Бейт-ГувринПещеры Мареши |
|
Июль 2021 г. Знаете, что такое «лёгкость на подъём»? Это когда жена хочет музей и платье, а муж давно мечтал о пещерном городе. Неожиданно в тысяча первый раз выясняется, что понедельник (то есть воскресенье – с поправкой на Израиль) – Всемирный день закрытых музеев, и надо как-то спасать заслуженный выходной. И тогда жена робко так предлагает: «Может, в какой-нибудь небольшой парк?» – «Конечно, любимая, как раз неподалёку от музея есть чудесный парк с пещерами», – отвечает муж. Пещеры – это, конечно же прохладно. К тому же у нас есть годовой абонемент на посещение пещер, пустынь, водопадов и прочих красот. Неожиданно навигатор сообщает, что до парка нашего добираться часа два с ветерком. И находится он не рядом с намечавшимся музеем, а где-то далеко на юг, аж за Иерусалимом. Едем! Про себя каждый из нас думает: «Ну как же так… Такие поездки надо планировать заранее. Выезжать пораньше. Готовиться тщательнее. Есть же разумные люди, которые так и делают…» Но это явно не про нас. Теперь понимаете, что такое «лёгкость на подъем»? Bet Guvrin National Park История этого места уходит своими корнями в далекое прошлое... При завоевании Ханаана еврейскими племенами (когда это было, толком неизвестно) Мареша уже существовала. Наследник Соломона иудейский царь Ровоам в тщетной попытке отбить нашествие египтян укрепил город. Это не помогло. Египтяне захватили Марешу, разграбили Иерусалим и превратили Иудейское царство в вассала Древнего Египта. Потом, как мы знаем, на смену египтянам пришли вавилоняне. Их жестокий правитель Навуходоносор разрушил Иерусалимский храм и увел евреев в вавилонский плен. Опустевшую Марешу заселили идумеи, превратив ее в главный город своей страны. Идумея, в свою очередь, покорилась войскам Александра Македонского. С греками в Марешу пришли финикийцы из Тиры и Сидона. С греков и началась эллинизация Израиля. Против нее выступили Макковеи, династия иудейских священников. Они сбросили власть греков и попытались обратить в иудаизм местных жителей. Между прочим, по одной из версий, царь Ирод (обращенный в иудаизм идумей) как раз был родом из Мареши. Судя по всему, попытка принести иудаизм "на штыках" провалилась: уже в 113 году до нашей эры макковейский полководец Александр Янай разрушил город. Жизнь здесь теплилась еще примерно столетие, но в 40 году до н.э. окончательную точку в его существовании поставили парфяне. Свято место пусто не бывает. Через короткое время к северу от развалин Мареши возникает иудейский город Бейт-Гуврин, но о нем мы распространяться не будем, потому что туда уже не пошли... Ах да, самое главное – в те самые незапамятные времена люди заметили, что меловые породы, из которых сложены окрестные горы, легко поддаются обработке, и начали рыть здесь пещеры, размещая в них различные хозяйственные помещения (маслодавильни, голубятни, водные системы и цистерны), а также используя их для укрытия в беспокойные времена. Именно их остатки и включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО как "выдающийся образец человеческого поселения"... По довольно большому парку можно перемещаться двумя способам: Первый, "ленивый" способ предполагает активно задействовать машину. Вблизи ключевых достопримечательностей находятся автомобильные парковки, и можно, осмотрев очередную группу пещер, возвращаться к машине и на ней перемещаться на следующую стоянку – и так далее. Такой маршрут займет примерно 2,5 часа. Мы же избрали более сложный путь. В буклете он называется "Увидеть все" (See it all). Примерно 3-4 часа пешком. В конце, правда, мы немного спеклись и последний кусок маршрута проигнорировали, но будет повод приехать сюда снова, место того стоит. Припарковавшись на парковке А, мы вышли на тропу. О столбиках, заботливо установленных вдоль дороги, информации не нашли. Возможно, судя по некоторым символам – королевской лилии, например, эти столбики появились здесь во времена крестоносцев. Но уж больно хорошо они сохранились! Очень подозрительно... Скорее, это – современная стилизация. У первой же пещеры толпится чета религиозных евреев с многочисленным потомством, и мы устремляемся к следующей, чтобы не создавать затор. Но семья буквально наступает нам на пятки, поэтому приходится ускоряться. Спускаемся в пещеру, обозначенную на схеме под №3. Это – колумбарий, но не в том мрачном смысле, в котором мы используем это слово ныне. Колумбариями прежде назывались голубятни (от латинского слова colomba, т.