Главная страница

Музей Израиля

Живопись XX века

Главная страница

Израиль

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

728*90

Август 2019 г.

Пришло время рассказать о главном музее Израиля – Музее Израиля. И я два раза – два раза – не повторяю – не повторяю!

Музей Израиля / Israel Museum
Адрес: Derech Ruppin, 11, Jerusalem
Tel: 02-670 88 11
Сайт: www.imj.org.il

Он находится в Иерусалиме, куда мы и направились в один из знойных июльских дней. А что еще делать в пору, когда все живое прячется от жары? Не дома же под кондиционером сидеть!

Впрочем, сэкономить на электроэнергии не вышло – вход сюда стоит как-то неприлично много для этой страны (обычно в районе 10 долларов, а тут – целых 15). В качестве бонуса – в течение трех месяцев музей можно посетить повторно с 50%-ной скидкой. Так что придется еще раз ехать. Тем более что экспозиция достойная – и, что самое приятное, довольно обширная: есть огромная археологическая коллекция, живопись, разумеется, еврейское искусство, неожиданно большое "неевропейское" собрание, а также Храм Книги и макет Второго храма (и я не заговариваюсь).

Одна беда – по выходным музей работает лишь до 14.00, и пока мы доехали из Хайфы, нам оставалось не так много времени для знакомства с прекрасным. Впрочем, мы уже решили съездить сюда еще раз за полцены, так что не будем сетовать.

В этой заметке расскажем о коллекции живописи эпохи модерна (и немного затронем современное искусство). Остальным отделам посвятим другие статьи. А археологию, пожалуй, раскидаем по тем местам, откуда ее привезли – чего ей без толку на полках пылиться?

Книжный магазин в Хайфе

* * *

Разумеется, коллекция живописи в музее Израиля охватывает существенно больший период, чем конец XIX – начало XX века, но модерн, конечно же, доминирует. Некоторое представление об искусстве до эпохи модерна дают интерьеры XVIII века.

Музей Израиля. Комната Ротшильдов

Комната Ротшильдов – один из самых ярких примеров французского салона.

Резные настенные панели, мебель, картины и декоративные элементы собраны из различных мест жительства большой семьи барона Ротшильда, чтобы воссоздать эстетическое окружение, в котором представители дворянства и высших слоев буржуазии жили и развлекали своих гостей более двухсот лет назад.

* * *

Экономический подъем и научно-технический прогресс XIX века не мог не сказаться на творческой стороне жизни. Искусству стало тесно в его классическом обличьи. В 1871 году во Франции провозглашена III Республика, и глоток свободы порождает множество идей и новых течений.

Музей Израиля. Эм-Жюль Далу – Читающая женщина

Aime-Jules Dalou / Эм-Жюль Далу
(Франция, 1838–1902)
Woman Reading / Читающая женщина
1874 Терракота

Музей Израиля. Эм-Жюль Далу – Читающая женщина

Романтики ищут вдохновения в далеких странах и экзотических местах. Реалисты изображают деревенскую жизнь. Символисты переосмысливают увиденное через призму личного восприятия. Художники Барбизонской школы первыми пишут пейзажи на пленере. Эти новые течения выходят за рамки классической традиции и предопределяют появление импрессионизма.

Наименование направления, впрочем, сначала имело несколько пренебрежительный характер: «просто впечатление». Так отозвался один из критиков о первой выставке художников, чьи работы не принял «Парижский салон» – одна из самых престижных выставок Франции, официальная экспозиция парижской Академии изящных искусств. Организовавшие альтернативную выставку "отвергнутые" художники не стали спорить и превратили этот отзыв в название своего движения.

Самым последовательным из импрессионистов оказался Камиль Писсарро.

Музей Израиля. Камиль Писсарро – Пейзаж под Понтуазом, Оверская дорога

Camille Pissarro / Камиль Писсарро
(1830–1903, Франция)
Пейзаж под Понтуазом, Оверская дорога
1881 Холст, масло

Музей Израиля. Камиль Писсарро – Сад Тюильри, полуденное солнце

Он же
Сад Тюильри, полуденное солнце
1900 Холст, масло

В последние годы жизни у художника возникла проблема со зрением. Он отказался от работы на пленере, спасая глаза от пыли и ветра, и продолжал писать в гостиничных номерах. Именно так он создал серию видов Парижа, которая стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом.

