МоскваАндроников монастырь |
|
Июль 2007 г. Сегодня на очереди Андроников монастырь, что на левом берегу Яузы. От метро "Площадь Ильича" по улице Сергия Радонежского (как же здесь смешалась коммунистическая и православная топонимика!) идем к Андроньевской площади. Андроньевская площадьОдин из домов на Андроньевской площади Юго-западная башня монастыря. На дальнем плане – церковь Михаила Архангела.Святые ворота Входим в монастырь. Он носит имя основателя, одного из учеников преподобного Сергия Радонежского, Андрони́ка. Однако место это так тесно связано с жизнью знаменитого иконописца Андрея Рублёва, что, пожалуй, начнем с его биографии. Творчество Рублева приходится на период правления московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Благодаря его мудрой политике московское княжество в течение 35 лет не ощущало каких-то существенных потрясений. В это время Москва лишь однажды, в 1408 году, подверглась нашествию Орды, причем татары так и не смогли взять город. Ничего удивительного, что в Москве начался подъем культуры и искусства. Сведения о жизни Андрея Рублева крайне скудны. Первое упоминание о нем в летописи появляется в 1405 году, когда вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем Андрей Рублёв расписывает Благовещенский собор Московского кремля. В перечне мастеров его имя стоит последним, то есть Рублев был младшим «сотрудником». Считается, что учил Андрея Феофан Грек. Проходит всего три года, и у самого Андрея появляются ученики и помощники. Летопись упоминает его в 1408 году при создании росписи в Успенском соборе Владимира. К тому времени у Рублева уже сформировался свой индивидуальный стиль. В 1420-х годах он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Свою последнюю известную по летописям работу Рублев выполнил в Андрониковом монастыре, создав фрески Спасского собора. Здесь же художник и скончался в октябре 1428 года, во время морового поветрия... Спасский собор,древнейший православный храм Москвы за пределами Кремля (1425–1427) Церковь Архангела Михаила, московское барокко (1694–1739) Существует легенда о том, что в 1947 году знаменитый московский реставратор Петр Барановский нашел надгробную плиту Андрея Рублева: он увидел, как рабочие достали разломленную плиту, и попытался ее зарисовать, однако уже сгустились сумерки... Когда Барановский пришел на следующий день, оказалось, что плиту уже пустили на щебень. Сейчас понятно, что история обретения могилы великого русского художника была абсолютной мистификацией, так называемой «ложью во спасение». Дело в том, что в конце 1940-х решалась судьба Спасо-Андроникова монастыря, и возникла "замечательная" идея снести собор... Существовала, впрочем, и вторая возможность – монастырь могли преобразовать в музей древнерусского искусства. Чаши весов колебались... И вот появилась «сенсация». Сторонники музея во власти получили важный дополнительный аргумент, перевесивший в конечном счете идею уничтожения монастыря. В результате в Спасо-Андрониковом монастыре был создан заповедник, впоследствии преобразованный в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Как видно, на территории монастыря сохранилось не так много построек. Помимо Спасского собора и церкви Архангела Михаила до наших дней дожили стены с башнями, трапезная, настоятельские покои, братский корпус, духовное училище... Справочники настаивают на том, что сохранилась усыпальница Лопухиных – при том, что монастырское кладбище было уничтожено в советское время. Однако ни на плане, ни на местности каких-либо некрополей не обнаружено. А ведь когда-то в монастыре находились могилы самых знатных российских фамилий: Голицыных, Головиных, Юсуповых, Толстых, Салтыковых, Нарышкиных. Остается только догадываться, сколь богат был этот некрополь и какими произведениями искусства могли быть надгробия. К концу XIX века это кладбище насчитывало около 1000 захоронений московской знати. Потомкам остался лишь ровненький газон... Помещение трапезной и настоятельского корпуса отдано под выставки и экспозиции. Сам Спасский собор выпотрошен да брошен. От фресок Рублева остались небольшие фрагменты орнамента вокруг оконных проемов. Основное собрание музея – это, конечно же, иконы. Коллекция хронологически охватывает период от XIII до начала XX столетия. Спас Нерукотворный был особо почитаемой святыней Андроникова монастыря. Святая ТроицаК сожалению, в музее нет подлинных произведений Андрея Рублёва, они хранятся в собрании Третьяковки. Вообще, осмотр икон без соответствующей подготовки – занятие довольно утомительное. Конечно, было бы здорово, если бы на выставке можно было бы почитать что-то о канонах, чинах и прочих стандартах русско-византийской традиции, но, к сожалению, остается довольствоваться скупыми подписями под экспонатами и своими весьма скромными представлениями о прекрасном. Донская икона Божьей Матери представляет собой образ Пресвятой Богородицы с младенцем Христом на руках, который выполнен в иконографическом изводе "Елеуса" (Умиление): маленький Иисус прижимается к щеке матери. По преданию, в 1380 году князь Дмитрий Иванович молился перед такой иконой накануне Куликовского сражения, отсюда и название. Богоматерь Одигитрия Смоленская На иконах этого типа Богоматерь предстает путеводительницей (Одигитрия» по-гречески) к Богу и вечному спасению. Она указывает на Христа, восседающего на ее руке. Святитель Николай * * * Вид на монастырь со стороны Андроньевской набережной Железнодорожный мост через Яузу
Другие монастыри Москвы и Подмосковья: Троицко-Мариинский монастырь в Егорьевске. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Знаменский монастырь на Варварке. Еще о путешествиях: Москва, Подмосковье и однодневные поездки вокруг. Все путешествия на сайте trassa.narod.ru. |
© trassa.narod.ru |