е. голубь). В стенах пещеры тщательно вырезано более 2000 ниш. В Иудее было обычным делом разводить голубей. Только в Мареше обнаружено 85 пещер-колумбариев с десятками тысяч ниш. Голубиные яйца и мясо употребляли в пищу, а помет использовался в качестве удобрения. Голубей также приносили в жертву в разнообразных ритуалах. На информационной табличке особенно подчеркивается, что никаких следов использования колумбария в качестве погребальной пещеры не обнаружено. Поначалу отпугивает запах сырости и время от времени вспархивающие внутри голуби. Но после 35 градусов в тени контрастная прохлада пещер особенно манит. Какие-то надписи непонятные... * * * Каждая пещера помечена циферкой. Вход – узенький. Спуск везде крутой. Приближаясь к очередной «норке», даже не веришь, что твоя тушка туда поместится. «Пещера с ванной» (№4) Это небольшая пещера использовалась для ритуальных омовений. В нижней камере вырезана сидячая ванна. Видимо, в верхней камере находился слуга, который лил воду на сидящего в ванне. Вода поступала через высеченные в стенах каналы и желоба. Таким образом, человек, льющий воду, не мог видеть купальщика, или, скорее, купальщицу. Возможно, таким был ритуал очищения жителей Мареши, которые, в основном, были идумеями. В Мареше было обнаружено более 20 подобных сооружений. Пещера-маслобойня (№5) Жернов для дробления оливок. Пресс для отжима оливкового масла. * * * Вид на окрестные холмы Опять эти подозрительные столбики... Королевская лилия? Вдалеке – руины церкви Святой Анны, построенной при крестоносцах. От нее осталась лишь алтарная стена. Вилла (№6) Этот частично реконструированный дом эллинистического периода использовался и как жилище, и как торговая лавка. На первом этаже находились комнаты, окружающие небольшой двор. На второй этаж вела лестница. Под домом нашли цистерну для хранения дождевой воды. Под полом одной из комнат был обнаружен клад из 25 монет. Последняя монета была отчеканена в 113 г. до н.э., а дом, вероятно, был разрушен примерно в том же году, во время завоевания Мареши иудейским правителем Иоанном Гирканном I. Идем дорогой трудной мы в город Оторвавшись от "преследователей", по пещерам ходим в одиночестве. Даже редкие посетители не слишком досаждают. Особенно если пещера большая, и удается рассредоточиться. Пещера Лабиринт (№7 на схеме) Это, действительно, целый лабиринт из пещер самого разного назначения! Часть пещер использовалась как жилье. В жилища в настоящее время нет доступа для посетителей; археологи закопали их обратно до той поры, пока не будет найден способ открыть эту часть пещер для публики без ущерба для экспонатов. Но можно посмотреть все остальное... Лестница спускается в бассейн. Продолжаем путь через колумбарий в большую цистерну. Колумбарий Здесь тоже разводили голубей. Цистерна или бассейн (?) Здесь легко можно было бы снимать эпизод прохода Фродо со-товарищи Кстати, здесь действительно снимали сцены для одного известного фильма. Угадаете, какого? Ладно, не будем томить вас загадками: в одной из пещер, Колокольной (забегая вперед скажем, что до нее мы не дошли), снимали сцены фильма "Иисус Христос – Суперзвезда", вышедшего в 1973 году. Подойдя к последней из пещер Лабиринта, мы услышали жуткий вой. Так эхо разносило по подземельям многоголосый хор школьников, приехавших на экскурсию. Они набились в эту пещеру и говорили... Ну, вы можете себе представить, как разговаривают коренные израильтяне? Они не говорят, они орут! А когда их много, да еще и в пещере с мощной акустикой... В общем, их дикие крики заставили нас ретироваться. * * * Через дорогу лежат погребальные пещеры выходцев из Сидона. Сидонские пещеры (№8) Выходцы из Сидона были в своей массе греками. Они хоронили своих мертвецов в пещерах с нишами. В этой пещере была найдена надпись с упоминанием Аполлофана, сына Сесмая, в течение 33 лет возглавлявшего общину сидонцев в Мареше. Он умер в возрасте 74 лет. Благодаря этой надписи удалось увязать это место с библейской Марешей. Стены украшены рисунками с изображением как реальных животных, так и мифических существ. Цербер, хранитель входа в царство мертвых. Сцена охоты Надписи и картины проливают свет на искусство, мифологию и этническую принадлежность погребенных в пещере (идумейцы, сидонцы и греки). Они также раскрывают свои семейные отношения и погребальные обычаи. Носорог Слон После открытия пещер краски начали стремительно тускнеть, а изображения часто становились жертвами вандализма. Поэтому, насколько мы смогли понять из информационных табличек, поверх истинных фресок установлены гипсовые фальш-стены с современными росписями, а цвет изображений соответствует фотографиям, сделанным в момент обнаружения фресок. Петух (фреска реставрирована в 1993 году) Лев (?) Навуходоносор Уильяма Блейка, 1795 * * * Еще одна указанная на схеме под №9 погребальная «пещера музыкантов» была закрыта. Впрочем, на сегодня нам пещер вполне хватило, и мы не пошли в оставшуюся часть парка, где как раз находится Колокольная пещера, остатки древнееврейского Бет-Гуврина и руины построек крестоносцев. В другой раз уже, когда будет не так жарко... Впрочем, стоит ли ехать сюда, когда не так палит солнце? Возможно, это разумно, если не пугает толпа. Притягательность этого места как раз в возможности почувствовать уединение. По залитой зноем дороге мы вернулись к парковке. На обратном пути дорогу нам пересекло стадо Мечта идиота сбылась! Пещеры осмотрены, Бет-Гуврин посещен! Едем домой! Полезные ссылки: Трекинг по Кармелю. Заповедник "Маленькая Швейцария" Рамат ха-Надив: Тропа к источнику |
© trassa.narod.ru |