и тычу ему в ответ:
– Не знаю!

Тон разговора несколько сменился.

– Сегодня я улетаю в отпуск за границу (не буду уточнять, куда), с темы соскочить не собираюсь, вернусь, отдам.
– Опыт показывает, что тем больше времени проходит с момента возникновения долга, тем меньше у человека желание его отдавать...
– ОК, что делать?

Договорились, что моя машина постоит во дворе его фирмы в качестве залога, пока я не возмещу его ущерб... О лучшем месте для стоянки и мечтать было нельзя! Парковка, правда, дорогая вышла...

Как-то добрался до дома, а там уж за нами заехал тесть, и мы поехали в аэропорт. Кстати, в наши компаньоны отрядили младшую сестру моей жены – надо же дать набраться сил подрастающему поколению!

Перелет

Странно – летим в Болгарию, а на рекламе – Турция...

Может, оно и к лучшему, что на "все включено" в Турции нам тогда денег не хватило? Подсели бы – и ездили туда каждый год...

Пулково – Бургас, 3 с половиной часа полета

После пережитых треволнений перелет ничем особенным не запомнился. Что не может не радовать! Только ярких впечатлений от полета не хватало...

Видавший виды автобус развез курортников по отелям. Наш – в самом сердце центре Солнечного Берега.

Солнечный Берег / Слънчев Бряг

Отель Грамада / Хотел Грамада
Address: 8240 Стария възел, Sunny Beach, Bulgaria
Phone: +359 55 422 839

Отель вполне соответствует понятию "бюджетный", все аскетично, впрочем, как и ожидалось увидеть в стране бывшего соцлагеря. Все строилось и оснащалось по одним и тем же узнаваемым стандартам. Впрочем, не ужас-ужас-ужас, и на том спасибо! Мы занимаем трехместный номер, сестренку поселили с девушкой примерно нашего возраста – в двухместный.

Ну что вам сказать про Солнечный Берег? Типичный курортный поселок, сплошь застроенный отелями, из местных жителей – только обслуживающий персонал. Они, кстати, живут в корпусах, расположенных за нашей гостиницей. Да уж, отель Грамада – это не первая и даже не вторая линия! До моря идти прилично, но нам, конечно же, не терпится поскорее начать настоящую курортную жизнь!

На протяжении нескольких дней мы едим, пьем, спим, загораем, купаемся. Из питания в путевку включены только завтраки, поэтому единственное развлечение – придумывать, в каком ресторане ужинать. (Что – не важно, потому что выбор примерно одинаков всюду).

Полезная лексика:
котлета – это кусок мяса на кости;
кюфте – это уже котлета в привычном нам виде;
шопска салата – аналог греческого, только вместо брынзы в нем тертый сыр.

Болгарские вина, в основном, – полусладкие. Не сильно искушенные в этом вопросе, к ужину выбираем, как правило, "Кадарку". А что, вполне гармонично!

Вино "Кадарка" производится из одноименного сорта винограда, традиционного для Балкан. В Болгарии этот сорт называют также Гымза. Из него готовят ординарные столовые полусладкие красные вина.

На пляже

ФОТО В МОРЕ

Водные процедуры

Пляжные развлечения

Вечерние удовольствия

Приобщение к местным обычаям

Ребенку тоже сделали косичку :-)

Кубанские казаки приехали развлекать праздную публику

Да, так можно и затосковать по родине... Но нет, мы не сдаемся – рядом со Слынчевым Брягом находится Несебр, старинный городок на мысу, выдающемся в море.

Несебр

От нашего отеля туда можно добраться пешком (3 км в одну сторону), на автопоезде, что ходит по центральной улице, ну и морем. Спасаясь от скуки, мы опробовали все варианты.

На открытке изображен тот самый "автопоезд".

А здесь мы плывем в Несебр на кораблике...

* * *

Неподалеку от Солнечного берега расположился замечательный древний городок Несебр, который называют городом сорока церквей. Правда, из сорока до наших дней сохранилось не более десятка.

Несебр мгновенно очаровывает своей романтикой. Это великолепное место для покупок, прогулок, отпуска и рыбалки. На городской площади находится один из самых оживленных на всем побережье рынков сувениров.

У городских ворот слева видны крепостные стены V в. до н.э., точнее то, что от них осталось. Посетители Несебра наверняка обратят внимание на почти зарытую в землю церковь Св. Спаса (XVII в.). Таковым было требование османских властей – закапывать христианские храмы в землю на половину их высоты, чтобы они не возвышались над мечетями. Город находится под защитой ЮНЕСКО.

Действительно, очень интересный городок: узкие улочки, старые дома с верхним деревянным этажом, развалины византийской крепости, множество древних церквей разной степени сохранности. И, конечно же, ресторанчики, сувенирный рынок, магазины со всякой туристической ерундой. После параллельно-перпендикулярной планировки курортного поселка ощущение старины – небывалое.

У археологического музея (внутрь почему-то не пошли).

