Музей ИзраиляЖивопись XX века |
|
Август 2019 г. Пришло время рассказать о главном музее Израиля – Музее Израиля. И я два раза – два раза – не повторяю – не повторяю! Музей Израиля / Israel Museum Он находится в Иерусалиме, куда мы и направились в один из знойных июльских дней. А что еще делать в пору, когда все живое прячется от жары? Не дома же под кондиционером сидеть! Впрочем, сэкономить на электроэнергии не вышло – вход сюда стоит как-то неприлично много для этой страны (обычно в районе 10 долларов, а тут – целых 15). В качестве бонуса – в течение трех месяцев музей можно посетить повторно с 50%-ной скидкой. Так что придется еще раз ехать. Тем более что экспозиция достойная – и, что самое приятное, довольно обширная: есть огромная археологическая коллекция, живопись, разумеется, еврейское искусство, неожиданно большое "неевропейское" собрание, а также Храм Книги и макет Второго храма (и я не заговариваюсь). Одна беда – по выходным музей работает лишь до 14.00, и пока мы доехали из Хайфы, нам оставалось не так много времени для знакомства с прекрасным. Впрочем, мы уже решили съездить сюда еще раз за полцены, так что не будем сетовать. В этой заметке расскажем о коллекции живописи эпохи модерна (и немного затронем современное искусство). Остальным отделам посвятим другие статьи. А археологию, пожалуй, раскидаем по тем местам, откуда ее привезли – чего ей без толку на полках пылиться? * * * Разумеется, коллекция живописи в музее Израиля охватывает существенно больший период, чем конец XIX – начало XX века, но модерн, конечно же, доминирует. Некоторое представление об искусстве до эпохи модерна дают интерьеры XVIII века. Комната Ротшильдов – один из самых ярких примеров французского салона. Резные настенные панели, мебель, картины и декоративные элементы собраны из различных мест жительства большой семьи барона Ротшильда, чтобы воссоздать эстетическое окружение, в котором представители дворянства и высших слоев буржуазии жили и развлекали своих гостей более двухсот лет назад. * * * Экономический подъем и научно-технический прогресс XIX века не мог не сказаться на творческой стороне жизни. Искусству стало тесно в его классическом обличьи. В 1871 году во Франции провозглашена III Республика, и глоток свободы порождает множество идей и новых течений. Aime-Jules Dalou / Эм-Жюль Далу Романтики ищут вдохновения в далеких странах и экзотических местах. Реалисты изображают деревенскую жизнь. Символисты переосмысливают увиденное через призму личного восприятия. Художники Барбизонской школы первыми пишут пейзажи на пленере. Эти новые течения выходят за рамки классической традиции и предопределяют появление импрессионизма. Наименование направления, впрочем, сначала имело несколько пренебрежительный характер: «просто впечатление». Так отозвался один из критиков о первой выставке художников, чьи работы не принял «Парижский салон» – одна из самых престижных выставок Франции, официальная экспозиция парижской Академии изящных искусств. Организовавшие альтернативную выставку "отвергнутые" художники не стали спорить и превратили этот отзыв в название своего движения. Самым последовательным из импрессионистов оказался Камиль Писсарро. Camille Pissarro / Камиль Писсарро Сад Тюильри, полуденное солнце 1900 Холст, масло В последние годы жизни у художника возникла проблема со зрением. Он отказался от работы на пленере, спасая глаза от пыли и ветра, и продолжал писать в гостиничных номерах. Именно так он создал серию видов Парижа, которая стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом. * * * Другим отцом-основателем импрессионизма считается Пьер-Огюст Ренуар, но "оказался наш отец не отцом, а сукою" (с) А. Галич. Дело в том, что публика воспринимала новаторов как бунтарей (в нехорошем смысле этого слова), а «Парижский салон» вообще