БаниасПитер Пэн и сатиры |
|
Май 2019 г. Часть 1. Баниас Современный Израиль, долгое время бывший глухой окраиной Османской империи, вряд ли способен похвастаться шедеврами городской архитектуры. В сущности, кроме святых мест Иерусалима, конструктивистского Тель-Авива и живописно разбросанной по горам Хайфы здесь сложно услаждать взор и насыщать жажду познания в городской среде. Зато в Израиле есть куча заповедников и национальных парков, где на лоне природы можно обнаружить что-то стоящее. Сегодня в качестве прогулки выходного дня выбираем Баниас – там обещаются водопады, замок крестоносцев, руины римского города и редкое для античности капище довольно известного божества. Должно быть интересно! Дорога в Баниас От Хайфы до заповедника 130 км, около 2-х часов езды на машине Кирьят-Шмоне В городке под названием Кирьят-Шмоне заезжаем на заправку, а там какая-то нехарактерная для этой местности толпа. Оказывается, проходит парад ретро-авто. Или что-то вроде. Культовый Ford Mustang Еще один Chevrolet Impala Импала – это небольшая африканская антилопа с "элегантным экстерьером". Знаменитый «хвост русалки» – багажник и (в прямом и переносном смысле) крылья модели 1959 года. Chrysler Imperial Это не ржавчина на капоте, это деревья в хромированной вставке отражаются... На фоне всего этого американского великолепия Додж выглядит совсем уж бедным родственником. Другим удивительным объектом городка оказалась тройка советских самоходок, раскрашенных в совершенно нехарактерные для боевых машин цвета. Впрочем, само присутствие советской техники на севере Израиля удивления не вызывает – в ходе всех арабо-израильских конфликтов, произошедших за недолгую историю современного Израиля, Советский Союз неизменно поддерживал своих арабских "партнеров" и щедро снабжал их оружием и танками. Немало их осталось брошенными на Голанах. Эти самоходные установки тоже оказались здесь не случайно – цепью они прикованы к танковой башне черного цвета. Работа израильского скульптора Игаля Тумаркина называется "Big Chief" (Большой вождь), и ее символика понятна – кто-то с начисто сорванной башней натравливает своих цепных псов... По счастью, безуспешно. Инсталляция появилась в Кирьят-Шмоне после Шестидневной войны 1967 года. Рядом находится памятный знак ветеранам II Мировой. Голанские высоты Заповедник "Ручей Хермон / Баниас" / Парк занимает обширную территорию и состоит из двух ключевых объектов – водопада и руин античного города. Они находятся в его разных концах. Мы заехали в заповедник несколько не с того конца – с подъезда к водопаду. Конечно, так тоже можно, но логику знакомства с городом бога Пана это немного нарушило. Впрочем, оставим языческое капище на закуску... Вид на Голанские высоты Остов патрульного джипа, когда-то подорвавшегося на мине в этих краях. Идем к водопаду. Цветочки Дерево с дуплом Тающие снега горы Хермон уходят под землю и в этом месте вырываются наружу десятками источников, где, сливаясь, образуют реку Баниас. Баниас некоторое время плавно течет по равнине, но, попадая в гористую местность, пробивает себе путь среди застывшей лавы и нагромождения скал. Оба ее берега густо покрыты высокими деревьями и кустарниками. Водопад Баниас – самый большой в Израиле, целых 10 метров!:-) Однако насладиться зрелищем не удалось, подход к водопаду оказался закрыт – воды было слишком много... И откуда, спрашивается? Чай, не зима на дворе. В качестве альтернативного развлечения туристам предлагается прогулка по подвесным мосткам, проложенным прямо над рекой. Прошлись, куда же деваться! Мы и потоки речки Баниас Возвращаемся к парковке и переезжаем ко второй достопримечательности заповедника (хотя заметим в скобках, что есть тропа вдоль реки протяженностью минут в 40, позволяющая перемещаться между локациями пешком. Но мы не решились). Истоки Баниаса Баниас – самый большой из трёх истоков Иордана. Эту речку называют еще Хермоном по имени горы, у подножия которой она начинается. О самой горе мы уже как-то писали: Замок Нимрод и гора Хермон. Когда-то река вытекала из пещеры неимоверной глубины, в древности считалось, что вообще невозможно измерить ее протяженность. Здесь и возник культа бога Пана. Мифы рассказывают о Пане вот что:
Бюст Пана Рядом с пещерой было устроено святилище Пана. Ритуальные жертвы (как правило, козы) сбрасывались в глубину пещеры, из которой проистекал один из источников реки Иордан. Если жертва исчезала в воде, это было знаком того, что бог принял ее. Но если в струях появлялись следы крови, считалось, что жертва отклонена. Под нишей в скале, где стояла статуя Пана, до сих пор сохранилась греческая надпись, в которой упоминается нимфа Эхо. Она была наказана за болтливость и поэтому могла произносить только окончания слов. Когда Пан впадал в буйство и начинал сбрасывать с гор тяжелые валуны, Эхо стояла рядом и вторила крикам перепуганных пастухов. Какие именно ритуалы проводилось в этом богом забытом месте, история умалчивает. Зато полно свидетельств тому, какие празднества устраивались в Риме в честь бога Фавна (так римляне прозвали Пана, приняв его в свой пантеон). Раз в году в середине февраля римляне устраивали