Археологический музей "Старинен Несебър"
Адрес: ул. Месамбрия 2А, Несебър 8230
Сайт: ancient-nessebar.com

Остатки церкви Святого Иоанна Алитургетоса

Церковь святой Софии. От храма остались лишь стены...

Фотографируют меня...

Фотографирую я

Каменный фонтан в центре Несебра

Церковь Христа-Пантократора

Ресторан "Капитанска шрехта"

Показываем ребенку, как растет виноград.

Бар "Фрегата" на берегу

Этот фрегат, ныне исчезнувший, оставил память в названии района Солнечного Берега.

Зашли отужинать. Удивили музыканты, которые довольно навязчиво играли прямо над ухом, а потом вымогали бакшиш. Ну, раз дали на чай, придется фотографироваться с этими пиратами!

* * *

Чтобы немного разнообразить курортную жизнь, решили взять напрокат машину. Опыта такого у нас нет, и очень интересно, как это все работает. Прокатчик располагается рядом с отелем. Российские права его вполне устраивают, тем более что получил я их целых три года назад (хотя реального водительского опыта – немногим больше года). Нас спросили, в каком отеле мы остановились, уточнили номер комнаты, что-то куда-то записали, взяли деньги – вот и ключики в кармане!

Вот как просто! Нам достался относительно свежий Дэу Тико – маленькая машинка типа "Оки", впрочем, довольно-таки просторная внутри. После "Жигулей" какого-то дискомфорта ни в динамике, ни в эргономике не ощущалось, единственное, задние сиденья оказались довольно-таки жесткими. Никаких детских автокресел даже и не предлагалось. Тем лучше – ребенку проще будет спать на коленях у мамы!

Прокат машины обошелся в 120 долларов за 2 дня. Долларами и платили.

Рассчитываясь, я случайно зажал 100-долларовую купюру молнией кошелька, повредив ее уголок. Ерунда, подумали мы! Ха-ха! Эту банкноту у нас больше нигде не принимали. Мы даже в банк обращались – в ответ болгары только руками разводили. Так и привезли ее обратно в Россию. Что ж, сэкономили немного – еще за аварию предстоит рассчитываться :-(

* * *

В тот же день мы поехали в Варну.

От Солнечного Берега до Варны 95 км

Варна

Есть такой знак – "Ограничение минимальной скорости"... Нет, я конечно, знал о его существовании, но в России видеть его не приходилось ни разу. В Варне же он висит на пересекающей город магистрали и ограничивают минимальную скорость 80 км/ч. В ужасе ношусь по этой магистрали взад-вперед, пока, наконец, не нахожу съезд.

После бесплодных попыток найти бесплатную парковку паркуемся на платной (и, надеемся, охраняемой). Угоны машин в Болгарии – довольно распространенное явление, нас даже специально об этом предупредил прокатчик.

Идем в дельфинарий. На вход – внушительных размеров очередь, но не так страшна она сама по себе, сколько бесконечно влезающие в нее ушлые туристы. Пригляделись-прислушались – а это, в основном, жители Украины. Они приезжают сюда на своих машинах (да, уже в 1997 году эта тема была популярна!), едут целыми колоннами, глава семейства остается в ней, потому что боится угона, а одна семья занимает очередь еще для пары-тройки попутчиков – вот и получается бардак!

Сколько уж мы провели времени в той очереди, история умалчивает. Но запредельно долго! Уже и представление было не в радость...

Дельфинарий
Address: Приморский парк, местность "Салтанат", Варна 9000
Tel.: +359 52 302199
Site: dolphinariumvarna.bg

Потом немного покатались по Варне, но без внятного путеводителя да из окна машины немногое удалось увидеть (а тем более – сфотографировать). Вот вам открытки:

Храм Успения Богородицы

Оперный театр

Албена

Находится недалеко от Варны, и мы зачем-то решили узнать, чем же может быть интересен этот курорт.

Ничем. Абсолютно аналогичен Солнечному Берегу, может быть, чуть-чуть понавороченнее. Во всяком случае, так нам говорили в агентстве, когда мы выбирали курорт. На месте эту разницу почувствовать, разумеется, не удалось.

Искупались, несмотря на небольшой шторм.

Немки загорают топлесс. Приятно посмотреть!

* * *

Вернулись домой. Машина в нашем распоряжении до следующего утра, стали думать о более обширной программе. Решили доехать до Софии, ну и по дороге заскочить куда-нибудь.

Сестра, узнав о столь грандиозных планах, отказалась ехать с нами... Что ж, ее можно понять, у девушки строгий режим и распорядок дня. (Хотя, забегая вперед, скажем, что она оказалась права).

Предлагаем свободное место в машине ее соседке по номеру, рассчитывая таким образом разделить расходы и немного сэкономить на бензине. Та с энтузиазмом соглашается.

Выезжаем утром после завтрака.

