Главная страница

Лаппеенранта

Встреча зимы

Главная страница

Наши путешествия

Финляндия

Информация в дорогу

Полезные ссылки


 

Ноябрь 2009 г.

Маршрут: (Москва) – Санкт-Петербург – Лаппеенранта – Санкт-Петербург – (Москва)

Экипаж: Ворчун с супругой

Транспорт: автомобиль Dodge Caravan

Продолжительность: 1 день

 

Взяли очередной недельный отпуск с тем, чтобы разобраться с делами в Петербурге.

Дорога из Москвы далась на удивление легко – видимо, сказывалась нехарактерная для ноября красивая весенняя погода.

* * *

Между делом решили немного отдохнуть, съездить на один день в Финляндию – визы есть, что мешает? Заодно в преддверии новогоднего вояжа появилась возможность протестировать зимние дешипованные колеса – помните, перед поездкой в Хельсинки, еще в апреле я выдернул из них шипы? Так вот, резина вроде зимняя, да после лета потертая. Где-то подспудно было интересно, как отреагируют на нее финны: развернут или нет… Так или иначе, поехали. Целью визита выбрали Лаппеенранту – и к границе близко, и посмотреть есть на что, и соотечественники вроде обещают шоппинг в этом городе.

Правда, еще Конфуций предупреждал: «мы делаем планы лишь для того, чтобы смочь отказаться от них в будущем». Так и случилось: собирались выехать рано, да не смогли… Выехали из центра Петербурга чуть раньше восьми, лишь ненамного опередив тех, кто ехал в то утро на работу. До Выборга доехали в спокойном режиме. Для гадкого ноября погода была на удивление хорошей (вот тут-то я ее и сглазил).

После пробега Москва – Петербург машину так и не мыли… И вдруг захотелось в Финляндию въехать на чистом автомобиле – как-никак, целую страну там будем представлять (нашли, чем финнов удивить!). Туда-сюда – везде мойки заняты.

Поехали за «гринкартой» на традиционный «Лукойл», что на выборгской объездной, а там – толпа… Что же ждет нас на границе?

Почесали в затылке – делать нечего, не обратно же возвращаться! Поехали в Выборг, свернув с объездной мимо Кировских дач. После пары поворотов нашли мойку. Там же и «гринкарты» продают, все в одном месте. Удача улыбнулась – подумали мы, и радостные, чистенькие, с «гринкартой» и бланками выездной таможенной декларации устремились в Брусничное.

Дорога на Брусничное вдоль Сайменского канала

На границе в 11 часов утра был такая очередь, что оторопь берет! Скажите мне, откуда здесь столько народу? Вроде, половина короткой рабочей недели уже позади. Ничего не понимаю! Казалось бы, все, кто хотел, давно уже должны были быть в Финляндии… Да видно, ошиблись мы в своих предположениях, где-то напутали.

Стояли долго… Наконец прорвались. Заглянули в дьюти-фри, поняли, что нам там особо ничего не надо, подъехали к финнам: «Куда?» – «В Лаппеенранту». – «А там куда?» – «Шопинг, один день, туда и обратно». – «Проезжайте!» На резину мою, видимо, даже и не посмотрели.

На пересечение границы потратили целых три часа. Обидно!

Дорога от погранперехода ведет напрямую в Лаппеенранту. Но я умудрился заблудиться. Буквально в трех соснах. Что за манера у финнов ставить указатели «Keskusta» (в центр)? В центр чего?

Пришлось поставить навигатор. Он-то и вывел нас на путь истинный.

Когда доехали до Лаппеенранты, уже ничего не хотелось. Повздорили, постояли, посмотрели на берег Саймы… Все решительно не нравилось. Поняли, что всему виной пустой желудок. Поехали в центр, а там платная парковка. Какая неожиданность! Самое неприятное, что евровой мелочи в карманах нет. Стал кружиться вокруг торгового комплекса в поисках халявы, случайно наткнулся на «К-маркет»… А там подземная парковка – бесплатная, правда, с ограничением по времени. Положили парковочные часы на торпеду, пошли искать еду. На удивление, тут же, в этом «К», ресторанчик с бизнес-ланчем всего за 11 евро: салат-бар, супчик, бифштекс с картошечкой, финский квас и кофе. И все так вкусно, все так вкусно!

