Крым и не толькоПутешествие из прошлого века |
|
1 – 17 июля 1999 г. Маршрут туда: СПб – Тула * – Нехотеевка/Гоптовка – Саки – Евпатория Радиальные поездки из Евпатории: Бахчисарай – Чуфут-Кале, Севастополь (Херсонес-Таврический) – Ялта, Тарханкут Маршрут обратно: Евпатория – Нехотеевка/Гоптовка – Орел * – Мценск – Спасское Лутовиново – Ясная Поляна – Москва – СПб * – звездочкой отмечены места ночевок Экипажи и машины:
Продолжительность: 17 дней Предисловие Неожиданно О караванах-1 Будучи по натуре интровертами, мы не особенно любим делить наше собственное пространство со случайными (и не очень) попутчиками. Возможно, это – не последняя из причин, повлиявших на нашу увлеченность автопутешествиями: в машине нет лишних людей, маршрут, остановки, привалы и осмотры достопримечательностей вызваны исключительно нашими желаниями и нет необходимости согласовывать их с кем бы то ни было. У нас почти всегда есть возможность начать и закончить путешествие именно тогда, когда мы того хотим, и не надо смотреть на даты в путевке, спешить на самолет или поезд, оглядываться на попутчиков. Но в том году что-то произошло с нами... К лету 1999 года мы уже накопили кое-какой опыт автопутешествий: пересекли с востока на запад Болгарию на арендованной машине; успели покататься по окрестностям Петербурга, съездили в Псковские Печоры, Карелию, Новгород и чувствовали гордость за первое действительно большое путешествие нашей семьи – из Петербурга в Анапу, а оттуда на пароме через Керченский пролив в Крым. На вечеринках, рассказывая о своих поездках, поочередно подбиваем друзей прокатиться с нами. Первый опыт совместного автопробега на двух машинах по Золотому кольцу с семьей моей сестры получается нескучным, и вот однажды мы предлагаем новой паре вместе ехать в Крым. Расчет наш прост: Валя на досуге ремонтирует машины, и невесть откуда появившаяся боязнь поломки одиннадцатилетней "семерки" подталкивает меня к идее иметь при себе "походного автомастера". Предложение неожиданно получает поддержку, и мы собираемся в отпуск. Дорога туда Выехали из Петербурга в 6 утра. Первый привал – на границе Ленинградской и Новгородской областей. В дальнейшем привалы стали дольше и приходилось их делать чаще – типичная проблема каравана и езды с маленькими детьми. Второй привал – на реке Тверце, чуть не доезжая до Твери. Экипаж №2 пытается учинить купание и пикник. До сих пор не понимаю, зачем, если впереди море, а здесь мы расположились чуть ли не у стройки нового моста. На МКАД водитель нашей машины промахнулся: пришлось переться по "большому" кругу через МКАД-Север. Слава Богу, потеряли не так уж много времени – все ж кольцевая, всяк по кругу ехать. На съезде на М-2 снова промашка... Да что ж такое! По инициативе водителя второго экипажа пятимся задом (знаем-знаем, движение по магистралям задним ходом запрещено). В Тулу приехали в 8 вечера. Планы с посещением местного кремля нарушены. Останавливаемся на ночлег в гостинице "Тула". Мы присмотрели это местечко во время прошлогоднего путешествия в Анапу, поэтому идем по проторенной дорожке. Гостиница "Тула" Второй день. Утро началось со штрафа – остановились уточнить дорогу в небольшом городишке Щекино – прямо под запрещающим знаком. Гаишники не дремлют! Неприятно-с... Выезжаем на трассу М2. Я иду первым, вторая машина болтается достаточно далеко – очень много внимания уходит на зеркало заднего вида. Валя почему-то категорически отказывается включать ближний свет. Ясно – автомастер бережет генератор. И экономит топливо, держа скорость в 80 км/ч на пятой передаче... Где-то под Фатежом вторая машина останавливается с "аварийкой" – сломался бензонасос. О караванах-2 %#**@**#%!!! [Censored] М-да, идея