* * *

Другим отцом-основателем импрессионизма считается Пьер-Огюст Ренуар, но "оказался наш отец не отцом, а сукою" (с) А. Галич.

Дело в том, что публика воспринимала новаторов как бунтарей (в нехорошем смысле этого слова), а «Парижский салон» вообще отказывал импрессионистам в праве выставлять свои работы. Ренуар приложил немало сил к тому, чтобы снискать успех у состоятельных парижан. В первую очередь он работал как портретист. Благодаря постоянным контактам в высших кругах французского общества заказы на портреты Ренуара росли, как на дрожжах. В середине 1880-х он фактически порвал с импрессионизмом, не участвуя больше в их выставках. Вернувшись к линейности классицизма, он достиг того, к чему стремился: к богатству и славе. Сняв обвинения в бунтарстве, он смог, наконец, пробиться в Салон.

Музей Израиля. Пьер Огюст Ренуар – Портрет г-жи Полен

Pierre-Auguste Renoir / Пьер Огюст Ренуар
(1841–1919, Франция)
Portrait of Mme. Paulin / Портрет г-жи Полен
1885–1890

Музей Израиля. Пьер Огюст Ренуар – Портрет г-на Лестринге

Pierre-Auguste Renoir / Пьер Огюст Ренуар
Portrait of M. Lestringuez / Портрет г-на Лестринге
1878 Холст, масло

Между прочим, сын Ренуара стал признанным режиссером. На портрете изображен Пьер Лестринге, французский актер. Он писал сценарии к немым фильмам Жана Ренуара, вышедшим в 1920-х.

Музей Израиля. Клод Моне – Пруд с водяными лилиями

Claude Monet / Клод Моне
(1840–1926, Франция)
Пруд с водяными лилиями
1907 Холст, масло

Клод Моне, напротив, остался верным импрессионизму – и рисовал, рисовал, рисовал свои лилии. Такие серии работ, описывающие одни и те же предметы в разное время дня и года, отражают эксперименты импрессионистов с цветами и светом.

Музей Израиля. Поль Синьяк – Буксир, канал в Самуа

Paul Signac / Поль Синьяк
(1863–1935, Франция)
Буксир, канал в Самуа
1901 Холст, масло

Постимпрессионисты, находясь под влиянием импрессионизма, разработали свой собственный стиль. Поль Гоген и Винсент ван Гог оказали колоссальное влияние на искусство ХХ века.

Музей Израиля. Винсент ван Гог – Урожай кукурузы в Провансе, июнь

Vincent van Gogh / Винсент ван Гог
(1853–1890, Нидерланды)
Урожай кукурузы в Провансе, июнь
1888 Холст, масло
Из коллекции Мириам Александрин де Ротшильд, дочери барона Эдмона де Ротшильда

Музей Израиля. Винсент ван Гог – Кукурузные поля и маки

Винсент Ван Гог
Кукурузные поля и маки
1888 Холст, масло
Из коллекции Мариам Александрин де Ротшильд, дочери барона Эдмона де Ротшильда

Поль Гоген отправился искать вдохновения в далекие страны и обрел его (и кое-что другое в довесок) в Полинезии.

Музей Израиля. . Поль Гоген – Деревня на Мартинике

Paul Gauguin / Поль Гоген
(Франция, 1848–1903)
Деревня на Мартинике
1887 Холст, масло

Музей Израиля. Поль Гоген – Упа Упа (Танец огня)

Paul Gauguin / Поль Гоген
Упа Упа (Танец огня)
1891 Холст, масло
Из коллекции Мариам Александрин де Ротшильд, дочери барона Эдмона де Ротшильда

Упа Упа – танец коренных жителей Таити, запрещенный французами из-за его откровенных эротических движений. Гоген бросил вызов этой позиции колониальных властей, подчеркнув оригинальность незападной культуры и незамутненность сознания островитян.

С точки зрения нравов той эпохи интересна реакция публики на «Поцелуй» Огюста Родена.

Музей Израиля. Огюст Роден – Поцелуй

Auguste Rodin / Огюст Роден
(Франция, 1840–1917)
Поцелуй
1886 Бронза

Эта скульптурная пара изначально была частью рельефной группы «Врата ада», заказанной Родену для будущего музея искусств в Париже. Идея так и не была реализована, а "Поцелуй", изъятый из мега-проекта, стал самостоятельным произведением.