Стара Загора

Сюда мы заехали пообедать. Нашли какую-то кафешку, съели традиционное кюфте. Обратились к местным с вопросом, есть ли что посмотреть в городе. Те недоуменно переглянулись, вспомнили о церкви в центре. Честно говоря, на большее мы и не рассчитывали.

Следующим объектом осмотра был один из крупнейших и древнейших монастырей Болгарии.

Бачково

Дорога в монастырь идет по горам. Новый опыт для начинающего водителя вроде меня! Очень интересно, аж дух захватывает! Как бы только не слететь с дороги, любуясь окружающими красотами. Для нас, равнинных болотных жителей, горы – в диковинку...

Бачковcкий монастырь Успения Богородицы" / Бачковски манастир „Успение Богородично”
Address: 4251 с. Бачково, Пловдивска област
Phone: +359 33 272 277
Site: www.bachkovskimanastir.com

Бачковский монастырь считается второй по важности обителью Болгарии (первый – Рильский). Он находится недалеко от деревни Бачково, на крутом берегу реки. Как ни странно, монастырь был основан в 1083 году грузинскими просветителями. Впрочем, в это время территория и Грузии, и Болгарии входили в состав Византии, поэтому особо удивляться тут нечему.

Все монастырские постройки почему-то были закрыты, и нам оставалось только немного погулять по его территории.

Погоня за петухом.

Пловдив

Следующим объектом осмотра был древний Пловдив, один из интереснейших городов Болгарии. Еще в античные времена за свое положение на трех холмах он был назван Тримортием. В честь Филиппа Македонского его переименовали в Филиппополь – не сразу и выговоришь! Местное население быстро сократило это торжественное имя на более произносимое для них Пулпудева, которое уже славяне переиначили в привычный нашему уху Пловдив.

На одном из холмов – памятник русскому солдату, тот самый, про который сложена песня "Стоит над горою Алеша..."

Зачем-то именно этот холм мы и попытались покорить. Подъем был нелегок (у меня на плечах еще и сидел Кирюха), но стоил того – с высоты открылся поразительный вид на древний город.

Хотя, конечно, немного жаль, что с другим наследием Пловдива нам не удалось познакомиться поближе, а там было на что взглянуть: с античных времен там сохранился форум, театр и много чего интересного. Но нам было некогда – следующим пунктом этого сумасшедшего трипа стала столица Болгарии.

София

В Софию мы приехали уже к ночи. А на юге они (ночи) очень темные. Явно не для нашего фотоаппарата...

Поездка по городу была несколько сумбурной, но основные достопримечательности (собор Александра Невского, мечеть, бывший царский дворец, русская церковь) мы осмотрели. Из окна автомобиля...

Бывший царский дворец, ныне Национальная худжественная галерея и этнографический музей.

* * *

Дальше нас ждала обратная дорога к Солнечному Берегу. Прежде самым длинным нашим автомобильным "дальняком" была поездка в Псковские Печоры, что в 400 км от Петербурга. И, разумеется, не ночью. Уж не знаю, как мы доехали до отеля. С Божьей помощью и на адреналине, наверное...

Дороги в Болгарии

Сказать, что путь назад бы сложным – это очень мягко сказать. Дороги в Болгарии в конце 1990-х ничем не отличались от своих российских собратьев. И по дорожной инфраструктуре, и по внятности разметки, и по наличию указателей. Интересно, это – общеславянская черта, или социализмом навеяло? Спасало практически полное отсутствие движения – но порой и не у кого было банально спросить дорогу!

Однажды произошла забавная ситуация: развилка, указателей никаких, остановились, пытаясь по весьма схематичной карте понять, куда ехать. Вдруг мимо проезжает машина. Мы – за ней. А ее водитель через несколько метров сваливает на обочину и включает свет в салоне. Тоже карту читает!

Поехали по той дороге, что показалась менее пыльной. Не ошиблись.

В районе Бургаса нас накрыло южным дождем. Вообще ни зги не видно, дворники не справляются с потоками воды. Ехали на ощупь. Угодили в яму. По счастью, колесо выдержало, и к гостинице мы подъехали уже с рассветом. А до 11 утра надо машину прокатчику вернуть! Съездили на славу!

Этот опыт: и прокат, и "дальняк" – оказался очень интересным! Несмотря на некий сумбур, нам понравилось... А пока – спать! По счастью, до конца отпуска еще целая неделя, и вполне можно будет придти в себя после столь обширной культурной программы!

* * *

Чуть отоспались – и понеслось! Пляж, рестораны, прогулки в Несебр – и по кругу. Даже вспомнить особо нечего! А из автопробега в памяти осталось много моментов – не ради этого ли мы отправились в путешествие? И, конечно же, ощущение "мы сделали это", скажем честно, стоит одной бессонной ночи. Хотя поездки надо планировать более тщательно, а ночью – спать.


Полезные ссылки:

Заграница с левыми деньгами. Статья Марины для газеты "Телекомпресс"

Турция. Все включено

Крит. All inclusive в Санта-Барбаре


Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Пляжный отдых

Fly & drive

Яндекс.Метрика