отказывал импрессионистам в праве выставлять свои работы. Ренуар приложил немало сил к тому, чтобы снискать успех у состоятельных парижан. В первую очередь он работал как портретист. Благодаря постоянным контактам в высших кругах французского общества заказы на портреты Ренуара росли, как на дрожжах. В середине 1880-х он фактически порвал с импрессионизмом, не участвуя больше в их выставках. Вернувшись к линейности классицизма, он достиг того, к чему стремился: к богатству и славе. Сняв обвинения в бунтарстве, он смог, наконец, пробиться в Салон. Pierre-Auguste Renoir / Пьер Огюст Ренуар Pierre-Auguste Renoir / Пьер Огюст Ренуар Между прочим, сын Ренуара стал признанным режиссером. На портрете изображен Пьер Лестринге, французский актер. Он писал сценарии к немым фильмам Жана Ренуара, вышедшим в 1920-х. Claude Monet / Клод Моне Клод Моне, напротив, остался верным импрессионизму – и рисовал, рисовал, рисовал свои лилии. Такие серии работ, описывающие одни и те же предметы в разное время дня и года, отражают эксперименты импрессионистов с цветами и светом. Paul Signac / Поль Синьяк Постимпрессионисты, находясь под влиянием импрессионизма, разработали свой собственный стиль. Поль Гоген и Винсент ван Гог оказали колоссальное влияние на искусство ХХ века. Vincent van Gogh / Винсент ван Гог Винсент Ван Гог Поль Гоген отправился искать вдохновения в далекие страны и обрел его (и кое-что другое в довесок) в Полинезии. Paul Gauguin / Поль Гоген Paul Gauguin / Поль Гоген Упа Упа – танец коренных жителей Таити, запрещенный французами из-за его откровенных эротических движений. Гоген бросил вызов этой позиции колониальных властей, подчеркнув оригинальность незападной культуры и незамутненность сознания островитян. С точки зрения нравов той эпохи интересна реакция публики на «Поцелуй» Огюста Родена. Auguste Rodin / Огюст Роден Эта скульптурная пара изначально была частью рельефной группы «Врата ада», заказанной Родену для будущего музея искусств в Париже. Идея так и не была реализована, а "Поцелуй", изъятый из мега-проекта, стал самостоятельным произведением. Скандальный сюжет, изображенный Роденом, отсылается к трагической истории, рассказанной Данте Алигьери: Франческа, дочь синьора Равенны Гвидо да Полента (приютившего поэта в изгнании), была выдана замуж за некрасивого и хромого Джанчотто Малатеста. Когда Джанчотто узнал, что жена вступила в любовную связь с его младшим братом Паоло, он убил обоих. Это случилось в 1280-х. По мнению Данте, любовники могли попасть только в ад:
Работа Родена имела такой мощный эмоциональный заряд, что экспонировалась в отдельной комнате, куда можно было попасть только по предварительной записи. Не выставлять же такую срамоту публично! Искусство ХХ века В качестве ответной реакции на общую атмосферу беспокойства и отчуждения накануне Первой мировой войны возникает экспрессионизм. Художники-экспрессионисты передавали напряжение и страдания человеческой психики через угловатые, часто искаженные формы и резкие, символические цвета. Наследие Ван Гога дало идею использовать несмешанные краски и динамические мазки, в то время как искусство Африки и островов Тихого океана придавало их работе грубую, первозданную силу. Egon Schiele / Эгон Шиле Крумау (Чешский Крумлов) – родной город матери Шиле в Богемии. Художник называл его «мертвым городом» и рисовал в приглушенной палитре. Как и в большинстве городских пейзажей Шиле, сцена безлюдна, а зажатые дома, покрывающие почти весь холст, создают атмосферу клаустрофобии. После смерти Густава Климта Эгон Шиле мог бы стать ведущим художником Австрии (если, конечно, в искусстве уместен подобный "табель о рангах"), но вместе со своей беременной женой он умер во время эпидемии «испанки», разразившейся в Европе после Первой Мировой. Интересно проследить влияние войны на культуру