ехать с автомастером оказалась не самой удачной – я-то как раз знаю, что починиться в пути вряд ли смогу сам, поэтому готовлю машину явно лучше. Впрочем, бензонасос может накрыться у кого угодно когда угодно... Валя возится под капотом, я бессилен ему помочь и хожу-обнимаю верстовые столбы. В итоге на нашей машине смотались в Фатеж, купили новый бензонасос, вернулись – и через некоторое время мы снова в пути. Вот она, прелесть каравана (впрочем, пока непонятно, для кого). Едем в Нехотеевку, к украинской границе. Приключения "чайников" К границе подъезжаем к 6 вечера. Но вместо того, чтобы сходу пересечь ее, зачем-то устраиваем ненужный привал у озера – второй экипаж опять рвется купаться. Стараясь не терять время, расспрашиваем псковича, возвращающегося с Украины, об особенностях пересечения границы. Пскович любезно предупреждает о разводе с необязательной страховкой. Купание, наконец, заканчивается, едем в Нехотеевку. Русскую границу проходим с одним вопросом: есть ли у нас знак RUS? Знак есть, шлагбаум поднят. Въезжаем на украинскую территорию, благополучно попадаем на пересменку – экологи отдыхают. Пытаюсь найти бланки деклараций – никто их не дает. Второй экипаж не поддерживает взыгравшую во мне жабу – мы регистрируемся у брокеров, заплатив за эту плевую процедуру 2 доллара с машины. Зачем-то покупаем страховку гражданской ответственности, хотя знаем, что она необязательна. Типа, на всякий случай, хотя до сих пор сомневаюсь, что она будет работать "случись что". На харьковской объездной мойщику помогает гаишник (или кто-то на него очень похожий): "Обязательная санитарная обработка иностранных машин по решению харьковской администрации". За наш счет, разумеется. Нас загоняют в ангар. Здесь же оказывается машина с московскими номерами. Ее водитель подчиняется требованиям гаишника, заезжает в ангар, но, не останавливаясь, проезжает мойку насквозь. Следуем его примеру. Нам никто особо и не препятствует. Хоть чуть-чуть удалось сэкономить. Спасибо москвичам за добрую науку! Темнеет. Решаем ехать в ночь – уж больно достала всякая дорожная шушера, стремящаяся выцыганить деньги. Каким-то образом замечаем знак на Симферополь, едем туда. Как выяснилось уже значительно позже, мы попали на "старую бетонку", совершенно пустынную заброшенную дорогу, которую строили как автомагистраль, но так и не достроили. Похоже, кончился асфальт! Дорога так и осталась бетонкой – с раздельными полосами для встречного транспорта, отбойниками, указателями на зеленом фоне... и случайными выбоинами на стыках плит, порой значительными. В один из таких я и влетел в темноте. Погнул диск. Спасла камерная резина. Утро застало нас перед въездом в Крым. Экипаж №2 зачем-то настаивает на очередном привале. Стоим у обочины, поглощаем шелковицу. Даем проснуться экологам, страховщикам и прочим мздоимцам. Они-то и встречают нас на въезде в Крым. Прямо перед постом ГАИ нас останавливает
человек с жезлом. Нам впаривают "курортный
сбор". Присмотревшись к квитанции,
понимаем, что это никакой не сбор, а страховка Возвращаемся к окошку, пытаясь учинить скандал. Разумеется, тщетно! 100 рублей остаются у нечистоплотных страховщиков. Раздосадованные, едем в Симферополь. По дороге нарываемся на штраф за нарушение рядности. Как-то неласково встречает нас Крым! Из Симферополя едем в Саки. Там долго и безуспешно ищем друзей второго экипажа, и, потеряв полдня на бесплодные поиски, расстаемся с нашими спутниками: они ищут "домик в деревне", нам же, предпочитающим близость к цивилизации, нужна городская квартира. Едем в Евпаторию. После бессонного перегона у нас на уме только одно – поскорее куда-нибудь бросить кости. Евпатория Подъезжаем к вокзалу – машину чуть ли не на руках относят страждущие сдать жилье. С трудом отбиваясь от арендодателей, подбираем достаточно сносный вариант. Далековато от моря, но нам все равно – купаться ездим в Молочное: там тихо, пустынно и чисто. Стандартные пляжные развлечения были совмещены с прогулками по старому городу. Осмотрели караимские Кенассы, собор Св. Николая, мечеть Джума-джами, стену древней Керкинитиды, краеведческий музей и прочая и прочая. Подробно евпаторийские достопримечательности описаны нами в отчетах о более поздних путешествиях, так что сейчас – лишь несколько фоток: У здания краеведческого музея на Дувановской улице. Остатки крепостной стены древнегреческой колонии Каркинитиды Разумеется, мы не забываем и о детских развлечениях, целительном воздействии моря и прочих удовольствиях :-) Прочие удовольствия часто заканчиваются долгими посиделками в ресторанах. Сын не теряется – он устраивает себе ложе на стульях и, пока родители предаются отпускному беспределу, спит богатырским сном под грохочущую музыку. Марина с прадедом Андреем (со своим прадедом, если кто не понял). Каждый день гуляя вдоль моря (а зачастую еще и купаясь), старик дожил до глубоких седин и увидел не только своих правнуков, но и пра-правнуков. Отошел он в мир иной уже после своего столетия. Пра-правнук :-) Родственники. Молодое поколение Как догадался проницательный читатель, в Евпатории живут родственники Штурмана. Ни в коем случае не злоупотребляя их гостеприимством, мы тем не менее проводим несколько совместных вылазок. Бахчисарай – Чуфут-Кале С прошлого посещения Крыма у нас осталось невыполненное дело: возвращаясь из Анапы с опустошенными банковским кризисом 1998 года карманами, мы наивно рассчитывали снять наличные с карточки в Симферополе. Ну как же, столица Крыма, здесь же должны работать банкоматы! – думали мы. Ничего подобного, наличные нам там снять не удалось, и мы почти без денег оказались в Бахчисарае (кеш кешем, а культурную программу никто не отменял). Здесь у нас кончилась фотопленка. Российскую мелочь в кассе принимать отказались (что неудивительно). Поэтому мы уехали из Бахчисарая без единой фотографии, и теперь считаем своим долгом наверстать упущенное. От Евпатории до Бахчисарая 100 км, ехать 1 час 30 мин Ханский дворец Первым делом наряжаем сына крымским ханом – надо же прилично отфотосесситься!
Впрочем, петь такие песни про царя нам не позволено... Зато дозволено немного походить по дворцу крымского хана. Поудивлялись, как древним зодчим удавалось строить такие хоромы, где даже в знойный день сохраняется прохлада? Ну и конечно же, мы не удержались, чтобы с помощью служительницы не запечатлеть себя на фоне фонтана, знаменитого прежде всего тем, что он упоминается в творчестве гения русской поэзии. Фрагмент цитируем:
А сам фонтан вряд ли способен произвести впечатление вне контекста. Чуфут-Кале В паре-тройке километров от дворца находится пещерный город Чуфут-Кале. Перепарковав машину, идем мимо Успенского монастыря. Он закрыт на реконструкцию. На улице мужик-с-флейтой пытается изобразить что-то массовое и современное. Просим его сыграть "Менестреля на галерее". "Конечно, – отвечает тот, – Ян Андерсон – мой учитель!" Охотно верим-с... Ученик, правда, оказался нерадивым и ничего из Jethro Tull сыграть не смог. Jethro Tull – Aqualung Мы же продолжаем восхождение к пещерному городу. Это определение, впрочем, совсем не отражает истинное его происхождение, и некоторые ученые даже предлагают от него отказаться. Дело в том, что существовавшие в таких городах наземные постройки разрушились. Сохранились лишь пещеры и подвалы, особенно эффектно выглядящие на фоне руин. Они-то и дали жизнь термину "пещерные