Скандальный сюжет, изображенный Роденом, отсылается к трагической истории, рассказанной Данте Алигьери: Франческа, дочь синьора Равенны Гвидо да Полента (приютившего поэта в изгнании), была выдана замуж за некрасивого и хромого Джанчотто Малатеста. Когда Джанчотто узнал, что жена вступила в любовную связь с его младшим братом Паоло, он убил обоих. Это случилось в 1280-х. По мнению Данте, любовники могли попасть только в ад:

«...Я родилась над теми берегами,
Где волны, как усталого гонца,
Встречают По с попутными реками.

Любовь сжигает нежные сердца,
И он пленился телом несравнимым,
Погубленным так страшно в час конца.

Любовь, любить велящая любимым,
Меня к нему так властно привлекла,
Что этот плен ты видишь нерушимым.

Любовь вдвоём на гибель нас вела;
В Каине будет наших дней гаситель».
Такая речь из уст у них текла.

Музей Израиля. Огюст Роден – Поцелуй

Работа Родена имела такой мощный эмоциональный заряд, что экспонировалась в отдельной комнате, куда можно было попасть только по предварительной записи. Не выставлять же такую срамоту публично!

Искусство ХХ века

В качестве ответной реакции на общую атмосферу беспокойства и отчуждения накануне Первой мировой войны возникает экспрессионизм. Художники-экспрессионисты передавали напряжение и страдания человеческой психики через угловатые, часто искаженные формы и резкие, символические цвета. Наследие Ван Гога дало идею использовать несмешанные краски и динамические мазки, в то время как искусство Африки и островов Тихого океана придавало их работе грубую, первозданную силу.

Музей Израиля. Эгон Шиле – Крумау – полумесяц домов (Маленький город V)

Egon Schiele / Эгон Шиле
(Австрия, 1890–1918)
Krumau – Crescent of Houses (The Small City V) /
Крумау – полумесяц домов (Маленький город V)
1915 Холст, масло

Крумау (Чешский Крумлов) – родной город матери Шиле в Богемии. Художник называл его «мертвым городом» и рисовал в приглушенной палитре. Как и в большинстве городских пейзажей Шиле, сцена безлюдна, а зажатые дома, покрывающие почти весь холст, создают атмосферу клаустрофобии.

После смерти Густава Климта Эгон Шиле мог бы стать ведущим художником Австрии (если, конечно, в искусстве уместен подобный "табель о рангах"), но вместе со своей беременной женой он умер во время эпидемии «испанки», разразившейся в Европе после Первой Мировой.

Интересно проследить влияние войны на культуру в свете судьбы одного шедевра.

Музей Израиля. Джейкоб Эпштейн – Торс Rock Drill

Jacob Epstein / Джейкоб Эпштейн
(США, 1880–1959, Великобритания)
Torso from Rock Drill / Торс Rock Drill
1913–15 Гипс
Подарок фонда Джейкоба Эпштейна / Gift of the Jacob Epstein Estate

Джейкоб Эпштейн перебрался в Европу из Америки в 1902 году. Работа Rock Drill отразила впечатление скульптора от вершин, которых, как тогда казалось, достигла цивилизация. Мощный антропоморфный торс, водруженный на горный бур, произвел фуррор среди публики и критиков. Его описывали как «одну из лучших вещей Эпштейна. Целеустремленная нервоподобная фигура, оседлавшая механизм, является яркой иллюстрацией величайшей функции жизни».

В этом сочетании скульптуры с промышленным изделием Эпштейн оказался среди пионеров искусства «реди-мейд», а роботоподобный образ Rock Drill опередил свое время – есть мнение, что создатели персонажей «Звездных войн» – генерала Гривуса и его боевых дроидов – вдохновлялись именно этой работой Эпштейна.

General Grievous

Впрочем, есть и другие точки зрения на первоисточник:

Гена и Чебурашка

После ужасов войны 1914–18 годов Эпштейн переосмыслил творение: он демонтировал фигуру, сняв ее с бура, отпилил ей ноги и отрезал правую руку. Некогда всемогущий символ модернизма превратился в беспомощного инвалида, став напоминанием об искалеченных солдатах, во множестве возвращавшися из окопов домой...