в свете судьбы одного шедевра. Jacob Epstein / Джейкоб Эпштейн Джейкоб Эпштейн перебрался в Европу из Америки в 1902 году. Работа Rock Drill отразила впечатление скульптора от вершин, которых, как тогда казалось, достигла цивилизация. Мощный антропоморфный торс, водруженный на горный бур, произвел фуррор среди публики и критиков. Его описывали как «одну из лучших вещей Эпштейна. Целеустремленная нервоподобная фигура, оседлавшая механизм, является яркой иллюстрацией величайшей функции жизни». В этом сочетании скульптуры с промышленным изделием Эпштейн оказался среди пионеров искусства «реди-мейд», а роботоподобный образ Rock Drill опередил свое время – есть мнение, что создатели персонажей «Звездных войн» – генерала Гривуса и его боевых дроидов – вдохновлялись именно этой работой Эпштейна. Впрочем, есть и другие точки зрения на первоисточник: После ужасов войны 1914–18 годов Эпштейн переосмыслил творение: он демонтировал фигуру, сняв ее с бура, отпилил ей ноги и отрезал правую руку. Некогда всемогущий символ модернизма превратился в беспомощного инвалида, став напоминанием об искалеченных солдатах, во множестве возвращавшися из окопов домой...
Marcel Duchamp / Марсель Дюшан * * * Вообще, начало XX века было эпохой радикальных перемен в обществе вообще и в искусстве в частности. На смену импрессионизму, который мог показаться "бунтарским" лишь представителям викторианской эпохи, пришло более радикальное движение – дадаизм, суть которого заключалась в отрицании логики и последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты часто включали в свои художественные работы "готовые предметы": простые, промышленно изготовленные повседневные вещи. Их называли ready-made в противовес штучным hand-made. Самым радикальным вызовом традиционному искусству стал «Фонтан» Марселя Дюшана. Marcel Duchamp / Марсель Дюшан «Фонтан» Марселя Дюшана – наиболее известный пример реди-мейда, обычный писсуар, которым художник бросил вызов традиционным границам между тем, что правильно, а что нет. Выбрав готовый объект, назвав и подписав его, Дюшан превратил предмет массового производства в художественное произведение. Marcel Duchamp / Марсель Дюшан Странное название «Свежая вдова» – это игра слов, основанная на созвучии fresh widow / french window («Французское окно»). В «Свежей вдове» Дюшан поставил под сомнение идею художественного авторства, манипулируя языком и полом. Роз Селави (Rose Selavy) – женское альтер-эго художника и еще один каламбур, основанный на созвучии с французским «Eros, c'est la vie» («Любовь – это жизнь»). * * * Одной из форм творчества дадаистов был коллаж – создание произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на основу кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т.д. Ганс Арп, например, создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырёхугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Jean (Hans) Arp / Жан (Ганс) Арп Ман Рэй, при рождении Эммануил Радницкий, потомок евреев из Ковенской губернии, вошел в историю искусства не только за свой вклад в дадаизм и сюрреализм, но и как создатель современной фотографии.
Man Ray / Ман Рэй В этой работе искусствоведы видят не только противопоставление геометрических форм плавным изгибам женского тела, но и намек на насилие. Возможно, так выразилась реакция художника на разрыв отношений с Ли Миллер, его любовницей и моделью. А также сказалось увлечение работами маркиза де Сада, который был предметом бурной дискуссии в сюрреалистических кругах того времени. * * * Еще один еврей, на этот раз итальянский, стоит особняком в искусстве начала XX века. Амадео Модильяни обращался к наследию Ренессанса, а также к популярному в то время африканскому искусству. В то же время исследователи склонны рассматривать его творчество отдельно от остальных течений.