города". Укрепление на месте Чуфут-Кале возникло в византийскую эпоху для защиты дальних подступов к Херсонесу Таврическому. В средние века город непродолжительное время был столицей Крымского ханства, но затем ханы спустились с горы вниз, туда, где сейчас находится Бахчисарай. А здесь стали селиться караимы и кыпчаки, народы, исповедующие иудаизм. Местность получила свое нынешнее название – Чуфут-Кале, что значит "иудейская крепость". Вдоволь нагулявшись по пещерам древнего города, спускаемся к машине. Едем домой. Севастополь Следующую вылазку совершаем в Севастополь. От Евпатории до Севастополя 120 км, 2 часа с гаком ходу Для знакомства с городом выбираем самую историческую его часть – Херсонес Таврический, руины древнегреческого поселения у нынешней Карантинной бухты. Херсонес Таврический Ретроспективно оглядываясь назад, вынуждены признать, что нашего бэкграунда на тот момент было явно недостаточно, чтобы прочувствовать, проникнуться, осознать и впечатлиться. А может быть, время уже сгладило остроту тех ощущений – за 20 следующих лет видели мы руины и покруче... Впрочем, о сакральности этого места в последние годы было сказано слишком многое, и добавить нам нечего. Ограничимся беглым осмотром. Базилика 1935 года названа так по времени ее обнаружения. На заднем плане вовсю идет восстановление Владимирского собора. "Туманный колокол" из разрушенного Владимирского собора использовался для ориентирования кораблей в долокационную эпоху. Он же служил границей между Полем чудес и Страной дураков в известном фильме из нашего детства. Кадр из фильма "Приключения Буратино" После древнегреческих развалин мы немного погуляли по Севастополю, попытались попасть в музей-аквариум (но там была приличная очередь), а затем, видимо, не сочтя культурную программу завершенной, зачем-то поехали в Ялту. Наверное, чтобы в очередной раз убедиться в том, что сфотографировать Ласточкино гнездо без мощного объектива не выйдет. Отобедав в ялтинском "Макдональдсе", возвращаемся в Евпаторию. Тарханкут На западный мыс полуострова мы поехали в расширенном составе, с нашими евпаторийскими родственниками-друзьями. Экипировавшись палатками, мангалами и прихватив с собой дрова (с ними в степном Крыму могут быть проблемы), мы на ночь глядя выезжаем из Евпатории по направлению к Черноморскому. После Черноморского дорога превратилась в степную грунтовку. Особенно впечатлили овраги Тарханкута, когда рев двигателя идущей под 60-градусным уклоном машины глушит все живое, а пассажиры визжат от страха! И вековая пыль Тарханкута плотным слоем застилает торпеду, набивается в рот, глаза и уши и напрочь закрывает обзор дороги, клубясь из-под колес впереди идущей машины! И камни... Камни окружают автомобилиста, норовя пробить защиту картера, брызговики и даже залезть в выхлопную трубу. Этими камнями на крутых склонах Тарханкута туристы выкладывают свои имена и имена тех, с кем делили они твердое ложе скромной двухместной палатки... "Здесь были Киса и Ося," – стремятся донести до вас эту нехитрую мысль люди, чьи оголенные спины сожжены лучами палящего солнца и босые ноги разбиты камнями, которыми выложены узкие полоски пляжей... Должно быть, точно также подставляли свои спины солнцу гребцы на хрупких суденышках бесстрашных древнегреческих купцов, тщетно ищущих убежища в коварных бухтах Тарханкута... Где они теперь? Лишь сети, одиноко стоящие на треногах посреди моря, оставили нам в память о способе, которым древние рыбаки вылавливали рыбу. Наконец, место выбрано, палатки расставлены, мангал разожжен, напитки извлечены из недр багажника. Романтика, блин! Таким ли был я, расцветая? Скажи, фонтан Бахчисарая! 20 лет спустя