Подайте люди руку мне
безногому опору
Сожрали крысы ногу мне
под городом Верденом
под городом Верденом
Сожрал я много крыс но мне
то не вернуло ногу
зато медальку дали мне
и ногу из осины
и ногу из осины

Бенжамен Пере – Песенка калеки

Бенжамен Пере (1899–1959) – французский поэт и писатель сюрреалистического направления. Вместе с Тристаном Тцара, Андре Бретоном, Франсисом Пикабиа, Максом Эрнстом и другими входил в кружок дадаистов. Стоял у истоков сюрреализма как нового течения в европейском искусстве. Сочинения Бенжамена Пере в свое время были иллюстрированы Гансом Арпом, Ивом Танги, Пабло Пикассо, Максом Эрнстом...

Музей Израиля. Марсель Дюшан – Жилет для Бенжамена Пере

Marcel Duchamp / Марсель Дюшан
Waistcoat for Benjamin Peret / Жилет для Бенжамена Пере

* * *

Вообще, начало XX века было эпохой радикальных перемен в обществе вообще и в искусстве в частности. На смену импрессионизму, который мог показаться "бунтарским" лишь представителям викторианской эпохи, пришло более радикальное движение – дадаизм, суть которого заключалась в отрицании логики и последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты часто включали в свои художественные работы "готовые предметы": простые, промышленно изготовленные повседневные вещи. Их называли ready-made в противовес штучным hand-made.

Музей Израиля

Самым радикальным вызовом традиционному искусству стал «Фонтан» Марселя Дюшана.

Музей Израиля. Марсель Дюшан – Фонтан

Marcel Duchamp / Марсель Дюшан
(род. во Франции, 1887–1968, работал в США и Франции)
Фонтан
1917 Readymade

Марсель Дюшан

«Фонтан» Марселя Дюшана – наиболее известный пример реди-мейда, обычный писсуар, которым художник бросил вызов традиционным границам между тем, что правильно, а что нет. Выбрав готовый объект, назвав и подписав его, Дюшан превратил предмет массового производства в художественное произведение.

Музей Израиля. Marcel Duchamp «Fresh Widow»

Marcel Duchamp / Марсель Дюшан
«Fresh Widow»
1920 / репродукция 1964 года

Странное название «Свежая вдова» – это игра слов, основанная на созвучии fresh widow / french window («Французское окно»). В «Свежей вдове» Дюшан поставил под сомнение идею художественного авторства, манипулируя языком и полом. Роз Селави (Rose Selavy) – женское альтер-эго художника и еще один каламбур, основанный на созвучии с французским «Eros, c'est la vie» («Любовь – это жизнь»).

* * *

Одной из форм творчества дадаистов был коллаж – создание произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на основу кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т.д. Ганс Арп, например, создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырёхугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли.

Музей Израиля. Jean (Hans) Arp – Giant Pip

Jean (Hans) Arp / Жан (Ганс) Арп
(1886–1966, работал во Франции, Германии и Швейцарии)
Giant Pip
1937 Бронза

Ман Рэй, при рождении Эммануил Радницкий, потомок евреев из Ковенской губернии, вошел в историю искусства не только за свой вклад в дадаизм и сюрреализм, но и как создатель современной фотографии.

Музей Израиля. Man Ray – Target / universelle (Universal Sight)

Man Ray / Ман Рэй
(США, 1890–1976, Франция)
Target / universelle (Universal Sight)
1933 / авторская реплика 1971 года
Смешанная техника

В этой работе искусствоведы видят не только противопоставление геометрических форм плавным изгибам женского тела, но и намек на насилие. Возможно, так выразилась реакция художника на разрыв отношений с Ли Миллер, его любовницей и моделью. А также сказалось увлечение работами маркиза де Сада, который был предметом бурной дискуссии в сюрреалистических кругах того времени.

* * *

Еще один еврей, на этот раз итальянский, стоит особняком в искусстве начала XX века. Амадео Модильяни обращался к наследию Ренессанса, а также к популярному в то время африканскому искусству. В то же время исследователи склонны рассматривать его творчество отдельно от остальных течений.

Музей Израиля. Амедео Модильяни – Портрет Леопольда Зборовского

Amedeo Modigliani / Амедео Модильяни
(Италия, 1884–1920, Франция)
Портрет Леопольда Зборовского
1916 Холст, масло

Леопольд Зборовский, молодой польский поэт, живший в Париже, зарабатывал на жизнь торговлей книгами и картинами. Он познакомился с Модильяни в 1916 году и вскоре стал его агентом.