Но почему же бегут? И зачем (если надобно бегать), Овидий «Фасты» Принеся козла в жертву богу пастухов, молодые люди делали из кожи ремни и выбегали с ними на улицу в чем мать родила. Там они (совершенно случайно) натыкались на не очень одетых девушек, которые с визгами разбегались. Юноши хлестали их ремнями. Девушки, впрочем, не особо уворачивались, поскольку, по идее ритуала, именно «осаленная» счастливица имела шанс родить здорового римлянина. Праздник этот почему-то пользовался большой популярностью у молодежи. Луперкалии отмечались вплоть до конца V века, то есть до того времени, когда христианство давно уже стало государственной религией… В 494 году папа римский сделал безуспешную попытку Пан с козой. Барельеф с саркофага Когда здесь впервые был основан культ Пана, достоверно неизвестно. Место это находилось вдалеке от цивилизации, но постепенно вокруг храма вырос город, получивший имя Паниас. В 200 г. до н.э. у Паниаса произошла знаменитая битва между наследниками державы Александра Македонского: Птолемеями, правившими в Египте, и их вечными противниками Селевкидами, правившими в Сирии. Птоломеи победили со счетом 1:0. Когда римляне захватили Иудею, император Август передал Паниас в управление Ироду Великому, и возле пещеры бога Пана тот возвел храм в честь своего патрона. Сын Ирода Филипп, получив в наследство Голаны, превратил Паниас в столицу провинции. В знак благодарности римским покровителям он переименовал город в Кесарию. И, пользуясь случаем, увековечил и свое имя, добавив его к названию города. Кесария Филиппова была построена по классическому римскому образцу – ориентированная строго с севера на юг кардо по центру пересекалась декуманисом, идущим с запада на восток. Кардо Древнеримский мост Именно здесь, согласно Новому Завету, Иисус нарек своего ученика Шимона бар Иону Камнем (Петром) и вручил ему ключи от рая:
Правитель Ирод Агриппа, также находившийся под римской властью, переименовал Кесарию Филиппову в Нерониас в честь императора Нерона. Это название не прижилось. Руины дворца царя Агриппы II После подавления еврейского восстания и разрушения Второго Храма в Паниас прибыл римский императора Тит с армией победителей:
Завоевавшие эти места арабы звук «п» не произносили, и Паниас стал Баниасом. Арабский географ того времени утверждал, что по богатству и уровню жизни город соперничал с самим Дамаском. Крестоносцам не удалось надолго овладеть городом, и в 1164 году, после многочисленных атак, Баниас перешёл в руки египетских мамлюков. Потеря Баниаса оказалась роковой для крестоносцев. Иерусалимский патриарх писал: «Потерян ключ, врата и защита для всего Иерусалимского королевства». Неоднократные попытки крестоносцев вернуть себе город не увенчались успехом. В 1260 году пришедшие в Палестину монголы захватили Баниас, но были разбиты султаном Бейбарсом. В XVI веке, после турецких завоеваний город пришел в упадок, жители разбрелись, со временем заброшенные дома заселили пастухи. Угловая башня замка крестоносцев Структура башни отражает все этапы строительства города: на римском фундаменте крестоносцы возвели стену из мягкого травертина. На ней мамлюки возвели башню. Во время османского господства ее нарастили и укрепили. А уже в относительно недавнем времени сверху всей этой конструкции появилась надстройка, служившая сирийцам наблюдательным пунктом. Во время Шестидневной войны Армия обороны Израиля, пройдя через Баниас на Хермон и Голаны, захватила эту территорию. * * * Возвращаемся в Хайфу. Кто-то сушит тапки. Часть 2. Питер Пэн в Музее Израиля Музей Израиля / Israel Museum Летом в иерусалимском Музее Израиля проходила выставка "Питер Пэн – из Древней Греции в Неверляндию". Для нас оказалось открытием, что образ застрявшего в своем возрасте мальчишки был списан с диковатого бога лесов, полей и рек... Пьеса, написанная английским драматургом Джеймсом Мэтью Барри, была впервые поставлена на сцене лондонского Театра герцога Йоркского. Премьера состоялась 27 декабря 1904 года. Сказка быстро завоевала популярность. На съемках фильма "Питер Пэн" (1953 год)Создавая образ Питера Пэна, Барри щедро добавил к греческой мифологии вездесущих фей, а также пиратов, русалок, «краснокожих» и диких зверей, популярных в детской литературе того времени. Сказочная Неверляндия оказалась на границе между сном и бодрствованием, между жизнью и смертью, между вымыслом и реальностью. Это соответствовало тогдашним попыткам художников вырваться за рамки индустриального общества и найти идиллию в греческой Аркадии, населенной сказочными существами. Между прочим, именно в этот период в английском искусстве выделяют целое направление "викторианской сказочной живописи". Но об этом поговорим как-нибудь в другой раз...
Полезные ссылки: |
© trassa.narod.ru |