_________________
Дорога домой Объединившись накануне с нашими друзьями, в обратный путь опять-таки выехали в ночь. В Крыму неожиданно полыхнул топливный кризис – нигде нет бензина. Впрочем, наличие второй машины добавляло уверенности в собственных силах – наверняка у одного из нас в баке будет достаточно, чтобы в случае чего дотащить спутника до заправки. Наконец, заправились. С экипажем №2 расстались перед Запорожьем – друзья продолжают отпуск на родине водителя. Только обрадовавшись свободе, мы тут же нарвались на эколога. Зачем-то расстались с 10 гривнами за экологический талон. Граница в Гоптовке/Нехотеевке На выезде украинцы попытались содрать 10 долларов какого-то очередного побора. Отбрехались. Застряли в пробке, устроенной хамским сознанием русских водил: они бегут заполнять декларации, бросая машины где и как попало. Разгоряченный народ чуть не побил мурманчанина, перекрывшего въезд на КПП. Наконец, прорвались! Орел На орловской объездной повернули по указателям на мотель «Шипка». Оказалось – бывший "Интурист". Интересно, что интуристы могли делать в этом забытом богом захолустье? Мотель «Шипка» (закрыт) Оказалось, тем не менее, недорого и вполне прилично. Спустились в ресторан. Сын съел свое блюдо и по привычке залег на стульях, уже зная, что родители любят допоздна засиживаться после ужина. Но сейчас был не тот случай. Пришлось будить ребенка и подниматься в номера... Мценск Утром продолжили наш путь домой. На глаза попался указатель на Мценск. Грех было не завернуть – город на целый год старше Москвы! На въезде – скульптура с изображением русских витязей. Очень много церквей. Решили заехать как-нибудь. Это удалось сделать через 10 лет... Спасское-Лутовиново После Мценска – усадьба Тургенева. Нам, любителям русской литературы, проигнорировать такое местечко просто невозможно. Поворачиваем по указателю. Музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» В дом писателя можно попасть только с экскурсией. – А когда она? – А вот сейчас... на английском! Парадокс – в России, в усадьбе знаменитого русского писателя, слушать экскурсию на иностранном языке! Да еще и фотографировать нельзя... Одно расстройство! Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого Пытаемся найти утешение в Ясной Поляне. Приезжаем к закрытию. Касса находится у ворот усадьбы. Пытаемся купить билеты.
Бодрым шагом доходим до усадебного дома. Он работает. Требуют билеты. Объясняем ситуацию. Попрепиравшись немного, нас все же пускают (без билетов!) и быстро-быстро, минут за 10, проводят экскурсию. Запомнился диван, на котором родился Лев Николаевич... Сумбурно, спутанно, нервно. Мы так не любим. В поисках утешения гуляем по парку, доходим до могилы писателя. Этот лишенный каких-либо украшений холм наводит на мысли о вечном, примиряя с действительностью. Но осадочек остается... Едем в Москву. Москва В Москве мы оказались к полуночи. О навигаторах в ту пору мы слыхом не слыхивали, по карте на ходу ориентироваться не так-то просто, тупо едем прямо. Запасы наличных приближаются к концу, срочно нужен банкомат. Не успев как следует распсиховаться, куда-то сворачиваем (теперь мы знаем – на Садовое кольцо!) и обнаруживаем себя у касс Аэрофлота. Там искомый банкомат, да и выбраться к Красной площади отсюда уж совсем плевое дело. Пошли дела кое-как! (с) Жаль, что отпуск кончается... Что ж, мы на Красной площади. Мечтали показать Кремль Кириллу, но тот спит себе на заднем сидении. Переглянувшись, едем в Петербург, снова в ночь. По числу ночных переездов это путешествие побило все рекорды. До сих пор благодарны Всевышнему, что добрались до дома без приключений. Чего и вам желаем! Полезные ссылки: Все путешествия на trassa.narod.ru |
© trassa.narod.ru |