* * *

Музей Израиля. Наталья Гончарова – Лучистый сад: парк

Natalia Goncharova / Наталья Гончарова
(Россия, 1881 – 1962, Франция)
Rayonist Garden: Park / Лучистый сад: парк
ок. 1912–13 Холст, масло

Гончарова вместе со своим мужем-художником Михаилом Ларионовым стала пионером движения русского авангдара – лучизма. Используя смелые цвета, она сосредоточилась на изображении того, как лучи света отражаются от различных объектов.

* * *

Еще одно направление, пришедшее на смену импрессионизму, также получило свое имя от уничижительного прозвища, которое художники решили использовать для своего движения. Фовизм (от fauve – фауна, дикие животные) возник как стремление разрушить старые условности и воссоздать чувственный, живой и освобожденный мир. Эти художники использовали смелые цвета, не всегда отражающие фактический цвет изображаемого объекта.

Музей Израиля. Анри Матисс – Две девушки в Ницце

Henri Matisse / Анри Матисс
(Франция, 1869–1954)
Две девушки в Ницце
1921 Холст, масло

Один из неформальных лидеров фовистов Анри Матисс работал на юге Франции. Во время "Ниццианского" периода (1916–30) он создал уникальный синтез двух- и трехмерного пространства.

* * *

Музей Израиля. Эдгардо Самбо – Саломея

Edgardo Sambo / Эдгардо Самбо
(Италия, 1882–1966)
Salome / Саломея
1920 Холст, масло

Музей Израиля. Хоакин Торрес-Гарсия

Joaquin Torres-Garcia / Хоакин Торрес-Гарсия
(род. в Уругвае, 1874–1949, работал в Испании, Франции и Уругвае)
Без названия
1928 Холст, масло

Музей Израиля. Wassily Kandinsky – Fixed

Wassily Kandinsky / Василий Кандинский
(Россия, 1866 – 1944, работал в Германии и Франции)
Fixed
1935 Холст, масло

Эта работа была написана после того, как нацисты разгромили школу Баухауса, и Кандинский переехал из Германии в Париж. Здесь жесткие геометрические линии, характерные для его ранних работ, изгибаются в биоморфные формы, напоминая живые клетки под микроскопом – Кандинский увлекался эмбриологией и естественными науками.

Музей Израиля. Марк Шагал – Влюбленные

Marc Chagall / Марк Шагал
(род. в России, 1887–1985, работал в России, Франции и США)
Влюбленные
1937 Холст, масло

Музей Израиля. Андре Массон – Гете и «Метаморфозы растений»

Andre Masson / Андре Массон
(Франция, 1896–1987)
Гете и «Метаморфозы растений»
1940 Холст, масло

В 1930–1940-х годах Массон написал серию воображаемых портретов Гете, Ницше и Данте. Эта работа ссылается на научный трактат Гете «Метаморфозы растений». Свет, преломленный сквозь призму в центре картины, намекает на вклад ученого в теорию цвета.

* * *

Пабло Пикассо приехал в Париж в начале ХХ века. Пожалуй, самый выдающийся и влиятельный из художников прошлого столетия, он произвел настоящую революцию в искусстве. Кубизм Пикассо создал новый визуальный язык, основным принципом которого был одновременный взгляд на объект с разных перспектив, невозможный в реальности.

Музей Израиля. Пабло Пикассо – Женщина с ожерельем

Pablo Picasso / Пабло Пикассо
(род. в Испании, 1881–1973, работал в Испании и Франции)
Женщина с ожерельем
ок. 1901 Картон, масло

В 1901 году Пикассо написал три портрета неизвестной актрисы в одном и том же драгоценном колье. Энергичные мазки ярко-желтого цвета отражают знакомство художника с работами Винсента Ван Гога. Творчество Пикассо в этот период находилось также под влиянием Анри де Тулуз-Лотрека, что особенно заметно в выборе объектов, стилизации фигур и декадентской палитре.

Музей Израиля. Пабло Пикассо – Женщина у моря

Pablo Picasso / Пабло Пикассо
Женщина у моря
1939 Холст, масло

Музей Израиля. Пабло Пикассо – Окно мастерской

Pablo Picasso / Пабло Пикассо
Окно мастерской
1943 Холст, масло

В отношении своих произведений, написанных во время Второй мировой войны, Пикассо сказал: «Я не рисовал войну ... но я не сомневаюсь, что война [отражается] в этих картинах». Здесь мастерская художника изображена в кубистском стиле; темные тона палитры и острые, противоречивые контуры создают ощущение угрозы и клаустрофобии, но кусочек голубого неба оставляет надежду...