Сытые и довольные, смотрим на Лаппеенранту совсем другими глазами. Идем в крепость.

Выборгские ворота

Kristinankatu, главная улица крепости, названа в честь королевы Кристины, основательницы города.

Крепость маленькая, почти неприметная. Однако здесь разворачивались события, значимость которых путеводители несколько недооценивают.

Прогуливаясь по земляным валам крепости, заглянем в ее историю.

Городские привилегии селению, в котором в те годы насчитывалось чуть более 200 жителей, были дарованы шведской королевой Кристиной в 1649 г. Город получил шведское название Вильманстранд («берег дикого человека») и герб в виде небритого хмурого мужика с дубиной в руке.

Кстати, ближайший к Лаппеенранте погранпереход называется Nuijama (произносится как Ну-и-яма). А вот nuija – дубина по-фински. К чему бы это?

Первые укрепления в Лаппеенранте появились в ходе Северной войны. После ее завершения в 1721 г. Вильманстранд становится важной шведской пограничной крепостью.

К концу 1730-х гг. в Швеции просыпаются реваншистские настроения. Подстрекаемая Францией, Швеция объявляет России войну. Ее цель – возврат утраченных в ходе Северной войны территорий, в том числе – Петербурга.

26 августа 1741 г. здесь разворачивается сражение между русским войском под командованием фельдмаршала П.П. Ласси (10 тыс. чел.) и шведским корпусом под командованием генерала К. Врангеля (6 тыс. чел.).

Шведы занимали выгодную позицию под защитой крепостных пушек. Первый удар Ласси нанес по левому флангу корпуса Врангеля, где находились финские стрелки. Они не выдержали натиска и бросились бежать в крепость. Тогда Врангель перебросил туда наиболее стойкий Вестерботнийский полк. Выправив там положение, он ослабил правый фланг, который был опрокинут следующим ударом войск Ласси. Шведы отступили в крепость.

После сражения Ласси предложил Врангелю сдаться, но русский парламентер был застрелен. В ответ русские начали артобстрел. За ним последовал яростный штурм, завершившийся через час взятием крепости.

Памятник битве 1741 г. около остатков шведских укреплений. Говорят, в народе монумент называется "Памятник бревну" – сохранилось предание о страшной резне, учиненной в крепости: в пролитых реках крови из крепостных ворот выплыло бревно.

Шведы потеряли убитыми, ранеными и пленными более 4 тыс. чел. (две трети корпуса). В плен попал и раненый Врангель со своим штабом. Урон русских составил 2,4 тыс. чел. После взятия крепость была разрушена.

Вильманстрандский разгром развеял надежды Швеции взять реванш за поражение в Северной войне. Этой битвой фактически завершилась кампания 1741 г. Осенью Ласси отвел свои войска к Выборгу.

На эти события откликнулся Михайло Ломоносов стихотворением «Первые трофеи Его величества Иоанна III... чрез преславную над шведами победу... в Финляндии поставленные и в высокий день тезоименитства Его императорского величества Августа 29 дня 1741 года в торжественной оде изображенные»:

Вдается в бег побитый швед,
Бежит российской конник вслед.
Чрез шведских трупов кучи бледны
До самых вилманстрандских рвов,
Без счету топчет тех голов…
<...>
При Вилманстранде слышен треск,
Мечей кровавых виден блеск.

С 1743 г. Вильманстранд – российский уездный городок. В крепости был расквартирован постоянный гарнизон и база Сайменского флота. В 1791 г. А.В. Суворов, надзирая за крепостным строительством, несколько месяцев жил в Вильманстранде. В 1803 г. город посетил император Александр I.

Улочка Suvorovinkuja в своем названии хранит имя легендарного русского полководца.

Покровская церковь считается самой старой православной церковью в Финляндии.
Построена в 1744 г. солдатами Владимирского полка. Перестроена в камне в 1782–85 гг.
По преданию, аналой для церкви был изготовлен А.В. Суворовым.

Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него.

После войны 1808–09 гг. и включения Финляндии в Российскую империю "на вечные времена" крепость потеряла всякое военное значение и была преобразована в тюрьму. После гражданской войны 1918 г. здесь содержали "красных" финнов, некоторых расстреливали на северных склонах крепости.

После этих трагических событий тюрьму упразднили, а ее здания разобрали в ходе городской реконструкции.

Сейчас крепость – это место прогулок горожан и средоточие местных музеев.

Музей кавалерии

Летняя эстрада

Художественный музей Южной Карелии

Надвинулся холод, подул противный ветер, в небе закружились белые мухи… Героически превозмогая желание сесть в машину, включить печку и убраться восвояси, мы продолжаем прогулку по валам крепости.

Такие орудия (времен I-ой Мировой войны) Финляндия получила от Франции во время Зимней кампании 1939–40 гг.

Кошерный пароход

Обследовав крепость, вернулись в машину – тепло! В качестве завершения культурной программки решили сделать пару кругов по городу.

Современный центр Лаппеенранты находится южнее крепости.

Гавань

Lappee kirkko, лютеранская церковь св. Девы Марии

Отдельно от церкви стоит колокольня (1856 г.)

Поехали в сторону дома, оглядываясь в поисках «Призм», «КККК» и прочих торговых комплексов. Снег метет и метет. Стало понятно, что едем куда-то не туда, хотя знаки на «Сайман канава» подсказывают, что направление выбрали верное.

Неожиданно на одном из поворотов машину вполне ощутимо потащило боком. Что ж, резина испытана! Приговор окончательный и обжалованию не подлежит! Осталось на ней до Петербурга доехать.

Проехав относительно долго и не обнаружив никаких признаков «Призмы», возвращаемся обратно в Лаппеенранту. И уже на подъезде к ней видим «Призму». Правда, чтобы подъехать к ней, пришлось напрячь мозговые извилины – с трассы №13 подъезда к ней нет. В конце концов разобрались, пошопились (хотя что-то мне подсказывает, что это слово не очень подходит здесь).

Когда выехали из «Призмы», уже было темно. Встал на дорогу №13, но снова промахнулся, не заметив поворота на Нуияму. Опять уехал не туда. Что ж ты будешь делать! Опять понадобился навигатор. Он попробовал протащить меня к погранпереходу какими-то трехзначными дорожками, но я, памятуя о своей резине, упорно сопротивлялся. В итоге пришлось возвращаться на дорогу №13 (не случайно ей присвоили такой номер!) и искать поворот по указателю.

Выбрались на Nuijamaantie (это все то же шоссе №13), по дороге заехали в рыбный магазин и... опять встали на границе. Снова простояли три часа в очередях.

На выезде из российской погранзоны пограничница предупредила, что впереди авария. Действительно, через какое-то время мы уперлись в хвост, в котором простояли еще два часа… Наконец, тронулись. Проезжаем место аварии: несколько легковых автомобилей, разбросанных по разные стороны автовоза, и так скользко, что мне на моей псевдо-зимней резине в горку не подняться! Неистово буксуя, "Додж" боком все же преодолевает этот склон. Дальше ехали очень аккуратно: одно неловкое движение рулем, и можно уехать не туда.

Наконец, выехали из зоны Сайменского канала: КПП со шлагбаумом, далее российская территория. Тут уже на дорогу высыпали соль, не так скользко, но очень грязно. Так по грязи-слякоти доехали до самого Петербурга.

В общем, в очередях настоялись в полный рост! Больше в Финляндию одним днем не поедем.

 

Полезно:

Правила дорожного движения Финляндии.

 

Наши другие путешествия в Финляндию:

Первомай в Хельсинки.

Визит к Санта-Клаусу.

Савонлинна. Отдых в коттедже.

Хельсинки: Vappu. Kalevela. Romanttikkaa

В Лондон через Тампере. Парк развлечений Särkäniemi

Концерт "Green Day". Хельсинки. Катаянокка

Другие путешествия в Финляндию

Все наши путешествия


Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

На машине в Европу

Финляндия

Яндекс.Метрика