Amedeo Modigliani / Амедео Модильяни Леопольд Зборовский, молодой польский поэт, живший в Париже, зарабатывал на жизнь торговлей книгами и картинами. Он познакомился с Модильяни в 1916 году и вскоре стал его агентом. * * *
Natalia Goncharova / Наталья Гончарова Гончарова вместе со своим мужем-художником Михаилом Ларионовым стала пионером движения русского авангдара – лучизма. Используя смелые цвета, она сосредоточилась на изображении того, как лучи света отражаются от различных объектов. * * * Еще одно направление, пришедшее на смену импрессионизму, также получило свое имя от уничижительного прозвища, которое художники решили использовать для своего движения. Фовизм (от fauve – фауна, дикие животные) возник как стремление разрушить старые условности и воссоздать чувственный, живой и освобожденный мир. Эти художники использовали смелые цвета, не всегда отражающие фактический цвет изображаемого объекта.
Henri Matisse / Анри Матисс Один из неформальных лидеров фовистов Анри Матисс работал на юге Франции. Во время "Ниццианского" периода (1916–30) он создал уникальный синтез двух- и трехмерного пространства. * * * Edgardo Sambo / Эдгардо Самбо
Joaquin Torres-Garcia / Хоакин Торрес-Гарсия
Wassily Kandinsky / Василий Кандинский Эта работа была написана после того, как нацисты разгромили школу Баухауса, и Кандинский переехал из Германии в Париж. Здесь жесткие геометрические линии, характерные для его ранних работ, изгибаются в биоморфные формы, напоминая живые клетки под микроскопом – Кандинский увлекался эмбриологией и естественными науками. Marc Chagall / Марк Шагал Andre Masson / Андре Массон В 1930–1940-х годах Массон написал серию воображаемых портретов Гете, Ницше и Данте. Эта работа ссылается на научный трактат Гете «Метаморфозы растений». Свет, преломленный сквозь призму в центре картины, намекает на вклад ученого в теорию цвета. * * * Пабло Пикассо приехал в Париж в начале ХХ века. Пожалуй, самый выдающийся и влиятельный из художников прошлого столетия, он произвел настоящую революцию в искусстве. Кубизм Пикассо создал новый визуальный язык, основным принципом которого был одновременный взгляд на объект с разных перспектив, невозможный в реальности. Pablo Picasso / Пабло Пикассо В 1901 году Пикассо написал три портрета неизвестной актрисы в одном и том же драгоценном колье. Энергичные мазки ярко-желтого цвета отражают знакомство художника с работами Винсента Ван Гога. Творчество Пикассо в этот период находилось также под влиянием Анри де Тулуз-Лотрека, что особенно заметно в выборе объектов, стилизации фигур и декадентской палитре. Pablo Picasso / Пабло Пикассо Pablo Picasso / Пабло Пикассо В отношении своих произведений, написанных во время Второй мировой войны, Пикассо сказал: «Я не рисовал войну ... но я не сомневаюсь, что война [отражается] в этих картинах». Здесь мастерская художника изображена в кубистском стиле; темные тона палитры и острые, противоречивые контуры создают ощущение угрозы и клаустрофобии, но кусочек голубого неба оставляет надежду... Paul Delvaux / Пол Дельво * * * Абсурд и цинизм периода между двумя мировыми войными стали фоном для зарождения сюрреалистического движения. Подрыв классических устоев с их условностями заставил живописцев искать новый художественный язык. Они обратились к человеческой психике в поисках неопосредованного творческого импульса. Сюрреалисты пытались работать непосредственно из своего подсознания, того элемента человеческого разума, на исследовании которого сосредоточилась фрейдистская психология. Salvador Dali / Сальвадор Дали В своем "Эссе" Дали использует фрейдистские символы: гигантский фаллический кипарис растет в миниатюрном пейзаже, истоки которого находятся в детстве художника. Тающие часы, классический символ искусства Дали, обычно интерпретируют как страх бессилия, импотенции. Впрочем, критикам творчества Дали тоже порой нужен хороший психоаналитик... * * * René Magritte / Рене Магритт Сюрреалисты, как следует из их названия, отвернулись от реальности, обратившись в сторону альтернативного мира. В этой работе Рене Магритт опровергает закон всемирного тяготения и изображает недостижимую мечту. Leon Kossoff / Леон Коссофф Daniel Spoerri