Музей Израиля. Пол Дельво – В ожидании освобождения (скелеты в офисе)

Paul Delvaux / Пол Дельво
(Бельгия, 1897–1994)
В ожидании освобождения (скелеты в офисе)
1944 Холст, масло

* * *

Абсурд и цинизм периода между двумя мировыми войными стали фоном для зарождения сюрреалистического движения. Подрыв классических устоев с их условностями заставил живописцев искать новый художественный язык. Они обратились к человеческой психике в поисках неопосредованного творческого импульса. Сюрреалисты пытались работать непосредственно из своего подсознания, того элемента человеческого разума, на исследовании которого сосредоточилась фрейдистская психология.

Музей Израиля. Сальвадор Дали – Сюрреалистический очерк

Salvador Dali / Сальвадор Дали
(Испания, 1904–1989, работал в Испании, Франции и США)
Surrealist Essay / Сюрреалистический очерк
1934 Холст, масло

В своем "Эссе" Дали использует фрейдистские символы: гигантский фаллический кипарис растет в миниатюрном пейзаже, истоки которого находятся в детстве художника. Тающие часы, классический символ искусства Дали, обычно интерпретируют как страх бессилия, импотенции. Впрочем, критикам творчества Дали тоже порой нужен хороший психоаналитик...

* * *

Музей Израиля. Рене Магритт – Замок в Пиренеях

René Magritte / Рене Магритт
Belgian, 1898–1967
The Castle of the Pyrenees / Замок в Пиренеях
1959 Холст, масло

Сюрреалисты, как следует из их названия, отвернулись от реальности, обратившись в сторону альтернативного мира. В этой работе Рене Магритт опровергает закон всемирного тяготения и изображает недостижимую мечту.

Музей Израиля. Леон Коссофф – Отец сидящий в кресле

Leon Kossoff / Леон Коссофф
(Великобритания, род. в 1926)
Отец сидящий в кресле
1960 Картон, масло

Музей Израиля. Daniel Spoerri – Meal Variation No. 4, Eaten by Jack Youngerman

Daniel Spoerri
(род. в Румынии в 1930, работает в Швейцарии и Франции)
Meal Variation No. 4, Eaten by Jack Youngerman /
Комплексный обед №4, съеденный Джеком Янгерманом
1964 Смешанная техника

Музей Израиля. Христо – Витрина магазина, проект

Christo / Христо
(род. в 1935 в Болгарии, работает в США)
Store Front, Project / Витрина магазина, проект
1964 Смешанная техника

* * *

После Второй Мировой центр художественной моды переместился в США. Искусство отреагировало на богатую городскую среду и технологические инновации поп-артом. Художники движения брали свои образы из повседневной жизни, а средства массовой информации – телевидение, кино, реклама и комиксы – стирали грань между высоким искусством и популярной культурой.

Произведения Энди Уорхола, одного из лидеров поп-арта, часто изображают икон массовой культуры – людей или предметы.

Музей Израиля. Andy Warhol – Chelsea 4

Andy Warhol / Энди Уорхол
(США, 1928–1987)
Chelsea 4. 1964

В этой работе Уорхол цитирует фотографии, известные каждому американцу: первая леди США Жаклин Кеннеди за мгновение до рокового выстрела в Далласе – и на похоронах своего мужа... Человеческие эмоции становятся достоянием общественности и тиражируются на страницах журналов.

Уорхолу часто отказывают в гениальности, особенно принимая во внимание почти промышленное тиражирование образов в его работах... Как бы то ни было, этот чудаковатый фрик явно не заслуживал того, чтобы в него еще и стрелять – а одной психически неуравновешенной феминистке такое почему-то пришло в голову. Энди выжил, хотя и перенес клиническую смерть.

Музей Израиля. Джиллиан Веринг – Я, как и Уорхол, в бинтах со шрамом

Gillian Wearing / Джиллиан Веринг
(род. в 1963, Великобритания)
Me as Warhol in Drag with Scar / Я, как и Уорхол, в бинтах со шрамом
2010 Framed bromide print

* * *

И на закуску – пара работ, где художники пытаются превзойти черный квадрат Малевича. Но поздно – тот уже успел поставить в живописи жирную точку.

