МоскваБородинская панорама |
|
Сентябрь 2006 г. / Февраль 2007 г. Воспитание патриотизма Патриотизм – слово-то какое! Пафосное, застрявшее на языке там, где рецепторы сладкого вкуса от приторности морщат гримасу отторжения. Почему так? Ведь в основе его – греческое слово "родина, отечество". И любовь к ней зазорной быть не может! Вот только слово "патриотизм" звучало еще недавно в нашей речи так часто, и значило оно так мало, что сегодня приходится делать оговорку, что именно имеется в виду. Так происходит всегда, когда какая-то группка (часть, "партия" по-латыни) людей объявляет свои интересы значимыми для всей страны, но далеко не для каждого из ее жителей. С такими мыслями мы привели своих детей посмотреть на Бородинскую панораму. Наш субботний поход сюда был не случаен – на следующий день мы хотели посетить реконструкцию исторического сражения, что устраивается каждое первое воскресенье сентября на Бородинском поле, и сочли уместным предварить "живую" битву ее художественным воплощением. Памятник Кутузову На Кутузовском проспекте, рядом с триумфальной аркой, прямо перед зданием панорамы, стоит памятник полководцу. На постаменте надпись: Михаилу Илларионовичу Кутузову, Поставлен он в 1973 году, когда советская скульптура ушла в далекие дебри монументализма и никак не могла оттуда выбраться. Несмотря на это, памятник – удачный. Обилие скульптуры со всех сторон пьедестала (выдающего, впрочем, своей прямолинейностью советское происхождение монумента) заставляет вспомнить о памятнике Екатерине II в Петербурге и 1000-летию Руси в Новгороде. Не обошлось, впрочем, и без иерархии: первая скульптурная группа называется "Солдаты". Их поместили по правую руку конного полководца. Позади Кутузова – группа "Партизаны". Логично, – их место всегда было в тылу. Внезапно нападали они на врага из засады. Генералитету досталось место по левую руку полководца. Очевидно, их подвело непролетарское происхождение. Все фигуры поименованы. Вокруг памятника можно ходить достаточно долго, рассматривая детали. Но дети тянут нас в музей. Бородинская панорама Изначально музей должен был расположиться возле храма Христа-Спасителя, там планировалось создать целый мемориальный комплекс, посвященный победе России в Отечественной войне 1812 года. Однако, как было в свое время замечено неким Мерфи, "нам всегда не хватает либо времени, либо денег". Именно по этим причинам строительство деревянного павильона началось на Чистых прудах. Первая мировая война не дала возможности воплотить первоначальный замысел, а дальнейшие события поставили на идее окончательный крест. Весной 1918 года здание панорамы пришло в полную негодность. Полотно сняли, свернули, и тридцать лет оно пролежало в таком состоянии. Лишь после Великой Отечественной войны, на подъеме истинного патриотизма, власти вспомнили, наконец, о подвиге русского народа в 1812 году. Нам всем повезло – несмотря на ужасающее состояние, реставраторам удалось спасти полотно. Храма Христа-Спасителя к тому времени уже не существовало. Надо было подбирать новое место для панорамы. Его нашли на Кутузовском проспекте, у подножия Поклонной горы, там, где когда-то была деревня Фили. Здесь, в избе крестьянина Фролова, после Бородинского сражения М.И. Кутузов собрал Военный совет. Здесь и открылось новое здание музея. На первом этаже – картины, портреты полководцев, манекены в мундирах русской и французской армии и прочие реликвии. Александр I, российский император Полководцы русской армии: грузин Багратион и шотландец Барклай-де-Толли. Петр Витгенштейн, командующий 1-м пехотным корпусом, «спаситель Петербурга». * * * Поднимаемся на второй этаж. Огромное полотно натянуто по кругу. На переднем плане, в пространстве, отделяющем картину от зрителя, настоящие предметы – чугунки, пушки, заборы и тлеющие бревна деревенских домов. Сын шепчет: "Здорово! Даже не понять, где настоящие, а где нарисованные предметы!" Действительно, поразительно! Автором панорамы был русский художник французского происхождения, Франц Алексеевич Рубо. Его кисти принадлежит ныне утраченная панорама "Штурм аула Ахульго" и "Оборона Севастополя" (осмотрели ее во время нашей последней поездки в Крым). Судьба панорамы оказалась не из легких. Такой же была и судьба Франца Рубо – через сто лет после столь тщательно изображенного им события, в 1912 году он уехал в Германию, где и жил почти в полном забвении, не имея каких-либо значительных заказов. Умер в Мюнхене в 1928 году. Но труд художника не пропал даром... Из динамиков доносится речь диктора: "Панорама изображает расстановку сил русских и французских войск в полдень, когда начались кавалерийские атаки наполеоновской конницы. Основные действия в это время разворачивались в районе деревни Семеновское". Первоначальный замысел панорамы предполагал изображение двух основных эпизодов сражения: бой на Багратионовых флешах и схватку за батарею Раевского. Именно тогда и проявились истинные качества русской армии – стойкость, самоотверженность и желание отстоять свою землю. Но неожиданно, когда эскиз был уже готов, Николай II требует изменить сюжет: то ли сыграли свою роль внешнеполитические расчеты России, то ли еще что-то – но основным событием композиции становится атака французской кавалерии у деревни Семеновское.