Christo / Христо * * * После Второй Мировой центр художественной моды переместился в США. Искусство отреагировало на богатую городскую среду и технологические инновации поп-артом. Художники движения брали свои образы из повседневной жизни, а средства массовой информации – телевидение, кино, реклама и комиксы – стирали грань между высоким искусством и популярной культурой. Произведения Энди Уорхола, одного из лидеров поп-арта, часто изображают икон массовой культуры – людей или предметы. Andy Warhol / Энди Уорхол В этой работе Уорхол цитирует фотографии, известные каждому американцу: первая леди США Жаклин Кеннеди за мгновение до рокового выстрела в Далласе – и на похоронах своего мужа... Человеческие эмоции становятся достоянием общественности и тиражируются на страницах журналов. Уорхолу часто отказывают в гениальности, особенно принимая во внимание почти промышленное тиражирование образов в его работах... Как бы то ни было, этот чудаковатый фрик явно не заслуживал того, чтобы в него еще и стрелять – а одной психически неуравновешенной феминистке такое почему-то пришло в голову. Энди выжил, хотя и перенес клиническую смерть. Gillian Wearing / Джиллиан Веринг * * * И на закуску – пара работ, где художники пытаются превзойти черный квадрат Малевича. Но поздно – тот уже успел поставить в живописи жирную точку. Victor Vasarely
Frank Stella
Vito Acconci / Вито Аккончи Israeli Art – Израильское искусство Основоположником израильской живописи считается Реувен Рубин. Уроженец Румынии, в 19 лет он отправился в Палестину, входившую тогда в Османскую империю, и, сойдя с корабля в Яффе, понял, что это и есть та земля, где он будет жить. Рубин поступил на учебу в Академию "Бецалель" в Иерусалиме, ведущее художественное заведение Палестины. Однако вскоре он решил, что ему требуется более основательное художественное образование, и поехал в Париж. Учился в Школе Изящных Искусств, практиковался в Италии, затем перебрался в Румынию, совершил путешествие в США, где прошла его первая персональная выставка. В 1922 художник поселился в Тель-Авиве, хотя до конца жизни много путешествовал. Reuven Rubin / Реувен Рубин Рубин разработал собственный стиль, близкий модернизму, но основанный на палестинской тематике. Картины этого периода отличаются яркими красками и чёткой композицией. В 1922 году он создал одну из своих наиболее известных работ – триптих «Первые плоды». В 1933–34 его персональная выставка стала первой в открывшемся незадолго до этого Тель-Авивском музее изобразительных искусств. Reuven Rubin / Реувен Рубин Другой выходец из Бессарабии Нахум Гутман перебрался в Палестину, видимо, спасаясь от еврейских погромов, охвативших юг Российской империи в начале ХХ века. Он также прошел через иерусалимскую Академию "Бецалель", учился в Вене, Берлине и Париже. Разработал собственный, так называемый "палестинский стиль". Nahum Gutman / Нахум Гутман Йоханан Симон Michal Na'aman / Михаль Нааман Mordechai (Motti) Mizrachi / Мордехай (Мотти) Мизрахи Lilian Klapisch / Лилиан Клапиш Israel Hershberg / Израиль Хершберг Полезные ссылки: Тель-Авивский художественный музей Шедевры Филадельфийского художественного музея Нью-Йорк. MoMA – Музей современного искусства Музей современного искусства в Стокгольме Музей современного искусства Kiasma Радищевский художественный музей в Саратове Нижегородский Художественный музей |
© trassa.narod.ru |