Музей Израиля. Victor Vasarely – 2189-Vonal Alto-J

Victor Vasarely
(род. в Венгрии, 1908–1997, работал во Франции)
2189-Vonal Alto-J
1966 Tempera on panel

Музей Израиля. Frank Stella – Double Scramble

Frank Stella
(США, род. в 1936)
Double Scramble: Ascending Spectrum
Descending Green Values/ Ascending Green Values/
Descending Spectrum
1978

Музей Израиля. Вито Аккончи – Настенный бюстгальтер

Vito Acconci / Вито Аккончи
(США, 1940 – 2017)
Adaptable Wall Bra / Настенный бюстгальтер
1990 Гипс, холст, металл, кабели, звук, свет

Музей Израиля – Израильское искусство

Israeli Art – Израильское искусство

Музей Израиля

Основоположником израильской живописи считается Реувен Рубин. Уроженец Румынии, в 19 лет он отправился в Палестину, входившую тогда в Османскую империю, и, сойдя с корабля в Яффе, понял, что это и есть та земля, где он будет жить. Рубин поступил на учебу в Академию "Бецалель" в Иерусалиме, ведущее художественное заведение Палестины. Однако вскоре он решил, что ему требуется более основательное художественное образование, и поехал в Париж. Учился в Школе Изящных Искусств, практиковался в Италии, затем перебрался в Румынию, совершил путешествие в США, где прошла его первая персональная выставка. В 1922 художник поселился в Тель-Авиве, хотя до конца жизни много путешествовал.

Музей Израиля. Реувен Рубин – Первые плоды

Reuven Rubin / Реувен Рубин
(Румыния, 1893–1974, Израиль)
Первые плоды
1923 Холст, масло

Рубин разработал собственный стиль, близкий модернизму, но основанный на палестинской тематике. Картины этого периода отличаются яркими красками и чёткой композицией. В 1922 году он создал одну из своих наиболее известных работ – триптих «Первые плоды». В 1933–34 его персональная выставка стала первой в открывшемся незадолго до этого Тель-Авивском музее изобразительных искусств.

Музей Израиля. Реувен Рубин – Домики Тель-Авива

Reuven Rubin / Реувен Рубин
Домики Тель-Авива
1923 Холст, масло

Другой выходец из Бессарабии Нахум Гутман перебрался в Палестину, видимо, спасаясь от еврейских погромов, охвативших юг Российской империи в начале ХХ века. Он также прошел через иерусалимскую Академию "Бецалель", учился в Вене, Берлине и Париже. Разработал собственный, так называемый "палестинский стиль".

Музей Израиля. Нахум Гутман – Перед бурей

Nahum Gutman / Нахум Гутман
(Бессарабия, 1898 – 1980, Израиль)
Перед бурей
1926 Масло, бумага

Музей Израиля. Йоханан Симон – Копая

Йоханан Симон
(Германия, 1905 – 1976, Израиль)
Digging / Копая
1945 Холст, масло

Музей Израиля. Михаль Нааман – Надпись на белизне

Michal Na'aman / Михаль Нааман
(род. в 1951, Израиль)
Writing over Whiteness / Надпись на белизне
2000–2001 Холст, клейкая лента, масло

Музей Израиля. Mordechai (Motti) Mizrachi – Facing the city

Mordechai (Motti) Mizrachi / Мордехай (Мотти) Мизрахи
(род. в 1946, Израиль)
Facing the city
1975 Gelatin silver print

Музей Израиля. Лилиан Клапиш – Дань уважения Бонару

Lilian Klapisch / Лилиан Клапиш
(род. во Франции в 1933, работает в Израиле)
Homage to Bonnard / Дань уважения Бонару
1976 Холст, масло

Музей Израиля. Израиль Хершберг – Тель-Какун

Israel Hershberg / Израиль Хершберг
(род. в Австрии в 1948, работает в Израиле)
Tel Kakoun / Тель-Какун
2005–2007 Масло на льне

Музей Израиля


Полезные ссылки:

Тель-Авивский художественный музей

Музей Ралли в Кейсарии

Галерея Уффици

Палатинские галереи

Галерея Боргезе

Шедевры Филадельфийского художественного музея

Нью-Йорк. Метрополитен-музей

Нью-Йорк. MoMA – Музей современного искусства

Музей современного искусства в Стокгольме

Музей современного искусства Kiasma

Радищевский художественный музей в Саратове

Нижегородский Художественный музей


Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Поездки по России

Израиль

Яндекс.Метрика