Мы делаем несколько кругов по смотровой площадке, рассматривая детали сражения. Дети – в восторге. Мы даже не ожидали такой их реакции на художественное произведение. Наверное, с этих впечатлений и начинается любовь к родине – тот самый патриотизм, о котором я столь витиевато распространялся в начале своего рассказа. * * * Что ж, пора домой – завтра нас ждет реконструкция этой битвы уже в самом Бородино. Впрочем, дабы завершить тему, добавим несколько фотографий из зимней прогулки по "кутузовским" местам Москвы. ФилиИтак, место для панорамы было выбрано на месте бывшего села Фили, от которой сохранился макет избы крестьянина Фролова... Здесь 1 (13) сентября 1812 г. состоялся военный совет для решения вопроса: дать ли сражение под Москвой или оставить город без боя. Выслушав различные мнения генералов, Кутузов, исходя из того что армия была ослаблена в Бородинском сражении, а выбранная Беннигсеном позиция под Москвой оказалась неудачной, принял решение: не давая сражения, оставить Москву (ибо, по его словам, «с потерянием Москвы не потеряна еще Россия»), чтобы сохранить армию для продолжения войны и сблизиться с подходящими резервами. А.Д. Кившенко "Военный совет в Филях" Изба крестьянина Фролова, где происходил совет, на самом деле выглядела несколько иначе. А.К. Саврасов «Кутузовская изба в Филях» Верстовой столб со старой Смоленской дороги В 1912 году в память генерал-фельдмаршала Голенищева-Кутузова рядом со знаменитой избой была поставлена часовня архистратига Михаила. * * * Карта-схема кутузовских мест Москвы Троицкая церковь на Воробьевых горахЕще одно место, логически связанное с событиями сентября 1812 года, находится относительно недалеко от Филей. Сегодня, впрочем, из-за особенностей транспортной инфраструктуры добраться от Филей до Воробьевых гор не так-то просто, несмотря на то, что между ними лишь несколько километров. В те же времена они не были разделены железной дорогой, и ничего удивительного в их связи нет. Перед советом в Филях здесь молился Кутузов. Сама же Троицкая церковь была построена накануне Отечественной войны 1812 года. Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах Интересно, что советский запрет колокольного звона по всей Москве не коснулся этой церкви, поскольку она в то время находилась за городской чертой. Храм этот никогда не закрывался. Росписи на стенах * * * Трамплин на Воробьевых горах Вид на Москву с Воробьевых гор Открытка «Наполеон на Воробьевых горах» Сказывают, что отсюда Наполеон наблюдал за пожаром Москвы. Впрочем, эта легенда относится ко всем вызвышенностям, сохранившимся с тех времен... В. Верещагин «В Кремле – пожар!» Утром 3 сентября Наполеон под звуки «Марсельезы» занял Кремль. Историки утверждают, что со смотровой площадки на Боровицком холме он мог наблюдать горящий Китай-город. Ночью поднялся сильный ветер, и огонь распространился по всему городу. Пожар длился около недели.
Виктор Мазуровский "Пожар Москвы в момент отступления армии Наполеона" Наполеон, спасаясь из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату, заблудился там и, еле уйдя от пожара, выбрался к селу Хорошёву. Его волосы были опалены, платье сожжено во многих местах, обожжены руки, прожжены сапоги. Переправившись через Москву-реку по плавучему мосту, мимо Ваганьковского кладбища, он дошёл к вечеру до Петровского дворца. В этом дворце, расположенном тогда за городом, французский император находился три дня... О Петровском дворце, впрочем, поговорим в другой раз... Реконструкция Бородинского сражения Церковь Покрова Богородицы в Филях Андреевский монастырь и прогулка по Воробьевым горам Красная площадь. Снос башни и вынос тела Москва, Подмосковье и однодневные поездки вокруг Все путешествия на сайте trassa.narod.ru |
© trassa.narod.ru |